Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Финансовая грамотность для юных экономистов
2-4 классы
Автор – составитель:
Жаркова Виктория Владимировна, учитель начального общего образования МБОУ «СОШ №6»;
Комягина К.Н.,
учитель начального общего образования МБОУ «СОШ №6»;
Юдинцева Ирина Эдуардовна,
учитель начального общего образования МБОУ «СОШ №6».
Ангарск, 2023
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность для юных экономистов» (далее — Программа) на уровне начального общего образования подготовлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учитывает целевые ориентиры Примерной программы воспитания, а также структуру и содержание единой рамки компетенций по финансовой грамотности; Примерной рабочей программы учебного курса «Обществознание и естествознание (Окружающий мир), секреты финансовой грамоты» для образовательных организаций, реализующих ппрограммы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол 5/21 от 19.11.2021 г.).
На современном этапе развития системы образования ее отличительными особенностями можно считать динамичность, инновационность и интенсивность. Рынок труда ставит задачу формирования активной личности, которая будет обладать знаниями в экономической сфере, которая будет стремиться к целенаправленной реализации своих возможностей. Все это выдвигает перед системой образования задачу формирования финансовой грамотности детей.
Новые механизмы экономики, бизнеса, предпринимательства неизбежно определяют человеку новые параметры личных качеств, личной финансовой культуры. Школьники рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с рекламой, деньгами, ходят со своими родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово‐экономических отношениях, овладевая финансовой компетентностью в личном опыте. Элементы начального экономического образования детей в условиях современности следует рассматривать как фактор их социализации, которое имеет значительное влияние на становление личности ребенка, формирует его отношение к материальным и духовным ценностям общества. Поэтому в современной научно-педагогической литературе уделяется значительное внимание проблеме финансовой грамотности в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы экономического воспитания и детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях и формируется ответственное отношение к деньгам. Знания и опыт, полученные при знакомстве с основами финансовыми категориями в этот период, помогают детям младшего школьного возраста лучше понять и адаптироваться в социальной среде в новых экономических условиях.
В педагогической науке вопрос формирования финансовой грамотности не является новым. В научных исследованиях последних лет, формирование финансовой грамотности личности на этапе младшего школьного возраста определяется важным направлением воспитания, который поможет ребенку стать самостоятельным, социально адаптированным, правильно сориентированным в экономических явлениях, успешным в современных условиях рыночной экономики. Современные исследования ученых (Э.В. Гуреева, Н.М. Евтыхова, С.И. Змиева, И.Д. Нефедова, Е.Н. Богданова, Н.Е. Попова, А.И. Имашева и др.) свидетельствует о необходимости внедрения элементов финансовой грамотности именно в младшем школьном возрасте.
В то же время современное состояние теории и практики педагогического обеспечения не всегда соответствует требованиям сегодняшнего дня и требует поиска новых подходов, путей и условий. Наряду с этим недостаточно разработаны содержание, формы, методы формирования у детей младшего школьного возраста финансовой грамотности.
Цель курса: обучить учеников начальной школы базовым финансовым навыкам и принципам управления деньгами.
Задачи программы:
Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности.
Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий.
Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу.
Развивать культуру экономического мышления.
Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье.
Формы занятий
Основной формой образовательного процесса являются практико-ориентированные учебные занятия.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- парная (работа в паре);
- групповые проекты и дискуссии;
- гостевые лекции от финансовых экспертов и предпринимателей.
III. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года, общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения во 2–4 классах, составляет 102 ч, по 34 ч в каждом классе, включая резервные часы.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Курс «Финансовая грамотность для юных экономистов» помогает обучающимся постигать уникальность истории, культуры и природы России через историю происхождения и развития российских денег, поиск и обсуждение фактов, связанных с функциями денег в современной жизни людей.
Связь с предметом «Окружающий мир» помогает детям осознать взаимозависимость здорового образа жизни человека, экономного и бережного потребления имеющихся ресурсов с минимальным ущербом для окружающей среды, защиты экологии, сохранения природы.
Взаимосвязь с предметами «Математика», «Литературное чтение» способствуют формированию умений и навыков работы с текстами, таблицами, схемами, диаграммами, а также навыкам поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
В морально-этическом направлении ребята научиться понимать мотивы финансовых поступков людей и оценивать их возможные последствия, шире — приобретать начальные социальные компетенции для эффективного и безопасного взаимодействия в социуме, открывать возможности для личной полезной созидательной активности в современном мире. возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты.
