ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для обучающихся 8 класса с ОВЗ составлена на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Учебный план МБОУ «Юринская СОШ имени С.А.Лосева» на 2021-2022 уч. год.
Учебные планы для специальных (коррекционных) школ, утверждённые приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/ 2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
При составлении рабочей программы к учебному курсу «География» для учащихся обучающихся с ограниченными возможностями здоровья использована авторская программа Лифановой Т.М., по географии для специальных коррекционных классов (8 вид) опубликованной в сборнике программ под редакцией Воронковой В.В., Москва. ГИЦ Владос. 2011г. Допущено Министерством образования РФ. Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования
Место предмета в учебном плане.
8 класс – «География материков и океанов» - 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Содержание учебного предмета
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Основные курса географии в 8 классе: дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве материков и океанов, стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Цель обучения предмету в 8 классе: Формирование у учащихся представлений о материках и океанах.
Исходя из цели вытекают следующие задачи:
формирование у учащихся представлений о мировом океане;
познакомить учащихся с географическим положением, природой, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами различных континентов;
дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём;
развивать речь, память, зрительное восприятие, внимание, мышление средствами предмета «География»;
дать знания о правилах поведения в природе.
Учебно-методический комплект.
Лифанова Т. М. и Соломина Е. Н. «География материков и океанов. 8 класс», Москва издательство «Просвещение», 2009 год.
Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Основнаязадача современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, СБО, рисованием, черчением и другими предметами. Также он предусматривает опору на знания, полученные детьми в начальных классах
Формы контроля знаний.
Основные формы контроля: фронтальная и групповая, индивидуальная.
Методы контроля: устный опрос, письменный контроль, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, тест. По возможности используются нетрадиционные формы: викторина и кроссворд.
Планируемые результаты
Личностными результатами обучения географии являются:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные БУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.
Коммуникативные БУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса в 8 классе являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира;
– объяснять роль различных источников географической информации;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
– различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
– выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
– выделять причины стихийных явлений в геосферах;
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
– использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов;
– понимание смысла собственной действительности;
– формулировать своѐ отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Ожидаемый результат.
Учащиеся должны знать:
Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения.
Учащиеся должны уметь:
показать на географической карте океаны, давать им характеристику;
определять на карте полушарий географическое положение и очертание берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов | Практическая работа |
Введение | 1 | |
Мировой океан | 5 | 1 |
Африка | 16 | 5 |
Австралия | 8 | 2 |
Антарктида | 5 | 1 |
Северная Америка | 9 | 1 |
Южная Америка | 11 | 1 |
Евразия | 13 | 3 |
Всего | 68 | 14 |
8 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения урока | Примечание |
1 | Материки и части света на глобусе и карте. | ||
Мировой океан | |||
2 | Атлантический океан. | ||
3 | Северный Ледовитый океан. | ||
4 | Тихий океан. | ||
5 | Индийский океан. | ||
6 | Современное изучение мирового океана. | ||
Африка | |||
7 | Африка. Географическое положение. | ||
8 | Разнообразие рельефа, климат, реки и озёра. | ||
9 | Природные зоны. | ||
10 | Растительность тропических лесов. | ||
11 | Животные тропических лесов. | ||
12 | Растительность саванн. | ||
13 | Животные саванн. | ||
14 | Растительность и животные пустынь. | ||
15 | Население и государства. | ||
16 | Египет. | ||
17 | Эфиопия. | ||
18 | Танзания. | ||
19 | Демократическая Республика Конго. | ||
20 | Нигерия. | ||
21 | Южно – африканская республика (ЮАР). | ||
22 | Обобщающий урок. | ||
Австралия | |||
23 | Австралия. Географическое положение. | ||
24 | Разнообразие рельефа, климат, реки и озёра. | ||
25 | Растительный мир. | ||
26 | Животный мир. | ||
27 | Население. | ||
28 | Австралийский союз. | ||
29 | Океания. | ||
30 | Остров Новая Гвинея. | ||
Антарктида. | |||
31 | Антарктида. Географическое положение. | ||
32 | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. | ||
33 | Разнообразие рельефа, климат. | ||
34 | Растительный и животный мир. Охрана природы. | ||
35 | Современные исследования Антарктиды. | ||
Северная Америка | |||
36 | Северная Америка. Открытие Америки. | ||
37 | Географическое положение. | ||
38 | Разнообразие рельефа, климат. | ||
39 | Реки и озёра. | ||
40 | Растительный и животный мир. | ||
41 | Население и государства. | ||
42 | Соединённые штаты Америки. | ||
43 | Канада. | ||
44 | Мексика. Куба. | ||
Южная Америка. | |||
45 | Южная Америка. Географическое положение. |
46 | Разнообразие рельефа, климат. | ||
47 | Реки и озёра. | ||
48 | Растительность тропических лесов. | ||
49 | Животные тропического леса. | ||
50 | Растительность саванн, степей и пустынь. | ||
51 | Животные саванн, степей, полупустынь и гор. | ||
52 | Население и государства. | ||
53 | Бразилия. | ||
54 | Аргентина. | ||
55 | Перу. | ||
Евразия | |||
56 | Евразия. Географическое положение. | ||
57 | Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. | ||
58 | Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. | ||
59 | Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. | ||
60 | Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. | ||
61 | Климат Евразии. | ||
62 | Реки и озёра Европы. | ||
63 | Реки и озёра Азии. | ||
64 | Растительный и животный мир Европы. | ||
65 | Растительный и животный мир Азии. | ||
66 | Население Евразии. | ||
67 | Культура и быт народов Евразии. | ||
68 | Обобщающий урок. |
Рекомендуемая учебно-методическая литература:
Основная литература:
Лифанова Т.М. География: 8 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: с прилож. / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2012.-184с.: ил. + Прил.
2. Т.М. Лифанова. География. Рабочая тетрадь: 8 класс: пособие для учащихся спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова. - М.: Просвещение, 2014 г.
Дополнительная литература:
- Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965г.
- Т.М. Лифанова. Дидактические игры на уроках географии.: метод. рекомендации . М: Гном и Д, 2001г.
- Т.М. Лифанова, .Е.В.. Подвальная. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе. М: «Просвещение», 2013.