Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Физика
  3. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экспериментальная физика» 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экспериментальная физика» 7 класс

Автор tatyana1111
0 подписчиков
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экспериментальная физика» для учащихся 7 классов составлена на основе программы по физике А.В. Перышкина, Н.В. Филоновича, Е.М. Гутника (Дрофа, 2020) Рабочая программа внеурочной деятельности «Экспериментальная физика» для учащихся 7 классов рассчитан на 34 учебных часа, 1ч в неделю, 34 учебных недели. Рабочая программа реализуется с использованием базового комплекта оборудования центра «Точки роста» по физике: цифровой лаборатории RELEON.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Физика

Категория

Физика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Экспериментальная физика»

7 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __1__

от «28» августа 20_23_ г.

2023 – 2024 учебный год

Содержание

стр

1

Пояснительная записка

3-8

2

Учебно-тематический план

9-13

3

Содержание курса

13-14

4

Планируемые результаты

14

5

Перечень учебно-методического обеспечения

15

6

Список литературы

15

7

Сведения об авторе

16

8

Приложения

17- 34

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экспериментальная физика» для учащихся 7 классов составлена на основе программы по физике А.В. Перышкина, Н.В. Филоновича, Е.М. Гутника (Дрофа, 2020)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экспериментальная физика» для учащихся 7 классов рассчитан на 34 учебных часа, 1ч в неделю, 34 учебных недели. Рабочая программа реализуется с использованием базового комплекта оборудования центра «Точки роста» по физике: цифровой лаборатории RELEON.

Актуальность программы «Экспериментальная физика»

  • позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;

  • позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности;

  • различные экспериментальные задания, способствуют повышению интереса к предмету;

  • творческие экспериментальные задания способствуют повышению активности учащихся на уроках;

  • творческие экспериментальные задачи помогают ученикам лучше решать расчетные задачи;

Знания по физике и другим естественным наукам необходимы людям не только для объяснения окружающего мира, но и для использования в практической деятельности.

Именно поэтому в курсе физики рассматриваются не только сами явления природы и закономерности, которым они подчиняются, но и многочисленные примеры применения физических знаний в науке, производстве, быту.

Во время учебных занятий ученики выполняют лабораторные работы только те, которые предусмотрены по программе. А знать физику - значит уметь применять усвоенные на уроках сведения о физических явлениях и закономерностях для решения практических проблем.

Внеурочная деятельность «Экспериментальная физика» позволяет учащимся 7 классов, самостоятельно ставить перед собой проблемы и их решать.

Анализируя содержание многих программ внеурочной деятельности по физике, я столкнулась с тем, что во многих из них используются лабораторные работы школьного курса. То есть программы дублируют учебные занятия. Я разработала программу внеурочной деятельности, в которой эксперименты расширяют школьную программу, помогают решать практические задачи, их можно использовать для проектно-исследовательской деятельности.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Задачи:

  • раскрывать творческие способности учащихся;

  • прививать интерес к предмету;

  • формировать осознанные мотивы учения;

  • повышать уровень интеллектуального развития учащихся;

  • формировать экспериментальные умения: пользоваться простейшими приборами и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • работать с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам с использованием цифровой лаборатории;

Специфика программы

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Экспериментальная физика» способствует обще интеллектуальному направлению развитию личности обучающихся 7-х классов.

Место и роль курса в учебном плане

Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 7 классах рассчитана на 1 года обучения. 7 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Основным направлением программы является комплексный подход, направленный на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов, получение знаний, умений и навыков в процессе занятий внеурочной деятельности на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в школе и самостоятельно. Курс «Экспериментальная физика» ориентирован, прежде всего, на организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся. В программе представлена система практических заданий (экспериментальных работ) по курсу физики 7 класса основной школы с применением оборудования физической лаборатории учебного центра «Точка роста», эксперименты по практическому применению физики в быту, в жизни человека.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные УУД:

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;

- мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Регулятивные УУД

- уметь работать по предложенным инструкциям;

- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности;

- анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- уметь анализировать явления.

Коммуникативные УУД

- уметь работать в паре и коллективе;

- эффективно распределять обязанности.

Обоснование предлагаемого содержания и объема нового курса

Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 7 классов. Программа реализуется в сетке учебных часов.

Общими принципами отбора содержания материалов программы являются:

  • системность

  • целостность

  • объективность

  • научность

  • доступность для учащихся 7 классов

  • реалистичность

  • практическая направленность

Ценностные ориентиры курса внеурочной деятельности

  Ценностные ориентиры содержания данного курса в основной школе определяются спецификой физики как науки. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

      Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:

• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

 В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:

• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

• понимания необходимости безопасного использования различных устройств;

• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:

• правильного использования физической терминологии и символики;

• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Обоснование методов и форм решения поставленных задач

Основным методом преподавания в данном курсе является практико-ориентированный подход. Основным видом деятельности учащихся на занятиях курса является проведение эксперимента, выполнение практических работ, решение экспериментальных, качественных и количественных задач.

Деятельность, связанная с проведением эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.

Работа над проектами, подготовка презентаций развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление.

