Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Краеведение
  3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НА ВОЛЖСКИХ ПРОСТОРАХ: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НА ВОЛЖСКИХ ПРОСТОРАХ: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ»

Программа внеурочной деятельности поможет педагогам организовать работу по изучению исторического и культурного наследия малой родины, научит школьников умению создавать и защищать исследовательские проекты.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Краеведение

Категория

Краеведение
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Р
АБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«НА ВОЛЖСКИХ ПРОСТОРАХ: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ»

Направление внеурочной деятельности

Общекультурное

Уровень образования

Основное общее образование

Возраст обучающихся

12-14 лет

Срок реализации программы

5 лет

Разработчик программы

Кляйнфельдер Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Волжские просторы: проектная деятельность по краеведению» на уровень основного общего образования для обучающихся 5-9-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Письма Минобрнауки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  • концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;

  • учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» от 31.08.2021 № 315-од «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования»;

  • рабочей программы воспитания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»;

  • положения о рабочей программе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31».

Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей обучающихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Целями изучения литературного и исторического краведения на уровне основного общего образования являются являются:

  • осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре всех народов Российской Федерации;

  • совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;

  • совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п.;

  • развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств;

  • формирование познавательной потребности в освоении краеведческого материала, углубление знаний о родном крае.

Курс рассчитан на 170 часов:

  • в 5-м классе - 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю);

  • 6-м классе - 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю);

  • 7-м классе - 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю);

  • 8-м классе - 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю);

  • 9-м классе - 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю).

Для реализации программы используются учебные пособия:

Для учителя:

  • Спиридонова Л.Е., Маркова О.В., Стацунова В.М. От учебного задания к исследованию и проекту. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Фора-Принт, 2018. – 86 с. (Электронное приложение к пособию);

  • Лебедева О.В., Гребенев И.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2014. – 219 с.;

  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2014.;

  • «Основы проектной деятельности.5-9 классы», под редакцией Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., Чураковой О.В - Самара: 2010.;

  • Пособие «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» /автор – составитель Б.А. Татьянкин, О.Ю. Макаренков, Т.В. Иванникова, И.С. Мартынова, Л.В. Зуева./под ред. Б.А. Татьянкина.- М.: 5 за знания, 2007 г

Для учащихся:

  • Индивидуальный проект. 10-11 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / ⌠М.В.Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак⌡. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 159 с. – (Профильная школа).

  • Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.

Цифровые образовательные ресурсы:

1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)

2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)

3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)

4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)

5. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)

6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования)

7. http://www.edsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)

8.  www.school.edu.ru/default.asp- Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.

9. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

18.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

19.http://www.ict.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".

Содержание курса внеурочной деятельности:

5 класс

«Основы проектной деятельности»

№ раздела

Тематика занятий

Количество часов

Раздел 1.

Планирование

2

Раздел 2.

Готовность к исследовательской и проектной деятельности.

2

Раздел 3.

Выбор темы исследования.

3

Раздел 4.

Работа с литературой по теме исследования.

8

Раздел 5.

Проведение исследования.

4

Раздел 6.

Создание текста.

8

Раздел 7.

Представление работы.

6

Раздел 8.

Оценивание работы.

1

6 класс

«Литературное краеведение»

№ раздела

Тематика занятий

Количество часов

Раздел 1.

Волжские сказки, легенды, были

10

Раздел 2.

Писатели Саратовского края

22

Раздел 3.

Конкурсная деятельность.

2

7 класс

«Историческое краеведение»

№ раздела

Тематика занятий

Количество часов

Раздел 1.

Топонимика родного края.

12

Раздел 2.

Моя родная улица

2

Раздел 3.

История страны в названиях улиц родного города

12

Раздел 4.

Культура и наука в названиях родного города.

5

Раздел 5.

Конкурсная деятельность.

3

8 класс

«Гордость моя – земляки»

№ раздела

Тематика занятий

Количество часов

Раздел 1.

Книги о людях Саратовского края

5

Раздел 2.

Наследие скульпторов и архитекторов.

6

Раздел 3.

Мастера изобразительного искусства.

9

Раздел 4.

Саратов музыкальный и театральный.

5

Раздел 5.

Мастера киноискусства.

4

Раздел 6.

Известные ученые и государственные деятели.

4

Раздел 7.

Конкурсная деятельность.

1

9 класс

«Страницы славы боевой»

№ раздела

Тематика занятий

Количество часов

Раздел 1.

«Сороковые, роковые…»

5

Раздел 2.

Город Энгельс в годы Великой Отечественной войны

12

Раздел 3.

Страница семейной славы

5

Раздел 4.

Ветеран живет рядом.

11

Раздел 5.

Конкурсная деятельность

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Изучение курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы курса должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию русского языка и литературы, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

  • умение принимать себя и других, не осуждая;

  • умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, краеведов; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.

Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

  • потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные результаты

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

  • формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

  • использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

  • использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

  • знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

  • в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

Совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

  • ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

  • делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

  • владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

  • давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

  • выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

  • признавать своё и чужое право на ошибку;

  • принимать себя и других, не осуждая;

  • проявлять открытость;

  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

«Основы проектной деятельности»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1.

Планирование

2

1.

Планирование исследовательской и проектной работы. Цели и задачи исследовательской и проектной работы.

1

2.

Формы организации исследовательской и проектной работы. Принципы отбора содержания исследовательских и проектных работ.

1

Раздел 2.

Готовность к исследовательской и проектной деятельности.

2

3.

Вовлечение учеников к проектной и исследовательской деятельности.

1

4.

Развитие речевой и языковой рефлексии.

Ведение исследовательского дневника.

1

Раздел 3.

Выбор темы исследования.

3

5.

Интересы исследователя. «Встреча» с темой.

1

6.

Формулировка темы, постановка целей и задач работы.

2

Раздел 4.

Работа с литературой по теме исследования.

8

7.

Поиск и отбор научной литературы по теме исследования.

2

8.

Обучение чтению научной литературы.

2

9.

Различные виды конспектирования и обзор научной литературы.

2

10.

Оформление ссылок и списка литературы.

2

Раздел 5.

Проведение исследования.

4

11.

Выбор методов исследования: метод наблюдений, описательный метод, корпусный (текстовой) анализ, экспериментальный метод (ассоциативный), социолингвистическое анкетирование, интервью.

2

12.

Метод сбора и анализа материала по исследованию.

2

Раздел 6.

Создание текста.

8

13.

Оформление и содержание исследовательской и проектной работы.

3

14.

Аннотация к исследовательской работе.

2

15.

Тезисы выступления.

2

16.

Стиль исследовательских работ.

1

Раздел 7.

Представление работы.

6

17.

Многообразие представления работы.

2

18.

Устный доклад.

2

19.

Компьютерная презентация.

2

Раздел 8.

Оценивание работы.

1

20.

Критерии и процедура оценки.

1

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

«Литературное краеведение»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1.

Волжские сказки, легенды, были

10

Из глубины веков. Предания волгарей

2

На волжских просторах: древние народности и их культурное наследие. Татары, чуваши, мордва.

2

На волжских просторах: древние народности и их культурное наследие. Калмыки, казахи, мари эл.

2

На волжских просторах: древние народности и их культурное наследие. Украинцы, русские, немцы.

2

Раздел 2.

Писатели Саратовского края

22

Очерк жизни и творчества И.Г.Тобольского.

1

Образ Волги в поэзии Н.Е.Палькина.

1

Мотивы дирики И.И.Малохаткина.

1

Литературная гостиная «Волга в сердце впадает мое».

2

Н.Г.Чернышевский. Экскурсия в дом-музей писателя

1

Защита проектов «А.Н.Толстой и герои его произведений», «По страницам произведений К.А.Федина» .

2

Военная публицистика И.Эренбурга и К.Симонова.

Проект «И.Г.Эренбург на Саратовской земле».

2

«Жизнь "на ладонях судьбы" (страницы биографии зека и писательницы В.М.Мухиной-Петринской).

1

Читаем «Корабли Санди» В.М.Мухиной-Петринской

2

Квест «Л.А.Кассиль и Покровск». Экскурсия в дом-музей писателя.

2

«Кондуит и Швамбрания» Л.Кассиля.

1

Поэзия Василия Реснянского. Творческий вечер с поэтом.

2

Поэт живет рядом. В.П. Сидоров. Творческая встреча с поэтом-земляком.

2

Давайте знакомиться: поэтесса Маслякова Марина Александровна.

1

«…Не обо всём, что люблю, я пишу стихи.
Но всё, о чём я пишу, я люблю!» Ольга Жогло.

1

Раздел 3.

Конкурсная деятельность.

2

Подготовка к участию в конкурсе «На волжских просторах» (номинация «Литературное краеведение»), научно-практических конференциях «Литературное краеведение глазами школьников», «Первые шаги в науке» и других конкурсных мероприятиях в течение года.

2

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

«Историческое краеведение»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1.

Топонимика родного края.

12

Топонимика как наука.

1

Путешествие из Покровской слободы в город Энгельс по страницам книг «Под Покровом Богородицы» краеведа Е.М.Ериной.

3

«Не за тридевять земель». Жизнь и творчество краеведа Дмитрия Худякова.

2

Дмитрий Худяков «Путешествие по берегам морей, которых никто не видел».

2

История села Квасниковка. Бык-солевоз как символ города.

1

Поселок Приволжский: страницы истории, судьбы людей.

1

Поселок ВолжНИИГиМ и его вклад в развитие родного города.

1

История моей семьи на карте города.

1

Раздел 2.

Моя родная улица

2

Происхождение названия улицы, на которой я живу

1

Культурные и исторические объекты, расположенные на моей улице. Защита проектов по темам раздела.

1

Раздел 3.

История страны в названиях улиц родного города

12

Улицы, названные в честь исторических событий. Отечественная война 1812 года.

1

Улицы, названные в честь исторических событий. Октябрьская революция и Гражданская война.

