Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Коррекция нарушения письменной речи младших школьников, имеющих нарушения зрения »
1-4 класс
на уровень начального общего образования
Вариант 4.2
Год составления программы: 2023
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр. | ||
1. | Пояснительная записка. | 3-8 |
2. | Содержание учебного предмета | 8-9 |
3. | Планируемые результаты | 9-15 |
4. | Тематическое планирование | 15-17 |
5. | Приложения к программам | |
5.1 | Календарно-тематическое планирование | 18-27 |
5.2 | Оценочные средства | 28-29 |
5.3 | Речевая карта | 30 |
1.Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44);
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.12;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Зарегистрирован в Минюсте № 35847 от 03. 02. 2015);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой.
М.,1996г.;
Устав ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа-интернат № 2».
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы комплексной помощи слабовидящим обучающимся в освоении ФАОП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях, формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) у обучающихся 1- 4 классов.
Адресат: обучающиеся 1-4 классов, испытывающие стойкие трудности при освоении Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Задачи:
Образовательные:
Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;
Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико- артикуляционное сходство;
Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов;
Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
Обучение нахождению слов, обозначающие предмет (имя существительное), действие-предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).
Коррекционные:
Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков;
Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
Развитие навыков построения связного высказывания.
Формирование психологической базы речи:
зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия;
мышления;
памяти;
устойчивости внимания;
накопление представлений об окружающем мире;
воображения;
наблюдательности, особенно к языковым явлениям;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
развитие общей и мелкой моторики.
5. Формирование регулирующей учебной деятельности:
планирование предстоящей деятельности;
контроль за ходом своей деятельности;
работа в определённом режиме и темпе;
применение полученных знаний в новых ситуациях; • анализ и оценка продуктивной собственной деятельности.
Воспитательные:
Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства,
Формирование личностных качеств:
организованности;
воспитанности;
взаимоуважения друг к другу; • адекватного представления о себе и своих возможностях.
Полноценная речь ребёнка, поступающего в школу, является непременным условием егоуспешного обучения. Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика её развития, овладение чувственной её стороной, смысловой её наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее.
Наиболее распространённым дефектом речи при слабовидении у младших школьников является нарушение звукопроизношения разного характера от сигматизма до ламбдацизма и ротацизма. Дети с нарушениями зрения не имеют возможности в полном объёме воспринимать артикуляцию собеседника, не имеют чёткого образа движения губ во время разговора, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядка звуков, нередко проявляются в письменной речи.
Связная речь детей с нарушением зрения часто бывает сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Дети затрудняются в усвоении и использовании неязыковых средств общения-мимики, жеста, интонации. Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными. Таким образом, нарушения речи у детей с недостатками зрения своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре.
Кроме того, у детей с нарушением зрения наблюдаются специфические трудности психического и физического развития. В совокупности со зрительным дефектом они обуславливают неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению грамоте и в дальнейшем могут являться причиной неуспеваемости.
В то же время, речевое развитие детей с нарушением зрения является одним из основных компонентов психологической основы усвоения знаний в школе. В связи с этим важное место в процессе школьного обучения детей со зрительной патологией принадлежит коррекционной работе школьного учителя-логопеда. Нарушение соответствия между словом и образом, вербализм знаний весьма характерная черта слабовидящих, которая преодолевается коррекционной работой, ставящей задачу по предотвращению формализма при употреблении слов.
Данная программа направлена на успешное усвоение грамоты младшими школьниками с нарушенным зрением, предупреждение нарушений чтения и письма на фоне дефектов устной речи.
При выстраивании системы логопедической работы важно знать возможности актуального и потенциального развития каждого конкретного учащегося. Предлагаемая ребёнку деятельность с учётом его «зоны ближайшего развития» по мнению профессора Плаксиной Л.И., должна быть направлена на раскрытие тех психофизических возможностей младшего школьника с нарушенным зрением, которые он сам себе раскрыть не может. Кроме того, традиционная логопедическая работа с детьми, имеющими зрительные нарушения не формирует у них активного отношения к процессу познания, при этом не учитывается тот факт, что нарушения зрения затрудняют процесс самоконтроля и саморегуляции.
Виды речевых нарушений:
Фонетическое недоразвитие - нарушение звукопроизношения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие- нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детейнарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне (при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя).
