Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Театр
  3. Рабочая программа кружка "Театр"

Рабочая программа кружка "Театр"

Рабочая программа поможет педагогам организовать работу в своих образовательных организациях. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Программа «Театр» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Предметы

Театр

Категория

Театр
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Департамент образования

Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 72

Принято Утверждаю:

решением Педагогического совета Директор МБОУ СОШ №72

МБОУ СОШ № 72 _____________ С.Л. Волкова

Протокол № _____ Приказ № _______ от “ ____ “ _____________ 2023 г. от “ ____” ____________ 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Театр»

Возраст обучающихся: 9-11 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Догадаева А.А.,

учитель начальных классов

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание

  1. Основные характеристики дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ……………………………………….. 3

    1. Пояснительная записка …………………………………………. 3

    2. Цель, задачи программы ………………………………………… 5

    3. Содержание программы …………………………………………. 6

Учебный план ……………………………………………………...6

Содержание учебного плана …………………………………… 10

    1. Планируемые результаты …………………………………………12

  1. Организационно - педагогические условия реализации программы.12

    1. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение ………………………………………………………. 13

    2. Формы аттестации ……………………………………………... 13

    3. Оценочные материалы …………………………………………… 14

    4. Методическое обеспечение ……………………………………… 14

    5. Список литературы ……………………………………………… 14

Приложение

Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Журналистика для начинающих» на 2022-2023 учебный год ………….…………………………………………………… 16

Основные характеристики дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Программа «Театр» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному

развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Отличительные особенности программы. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в начальной школе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.

Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в

любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

Театральное искусство (театрализация):

- способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, то есть помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, целеустремлённость, волю, терпение и другие качества, которые необходимы для успешного взаимодействия с социальной средой;

- пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать более осмысленно и с удовольствием;

- активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать, словом всё то, что связано с игрой в театре.

Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте.

Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.

Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 года № 304 «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

по вопросам воспитания обучающихся (вступил в силу 01.09.2020 года) определена система организации воспитательной работы в сфере образования,

скорректирован понятийный аппарат, указанный в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Так же закреплена норма, согласно которой воспитание обучающихся

при освоении ими основных общеобразовательных программ в организациях,

осуществляющих образовательную деятельность, реализуется на основе включенных в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и

утвержденных с учетом включенных в примерные образовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

Программа кружка составлена на основе:

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна), М.: Баласс, 2008);

- образовательной программы «Основы театрального искусства» похмельных А.А. (ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 9-10 лет, разного пола, с любой степенью

предварительной подготовки и разным физическим здоровьем.

Направленность (профиль) программы – Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр» имеет художественную направленность.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р

  • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).

  • Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021

  • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.

  • Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)

· Устав МБОУ СОШ № 72.

1.2 Цель, задачи программы

Основнойцелью данной программы является:Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

Образовательные

1.Знакомство детей с различными видами театра.

2.Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3.Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

4.Развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников.

5.Через театр прививать интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней.

6.Формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

Развивающие:

1. Прививать любовь к сценическому искусству.

2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами.

5. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со

сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими

действиями.

6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать

дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

7. Учить действовать на сценической площадке естественно.

1.3. Содержание программы

Основные формы и методы

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление,

самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно

размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;

запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое

внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию,

воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком

произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно - эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на

развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую

дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,

творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,

подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;

тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться

интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными

понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства

(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы

актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными

видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских текстах и включает в

себя знакомство с пьесой, сказкой, стихотворением.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки

действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в

отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение

пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные

состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,

презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас,

образный строй речи.

Отличительными особенностями и новизной программыявляется:

-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное

искусство);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на

творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений,

раскрепощение личности.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • Игра;

  • беседа;

  • иллюстрирование;

  • изучение основ сценического мастерства;

  • мастерская образа;

  • мастерская костюма, декораций;

  • инсценирование прочитанного произведения;

  • постановка спектакля;

  • посещение спектакля;

  • работа в малых группах;

  • актёрский тренинг;

  • экскурсия;

  • выступление.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика – обязательное условие успеха

выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет

реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую

знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у

школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Учебный план

п\п

Название темы

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

Раздел 1 «Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет

1.

