Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области
«Орловская общеобразовательная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Приложение № _____ к АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 2 |
Рабочая программа
по изобразительной деятельности
1 класс
Составитель: Скурихина В.С.
Рецензент: Шевлякова О.И.
Шевцова А.В.
Содержание
I | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Общая характеристика учебного предмета | 3 |
1.2. | Место предмета в учебном плане | 3 |
1.3. | Материально-технического обеспечение реализации программы | 4 |
II | Содержание обучения | 4 |
III | Результаты освоения учебного предмета | 5 |
IV | Тематическое планирование | 9 |
I Пояснительная записка
Рабочаяпрограммапоучебномупредмету«Изобразительная деятельность» составлена на основе Федеральной адаптированной основнойобщеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальныминарушениями)далееФАООПУО(вариант 2),утвержденнойприказомМинистерствапросвещенияРоссииот24.11.2022г. №1026(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООПУО(вариант2)адресованаобучающимсясТМНР сучетомреализацииихособыхобразовательныхпотребностей,атакжеиндивидуальныхособенностейивозможностей.
Федеральнаяадаптированнаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограмма определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительная деятельность».Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основныезадачи:
развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами,
обучение доступным приемам работы с различными материалами,
обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,
развитие художественно творческих способностей.
1.1 Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью изобразительной деятельности продиктовано не только традиционном подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью введения таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями, обеспечивает развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Овладение простейшими изобразительными навыками укрепляет его уверенность в своих силах. Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: "Лепка", "Рисование", "Аппликация". Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у обучающегося положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь обучающегося интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов.
1.2 Место предмета в учебном плане
Учебныйпредмет«Изобразительнаядеятельность»относитсякпредметнойобласти«Искусство»иявляетсяобязательнойчастьюучебногоплана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебномупредмету«Изобразительнаядеятельность»в1дополнительном классерассчитанана33учебныенеделии составляет3 часа внеделю,99часов вгод (3часа внеделю).
1.3. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Изобразительная деятельность" предусматривает:
наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки), стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки;
натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
репродукции картин;
изделия из глины;
альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование;
стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ обучающихся; магнитная и ковролиновая доски;
расходные материалы для изобразительной деятельности: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования;
пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина).
III Содержание обучения
Рисование
Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Оставление графического следа на бумаге, доске. Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные,наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг,овал,квадрат,прямоугольник,треугольник).
Закрашивание (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка). Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению).
Аппликация
Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Сминание бумаги. Разрывание бумаги заданной формы, размера. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности). Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Лепка
Различение пластичных материалов и их свойств, различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами. Разминание пластилина, теста, глины, раскатывание теста, глины скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска, откручивание кусочка материала от целого куска, отщипывание кусочка материала от целого куска, отрезание кусочка материала стекой. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках), получение формы путем выдавливания формочкой, вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо, закручивание колбаски в жгутик, переплетение колбасок (плетение из 2-х колбасок, плетение из 3-х колбасок), проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами), скручивание колбаски, лепешки, полоски, защипывание краев детали. Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей.
Содержаниеразделов
п\п | Название разделов | Кол-во часов |
Рисование | 31 | |
Аппликация | 35 | |
Лепка | 33 | |
Итого | 99 |
III РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты освоения программы по изобразительной деятельности включают достижения обучающихся с умственной отсталостью, следующих видов результатов личностных и предметных
Предметные результаты:
знание и различение основных материалов (пластилин, тесто, глина, бумага) и инструментов, используемых в изобразительной деятельности (стека, карандаш, ножницы, кисти, краски, фломастеры);
соблюдение последовательности действий при работе с красками;
различать инструменты (стека, карандаш, ножницы, кисти, краски, фломастеры);
знать приспособления, используемые в изобразительной деятельности (палитра, подложка);
различать и работать с разными видами материалов.
Личностные результаты:
•уметь проявлять познавательный интерес;
•проявлять и выражать свои эмоции;
•обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
•участвовать в совместной, коллективной деятельности.
Планируемые результаты оцениваются в соответствии с возможностями каждого ребенка, отраженными с СИПР.
Критерииинормыоценкидостижений
Оценка достиженийпредметных результатов основана на принципахиндивидуальногоидифференцированногоподходовкобучениюиразвитиюобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями).
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классене проводится.Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работуобучающихся,используятолькокачественнуюоценку.Результатпродвижения обучающихся в 1 классе в развитии определяется на основе анализаих продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формированияучебных навыков,речи.