Занятия, направленные на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний на самостоятельные мотивированные действия обучающихся начальной школы, выражающиеся в финансово грамотных моделях поведения.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения программы являются следующие умения:
осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Регулятивные УУД:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные УУД:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— правильно использовать термины: обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги;
— объяснять, как честно осуществлять обмен, и какие проблемы могут возникнуть при обмене;
— вести элементарные финансовые расчёты;
— решать текстовые финансовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель; планировать ход решения финансовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ, проверять правильность вычислений;
— объяснять, что деньги появляются в семьях за счёт труда взрослых;
— объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
— называть основные признаки подлинности денег;
— приводить примеры валют;
— объяснять, что одни и те же товары или услуги могут иметь разную цену в разных местах, в разное время и у разных продавцов;
— объяснять, что деньги необходимо хранить в безопасном месте;
— объяснять, как грамотно и безопасно делать покупки;
— подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
— проявлять осведомленность о полезной информации в рекламе;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы;
— формулировать простые выводы по вопросам финансовой грамотности на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);
— оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к ситуациям обмена, использования денег и осуществления покупок;
— проявлять осведомленность о трудовой деятельности жителей родного края;
— безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости.
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
— различать расходы и доходы семьи;
— называть основные источники доходов семьи;
— называть основные направления (категории) расходов семьи;
— приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
— приводить примеры сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
— различать виды источников дохода: регулярные и нерегулярные;
— распределять расходы по основным направлениям (категориям);
— считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;
— использовать различные источники информации о семейном и личном бюджете для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
— приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
— проявлять осведомленность о роли банков, назначения вкладов и кредитов;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о семейном и личном бюджете, рисках денежного долга, бережливого расходования денег; грамотного накопления денег для финансовых целей;
— соблюдать правила безопасного и нравственного поведения в области денежных отношений, потребления ресурсов:
— безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах;
— использовать умения выполнять арифметические действия (в пределах 1000) при расчете доходов, расходов, бюджета;
— использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: стоимости (копейки, рубли), преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
— решать финансовые задачи в одно-два действия, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
— извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах, в предметах повседневной жизни (ценник, этикетка, описание состава);
— структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы бюджета семьи по образцу;
— выполнять действия по алгоритму (грамотное накопление денег);
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании личных финансов.
4 КЛАСС
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
— объяснять, что такое семейный бюджет, зачем его нужно вести;
— составлять семейный бюджет в игровых ситуациях;
— проявлять осведомленность в способах ведения учета семейных и личных трат;
— проявлять осведомленность в том, для каких целей люди открывают вклад в банке, какие виды вкладов бывают;
— проявлять осведомленность в том, для каких целей люди получают кредиты в банках, какие виды кредитов бывают;
— объяснять, что такое личный бюджет, зачем его нужно вести;
— вести учет личных трат; определять приоритетные траты;
— оценивать свои ежемесячные расходы с точки зрения их необходимости;
— находить возможности сокращения расходов;
— называть способы формирования сбережений;
— проявлять осведомленность в том, что такое «финансовая подушка безопасности» и для чего она предназначена;
— проявлять осведомленность о благотворительности и возможности участвовать в ней детям и взрослым;
— проявлять осведомленность о безналичном расчёте и пластиковой банковской карте, алгоритме безналичного платежа с помощью платёжного терминала;
— приводить примеры жизненных ситуаций, в которых людям необходима благотворительная помощь;
— использовать различные источники для поиска и безопасного извлечения достоверной финансовой информации, ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения в финансовых отношениях с людьми;
— решать финансовые задачи, выполняя арифметические действия и их свойства, используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;
— извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач финансовую информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах, в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);
— заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
— проявлять осведомленность в том, что такое интернет-платежи и как они осуществляются;
— распознавать распространенные мошеннические схемы, с которыми можно столкнуться в цифровой среде, в том числе признаки мошеннических сайтов.
VI. Содержание курса внеурочной деятельности
Модули учебной программы курса в каждом классе дублируются, но объем содержания программы увеличивается, согласно возрастным особенностям. Темы занятий от первого до четвёртого класса выстроены в определённой содержательной преемственности.
1. Введение в финансы.
- Зачем нужны деньги.
- Как появились деньги.
- Деньги в разных странах
2. Доходы и расходы семьи.
- Семейный бюджет.
- Планирование семейного бюджета.
- Заработная плата родителей
3. Учимся копить и тратить
- Личные денежные средства.
- Товары и покупки
- Финансовые цели и планы
4. Осторожно! Финансово опасно!
- Опасности финансового рынка (финансовый обман)
- Защита от мошенничества
5. Своё дело.