Слушание, чтение и рассказывание сказок.

1

1

2

Педагогическое наблюдение.

2.

Виды говорения: диалог и монолог.

1

1

2

Самоконтроль. Педагогическое наблюдение. Творческая работа.

3

Мимика и жесты. Сценки без слов.

1

1

2

Педагогическое наблюдение. Творческая работа.

4

Понятие «общение», говорить и слушать.

1

1

2

Педагогическое наблюдение.

5

Речевой этикет в различных ситуациях.

1

1

2

Самоконтроль. Творческая работа.

6

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

1

1

2

Педагогическое наблюдение.

7

Логика речи. Составление коротких рассказов.

1

1

2

Самоконтроль. Творческая работа.

8

Стихи. Подбор простейших рифм.

1

1

2

Педагогическое наблюдение. Творческая работа.

9

Сочинение небольших сказок и рассказов.

1

1

2

Педагогическое наблюдение. Творческая работа.

10

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

1

1

2

Самоконтроль. Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

11

Игры со словами.

1

1

2

Педагогическое наблюдение

12

Интонация речи. Выражение основных чувств.

1

1

2

Самоконтроль. Творческая работа.

12

12

24

Раздел 2 Сценические действия и театральные игры

13

Групповые сюжетно-ролевые игры.

1

1

2

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

14

Элементы сценического действия.

1

1

2

Творческая работа.

Педагогическое наблюдение.

15

Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.

1

1

2

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

16

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

1

1

2

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

17

Умение ориентироваться и размещаться на сцене.

1

1

2

Педагогическое наблюдение.

18

Построение диалога с напарником по заданной теме.

1

1

2

Педагогическое наблюдение.

19

Как заучить роль своего героя.

1

1

2

Педагогическое наблюдение. Творческая работа.

20

Отработка дикции и чёткого произношения слов.

1

1

2

Педагогическое наблюдение. Творческая работа.

21

Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.

1

1

2

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

22

Создание образов с помощью выразительных движений

1

1

2

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

10

10

20

Раздел 3 Основы театральной культуры

23

Что такое театр. Виды театров.

1

0

1

Педагогическое наблюдение.

24

Рождение театра в России. Искусство скоморохов.

1

0

1

Педагогическое наблюдение.

25

Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.

1

0

1

Педагогическое наблюдение.

26

Посещение кукольного театра.

0

1

1

Самоконтроль

27

Театральные профессии. Игра актёров.

1

0

1

Педагогическое наблюдение.

28

Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.

1

1

2

Самоконтроль

29

Театральная афиша, театральная программка.

1

0

1

Педагогическое наблюдение.

30

Виды театрального искусства.

1

0

1

Педагогическое наблюдение.

31

Спектакль – результат творческого труда многих людей.

1

1

2

Самоконтроль

8

3

11

Раздел 4 «Мы –актёры» - постановка спектаклей

32

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

1

1

2

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

33

Работа над отдельными эпизодами.

0

1

1

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

34

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

0

1

1

Самоконтроль.

Творческая работа.

35

Выбор и распределение ролей.

0

1

1

Самоконтроль.

Творческая работа.

36

Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

0

1

1

Самоконтроль.

Творческая работа.

37

Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.

0

2

2

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

38

Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

1

1

2

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

39

Генеральные репетиции всей пьесы.

0

2

2

Творческая работа.

Самоконтроль.

40

Показ спектакля зрителям.

0

1

1

Творческая работа.

Самоконтроль.

2

11

13

Итого

32

36

68

Содержание учебного плана

Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу

расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному.

В программу кружка «Театр» включено инсценирование

произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение». Изучение

данного курса позволит детям получить общее представление о театре,

овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры,

получить опыт выступать в роли режиссёра, актёра, научиться выражать свои

впечатления в форме рисунка.

Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических

линейках, участие в классных часах, постановка и инсценирование сказок и

сценок из жизни школы.

Разделы программы:

  • «Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет.

  • Сценические действия и театральные игры.

  • Основы театральной культуры.

  • «Мы – актёры» - постановка спектаклей.

Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается

завершающим занятием, которое носит характер практической реализации

полученных в течение года знаний и умений.