Работаобучающихсяпоощряетсяистимулируетсяиспользованиемкачественнойоценки:«верно»,«частично верно»,«неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемыеобучающимися:
−«верно»-заданиевыполненона70 –100%;
−«частичноверно» -заданиевыполненона30-70%;
−«неверно»-заданиевыполненоменеечем30%.
IV ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Вид деятельности |
Рисование | |||
Рисование красками (прием примакивания) «Дождливая погода» | Фокусировка взгляда, узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования с помощью учителя. Оставление графического следа с помощью приема «рука в руке». Соблюдение последовательности действий при работе с красками с сопровождающей помощью. Освоение приемов рисования кистью с помощью учителя. Выбор цвета для рисования по показу. Рисование точек, вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий, соединение точек с помощью приёма «рука в руке». Закрашивание внутри контура с помощью учителя. | ||
"Любимый фрукт" (раскрашивание фломастером, карандашом) | |||
"Любимая игрушка" (рисование и раскрашивание фломастером, карандашом | |||
Рисование с натуры "Мяч", "Шары на веревке" | |||
"Бусы" - рисование и раскрашивание | |||
Оттиск поролоном по шаблону: «Листопад» | |||
Оттиск поролоном по шаблону: «Листопад» | |||
Оттиск поролоном по шаблону: «Листопад» | |||
Обводка по трафарету, раскраска: «Овощи» | |||
Обводка по трафарету, раскраска: «Овощи» | |||
Рисование методом тычка Первые снежинки», «Зимний лес», «Зимний дом» | |||
Рисование методом тычка Первые снежинки», «Зимний лес», «Зимний дом» | |||
Рисование красками "Елочка" | |||
Рисование красками "Елочка" | |||
Раскрашивание восковыми мелками: «Варежки», «Сладкие радости» | |||
Раскрашивание восковыми мелками: «Варежки», «Сладкие радости» | |||
Раскрашивание восковыми мелками: «Варежки», «Сладкие радости» | |||
Рисование красками и кистью «Снежные сугробы» |
Рисование красками и кистью «Снежные сугробы» | |||
Рисование красками и кистью «Снежные сугробы» | |||
Дорисовывание элементов сюжета(тучка - дождик, солнышко - травка, солнышко - лучи, ствол дерева - ветки) | |||
Дорисовывание элементов сюжета(тучка - дождик, солнышко - травка, солнышко - лучи, ствол дерева - ветки) | |||
Дорисовывание элементов сюжета(тучка - дождик, солнышко - травка, солнышко - лучи, ствол дерева - ветки) | |||
Рисование линий в сюжете "Дорожка к домику", "Ежик бежит к грибочку" и др. | |||
Рисование линий в сюжете "Дорожка к домику", "Ежик бежит к грибочку" и др. | |||
Рисование линий в сюжете "Дорожка к домику", "Ежик бежит к грибочку" и др. | |||
Дорисовывание предметных изображений (солнышко, радуга, ромашка и т.д.) | |||
Дорисовывание предметных изображений (солнышко, радуга, ромашка и т.д.) | |||
Дорисовывание предметных изображений (солнышко, радуга, ромашка и т.д.) | |||
Дорисовывание предметных изображений (солнышко, радуга, ромашка и т.д.) | |||
«Одуванчик» (работа методом тычка) | |||
Аппликация | |||
Аппликация: «Осень» (приклеивание готовых деталей) | Фокусировка взгляда, узнавание разных видов бумаги: цветная бумага, картон. Узнавание инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Сминание и отрывание бумаги с помощью. Сгибание листа бумаги пополам с помощью. Скручивание листа бумаги с помощью. Намазывание всей (части) поверхности клеем с помощью приёма «рука в руке». Фиксация ножниц в руке с помощью взрослого. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги с помощью приёма «рука в руке». Сборка изображения объекта из нескольких деталей с помощью приёма «рука в руке». | ||
Аппликация «Фрукты в корзине» | |||
Аппликация «Домик для зайки» | |||
Аппликация: наклеивание готовых форм (домики, солнышко, тучки и др.) | |||
Аппликация "Осенняя погода" (ориентировка на листе бумаги) | |||
Работа с ножницами: «Травка» | |||