Формы контроля качества подготовки учащихся

Программа курса предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

В результате изучения данного курса контроль знаний и навыков учащихся будет проходить в течение учебного курса (промежуточные результаты) - в форме самостоятельных экспериментальных работ, дискуссий с выстроенными логическими цепочками и доказательствами. Оценивается самостоятельность выполнения работ, так же работа учащихся оценивается с учетом их активности, качества подготовленных выступлений, демонстрационных опытов. Оценивается также участие в обсуждении, качество задаваемых вопросов, уровень физической компетенции.

Итоговая аттестация (конечный результат) по внеурочной деятельности 7 классов «Экспериментальная физика» проводится в форме защиты проектов.

Предметными результатамипрограммы внеурочной деятельности являются:

1. Умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;

2. Научиться пользоваться измерительными приборами, собирать несложные экспериментальные установки для проведения опытов;

3. Выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

4. Развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Метапредметными результатамипрограммы внеурочной деятельности являются:

1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;

2. Приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;

3. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей;

4. Овладение экспериментальными методами решения задач.

Личностными результатамипрограммы внеурочной деятельности являются:

1. Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

3. Приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;

Новизна программы заключается в:

  • экспериментальном подходе к определению физических закономерностей;

  • доступности курса для учащихся 7 классов;

  • возможности создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования и опыты;

  • прикладном характере исследований;

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экспериментальная физика» создана на основе сравнения с аналогичными программами. Курс доработан.

Новизна программы для учащихся:

  • познание окружающего мира опытным путем;

  • получение опыта экспериментальной работы;

  • применение физических знаний на практике;

  • возможность работы с оборудования центра «Точки роста».

2.Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе

Панируемые

результаты

Инструментарий оценивания

теорет. занятия

практичес. занятия

1

Физика и её роль в познании окружающего мира

2

1

1

Значение физики в познание окружающего мира. Умение находить цену деления любого физического прибора.

Эксперимент

2

Первоначальные сведения о строении вещества

4

4

Знание о строение вещества. Явлениях диффузии, броуновском движение, трех агрегатных состояниях.

Эксперимент

3

Взаимодействие тел

9

1

8

Уметь находить скорость тел, плотность тел, силу тяжести, коэффициент жесткости и трения. Знать явление инерции.

Эксперимент

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

6

1

5

Уметь находить давление твердых тел, жидкостей и газов. Применять знания о давление на практике. Уметь пользоваться барометром, находить атмосферное давление.

Эксперимент

5

Закон Архимеда. Плавание тел

3

3

Знать закон Архимеда и его применение в жизни. Применять условие плавание тел на практике.

Эксперимент

5

Работа и мощность. Энергия

6

6

Знание простых механизмов, условия равновесия рычага. Умение находить работу, мощность и КПД различных механизмов.

Эксперимент

6

Работа над проектами

4

2

2

Самостоятельная работа над проектом. Презентация проекта.

Проект

Итого

34

5

29

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема

Количество

часов

1

Физика и её роль в познании окружающего мира

Введение в курс

1

2

Экспериментальная работа № 1 «Определение цены

деления шкалы измерительных приборов»

1

3

Первоначальные сведения о строении вещества

Экспериментальная работа №2 «Определение температуры различными термометрами»

1

4

Экспериментальная работа №2 «Определение размеров малых тел»

1

5

Экспериментальная работа № 4 «Исследование явления диффузии»

1

6

Экспериментальная работа №5

«Притяжение и отталкивание молекул»

1

7

Взаимодействие тел

Механическое движение. Демонстрационные опыты на движение.

1

8

Экспериментальная работа № 6 «Измерение скорости движения тел».

1

9

Экспериментальная работа №7 «Опыты на инерцию»

1

10

Экспериментальная работа №8 ««Измерение массы 1 капли воды»

1

11

Экспериментальная работа №9 «Измерение плотности сливочного масла, растительного масла»

1

12

Экспериментальная работа №10 «Сравнение плотности сахарного песка и поваренной соли»

1

13

Экспериментальная работа №11 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела»

1

14

Экспериментальная работа №12 ««Измерение жесткости пружины»

1

15

Экспериментальная работа № 13 «Сравнение коэффициента трения покоя, скольжения и качения»

1

16

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Всё о давление твердых тел, давление в жидкостях и газах

1

17

Экспериментальная работа №14 «Исследование зависимости давления от площади опоры»

1

18

Экспериментальная работа №15 «Измерения давления, которое оказывает человек в различных ситуациях »

1

19

Экспериментальная работа №16 «Измерение атмосферного давления на разных высотах»

1

20

Экспериментальная работа №17 «Измерение давления жидкости на дно сосуда»

1

21

Экспериментальная работа № 18 «Изготовление фонтана Герона»

1

22

Закон Архимеда.

Плавание тел

Экспериментальная работа №19 «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание»

1

23

Экспериментальная работа №20 «Условие плавание тел»

1

24

Экспериментальная работа №21 «Занимательные опыты по теме «Архимедова сила»

1

25

Работа и мощность. Энергия

Экспериментальная работа №22 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

26

Экспериментальная работа № 23 «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный блок»

1

27

Экспериментальная работа № 24 «Определение выигрыша в силе простых механизмов»

1

28

Экспериментальная работа №25 «Определение центра тяжести плоской пластины»

1

29

Экспериментальная работа № 26 «Вычисление работы и мощности совершенной школьником при подъеме с 1 на 2 этаж»

1

30

Экспериментальная работа № 27 «Вычисление КПД наклонной плоскости»

1

31

Работа над проектами

Работа над проектами

1

32

Работа над проектами

1

33

Творческий отчет

1

34

Творческий отчет

1

ИТОГО

34 часа

3.Содержание курса

1.Физика и её роль в познании окружающего мира, 2 ч

Роль физики в изучение окружающего мира. Знакомство с оборудования центра «Точки роста». Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления измерительного прибора.