- Основы предпринимательства в игровой форме
VII. Тематическое планирование
2 класс
Раздел | Количество часов |
2 класс | |
Введение в финансы | 6 |
Доходы и расходы | 7 |
Учимся копить и тратить | 5 |
Осторожно, финансово опасно! | 3 |
Заработок и профессии | 7 |
Свое дело | 6 |
3 класс | |
Введение в финансы | 4 |
Доходы и расходы | 5 |
Учимся копить и тратить | 7 |
Осторожно, финансово опасно! | 7 |
Заработок и профессии | 5 |
Свое дело | 6 |
4 класс | |
Введение в финансы | 6 |
Доходы и расходы | 5 |
Учимся копить и тратить | 6 |
Осторожно, финансово опасно! | 5 |
Заработок и профессии | 6 |
Свое дело | 6 |
VIII.Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | Практика | ||
Введение в финансы | 6 | |||
1 | Когда и почему появился обмен | 1 | ||
2 | Правила справедливого обмена | 1 | ||
3 | Трудности обмена | 1 | ||
4 | Как появились деньги | 1 | ||
5-6 | Проект «Справедливый обмен» | 2 | ||
Доходы и расходы | 7 | |||
7 | Что такое доходы | 1 | ||
8 | Пути доходов | 1 | ||
9 | Виды доходов | 1 | ||
10 | Расходы | 1 | ||
11 | Виды расходов | 1 | ||
12-13 | Проект «Мои доходы и расходы» | 2 | ||
Учимся копить и тратить | 5 | |||
14 | Условия и правила накопления денег | 1 | ||
15 | Как стать бережливым | 1 | ||
16 | Деньги и покупки | 1 | ||
17 | Виды покупок | 1 | ||
18 | Выбор нужных товаров и услуг | 1 | ||
Осторожно, финансово опасно! | 3 | |||
19 | Учимся читать рекламу | 1 | ||
20 | Остерегайтесь мошенников | 1 | ||
21 | Ловушка для долгов | 1 | ||
Заработок и профессии | 7 | |||
22 | Безделье, праздность, леность — предмет осуждения | 1 | ||
23 | Хорошая работа- интересная работа. | 1 | ||
24-25 | Экскурсия на предприятие. | 2 | ||
26-28 | Проект «Профессия» | 3 | ||
Свое дело | 6 | |||
29 | Сколько стоит «Свое дело» | 1 | ||
30 | Что я умею лучше всего. | 1 | ||
31 | Защита проекта «Свое дело» | 2 | ||
32-33 | Ярмарка | 1 | ||
34 | Награждение | 1 | ||
Итого | ||||
34 |
3 класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | Практика | ||
Введение в финансы | 4 | |||
1 | Появление первых денег | 1 | ||
2 | Современные деньги России и других государств | 1 | ||
3-4 | Проект «Моя валюта» | 2 | ||
Доходы и расходы | 5 | |||
5 | Откуда в семье появляются деньги | 1 | ||
6 | Зачем семье сбережения | 1 | ||
7 | Виды различных расходов в бюджете семьи | 1 | ||
8-9 | Проект «Бюджет моей будущей семьи» | 2 | ||
Учимся копить и тратить | 7 | |||
10 | Как распоряжаться карманными деньгами | 1 | ||
11 | Умные покупки | 1 | ||
12 | Учимся экономить | 1 | ||
13 | Как сделать сбережения | 1 | ||
14-16 | Проект «Как я смогу накопить на покупку своей мечты» | 3 | ||
Осторожно, финансово опасно! | 7 | |||
17 | Мое-твое | 1 | ||
18 | Как не попасть в руки мошенников | 1 | ||
19 | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | ||
20 | Когда рискуешь деньгами | 1 | ||
21-23 | Проект «Не дай себя обмануть!» | 3 | ||
Заработок и профессии | 5 | |||
24 | Мир профессий в области экономики и финансов | 1 |
25-26 | Экскурсия на предприятие | 2 | ||
27-28 | Проект «Кем быть - мир профессий» | 2 | ||
Свое дело | 6 | |||
29 | Легко ли вести свое дело | 1 | ||
30-32 | Проект «Мой первый бизнес» | 3 | ||
33 | Ярмарка | 1 | ||
34 | Награждение | 1 | ||
Итого | 34 |
4 класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | Практика | ||
Введение в финансы | 6 | |||
1 | Национальная валюта | 1 | ||
2 | Наличные и безналичные деньги | 1 | ||
3 | Банковская карта | 1 | ||
4 | Электронные деньги | 1 | ||
5-6 | Проект «История денег» | 2 | ||
Доходы и расходы | 5 | |||
7 | Бюджет российской семьи | 1 | ||
8 | Финансовые знания для ведения семейного бюджета | 1 | ||
9 | Уклонение от плана расходов в семейном бюджете | 1 | ||
10-11 | Проект «Расходы и доходы семьи. Стоимость жизни» | 2 | ||
Учимся копить и тратить | 6 | |||
12 | Значение вклада в банк | 1 | ||
13 | Виды вкладов | 1 | ||
14 | Кредит в банке | 1 | ||
15 | Инвестиции | 4 | ||
16-17 | Проект «Возможна ли жизнь без кредита» | 2 | ||
Осторожно, финансово опасно! | 5 | |||
18 | Ловушка денежных долгов | 1 | ||
19 | Когда рискуешь деньгами | 1 | ||
20 | Интернет-мошенники и ваши банковские карты | 1 | ||
21-22 | Проект ««Интернет-мошенничество: реальность, которая нас окружает» | 2 | ||
Заработок и профессии | 6 | |||
23 | Профессия настоящего и будущего | 1 | ||
24 | Кто такой банковский работник | 1 | ||
25-26 | Экскурсия в банк | 2 | ||
27-28 | Проект «Банковский работник» | 2 | ||
Свое дело | ||||
29-30 | Решение жизненных задач | 6 | 2 | |
31-32 | Проект «Мой финансовый план» | 2 | ||
33 | Ярмарка | 1 | ||
34 | Награждение | 1 |
IX.Требования к уровню подготовленности учащихся
Выпускник научится:
• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги,
валюта);
• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• приводить примеры товарных денег;
• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