1

Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц города Энгельса. Петр Васильевич Волох.

1

Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц города Энгельса. Улица 148-й Черниговской дивизии.

1

Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц города Энгельса. Марина Михайловна Раскова.

1

Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц города Энгельса. Виктор Александрович Кондаков.

1

Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц города Энгельса. Маршал Василевский.

1

Заочная экскурсия по исчезнувшим улицам города.

1

Проект «Пешеходная экскурсия по улицам родного города. Памятники истории и культуры».

2

Оформление фотовыставки «Покровск-Энгельс – город исторический». Конкурс «Лучший экскурсовод».

2

Раздел 4.

Культура и наука в названиях родного города.

5

Улицы и скверы, названные в честь художников и музыкантов.

1

Имена ученых, политических деятелей в названиях улиц и скверов.

1

Героическая история ЭПО «Сигнал». Сквер имени В.А.Шипулина.

1

История создания парка «Патриот».

1

История создания Парка покорителей космоса. Энгельс – колыбель космонавтики.

1

Раздел 5.

Конкурсная деятельность.

3

Подготовка к участию в конкурсе «На волжских просторах» (номинация «Историческое краеведение»), научно-практических конференциях и других интеллектуальных конкурсах.

2

Игра «Где эта улица, где этот дом?»

1

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

Гордость моя – земляки

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1.

Книги о людях Саратовского края

5

Час чтения. Дмитрий Худяков «Этюды о земляках».

2

Час чтения. «Живописная губерния» ХХ век Земли Саратовской.

2

Проект «Эту книгу я советую прочитать…»

1

Раздел 2.

Наследие скульпторов и архитекторов.

6

Жизнь и творчество скульптора К.Матвеевой.

1

Творчество скульптора А.Садовского.

1

Скульпторы А.Щербаков и С.Щербаков и Саратовский край.

1

Проект «Памятники и обелиски - страницы нашей общей истории».

3

Раздел 3.

Мастера изобразительного искусства.

9

Экскурсия в Картинную галерею им.А.Н.Радищева.

2

Саратовская школа изобразительного искусства: А.Матвеев, А.Савинов, К.Петров-Водкин, П.Кузнецов, В.Борисов-Мусатов.

3

Яков Вебер и его наследие. Экскурсия в краеведческий музей г.Энгельса. работа над проектом.

2

Картинная галерея А.А.Мыльникова. Творческий путь художника.

1

Проекты «Художественные династии Саратова»

1

Раздел 4.

Саратов музыкальный и театральный.

5

История саратовской гармоники.

1

Театральная афиша. Театры Саратова и Энгельса.

1

Композиторы Саратова и Энгельса: Л.Собинов, А.Шнитке.

1

Проект «Творчество артистов саратовских театров и цирка».

2

Раздел 5.

Мастера киноискусства.

4

Творческое наследие актера Бориса Бабочкина.

1

Борис Андреев и Саратовский край.

1

Проект «Таланты Саратовского Поволжья: О.Янковский, О.Табаков, С.Пускепалис, Евгений Миронов, Сергей Филиппов».

2

Раздел 6.

Известные ученые и государственные деятели.

4

Вавилов Н.И. Богатства, отданные людям.

1

П.А.Столыпин – судьба реформатора.

1

Биография и изобретения П.Н. Яблочкова.

1

Отец «русских крыльев» - авиаконструктор О.К. Антонов.

1

Раздел 7.

Конкурсная деятельность.

1

Конференция «Город Энгельс. История. Факты. Лица»

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

«Страницы славы боевой»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1.

«Сороковые, роковые…»

5

«Я читаю о войне»: публицистическая, мемуарная, документальная и художественная литература о Великой Отечественной войне.

5

Раздел 2.

Город Энгельс в годы Великой Отечественной войны

12

«Все для фронта, всё для победы!»: трудовой подвиг земляков. Поисково-исследовательская деятельность.

3

Эвакогоспитали: подвиг военных врачей и медицинских сестер. Поисково-исследовательская деятельность.

3

Детство, опаленной войной. Поисково-исследовательская деятельность.

3

Судьбы земляков, бывших узников фашистских концлагерей. Поисково-исследовательская деятельность.

3

Раздел 3.

Страница семейной славы

5

Вклад моей семьи в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

5

Раздел 4.

Ветеран живет рядом.

11

«Ничто не забыто, никто не забыт!» Поисково-исследовательская деятельность и социально значимые акции.

11

Раздел 5.

Конкурсная деятельность

1

Участие к в конкурсах, научно-практических конференциях с проектами и исследовательскими работами, созданными в течение года.

1

Итого:

34

15

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Программа внеурочной деятельности поможет педагогам организовать работу по изучению исторического и культурного наследия малой родины, научит школьников умению создавать и защищать исследовательские проекты.
0 ₽
Целью работы является исследование идейно-тематического содержания страниц поэтического сборника Василия Григорьевича Реснянского "Островок во Вселенной". Работа является результатом исследовательской деятельности в рамках авторской программы "На волжских просторах"
0 ₽