2.Первоначальные сведения о строении веществ, 4 ч

Измерение температуры тела различными термометрами Измерение размеров малых тел. Исследование явления диффузии, притяжения и отталкивание молекул.

3.Взаимодействие те, 9 ч

Механическое движение, средняя скорость. Явление инерции.

Измерение скорости движения тел. Измерение массы капли воды. Измерение плотности различных тела Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения скольжения

4.Давление твёрдых тел, жидкостей и газа, 6 ч

Исследование зависимости давления от площади поверхности. Определение давления твердого тела. Определение атмосферного давления и высоты здания. Определение давления и силы давления жидкости. Изготовление фонтана Герона.

5.Закон Архимеда. Плавание тел, 3 ч

Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание. Изучение условия плавания тел. Занимательные опыты на Архимедову силу.

6.Работа и мощность. Энергия, 6 ч

Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 2 этаж. Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной плоскости.

7. Работа над проектами, 4 ч

4.Планируемые результаты освоения курса

Предметные результаты

Учащийся научится:

  • объяснять и анализировать роль и место физики в современной научной картине мира;

  • характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

  • проводить исследования;

  • выдвигать гипотезы на основе знаний явлений и законов физики;

  • объяснять принципы некоторых физических приборов;

Учащийся получит возможность научиться:

проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы;

решать экспериментальные задачи, используя знания по физике;

формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Ученик получит возможность научиться:

  • характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

  • использовать умения и навыки различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания;

  • определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

  • использовать различные источники для получения информации.

Личностные результаты

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельности в приобретении новых знаний и умений;

- приобретения умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения.

5.Перечень учебно-методического обеспечение курса

  1. Ноутбук

  2. Интерактивная доска

  3. Ноутбуки(для работы над проектами)

  4. Лабораторное оборудование

  5. Оборудование центра «Точки роста»

6.Список литературы

1.Генденштейн Л.Э. Физика 7 класс.в 2ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников- М.: Мнемозина, 2009. -254 с.

2. Генденштейн Л.Э. Физика 7 класс.в 2ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений/ Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников- М.: Мнемозина, 2009. - 189 с.

3. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классе средней школы. – М.: просвещение, 1985. – 175 с.

4.Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение, 1996. – 189 с.

Интернет ресурсы:

1. https://urok.1sept.ru/

2. http://class-fizika.ru/

3. http://school-collection.edu.ru

Приложения

Экспериментальная работа №1 «Определение ценыделения шкалы измерительных приборов»

Цель работы: познакомиться с простейшими измерительными приборами, научиться определять цену деления измерительного прибора.

Оборудование: транспортир, термометр, барометр, секундомер

Ход работы

Внимательно ознакомьтесь с предложенными вам приборами и заполните приведенную таблицу:

Транспортир

Термометр

Барометр

Секундомер

1.Измеряемая физическая величина

2.Единица величины

3. Границы измерения

4.Цена деления прибора

Экспериментальная работа №2 «Определение температуры различными термометрами»

Цель: сформировать умения измерять температуру жидкости различными приборами,

записывать результаты измерений и делать выводы на основе измерений.

Оборудование: стакан с горячей водой, стакан с холодной водой, термометр спиртовой,

термометр электрический, термодатчик (Точки роста).

Ход работы

Вспомните:

Что такое температура?

Что понимают под состоянием теплового равновесия?

С помощью какого прибора измеряют температуру?

На каком физическом явлении основано действие термометра?

Что нужно знать о приборе перед измерением?

Как записать показания прибора?

Правила измерения температуры?

Физическая величина, характеризующая состояние теплового равновесия?

  1. Измерить температуру воздуха,

  2. Температуру холодной воды

  3. Температуру холодной воды при добавлении горячей.

Провести эксперимент трижды, измерив разными термометрами. Все результаты занести в таблицу. Сравнить результаты.

Вещество

Термометр спиртовой

Термометр электрический

Термодатчик

1

Воздух в кабинете

2

Вода холодная

3

Вода горячая

4

Вода смешанная (холодная и горячая)

Вывод:

Экспериментальная работа №3 «Определение размеров малых тел»

Цель работы: научиться измерять линейные размеры тел.

1) «Измерение с помощью линейки диаметра проволоки»

Оборудование: рисунок 1

Проволоку намотали на карандаш, сделав 12 витков, как показано на рисунке 1.Определите диаметр проволоки.

Рис. 1

d=?

2) «Измерение с помощью линейки толщины листа учебника физики»

Оборудование: линейка, учебник физики.

Проведите измерения, запишите ваши действия и полученный результат.

Экспериментальная работа № 4«Исследование явления диффузии»

Цель работы: изучить явление диффузии в жидкостях и газах; определить, как зависит скорость диффузии от температуры.

Оборудование: термометр, перманганат калия (марганцовка) или йод, часы, два одинаковых прозрачных стакана, вода, морозильная камера, батарея отопления или солнечное место в классе.