Аппликация "Узор": - из готовых геометрических форм | |||
Аппликация "Узор": - из готовых геометрических форм | |||
Аппликация "Узор из цветов":- из готовых форм предметного изображения | |||
Аппликация "Узор из цветов":- из готовых форм предметного изображения | |||
Аппликация "Узор из цветов":- из готовых форм предметного изображения | |||
Аппликация: «Снеговики» (работа с ножницами) | |||
Аппликация: «Снеговики» (работа с ножницами) | |||
Аппликация "Гирлянда на елку" (Нарядная елка, Бусы) (работа с ножницами) | |||
Аппликация "Гирлянда на елку" (Нарядная елка, Бусы) (работа с ножницами) | |||
Аппликация "Гирлянда на елку" (Нарядная елка, Бусы) (работа с ножницами) | |||
Аппликация с ватой: «Снежные комочки" | |||
Аппликация с ватой: «Снежные комочки" |
Аппликация с ватой: «Снежные комочки" | |||
Аппликация с ватой: «Домик зимой», «Елочка в снегу» | |||
Аппликация с ватой: «Домик зимой», «Елочка в снегу» | |||
Аппликация с ватой: «Домик зимой», «Елочка в снегу» | |||
Сюжетные аппликации из 2-х форм или частей: «Флажки», «Узор на полоске», «Неваляшка» | |||
Сюжетные аппликации из 2-х форм или частей: «Флажки», «Узор на полоске», «Неваляшка» | |||
Сюжетные аппликации из 2-х форм или частей: «Флажки», «Узор на полоске», «Неваляшка» | |||
Сюжетные аппликации из эпизодов сказок: «Колобок», "Заячья избушка", "Репка", "Теремок" | |||
Сюжетные аппликации из эпизодов сказок: «Колобок», "Заячья избушка", "Репка", "Теремок" | |||
Сюжетные аппликации из эпизодов сказок: «Колобок», "Заячья избушка", "Репка", "Теремок" | |||
Аппликация "Птицы прилетели" | |||
Аппликация "Птицы прилетели" | |||
Аппликация "Цветы на лугу" | |||
Аппликация "Цветы на лугу" | |||
Аппликация "Весенний букет" | |||
Аппликация "Весенний букет" | |||
«Река» (аппликация) | |||
Лепка | |||
Лепка колбасок прямыми движениями рук | Фиксация взгляда, узнавание пластилина, инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, подложка. Разминание пластилина с помощью приёма «рука в руке». Отрывание, откручивание, отщипывание, отрезание кусочка материала от целого куска с помощью приёма «рука в руке». Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) с помощью. Катание колбаски, шарика, сгибание колбаски в кольцо на доске с помощью. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами) с помощью приёма «рука в руке». | ||
Лепка шариков или мячиков круговыми движениями рук | |||
Лепка шляпок для грибков, блинчики: сплющивание комочков | |||
Лепка баранок: соединение концов получившейся палочки | |||
Лепка грибов (ножки, шляпки) | |||
Рельефная лепка: «Радуга» | |||
Рельефная лепка: «Лесенка» | |||
Лепка предмета овальной формы (яйцо, рыбка, котлета) | |||
Лепка колбасок и шариков | |||
Лепка колбасок и шариков | |||
Лепка орешков | |||
Лепка орешков | |||
Лепка: «Бублики к чаю» вдавливание: «Шоколад с орешками» | |||
Лепка "Снеговик" | |||
«Пластилиновая мозаика» | |||
«Пластилиновая мозаика» | |||
«Пластилиновая мозаика» | |||
Лепка «Блинчики» | |||
Лепка «Монпансье на блюдце» | |||
Лепка «Монпансье на блюдце» | |||
Лепка приемами скатывания, сплющивание: «Лекарство для зверят» | |||
Лепка приемами скатывания, сплющивание: «Лекарство для зверят» | |||
Лепка приемами скатывания, сплющивание: «Лекарство для зверят» | |||
Лепка приемом скатывания, надавливания: «Украшение на платье» | |||
Лепка приемом скатывания, надавливания: «Украшение на платье» | |||
Лепка приемом скатывания, надавливания: «Украшение на платье» | |||
Лепка композиций "Яблоки на тарелке" | |||
Лепка композиций "Яблоки на тарелке" |
Лепка композиций "Яблоки на тарелке" | ||
Лепка композиций "Колобок катится по дорожке" | ||
Лепка композиций "Колобок катится по дорожке" | ||
Лепка композиций "Сливы в корзинке" (или "Ежик на полянке") | ||
«Радуга - дуга» (работа с пластилином). |