Р
АБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НА ВОЛЖСКИХ ПРОСТОРАХ: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ»
Направление внеурочной деятельности | Общекультурное |
Уровень образования | Основное общее образование |
Возраст обучающихся | 12-14 лет |
Срок реализации программы | 5 лет |
Разработчик программы | Кляйнфельдер Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Волжские просторы: проектная деятельность по краеведению» на уровень основного общего образования для обучающихся 5-9-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Письма Минобрнауки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» от 31.08.2021 № 315-од «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования»;
рабочей программы воспитания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»;
положения о рабочей программе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31».
Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей обучающихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Целями изучения литературного и исторического краведения на уровне основного общего образования являются являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре всех народов Российской Федерации;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п.;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств;
формирование познавательной потребности в освоении краеведческого материала, углубление знаний о родном крае.
Курс рассчитан на 170 часов:
в 5-м классе - 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю);
6-м классе - 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю);
7-м классе - 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю);
8-м классе - 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю);
9-м классе - 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю).
Для реализации программы используются учебные пособия:
Для учителя:
Спиридонова Л.Е., Маркова О.В., Стацунова В.М. От учебного задания к исследованию и проекту. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Фора-Принт, 2018. – 86 с. (Электронное приложение к пособию);
Лебедева О.В., Гребенев И.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2014. – 219 с.;
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2014.;
«Основы проектной деятельности.5-9 классы», под редакцией Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., Чураковой О.В - Самара: 2010.;
Пособие «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» /автор – составитель Б.А. Татьянкин, О.Ю. Макаренков, Т.В. Иванникова, И.С. Мартынова, Л.В. Зуева./под ред. Б.А. Татьянкина.- М.: 5 за знания, 2007 г
Для учащихся:
Индивидуальный проект. 10-11 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / ⌠М.В.Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак⌡. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 159 с. – (Профильная школа).
Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)
2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)
3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)
4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)
5. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)
6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования)
7. http://www.edsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)
8. www.school.edu.ru/default.asp- Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.
9. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
18.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
19.http://www.ict.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
Содержание курса внеурочной деятельности:
5 класс
«Основы проектной деятельности»
№ раздела | Тематика занятий | Количество часов |
Раздел 1. | Планирование | 2 |
Раздел 2. | Готовность к исследовательской и проектной деятельности. | 2 |
Раздел 3. | Выбор темы исследования. | 3 |
Раздел 4. | Работа с литературой по теме исследования. | 8 |
Раздел 5. | Проведение исследования. | 4 |
Раздел 6. | Создание текста. | 8 |
Раздел 7. | Представление работы. | 6 |
Раздел 8. | Оценивание работы. | 1 |
6 класс
«Литературное краеведение»
№ раздела | Тематика занятий | Количество часов |
Раздел 1. | Волжские сказки, легенды, были | 10 |
Раздел 2. | Писатели Саратовского края | 22 |
Раздел 3. | Конкурсная деятельность. | 2 |
7 класс
«Историческое краеведение»
№ раздела | Тематика занятий | Количество часов |
Раздел 1. | Топонимика родного края. | 12 |
Раздел 2. | Моя родная улица | 2 |
Раздел 3. | История страны в названиях улиц родного города | 12 |
Раздел 4. | Культура и наука в названиях родного города. | 5 |
Раздел 5. | Конкурсная деятельность. | 3 |
8 класс
«Гордость моя – земляки»
№ раздела | Тематика занятий | Количество часов |
Раздел 1. | Книги о людях Саратовского края | 5 |
Раздел 2. | Наследие скульпторов и архитекторов. | 6 |
Раздел 3. | Мастера изобразительного искусства. | 9 |
Раздел 4. | Саратов музыкальный и театральный. | 5 |
Раздел 5. | Мастера киноискусства. | 4 |
Раздел 6. | Известные ученые и государственные деятели. | 4 |
Раздел 7. | Конкурсная деятельность. | 1 |
9 класс
«Страницы славы боевой»
№ раздела | Тематика занятий | Количество часов |