Перед выполнением работы внимательно прочитай инструкцию!

1. Организационный момент

Запишите в тетрадке для выполнения домашней работы дату и тему урока. Перепишите цель работы. Приготовьте оборудование. Его можно заменить подобным.

2. Техника безопасности

1. Работай с целым стеклянным стаканом.

2.Температура воды должна быть не выше 40 градусов. Вода должна быть теплой, не горячей.

3. Термометр должен быть спиртовым.

4. Помни, марганцовки нужно несколько кристалликов. Аккуратно опускай их в воду. Если мокрыми руками возьмешь марганцовку, долго будешь ходить с пальцами, которые будут окрашены в коричневый цвет.

Опыт №1 Наблюдение явления диффузии в жидкостях

Цель: изучить диффузию в жидкости. Пронаблюдать растворение кусочков перманганата калия (или капелек йода) в воде при неизменной температуре.

Приборы и материалы: прозрачный стакан с водой, термометр, перманганат калия или йод.

Этапы:

1. Взять кусочек марганцовки или йод и пипетку, стакан с чистой водой при температуре около 20 °С. Её ещё называют комнатной. Положить в стакан кусочек перманганата калия и начала наблюдать за происходящим.

2. Через 1 минуту опиши, что происходит в стакане с водой. Меняется ли ее цвет? Как ты думаешь, почему вода окрашивается?

3. Пусть вода еще постоит 10 минут. Каким стал цвет воды? Как ты думаешь почему? Быстро ли идет процесс растворения?

4. Возьми и перемешай воду. Что можно сказать о времени протекания диффузии в жидкости при размешивании?

Вывод:

Опыт №2 Изучение зависимости скорости протекания диффузии от температуры

Цель: определить, при каких температурах, высоких или низких, диффузия происходит быстрее.

Приборы и материалы: термометр, часы, два одинаковых прозрачных стакана, перманганат калия , вода, морозильная камера, теплое место в кабинете.

Этапы:

1. В стаканы с водой (температура 30°С или 40°С) опусти одинаковое количество марганцовки (перманганат калия).

2. Один стакан поставь в морозильную камеру или холодное место, другой на батарею или в теплое место. Отметь время начала эксперимента.

3. Через 30 минут посмотри, как окрасилась вода в двух стаканах. И сделай вывод, как скорости диффузии зависит от температуры (не забудь стакан в морозилке!). Отметь это наблюдение в выводе.

Вывод:

Опыт №3 Наблюдение явления диффузии в газах

Цель: изучить изменения диффузии газа в воздухе в зависимости от изменения температуры в помещении.

Приборы и материалы: секундомер, духи, термометр.

Этапы:

1.Исследуй время распространения запаха духов в кабинете.

Засеки время, когда твой ассистент явно почувствует запах аромата духов в другом конце кабинета.

2. Посмотри температуру, при которой проводился эксперимент. Запиши её.

Вывод:

Дополнительно (по желанию): придумай и сделай в тетради расчеты, как используя данные последнего опыты, определить скорость диффузии в газах. Вырази ее в км/ч. Объясни полученный результат.

Экспериментальная работа №5 «Притяжение и отталкивание молекул»

Цель работы: доказать, что между молекулами веществ существует взаимодействие.

Оборудование: фотографии к опыту №2, воздушный насос; свинцовые цилиндрики, гири 1 и 2 кг, штатив; прямоугольная пластинка из тонкого стекла, кусочек мела и пластилина; два пластмассовых колпачка от шариковых ручек,  спиртовка; два куска медной проволоки, нагретый паяльник, тюбик с клеем, две полоски кожи или металла, сосуд с нефтью, птичье перо.

Опыт 1. Нагнетание воздуха с помощью воздушного насоса, выходное отверстие которого закрыто.

Какое вещество сжимается? Почему при сжатии он становится упругим? Объяснение результатов опыта.

Опыт 2. Анализ по фотографии формы жиринок в бульоне.

Жиринки имеют форму круга и не расплываются по поверхности бульона. Что удерживает молекулы жира друг возле друга?

Опыт 3. Ученые провели опыт. В полый толстостенный свинцовый шар залили воду. Запаяли отверстие и ударили по шару молотом. Вода не сжалась, а просочилась через слой свинца и осела на наружной поверхности шара в виде капелек.

Объяснение результатов опыта.

Опыт 4. Прилипание свинцовых цилиндриков после сжатия их гладко отшлифованных поверхностей. Удержание цилиндриками гирь массой 1 и 2 кг.

Объяснение результатов опыта.

Опыт 5. Сломать пополам тонкую стеклянную пластинку и попробовать соединить две ее части в одну, сдавливая друг с другом в месте разлома. Повторить опыт с кусочком мела.

Объяснение результатов опыта.

 Опыт 6. Расплавить на спиртовке концы пластмассовых палочек. Сжать их.

Как называется такой метод соединения материалов?

Опыт 7. С помощью паяльника соединить концы медных проволок.

Как называется такой метод соединения материалов?

Опыт 7. Склеить две полоски кожи или металла быстросохнущим клеем.

Как называется такой метод соединения материалов?

Опыт 8. Прилипание стеклянной пластинки, подвешенной к рычажным весам, к поверхности воды. (Для ее отрыва используется песок, насыпаемый на противоположную чашку весов)

Объяснение результатов опыта..