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи - общее недоразвитие речи у детей, имеющих навыки письма и чтения.
Нарушения процесса письма и чтения. – обусловлено несформированностью или нарушением высших псих.функций, осущ.процесс письма и чтения в норме.
Подходы в коррекционно-развивающей работе:
А.В. Ястребова определяет, что в процессе коррекции ОНР во время занятий на первом этапе у учащихся необходимо преодолевать фонетико-фонематические нарушения и методом устного опережения создавать базу для целенаправленной работы над восполнением пробелов в лексико- грамматическом развитии. На втором этапе способствовать восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. На третьем этапе восполнить пробелы в формировании связной речи.
Л.Н. Ефименкова и Г.Г. Мисаренко предлагают начинать работу по формированию связной речи с расширения и совершенствования словарного запаса.
По рекомендациям И.Н. Садовниковой, необходимо учитывать принцип опережающего развития устной речи по отношению к письменной, позволяющий учащимся в разнообразных устных упражнениях закреплять слухо-произносительные, зрительнослуховые и слухо-моторные связи, которые способствуют обогащению лексикограмматического строя речи младших школьников.
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения рекомендуется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльноуровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в специально разработанной речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Программа опирается на ряд актуальных принципов в содержании и методике коррекционной работы на логопедических занятиях:
обусловленность содержания и методики коррекционной работы особенностям развития речи у детей с нарушением зрения;
соотнесение недостатков речи с сенсорным дефектом и потенциальными возможностями коррекционно-компенсаторного развития за счёт полисенсорного восприятия, восполняющего зрительный недостаток;
усиление общего речевого развития детей с нарушением зрения за счёт введения специальных коррекционно-компенсаторных форм и средств преодоления недостатков речи.
Методы коррекционной работы с детьми с нарушением зрения соответствуют методам, применяемым в традиционной логопедии, однако они имеют специфическую направленность. Специфическими являются приёмы обучения детей с нарушением зрения - работа с раздаточным и иллюстративно-наглядным материалом, таблицами, схемами и др. С детьми проводятся дидактические игры, даются задания на расширение познавательного опыта, на воспитание навыков зрительного восприятия предметов. На занятиях дети учатся рассматривать и объяснять содержание картин, составлять рассказы по предметам и картинам, на слух заучивают небольшие стихотворения. Обучающиеся знакомятся с загадками, скороговорками, пословицами.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - - фонетический дефект; дефекты речи, нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1.
С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 2-3 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения. Продолжительность группового занятия 35 минут (1 класс), 40 минут (2-4 классы), индивидуального 15-20 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи в сочетании со зрительным диагнозом; комплектование групп-схожестью нарушений речевого развития, зрительного диагноза, уровня психического развития, возрастным критерием.
Ценностными ориентирами начального общего образования выступают:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач;
опоры на опыт взаимодействий в системе координат "слабовидящий-нормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий";
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи, д образовательной организации, коллектива и стремления следовать им;
ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности; восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности; внутренней позиции к самостоятельности и активности; развития эстетических чувств;
развитие умения учиться на основе:
развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
развития чувственной основы познания, формирования компенсаторных способов учебной деятельности;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:формирования самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий, представляющих обобщённые действия, открывает слабовидящим возможность широкой ориентации в учебных предметах, в строении самой учебной деятельности, способствует освоению компонентов учебной деятельности, развитию познавательных и учебных мотивов, что оптимизирует протекание процесса учения.
2.Содержание тем курса.
Вся коррекционно-логопедическая работа осуществляется в три этапа:
I этап. Коррекционно-логопедическая работа на фонетико-фонематическом уровне.
1.Пропедевтика трудностей, свойственных детям с нарушением зрения и связанных с особенностями развития речи и недостаточной их подготовкой в дошкольный период:
формирование правильного звукопроизношения;
развитие фонематического слуха;
развитие зрительного восприятия;
развитие слухового и осязательного восприятия;
развитие мелкой моторики;
2. Развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза.
II этап. Коррекционно-логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне.
III этап. Коррекционно-логопедическая работа по совершенствованию связной речи.
I этап: Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии:
формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
коррекция дефектов произношения;
развитие навыков связного высказывания.
этап: Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии:
уточнение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
этап: Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии:
развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности) изложения;
точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.
3.Планируемые результаты.
