Личностными результатами освоения курса астрономии являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. Требования к результатам образования в соответствии с рабочей программой воспитания. В воспитании обучающихся юношеского возраста приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
опыт творческого самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, волонтерский опыт
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии:
Выпускник на базовом уровне научится:
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы;
описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период – светимость»; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения – Большого взрыва.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения;
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура);
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах
Содержание тем учебного курса
Астрофизика и звёздная астрономия (4 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (4 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
Наименование разделов и тем | Всего часов |
Астрофизика и звёздная астрономия | 4 |
Млечный путь | 3 |
Галактика | 3 |
Строение и эволюция Вселенной | 2 |
Современные проблемы астрономии | 4 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
Астрофизика и звёздная астрономия (4 ч) | ||||
1. | Методы астрофизических исследований. Солнце | 1 | 05.09. | |
2. | Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Основные характеристики звезд. | 1 | 12.09 | |
3. | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | 1 | 19.09 | |
4. | Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звезд | 1 | 26.09 | |
Млечный путь (3 ч) | ||||
5. | Газ и пыль в Галактике | 1 | 03.10 | |
6. | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | 1 | 10.10 | |
7. | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | 1 | 17.10 | |
Галактики (3 ч) | ||||
8. | Классификация галактик | 1 | 24.10 | |
9. | Активные галактики и квазары | 1 | 07.11 | |
10 | Скопления галактик | 1 | 14.11 | |
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) | ||||
11 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | 1 | 21.11 | |
12 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | 1 | 28.11 | |
Современные проблемы астрономии (4 ч) | ||||
13 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | 1 | 05.12 | |
14 | Обнаружение планет возле других звёзд | 1 | 12.12 | |
15 | Поиск жизни и разума во Вселенной | 1 | 19.12 | |
16 | Годовая промежуточная аттестация. Итоговый контрольный тест | 1 | 26.12 |
7