Каждый раздел программы включает в себя 8 занятий и образно

делиться на три творческих периода:

1. «Подготовительный»

2. «Репетиционный»

3. «Сценический»

Содержание программы

Занятия проводятся 2 часа в неделю, 68 часа в год.

Раздел 1 «В начале было Слово…». Культура и техника речи (23 часа):

  • Слушание, чтение и рассказывание сказок.

  • Виды говорения: диалог и монолог.

  • Мимика и жесты. Сценки без слов.

  • Понятие «общение», говорить и слушать.

  • Речевой этикет в различных ситуациях.

  • Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

  • Логика речи. Составление коротких рассказов.

  • Стихи. Подбор простейших рифм.

  • Сочинение небольших сказок и рассказов.

  • Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

  • Игры со словами.

  • Интонация речи. Выражение основных чувств.

Произведения для занятий:

  • Считалки

  • Скороговорки и долгоговорки

  • Русские народные басни

  • Русские народные игры

  • Сказки, присказки

  • Игры в загадки

  • Произведения С. Маршака

  • Русские народные песенки

  • Потешки, дразнилки, небылицы

Раздел 2 Сценические действия и театральные игры. (21 час)

  • Групповые сюжетно-ролевые игры.

  • Элементы сценического действия.

  • Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.

  • Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

  • Умение ориентироваться и размещаться на сцене.

  • Построение диалога с напарником по заданной теме.

  • Как заучить роль своего героя.

  • Отработка дикции и чёткого произношения слов.

  • Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.

  • Создание образов с помощью выразительных движений.

Раздел 3 Основы театральной культуры (11 часов)

  • Что такое театр. Виды театров.

  • Рождение театра в России. Искусство скоморохов.

  • Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.

  • Посещение кукольного театра.

  • Театральные профессии. Игра актёров.

  • Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.

  • Театральная афиша, театральная программка.

  • Виды театрального искусства.

  • Спектакль – результат творческого труда многих людей.

Раздел 4 «Мы –актёры» - постановка спектаклей (13 часов)

  • Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

  • Работа над отдельными эпизодами.

  • Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

  • Выбор и распределение ролей.

  • Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

  • Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.

  • Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

  • Генеральные репетиции всей пьесы.

  • Показ спектакля зрителям.

Спектакли для постановки:

  • «Репка» на новый лад»

  • «Снежная королева» (отрывок)

  • «12 месяцев» (отрывок)

  • «Красная шапочка»

  • «Золушка»(отрывок)

1.4 Планируемые результаты:

Программа «Театр» обеспечивает достижение обучающимися

личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

· целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню

развития культуры и общественной практики;

· познавательная активность в области творческой деятельности;

· потребность в самовыражении и самореализации, социальном

признании;

· индивидуально-личностные позиции.

Обучающийся получит возможность для формирования:

· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса

к обучению;

· готовности к самообразованию и самовоспитанию;

· адекватной позитивной самооценки.

Метапредметные

Обучающийся научится:

· целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование

практической задачи в познавательную;

· планировать пути достижения целей;

· осуществлять контроль по результату и способу действия;

· адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить

необходимые коррективы;

· формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её с

позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в

совместной деятельности;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;

· организовывать и планировать сотрудничество с педагогом и

сверстниками;

· основам коммуникативной рефлексии;

· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий.

Обучающийся получит возможность научиться:

· самостоятельно ставить новые цели и задачи;

· при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно

учитывать условия и средства их достижения;

Предметные

Обучающийся научится:

· понимать роль искусства в создании материальной среды обитании

человека;

· формирование у обучающихся художественного вкуса и эстетического

отношения к действительности;

· овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской

культуры;

получить опыт выступать в роли режиссёра, актёра;

научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

2. Организационно - педагогические условия реализации программы.

2.1.Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение

  • учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям, безопасная площадка на улице.

  • материал для изготовления реквизита и элементов костюмов;

  • проектор;

  • канцелярские принадлежности: белая и цветная бумага и картон; ручки, цветные карандаши, папка, для складирования дополнительного материала.

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

I

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

Список литературы, рекомендуемой для детей

1

Сборник детских скороговорок.

1

Русские народные сказки.

1

Справочная литература

1

Список литературы, рекомендуемой для педагога(прилагается)

1

Программы для внешкольных учреждений

и общеобразовательных школ.