Опыт 9. Опустить пластинку парафина в воду.

Объяснение результатов опыта.

Опыт 10. Опустить птичье перо в стакан с нефтью. Оно покрывается слоем нефти.

Объяснение результатов опыта 

Экспериментальная работа №6 «Определение средней скорости тела»

Цель работы: научиться определять среднюю скорость движения тела.

Оборудование: штатив, наклонная плоскость, датчики, секундомер, каретка.

Ход работы

1.Соберите установку, состоящую из наклонной плоскости, датчиков, секундомера и каретки.

2. Измерьте время, за которое каретка пройдет, 10 см, 20 см, 30 см

3. Рассчитайте среднюю скорость для каждого этапа.

4. Сравните и сделайте вывод о том, как изменяется средняя скорость тела.

5. Можно ли используя среднюю скорость первого опыта найти путь, который пройдет тело за 5 секунд?

Расстояние, м

t1, с

t2,с

t3, с

vср, м/с

1

2

3

Экспериментальная работа №7 «Опыты на инерцию»

Цель работы: изучить явление - инерция.

Оборудование: тележка, металлический шар, стакан, монета, картон,

Поставим опыты к теме закон инерции.

1.В стоящую на столе тележку положите металлический шар. Толкните тележку.

Куда покатится шар? Как объяснить этот опыт?

2. Положите на пустой стакан кусок картона или пластика, а на него — монету. Если щелкнуть по картону, он слетит со стакана, а монета со звоном упадет в стакан.

3.Положите на стол носовой платочек, на него монету и сверху накройте её перевернутым стеклянным стаканом. Попробуйте вытащить монету, не поднимая стакан.

4.Положите блокнот или линейку на лежащий на столе лист бумаги. Попробуйте потянуть лист бумаги плавно, а потом резко дерните.

Что вы наблюдали? Объясните поставленные опыты

Экспериментальная работа №9 «Измерение плотности

сливочного масла, растительного масла»

Цель работы: научиться экспериментально находить плотность вещества.

Оборудование: пачка сливочного масла, бутылка растительного масла, линейка, электронные весы, мензурка.

Ход работы

1.Определите плотность сливочного масла. С помощью весов найдите массу масла, с помощью линейки определите размеры пачки масла и рассчитайте объём. По формуле для плотности найдите её численное значение.

2. Определите плотность растительного масла. Объем масла можно найти с помощью мензурки, массу-с помощью весов. . По формуле для плотности найдите её численное значение.

3. Вывод: какое масло имеет большую плотность.

Экспериментальная работа №10 «Сравнение плотности сахарного песка и поваренной соли»

Цель работы: научиться измерять плотность вещества.

Оборудование: электронные весы, мензурка, сахарный песок, поваренная соль.

Ход работы

  1. Для измерения объёма воспользуйтесь мензуркой.

  2. Для определения массы – электронными весами.

  3. Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

Экспериментальная работа №11 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела»

Цель работы: экспериментально установить вид зависимости силы тяжести, действующей на тело от его массы.

Оборудование: груз наборный; динамометр 0-5 Н; штатив.

Ход работы

  1. Подготовьте таблицу для записи результатов измерений.

№ опыта

m, кг

F, H

2. Соберите основание штатива, закрепите в нем вертикально длинный стержень. К верхнему концу стержня прикрепите муфту. В муфте зажмите горизонтально короткий стержень.

3. Удостоверьтесь, что указатель динамометра находится напротив нулевой отметки его шкалы. При необходимости скорректируйте его положение.

4. Подвесьте динамометр верхним крючком к горизонтальному стержню штатива.

5. Исследуйте состав наборного груза. По цифрам, выбитым на его частях, определите массу каждой части.

6. Скомплектуйте наборный груз так, чтобы суммарная масса его частей составила 50 г.

7. Подвесьте груз к нижнему крючку динамометра и измерьте действующую на него силу тяжести.

8. Измерьте силу тяжести, действующую на груз массой 100 г, 150 г и 200 г.

9. На основе полученных данных постройте график зависимости силы тяжести от массы груза.

10. Сделайте вывод.

Экспериментальная работа №12 ««Измерение жесткости пружины»

Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость пружины

Оборудование: штатив, динамометр, набор пружин, линейка, набор грузов.

Ход работы

1. Закрепите на штативе конец пружины (другой конец пружины снабжен стрелкой - указателем и крючком).

2. Рядом с пружиной или за ней установите и закрепите линейку с миллиметровыми делениями.

3. Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.

4. Подвесьте к пружине груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.

5. К первому грузу добавьте второй, третий и т. д. грузы, записывая каждый раз удлинение пружины. По результатам измерений заполните таблицу:

№ опыта

m, кг

Fупр, Н

L,м

6. По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и, пользуясь им, определите значение жесткости пружины k.

Экспериментальная работа № 13 «Сравнение коэффициента трения покоя, скольжения и качения»

Цель работы: измерить и сравнить коэффициенты трения покоя, скольжения, покоя.

Оборудование: динамометр, брусок деревянный, грузы с двумя крючками – 2 шт., карандаши круглые – 2 шт.

Ход работы.

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения веса запишите в тетрадь.

3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показания динамометра, соответствующее началу движения бруска.