• понимать, что деньги зарабатываются трудом;
• описывать виды и функции денег;
• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• называть основные источники доходов;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• называть основные направления расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
• различать планируемые и непредвиденные расходы;
• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать свойства товарных денег;
• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические
связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований
в области финансов;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт
(расчёты, бюджет, финансовый план);
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
X. Критерии и нормы оценки
Оценивание результатов освоения курса проводится на безотметочной основе в соответствии с критериями, выработанными совместно учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
В соответствии с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценка образовательных достижений осуществляется на двух уровнях – базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу курса если он овладел знаниями на базовом уровне.
Критерии оценивания
1. Понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование предметных понятий.
2. Обработка, анализ и представление финансовой информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации по финансовой теме (с помощью учителя).
5. Определение положительных и негативных последствий финансовых решений и действий.
6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, логичное и понятное изложение, использование иллюстраций, видеоряда.
7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления результатов выполненной работы Оценивание достижений школьников при изучении курса предполагает текущее и итоговое оценивание.
Текущее оценивание предназначено для организации контроля формирования планируемых результатов на каждом занятии.
Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися различных видов заданий, их участия в общем обсуждении, устных выступлениях, играх.
Итоговое оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов по изучению каждой из частей курса. Средствами итогового оценивания являются отчёты о проведённых мини-исследованиях, учебные проекты и их защита (презентация, умение отвечать на вопросы).
Типы заданий для оценивания образовательных достижений
Текущее оценивание:
• устный опрос;
• тестовое задание;
• решение задачи;
• решение кроссворда и анаграммы;
• викторина;
• ролевая игра;
• учебное мини-исследование;
• графическая работа: заполнение таблиц и создание простых схем;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация, интеллект-карта.
Итоговое оценивание:
• тест;
• решение задач;
• графическая работа (заполнение схем);
• учебный проект;
В соответствии с результатами оценивания по изучению каждой из частей курса должен быть сделан один из трёх выводов:
• учащийся овладел базовой системой знаний и учебными действиями и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических финансовых задач;
• учащийся овладел базовой системой знаний на уровне осознанного произвольного выполнения учебных действий (по накопительной системе оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным темам учебной программы
• результаты сформированы ниже базового уровня, программа
не освоена.
XI. Перечень учебно-методического обеспечения
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства:
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Аудиопроигрыватель
Экспозиционный экран
Методические материалы
Методические материалы:
-Учебно-методический комплекc «Введение в финансовую грамотность» для начальной школы
- Учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности»
- Методические рекомендации по реализации проектной деятельности в области финансовой грамотности в общеобразовательных организациях
- Игры по финансовой грамотности
- Открытые уроки от издательства «Просвещение»
Обучающие материалы
Сборник «Сказки, игры, загадки и задачки по финансовой грамотности» 6+
Подкаст для младших школьников «Крош и Грош»
Как составить личный финансовый план с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением.
http://www.7budget.ru – сайт интернет-журнала «Семейный бюджет».
http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов».
http://www.mind-map.ru – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления»
http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов».
http://zanimatika.narod.ru – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».
http://znanium.com – электронно-библиотечная система Znanium.com.
https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе»
https://finagram.com – портал финансовой грамотности
https://fmc.hse.ru – cайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.
16