Художественные кружки. – М.:

Просвещение, 1981.

1

II

Печатные пособия

Карточки с изображением животных. 20

20

Карточки с изображением неживых

предметов.

20

III

Технические средства обучения

Компьютер

1

Мультимедийный проектор

1

Игры и игрушки

15

Мяч

2

2.2 Формы подведения итогов реализации программы

Итоговая аттестация, которая проводится с целью выявления уровня освоения обучающимися программы кружка их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Форма проведения итоговой аттестации:

Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в классных часах, постановка и инсценирование сказок и сценок из жизни школы.

Контроль осуществляется на основе наблюдения за образовательным процессом с целью получения информации о достижении планируемых результатов. Областью контроля являются текущие, промежуточные и итоговые результаты овладения обучающимися обозначенными в дополнительной общеразвивающей программе знаниями и умениями.

Способы проверкирезультатов освоения программы: анализ деятельности в процессе проведения тренингов, круглых столов, дискуссий (проверяется степень усвоения материала и практических навыков). В конце года готовится альманах творческих работ.

Методы диагностики достижений обучающихся:диагностический контроль, анализ уровня воспитанности детей, анализ поведения ребенка на занятиях.

2.3. Оценочные материалы

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  1. Текущие (цель – выявление ошибок и успехов).

  2. Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми разделов(модулей) программы).

  3. Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год).

2.4.Методическое обеспечение

Диагностические материалы, которые выявляют у обучающихся определенный набор сформированности универсальных учебных действий по дисциплине «Театр», соответствует возрастным особенностям детей, включает несколько уровней контроля: текущий, промежуточный (модульный), итоговый.

Формы педагогического контроля многообразны и позволяют определить динамику личностного и профессионального (ориентация на профессии театральной направленности – специфика кружка) развития детей.

2.5 Список литературы

  1. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, 1976 год.

  2. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, 1986 год.

  3. Былеева Л.В. Русские народные игры. Москва, 1986 год.

  4. Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки. Москва, 1990 год.

  5. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Москва: «Первое сентября», 2000 год.

  6. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы, образовательная система «Школа 2100» Сборник программ.

  7. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). Москва: Баласс, 2008 год.

  8. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования, 4-й класс. Москва: Баласс, 2009 год.

  9. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. Москва, 2003 год.

  10. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. Москва, 1990 год.

  11. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. Москва, 2000 год.

  12. Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Москва, 2008 год.

  13. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. Москва, 1987 год.

  14. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва, 2001 год.

Интернет ресурсы:

  1. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства».youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

  1. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-спомощью- скороговорок.php

  2. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных

  3. школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

  4. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/ Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год

  5. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театр» на 2023-2024 учебный год

п\п

Дата

Тема занятия

Кол - во часов

Форма занятия

Формы контроля

Раздел 1 «Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет

1-2.

1-2 неделя сентября

Слушание, чтение и рассказывание сказок.

2

Комбинированное занятие

Педагогическое наблюдение.

3-4

2-3 неделя сентября

Виды говорения: диалог и монолог.

2

Комбинированное занятие

Самоконтроль. Педагогическое наблюдение. Творческая работа.

5-6

3-4 неделя сентября

Мимика и жесты. Сценки без слов.

2

Комбинированное занятие

Педагогическое наблюдение. Творческая работа.

7-8.

4-5 неделя сентября

Понятие «общение», говорить и слушать.

2

Комбинированное занятие

Педагогическое наблюдение.

9-10.

5 неделя сентября1 неделя октября

Речевой этикет в различных ситуациях.

2

Комбинированное занятие

Самоконтроль. Творческая работа.

11-12.

1-2 неделя октября

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

2

Комбинированное занятие

Педагогическое наблюдение.

13-14.

2-3 неделя октября

Логика речи. Составление коротких рассказов.

2

Комбинированное занятие

Самоконтроль. Творческая работа.

15-16.

3-4 неделя октября

Стихи. Подбор простейших рифм.

2

Комбинированное занятие

Педагогическое наблюдение. Творческая работа.

17-18.

4 неделя октября 2 неделя ноября

Сочинение небольших сказок и рассказов.