4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

6. Сделайте вывод о том, какая сила больше:

а) вес тела или максимальная сила трения покоя?

б) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

в) сила трения скольжения или сила трения качения?

7. Сравните коэффициент трения покоя, трения скольжения и трения качения.

Вид трения

Fтр, H

P, H

µ

Трение покоя

Трение скольжения

Трение качения

Экспериментальная работа №14 «Исследование зависимости давления от площади опоры»

Цель работы: научиться измерять давление твердых тел

Оборудование: деревянный брусок, линейка, динамометр.

Ход работы

1.Измерьте вес бруска при помощи динамометра Р=F

2.Измерьте при помощи линейки длину и ширину грани, на которую опирается брусок в см ( а,b)

3.Переведите а и b в метры

4.Вычислите площадь грани S=ab

5.Рассчитайте давление, которое оказывает брусок на стол

6.Повторите измерения для случая, если брусок опирается на наименьшую грань.

7.Сделайте вывод о зависимости давления бруска от площади опоры.

Экспериментальная работа №15 «Измерения давления, которое оказывает человек в различных ситуациях»

Цель работы: научиться измерять давление твердых тел.

Оборудование: лист бумаги в клеточку, линейка, весы, лыжи.

Ход работы

1. Измерения давления, которое оказывает человек на пол, стоя на двух ногах.

Имея лист бумаги в клеточку, и зная свою массу, оцените давление, которое вы оказываете на пол, если стоите на двух ногах.

2.Измерение давления, которое оказывает человек, сидя на стуле.

Площадь ножек стула измерить линейкой.

3.Измерение давления, которое оказывает человек, стоя на лыжах.

4.Измерение давления человека при ходьбе.

5.Сделайте вывод о зависимости давления от площади опоры.

Экспериментальная работа №16 «Измерение атмосферного давления на разных высотах»

Цель работы: научиться пользоваться барометром и по измерениям давления находить высоту.

Оборудование: барометр

Ход работы

1.Возьмите барометр- анероид и измерьте атмосферное давление перед входом в школу.

2.Поднимитесь на верхний этаж здания и измерьте там атмосферное давление.

3.Найдите разницу давлений и сделайте вывод.

4.Учитывая, что в среднем на каждые 12м подъёма атмосферное давление уменьшается на 1мм.рт.ст., определите высоту здания.

Экспериментальная работа №17 «Измерение давления жидкости на дно сосуда»

Цель работы: экспериментально измерить высоту налитой жидкости и рассчитать давление жидкости на дно сосуда.

Оборудование: линейка, стакан, растительное масло, вода, кисель, мензурка.

Ход работы.

1.С помощью измерительной линейки измерить высоту столба жидкости в стакане.

2. Вычислить давление жидкостей на дно стакана, используя формулу давления

3.Найти с помощью мензурки объём жидкостей.

4. Зная плотности жидкостей, вычислить их массу.

5. Вычислить с какой силой жидкости давят на дно стакана

Экспериментальная работа № 18 «Изготовление фонтана Герона»

Цель работы: Изучить принцип работы фонтана Герона. Изготовить фонтан Герона.

Материалы: две пластиковые бутылки объемом 0.2л, одна бутылка в 5л, соломинки для коктейля, гвоздь.

Оборудование: спиртовка, ножницы, маркер, наждачная бумага, клеевой пистолет.

Пошаговая инструкция:

1. Зачищаем наждачной бумагой пробки от бутылок и склеиваем их клеевым пистолетом. Разогретым над спиртовкой гвоздем проделываем два отверстия в склеенных пробках.

2. Ко дну бутылки приклеиваем пробку от бутылки в 5л, проделываем тем же гвоздем 2 отверстия и герметизируем всё клеем. (Отрезаем горло 5л бутылки)

3. Надрезаем один конец трубки и соединяем её с другой.

4. В отверстия на склеенных пробках вставляем 2 трубки. (Короткая должна касаться дна 3 сосуда и выходить из него примерно на середине длины второго. Длинная должна подавать воду из чаши, а значит лишь немного входит в нижний сосуд)

5. Вставляем второй конец длинной трубки в отверстие в дне бутылки так, чтобы он находился почти на дне чаши.

6. Во второе отверстие в крышке чаши вставляем трубку, проведя её до дна среднего сосуда так, чтобы другой её конец был примерно на уровне или чуть выше чаши. (при несоответствии длин трубок можно их обрезать или удлинить так же, как и длинную трубку ранее )

7. Проклеиваем все стыки и отверстия так, чтобы воздух и вода не проходили сквозь сосуды.

8. Собираем все части фонтана вместе

9. При необходимости делаем подставку к фонтану для его большей устойчивости

Обрезаем нижнюю часть 1.5 л бутылки. Приклеиваем эту подставку ко дну нижней бутылки фонтана.

10. Фонтан готов. Можно приступать к испытанию.

Экспериментальная работа №19 «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание»

Цель работы: научиться измерять плотность вещества, из которого состоит твердое тело, методом гидростатического взвешивания.

Оборудование: динамометр, 2 тела неизвестной плотности, тонущих в воде, измерительный сосуд с водой, штатив.

Ход работы

1.Закрепите динамометр на штативе и измерьте вес одного из тел Р. Результаты запишите.