Результатами освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступают:
овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;
повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве;
умение использовать в ориентировочной деятельности все анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства;
умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;
умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания;
развитие межличностной системы координат «слабовидящий-нормально видящий»: развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;
повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности;
расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических умений и навыков;
готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего;
формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности;
повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;
повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума;
развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих;
развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта.
Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы проявляются в следующих достижениях:
использует все анализаторы и компенсаторные способы действия в учебнопознавательном процессе и повседневной жизни;
сформировал основные навыки ориентировки в микропространстве; овладел основными навыками ориентировки в макропространстве;
имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления;
проявляет познавательный интерес, познавательную активность;
имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;
проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях);
умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
способен к проявлению социальной активности;
способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
способен проявлять настойчивость в достижении цели;
способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с возрастом);
знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.
Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
Планируемые результаты к концу I этапа освоения программы коррекционноразвивающих логопедических занятий у детей:
должна быть сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
поставлены и отдифференцированы все звуки;
уточнён и активизирован имеющихся у детей словарный запас;
сформировано представление о конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
введены в активный словарь необходимы слова-термины: звук, слог, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.
Планируемые результаты к концу II этапа освоения программы коррекционноразвивающих логопедических занятий у детей:
ориентироваться в морфологическом составе слова (уметь определять с помощью каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
активно пользоваться различными способами словообразования;
правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций, передавать суть выполненных упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании;
должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова (безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных).
Планируемые результаты к концу III этапа освоения программы коррекционноразвивающих логопедических занятий у детей:
объединять в логическую последовательность несколько предложений, соблюдать правила интонации, порядок слов, использовать союзы и союзные слова, различные части речи;
иметь развитые инициативные формы речи: умение задавать вопросы, самостоятельно составлять развёрнутые неподготовленные сообщения, рассуждать, вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности.
1-2 год обучения
Учащиеся должны знать:
правильное звукопроизношение всех звуков
звуки и буквы
слоговой анализ и синтез слов
различные виды предложений
Учащиеся должны уметь
выполнять звуко-буквенный анализ слов
устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове
пользоваться различными способами словообразования
владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова
использовать в речи различные конструкции предложений
строить связное высказывание, устанавливать логику
3 год обучения
Учащиеся должны знать:
гласные и согласные звуки и буквы;
определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол;
чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
правописание предлогов и приставок; • названия частей речи, их значение.
Учащиеся должны уметь:
согласовывать слова в словосочетании и предложении;
пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи;
различать предлоги и приставки;
различать части речи;
определять тему рассказа, основную мысль текста;
составлять план связного высказывания;
конструировать повествовательное сообщение;
образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, сложные слова с соединительными гласными о, е.
4-5 год обучения
У учащихся должны быть:
сформированы практические представления о тексте;
развиты умения и навыки анализирования текста;
развиты умения и навыки построения самостоятельного высказывания. Дети должны иметь представление:
о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;
о признаках предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак);
о различии предложений по цели высказывания, по интонации;
о признаках текста и его оформлении; отличать текст от предложения, предложение от слова
Планируемые результаты на этапе прохождения полного курса данной рабочей программы:
Чтение (метапредметные результаты).
Выпускник научится:
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность;
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Русский язык (метапредметные результаты).
Выпускник научится:
осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; • различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
различать предложение, словосочетание, слово;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения коррекционного курса обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Предметными результатами освоения данной рабочей программы являются сформированность перечисленных ниже умений (УУД):
удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый;
выполнять инструкции взрослого;
обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор;
по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно;
умение строить развёрнутый ответ на вопрос;
умение пояснять, аргументировать свой ответ;
умение приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту; - умение работать в паре.
Личностные результаты:
мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).
Коммуникативные УУД (взаимодействие):
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;
строить монологическое высказывание;
вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
слушать собеседника.
Познавательные УУД (общеучебные):
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера;
осуществлять смысловое чтение.
Познавательные УУД (информационные):
сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников);
обработка информации;
анализ информации;
передача информации (устным, письменным способами).
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, имеющих нарушения зрения, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Формы контроля
-анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
- диагностика результатов логопедического обследования.
Контроль уровня обученности
Основным средством оценки эффективности работы по данной программе
является диагностика уровня речевого развития вначале и в конце года по качественным
и количественным показателям.
Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец
года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе
диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе
реализации коррекционно - развивающей программы идёт тесное взаимодействие
логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о
результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной
динамики в ходе проведения занятий.
4. Тематическое планирование по коррекции нарушений
устной и письменной речи
№ п/п | Разделы | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | ЭОР и ЦОР | ||||
1 г. об. | 2 г. об. | 3 г. об. | 4 г. об. | 5 г. об. | ||||
1. | Диагностика учащихся | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизаци и; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ruhttps://infourok.ru/uchi.ru |
2. | Коррекция устной и письменной речи | 31 | 32 | 32 | 32 | 32 | ||
3. | ИТОГО: | 33 | 34 | 34 | 34 | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование занятий с детьми,
имеющими недостатки произношения фонем
№ п/п | Разделы | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | ЭОР и ЦОР |
1. | Диагностика учащихся | 2 | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизаци и; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ruhttps://infourok.ru/uchi.ru |
2. | Организационное занятие. | 1 | ||
3. | Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | 2 | ||
4. | Звуки речи. | 2 | ||
5. | Способы образования звуков | 1 | ||
6. | Профили, артикуляция. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука | 1 | ||
7. | Воспитание правильного произношения звука | 2 | ||
8. | Закрепление правильной артикуляции звука автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. | 2 | ||
9. | Закрепление правильной артикуляции звука и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова | 3 | ||
10. | Закрепление правильной артикуляции звука и автоматизация его в закрытом слоге. | 3 | ||
11. | Закрепление правильной артикуляции звука и автоматизация его в сочетании с согласными. | 3 | ||
12. | Закрепление правильной артикуляции звука и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | 3 | ||
13. | Закрепление правильной артикуляции звука и автоматизация его в связной речи. | 3 | ||
14. | Уточнение произнесения изолированного звука. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука и его автоматизация. | 2 | ||
15. | Дифференциация звуков в слогах, в словах, в предложениях. | 2 | ||
16. | Дифференциация звуков в связной речи. | 2 | ||
ИТОГО: | 34 |
План работы логопеда на год, в том числе, с учетом рабочей программы воспитания
Мероприятия | Срокпроведения |
Организационно-диагностическая работа. | |
1.Составление графика работы. 2.Первичное обследование устной речи учащихся, вновь поступивших в школу 1- 4-х классов. 3.Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся, зачисленных на занятия.
| Сентябрь |
| В течение года |
10. Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование (по запросам педагогов, специалистов, родителей). | В течение года |
11. Оформление журнала логопедических занятий. | В течение года |
12.Анализ логопедической коррекционной работы. | С 15 по 30 мая |
13.Составление ежегодного статистического отчёта | Май |
1. Проведение фронтальных (подгрупповых) логопедических занятий. 2.Проведение индивидуальных коррекционных занятий. | В течение года |
1. Составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год. | Сентябрь |
2. Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям учащихся в вопросах коррекционно-развивающего обучения. | В течение года |
3.Участие в работе педсоветов, методических объединений учителей начальных классов школы. | По графику школы |
1.Изучение методической литературы по коррекционной педагогике и специальной психологии. | В течение года |
2.Анализ научной и практической литературы для составления (или разработки) коррекционно-развивающих программ. | В течение года |
3.Работа по теме самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда». | В течение года |
4. Работа над пополнением методической базы логопеда (изготовление наглядных и дидактических пособий). | В течение года |
5. Приложение
5.1. Календарно – тематическое планирование
Коррекции нарушений устной и письменной речи
1 год обучения (1 час в неделю, 33 часа)
№ п/п | Наименование темы | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
Вводный инструктаж по ТБ. Диагностика учащихся | Без задания | |||