2

Комбинированное занятие

Педагогическое наблюдение. Творческая работа.

19-20.

2-3 неделя ноября

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

2

Комбинированное занятие

Самоконтроль. Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

21-22.

3-4 неделя ноября

Игры со словами.

2

Комбинированное занятие

Педагогическое наблюдение

23-24.

4-5 неделя ноября

Интонация речи. Выражение основных чувств.

2

Комбинированное занятие

Самоконтроль. Творческая работа.

24

Раздел 2 Сценические действия и театральные игры

25-26.

1-2 неделя декабря

Групповые сюжетно-ролевые игры.

2

Комбинированное занятие

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

27-28.

2-3 неделя декабря

Элементы сценического действия.

2

Комбинированное занятие

Творческая работа.

Педагогическое наблюдение.

29-30.

3-4 неделя декабря

Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.

2

Комбинированное занятие

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

31-32.

4-5 неделя декабря

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

2

Комбинированное занятие

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

33-34.

5 неделя декабря 2 неделя января

Умение ориентироваться и размещаться на сцене.

2

Комбинированное занятие

Педагогическое наблюдение.

35-36.

3 неделя января

Построение диалога с напарником по заданной теме.

2

Комбинированное занятие

Педагогическое наблюдение.

37-38.

4 неделя января

Как заучить роль своего героя.

2

Комбинированное занятие

Педагогическое наблюдение. Творческая работа.

39-40.

5 неделя января

1 неделя февраля

Отработка дикции и чёткого произношения слов.

2

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение. Творческая работа.

41-42.

2 неделя февраля

Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.

2

Комбинированное занятие

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

43-44.

3 неделя февраля

Создание образов с помощью выразительных движений

2

Комбинированное занятие

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

20

Раздел 3 Основы театральной культуры

45.

4 неделя февраля

Что такое театр. Виды театров.

1

Беседа

Педагогическое наблюдение.

46

5 неделя февраля

Рождение театра в России. Искусство скоморохов.

1

Беседа

Педагогическое наблюдение

47

1 неделя марта

Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.

1

Беседа

Педагогическое наблюдение.

48

2 неделя марта

Посещение кукольного театра.

1

Экскурсия

Самоконтроль

49

3 неделя марта

Театральные профессии. Игра актёров.

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение.

50

3 неделя марта

Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.

1

Беседа

Самоконтроль

51

4 неделя марта

Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.

1

Комбинированное занятие

Самоконтроль

52

4 неделя марта

Театральная афиша, театральная программка.

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение.

53

1 неделя апреля

Виды театрального искусства.

1

Беседа

Педагогическое наблюдение.

54

1 неделя апреля

Спектакль – результат творческого труда многих людей.

1

Беседа

Самоконтроль

55

2 неделя апреля

Спектакль – результат творческого труда многих людей.

1

Комбинированное занятие

Самоконтроль

11

Раздел 4 «Мы –актёры» - постановка спектаклей

56

2 неделя апреля

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

1

Практическое занятие

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

57

3 неделя апреля

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

1

Практическое занятие

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

58

3 неделя апреля

Работа над отдельными эпизодами.

1

Практическое занятие

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

59

4 неделя апреля

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

1

Практическое занятие

Самоконтроль.

Творческая работа.

60

4 неделя апреля

Выбор и распределение ролей.

1

Самоконтроль.

Творческая работа.

61

1 неделя мая

Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

1

Практическое занятие

Самоконтроль.

Творческая работа.

62

2 неделя мая

Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.

1

Практическое занятие

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

63

3 неделя мая

Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.

1

Практическое занятие

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

64

3 неделя мая

Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

1

Практическое занятие

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

65.

4 неделя мая

Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

1

Практическое занятие

Творческая работа.

Анализ продуктов деятельности.

66

4 неделя мая

Генеральные репетиции всей пьесы.

1

Практическое занятие

Творческая работа.

Самоконтроль.

67

5 неделя мая

Генеральные репетиции всей пьесы.

1

Практическое занятие

Творческая работа.

Самоконтроль.

68

5 неделя мая

Показ спектакля зрителям.

1

Практическое занятие

Творческая работа.

Самоконтроль.

13

Итого

68

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа поможет педагогам организовать работу в своих образовательных организациях. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Программа «Театр» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
0 ₽