2.Поднесите к телу снизу измерительный сосуд с водой, так, чтобы тело погрузилось в воду полностью. Запишите показания динамометра для этого случая Р1. Определите объём вытесненной телом воды и вычислите её вес Рв.. Результат запишите.

3.Сравните силу Архимеда Fa,с весом вытесненной телом воды Рв. Сделайте вывод и запишите его.

4.Используя формулу для определения плотности тела с помощью гидростатического взвешивания , определите плотность тела ρ.

5.Повторите опыт для второго тела.

6.Заполните таблицу

Наименование тела

Р, Н

Р1, Н

Fa, =Р-Р1, Н

Рв, Н

ρ, кг/м3

Экспериментальная работа №21 «Занимательные опыты по теме «Архимедова сила»

Цель работы: изучить закон Архимеда.

Оборудование: литровая банка, стакан с обычной водой, стакан с насыщенным раствором соли, клубень картофеля, пластиковая бутылка, пипетка, бутылка с газированной водой, персик, полиэтиленовый пакет, свеча, стеклянная банка с крышкой пшено или рис.

1.Живая и мертвая вода

Поставьте на стол литровую стеклянную банку, заполненную на 2/3 водой, и два стакана с жидкостями: один с надписью «живая вода», другой – с надписью «мёртвая». Опустите в банку клубень картофеля . Он тонет. Долейте в банку «живую» воду – клубень всплывёт, добавьте «мёртвую» – он опять утонет. Подливая то одну, то другую жидкость, можно получить раствор, в котором клубень не будет всплывать на поверхность, но и ко дну не пойдёт.

Секрет опыта в том, что в первом стаканчике – насыщенный раствор поваренной соли, во втором – обычная вода. (Совет: перед демонстрацией картофель лучше очистить, а в банку налить слабый раствор соли, чтобы даже незначительное увеличение её концентрации вызывало эффект).

2. Картезианский водолаз из пипетки

Наполните пипетку водой так, чтобы она плавала вертикально, практически полностью погрузившись в воду. Опустите пипетку – водолаза в прозрачную пластиковую бутылку, доверху наполненную водой. Герметично закройте бутылку крышкой. При нажиме на стенки сосуда, водолаз начнёт заполняться водой. Изменяя давление, добейтесь, чтобы водолаз выполнял ваши команды: «Вниз!», «Вверх!» и «Стоп!» (остановка на любой глубине).

3. Вращающийся персик

Налейте в стакан газированной воды. Диоксид углерода, растворённый в жидкости под давлением, начнёт выходить из неё. Поместите в стакан персик. Он сразу всплывёт на поверхность и … начнёт вращаться, как колесо. Вести себя подобным образом он будет довольно долго.

Для того чтобы понять причину этого вращения, присмотритесь, что происходит. Обратите внимание на бархатистую кожицу фрукта, к волоскам которой будут прилипать пузырьки газа. Так как на одной половинке персика всегда будет больше пузырьков, то на неё действует большая выталкивающая сила, и она поворачивается вверх.

4. Сила Архимеда в сыпучем веществе

На представлении «Наследие Архимеда» жители Сиракуз соревновались в «доставании со дна морского жемчужины». Аналогичную, но более простую демонстрацию можно повторить, используя небольшую стеклянную банку с пшеном (рисом). Положите туда теннисный шарик (или корковую пробку) и закройте её крышкой. Переверните банку так, чтобы шарик оказался в её нижней части под пшеном. Если создать легкую вибрацию (легонько потрясти банку вверх-вниз), то сила трения между зёрнышками пшена уменьшится, они станут подвижными и шарик через некоторое время под действием силы Архимеда всплывёт на поверхность.

5. Пакет полетел без крыльев

Поставьте свечу, зажгите её, подержите над ней пакет, воздух в пакете нагреется,

Отпустив пакет , убедитесь, как под действием силы Архимеда пакет полетит вверх.

Экспериментальная работа №22 «Выяснение условия равновесия рычага»

Цель работы: Проверить на опыте, при каком соотношении сил их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.

Оборудование: Линейка длиной от 25 см, круглый карандаш (ручка), пять десятирублевых монет.

Ход работы

1.Положите на стол карандаш, а на карандаш, перпендикулярно ему положите линейку и добейтесь, чтобы она пришла в равновесие. Чтобы карандаш не перекатывался, зафиксируйте его скотчем, пластилином и т.п. Запомните, какое деление линейки находится над карандашом. Через это деление проходит ось вращения.

2.Положите две монетки на расстоянии 6 см от оси вращения (ВНИМАНИЕ все расстояния вы отсчитываете от оси вращения, а не от нуля линейки). Опытным путем установите, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо положить: а) одну монету; б) две монеты; в) три монеты, чтобы рычаг пришел в равновесие (расстояние отсчитываем по центру монет).

3.Считая, что каждая монета весит 1 УС, запишите данные и измеренные величины в таблицу. На самом деле вес одной монеты 0,056 Н, но для простоты условимся, что одна монета это одна условная сила (1 УС).

№ опыта

Сила F1 на левой части рычага, УС

Плечо L1,см

Сила F2 на левой части рычага, УС

Плечо L2 , см

Отношение сил и плеч

F1/ F2

L2/L1

1

2

3

4.Вычислите отношение сил и отношение плеч для каждого из опытов и полученные результаты запишите в соответствующие столбцы таблицы.