Раздел 1. | «Сороковые, роковые…» | 5 |
Раздел 2. | Город Энгельс в годы Великой Отечественной войны | 12 |
Раздел 3. | Страница семейной славы | 5 |
Раздел 4. | Ветеран живет рядом. | 11 |
Раздел 5. | Конкурсная деятельность | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы курса должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию русского языка и литературы, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, краеведов; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
«Основы проектной деятельности»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Раздел 1. Планирование | 2 | |||
1. | Планирование исследовательской и проектной работы. Цели и задачи исследовательской и проектной работы. | 1 | ||
2. | Формы организации исследовательской и проектной работы. Принципы отбора содержания исследовательских и проектных работ. | 1 | ||
Раздел 2. Готовность к исследовательской и проектной деятельности. | 2 | |||
3. | Вовлечение учеников к проектной и исследовательской деятельности. | 1 | ||
4. | Развитие речевой и языковой рефлексии. Ведение исследовательского дневника. | 1 | ||
Раздел 3. Выбор темы исследования. | 3 | |||
5. | Интересы исследователя. «Встреча» с темой. | 1 | ||
6. | Формулировка темы, постановка целей и задач работы. | 2 | ||
Раздел 4. Работа с литературой по теме исследования. | 8 | |||
7. | Поиск и отбор научной литературы по теме исследования. | 2 | ||
8. | Обучение чтению научной литературы. | 2 | ||
9. | Различные виды конспектирования и обзор научной литературы. | 2 | ||
10. | Оформление ссылок и списка литературы. | 2 | ||
Раздел 5. Проведение исследования. | 4 | |||
11. | Выбор методов исследования: метод наблюдений, описательный метод, корпусный (текстовой) анализ, экспериментальный метод (ассоциативный), социолингвистическое анкетирование, интервью. | 2 | ||
12. | Метод сбора и анализа материала по исследованию. | 2 | ||
Раздел 6. Создание текста. | 8 | |||
13. | Оформление и содержание исследовательской и проектной работы. | 3 | ||
14. | Аннотация к исследовательской работе. | 2 | ||
15. | Тезисы выступления. | 2 | ||
16. | Стиль исследовательских работ. | 1 | ||
Раздел 7. Представление работы. | 6 | |||
17. | Многообразие представления работы. | 2 | ||
18. | Устный доклад. | 2 | ||
19. | Компьютерная презентация. | 2 | ||
Раздел 8. Оценивание работы. | 1 | |||
20. | Критерии и процедура оценки. | 1 | ||
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
«Литературное краеведение»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Раздел 1. Волжские сказки, легенды, были | 10 | |||
Из глубины веков. Предания волгарей | 2 | |||
На волжских просторах: древние народности и их культурное наследие. Татары, чуваши, мордва. | 2 | |||
На волжских просторах: древние народности и их культурное наследие. Калмыки, казахи, мари эл. | 2 | |||
На волжских просторах: древние народности и их культурное наследие. Украинцы, русские, немцы. | 2 | |||
Раздел 2. Писатели Саратовского края | 22 | |||
Очерк жизни и творчества И.Г.Тобольского. | 1 | |||
Образ Волги в поэзии Н.Е.Палькина. | 1 | |||
Мотивы дирики И.И.Малохаткина. | 1 | |||
Литературная гостиная «Волга в сердце впадает мое». | 2 | |||
Н.Г.Чернышевский. Экскурсия в дом-музей писателя | 1 | |||
Защита проектов «А.Н.Толстой и герои его произведений», «По страницам произведений К.А.Федина» . | 2 |
Военная публицистика И.Эренбурга и К.Симонова. Проект «И.Г.Эренбург на Саратовской земле». | 2 | |||
«Жизнь "на ладонях судьбы" (страницы биографии зека и писательницы В.М.Мухиной-Петринской). | 1 | |||
Читаем «Корабли Санди» В.М.Мухиной-Петринской | 2 | |||
Квест «Л.А.Кассиль и Покровск». Экскурсия в дом-музей писателя. | 2 | |||
«Кондуит и Швамбрания» Л.Кассиля. | 1 | |||
Поэзия Василия Реснянского. Творческий вечер с поэтом. | 2 | |||
Поэт живет рядом. В.П. Сидоров. Творческая встреча с поэтом-земляком. | 2 | |||
Давайте знакомиться: поэтесса Маслякова Марина Александровна. | 1 | |||
«…Не обо всём, что люблю, я пишу стихи. | 1 | |||
Раздел 3. Конкурсная деятельность. | 2 | |||
Подготовка к участию в конкурсе «На волжских просторах» (номинация «Литературное краеведение»), научно-практических конференциях «Литературное краеведение глазами школьников», «Первые шаги в науке» и других конкурсных мероприятиях в течение года. | 2 | |||
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
«Историческое краеведение»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Раздел 1. Топонимика родного края. | 12 | |||
Топонимика как наука. | 1 | |||
Путешествие из Покровской слободы в город Энгельс по страницам книг «Под Покровом Богородицы» краеведа Е.М.Ериной. | 3 | |||
«Не за тридевять земель». Жизнь и творчество краеведа Дмитрия Худякова. | 2 | |||
Дмитрий Худяков «Путешествие по берегам морей, которых никто не видел». | 2 | |||
История села Квасниковка. Бык-солевоз как символ города. | 1 | |||
Поселок Приволжский: страницы истории, судьбы людей. | 1 | |||
Поселок ВолжНИИГиМ и его вклад в развитие родного города. | 1 | |||
История моей семьи на карте города. | 1 | |||
Раздел 2. Моя родная улица | 2 | |||
Происхождение названия улицы, на которой я живу | 1 | |||