5.Проверьте, подтверждают ли результаты опытов условие равновесия рычага под действием приложенных к нему сил и правило моментов.

Экспериментальная работа №23 «Получение выигрыша в силе с помощью подвижного блока»

Цель работы: убедиться на опыте в том, что подвижный блок дает выигрыш в работе.

Опыт №1.

 

Оборудование: штатив, 2 муфты, 1 лапка, стержень, 1 подвижный блок, 1 неподвижный блок, гиря, динамометр, верёвка.

Ход работы

1.На штативе закрепить неподвижный блок, стержень, так, чтобы плоскость неподвижного блока и конец стержня лежали в одной плоскости.

2. Один конец верёвки закрепить на стержне, верёвку перебросить через подвижный блок и через неподвижный блок.

3. К крючку подвижного блока подвесить гирю, к свободному концу верёвки прицепить динамометр.

4. Измерить силу тяги (руки) динамометром, сравнить её с весом гири.

5.Сделать вывод.

Вес гири, Р, Н

Сила тяги, F, H

Опыт №2.

Оборудование: штатив, 2 подвижных блока, 2 неподвижных блока, 2 гири  массой 1 кг (весом 10 Н) каждая, динамометр, верёвка.

Ход работы

1.На штативе с помощью 3 муфт и 2 лапок закрепить 2 неподвижных блока и  стержень, так, чтобы плоскости блоков и конец стержня лежали в одной плоскости.

2. Один конец верёвки закрепить на стержне, верёвку перебросить последовательно через  1-й подвижный блок, 1-й неподвижный блок, 2-й подвижный блок, 2-й неподвижный блок.

3. К крючку каждого подвижного блока подвесить гирю, к свободному концу верёвки прицепить динамометр.

4. Измерить силу тяги (руки) динамометром, сравнить её с весом гирь.

5.Сделать вывод.

Вес гири, Р, Н

Сила тяги, F, H

Экспериментальная работа № 24 «Определение выигрыша в силе простых механизмов»

Цель работы: вычислить выигрыш в силе простых механизмов.

Оборудование: линейка, ножницы 2шт., гаечный ключ, кусачки, плоскогубцы.

Ход работы

1.Измерьте с помощью линейки плечи рычагов простых механизмов.

2. Рассчитайте, какой выигрыш в силе дают эти инструменты.

3.Сделайте вывод.

Экспериментальная работа №25 «Определение центра тяжести плоской пластины»

Цель: нахождение центра тяжести плоской пластины.

Приборы и материалы: плоская пластина произвольной формы, вырезанная из бумаги, нить с грузом, иголка, карандаш, линейка, штатив.

Указания к работе

1.Вденьте нитку в иголку. К одному концу нити прикрепите груз (например, ластик).

2.Вставьте иголку в пластину около края таким образом, чтобы пластина свободно вращалась на иголке (рис.2). Нить должна свободно свисать вдоль пластины

3.Отметьте карандашом 2 точки на верхнем и нижнем крае пластины, через которые проходит нить.

4.При помощи линейки проведите линию через эти точки.

5.Повторите опыт ещё 2 раза, подвесив пластину в других точках.

6.Линии должны пересечься в одной точке – центре тяжести пластины. Отметьте её на пластине (точка О).

Ход работы

1.Зарисуйте схему опыта.

2.Закрепить пластину и подвес.

3.Провести линию через точки на пластине.

4.Закрепить пластину за другое отверстие и провести линию.

5.Закрепить пластину за третье отверстие и провести пластину.

6.Точка пересечения линий – центр тяжести тела.

7.Получив точку пересечения трех линий, убедитесь, что она является центром тяжести данной фигуры. Для этого, расположив пластину в горизонтальной плоскости, поместите ее центр тяжести на острие заточенного карандаша.

Что наблюдаете _________________________________________________________ _________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Вывод: _________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Экспериментальная работа №27 «Вычисление КПД наклонной плоскости»

Цель работы:

убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной.

Оборудование:

наклонная плоскость, динамометр, измерительная лента, брусок, штатив с муфтой и лапкой

Ход работы

  1. С обрать установку.

  2. Определить вес бруска.

  3. Положить брусок на наклонную плоскость прикрепив к нему динамометр, перемещая брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной плоскости, измерить силу тяги.

  4. Измерить с помощью ленты длину и высоту наклонной плоскости.

  5. Вычислить полезную, затраченную работы и КПД наклонной плоскости.

  6. Определить КПД наклонной плоскости, изменив вес бруска и угол наклона плоскости.

  7. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу.

h

Р, Н

Ап, Дж

l

Fтр., Н

Аз, Дж

  1. Сделать вывод, чему равен КПД наклонной плоскости, как он зависит от угла наклона плоскости к горизонту и веса поднимаемого груза.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экспериментальная физика» для учащихся 7 классов составлена на основе программы по физике А.В. Перышкина, Н.В. Филоновича, Е.М. Гутника (Дрофа, 2020) Рабочая программа внеурочной деятельности «Экспериментальная физика» для учащихся 7 классов рассчитан на 34 учебных часа, 1ч в неделю, 34 учебных недели. Рабочая программа реализуется с использованием базового комплекта оборудования центра «Точки роста» по физике: цифровой лаборатории RELEON.
0 ₽