Культурные и исторические объекты, расположенные на моей улице. Защита проектов по темам раздела. | 1 | |||
Раздел 3. История страны в названиях улиц родного города | 12 | |||
Улицы, названные в честь исторических событий. Отечественная война 1812 года. | 1 | |||
Улицы, названные в честь исторических событий. Октябрьская революция и Гражданская война. | 1 | |||
Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц города Энгельса. Петр Васильевич Волох. | 1 | |||
Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц города Энгельса. Улица 148-й Черниговской дивизии. | 1 | |||
Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц города Энгельса. Марина Михайловна Раскова. | 1 | |||
Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц города Энгельса. Виктор Александрович Кондаков. | 1 | |||
Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц города Энгельса. Маршал Василевский. | 1 |
Заочная экскурсия по исчезнувшим улицам города. | 1 | |||
Проект «Пешеходная экскурсия по улицам родного города. Памятники истории и культуры». | 2 | |||
Оформление фотовыставки «Покровск-Энгельс – город исторический». Конкурс «Лучший экскурсовод». | 2 | |||
Раздел 4. Культура и наука в названиях родного города. | 5 | |||
Улицы и скверы, названные в честь художников и музыкантов. | 1 | |||
Имена ученых, политических деятелей в названиях улиц и скверов. | 1 | |||
Героическая история ЭПО «Сигнал». Сквер имени В.А.Шипулина. | 1 | |||
История создания парка «Патриот». | 1 | |||
История создания Парка покорителей космоса. Энгельс – колыбель космонавтики. | 1 | |||
Раздел 5. Конкурсная деятельность. | 3 | |||
Подготовка к участию в конкурсе «На волжских просторах» (номинация «Историческое краеведение»), научно-практических конференциях и других интеллектуальных конкурсах. | 2 | |||
Игра «Где эта улица, где этот дом?» | 1 | |||
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
Гордость моя – земляки
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Раздел 1. Книги о людях Саратовского края | 5 | |||
Час чтения. Дмитрий Худяков «Этюды о земляках». | 2 | |||
Час чтения. «Живописная губерния» ХХ век Земли Саратовской. | 2 | |||
Проект «Эту книгу я советую прочитать…» | 1 | |||
Раздел 2. Наследие скульпторов и архитекторов. | 6 | |||
Жизнь и творчество скульптора К.Матвеевой. | 1 | |||
Творчество скульптора А.Садовского. | 1 | |||
Скульпторы А.Щербаков и С.Щербаков и Саратовский край. | 1 | |||
Проект «Памятники и обелиски - страницы нашей общей истории». | 3 | |||
Раздел 3. Мастера изобразительного искусства. | 9 | |||
Экскурсия в Картинную галерею им.А.Н.Радищева. | 2 | |||
Саратовская школа изобразительного искусства: А.Матвеев, А.Савинов, К.Петров-Водкин, П.Кузнецов, В.Борисов-Мусатов. | 3 | |||
Яков Вебер и его наследие. Экскурсия в краеведческий музей г.Энгельса. работа над проектом. | 2 | |||
Картинная галерея А.А.Мыльникова. Творческий путь художника. | 1 | |||
Проекты «Художественные династии Саратова» | 1 | |||
Раздел 4. Саратов музыкальный и театральный. | 5 | |||
История саратовской гармоники. | 1 | |||
Театральная афиша. Театры Саратова и Энгельса. | 1 | |||
Композиторы Саратова и Энгельса: Л.Собинов, А.Шнитке. | 1 | |||
Проект «Творчество артистов саратовских театров и цирка». | 2 | |||
Раздел 5. Мастера киноискусства. | 4 | |||
Творческое наследие актера Бориса Бабочкина. | 1 | |||
Борис Андреев и Саратовский край. | 1 | |||
Проект «Таланты Саратовского Поволжья: О.Янковский, О.Табаков, С.Пускепалис, Евгений Миронов, Сергей Филиппов». | 2 | |||
Раздел 6. Известные ученые и государственные деятели. | 4 | |||
Вавилов Н.И. Богатства, отданные людям. | 1 | |||
П.А.Столыпин – судьба реформатора. | 1 | |||
Биография и изобретения П.Н. Яблочкова. | 1 | |||
Отец «русских крыльев» - авиаконструктор О.К. Антонов. | 1 |
Раздел 7. Конкурсная деятельность. | 1 | |||
Конференция «Город Энгельс. История. Факты. Лица» | ||||
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
«Страницы славы боевой»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Раздел 1. «Сороковые, роковые…» | 5 | |||
«Я читаю о войне»: публицистическая, мемуарная, документальная и художественная литература о Великой Отечественной войне. | 5 | |||
Раздел 2. Город Энгельс в годы Великой Отечественной войны | 12 | |||
«Все для фронта, всё для победы!»: трудовой подвиг земляков. Поисково-исследовательская деятельность. | 3 | |||
Эвакогоспитали: подвиг военных врачей и медицинских сестер. Поисково-исследовательская деятельность. | 3 | |||
Детство, опаленной войной. Поисково-исследовательская деятельность. | 3 | |||
Судьбы земляков, бывших узников фашистских концлагерей. Поисково-исследовательская деятельность. | 3 | |||
Раздел 3. Страница семейной славы | 5 | |||
Вклад моей семьи в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. | 5 | |||
Раздел 4. Ветеран живет рядом. | 11 | |||
«Ничто не забыто, никто не забыт!» Поисково-исследовательская деятельность и социально значимые акции. | 11 | |||
Раздел 5. Конкурсная деятельность | 1 | |||
Участие к в конкурсах, научно-практических конференциях с проектами и исследовательскими работами, созданными в течение года. | 1 | |||
Итого: | 34 |
15