Диагностика | Без задания | |||
Речь. Правила речи. Развитие слухового внимания, слуховой памяти. Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. Дифференциация гласных звуков от согласных. Признаки гласных звуков. | Без задания | |||
Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти. | Без задания | |||
Знакомство с предложением. Предложение состоит из слов (2-х, 3-х, 4-х, ...)Знакомство со слогом. Слово состоит из слогов. | Без задания | |||
Гласный звук А, О. Выделение звука из удобных позиций. | Без задания | |||
Гласный звук У. Выделение звука на фоне слога, слова. | Без задания | |||
Гласный звук Ы, И. Выделение звука на фоне слога,слова. | Без задания | |||
Гласный звук Э. Выделение звука на фоне слога, слова. | Без задания | |||
Выделение гласных звуков из односложных слов. двусложных слов трехсложных слов. Составление схем. | Без задания |
Слоговой состав слова. Характеристика частей слова. Ударение. | Без задания | |||
Согласные звуки и буквы. Признаки согласных. Выделение первого и последнего согласного из слова. | Без задания | |||
Звонкие и глухие согласные. | Без задания | |||
Твердые и мягкие согласные. | Без задания | |||
Звуки М, М’ Буква Мм. Звуки Н,Н’ Буква Нн. | Без задания | |||
Повторный инструктаж по ТБ. Звуки Л,Л’ Буква Лл. Звуки Р,Р’ Буква Рр. | Без задания | |||
Дифференциация Р-Л. | Без задания | |||
Звук Й. Звук «ЙА». Буква Яя. | Без задания | |||
Звук «ЙО».Буква Ёё. | Без задания | |||
Звук «ЙУ». Буква Юю. | Без задания | |||
Звук «ЙЭ». Буква Ее. | Без задания | |||
Звуки Д,Д’ Буква Дд. Звуки Т,Т’ Буква Тт. | Без задания | |||
Дифференциация Т-Д. | Без задания | |||
Звуки З,З’ Буква Зз. Звуки С,С’ Буква Сс. | Без задания | |||
Дифференциация С-З. | Без задания | |||
Звуки Г,Г’ Буква Гг. Звуки К,К’ Буква Кк | Без задания | |||
Дифференциация К-Г. | Без задания | |||
Звуки В,В’ Буква Вв. Звуки Ф,Ф’ Буква Фф. | Без задания | |||
Дифференциация В-Ф. | Без задания | |||
Звуки Б,Б’ Буква Бб. Звуки П,П’ Буква Пп. | Без задания | |||
Дифференциация П-Б. | Без задания | |||
Звук Ж. Буква Жж. Звук Ш. Буква Шш. | Без задания | |||
Дифференциация Ш-Ж. | Без задания |
5.1. Календарно – тематическое планирование
Коррекции нарушений устной и письменной речи
2 год обучения (1 час в неделю, 34 часа)
№ п/п | Наименование темы | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
Вводный инструктаж по ТБ. Диагностика. | Без задания | |||
Диагностика. | Без задания | |||
Слово. Предложение. Текст. | Без задания | |||
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. | Без задания | |||
Дифференциация букв, имеющих сходство: Дифференциация а/о; | Без задания | |||
Дифференциация и/у; | Без задания | |||
Дифференциация б/д; | Без задания | |||
Дифференциация п/т; | Без задания | |||
Дифференциация л/м, | Без задания | |||
Деление слов на слоги. Правила переноса слов. Ударный и безударный слог. Ударение в двусложных, трехсложных словах. | Без задания | |||
Родственные слова. Что такое родственные слова? | Без задания | |||
Как найти в слове корень? Однокоренные слова. Практическое овладение учащимися подбором родственных слов. Выделение корня. | Без задания | |||
Правописание безударной гласной в корне слова. Подбор проверочных слов. | Без задания | |||
Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова | Без задания | |||
Практическое овладение учащимися способами образования новых слов посредством суффиксов. | Без задания | |||
Повторный инструктаж по ТБ. Практическое овладение детьми навыками образования слов с помощью приставок. | Без задания | |||
Разбор слов по составу. | Без задания | |||
Составление слов из частей (приставки, корни, суффиксы, окончания). | Без задания | |||
Предлоги. Раздельное написание со словами | Без задания |
Практическое усвоение предлогов в – на. | Без задания | |||
Практическое усвоение предлогов на – над. | Без задания | |||
Практическое усвоение предлогов к – от. | Без задания | |||
Практическое усвоение предлогов в – из. | Без задания | |||
Практическое усвоение предлогов от – из. | Без задания | |||
Практическое усвоение предлогов с – со. | Без задания | |||
Практическое усвоение предлогов в – у. | Без задания | |||
Дифференциация предлогов и приставок. | Без задания | |||
Работа над предложением.Виды предложений. | Без задания | |||
Согласование слов в предложении в роде, числе. | Без задания | |||
Составление предложений по сюжетным картинкам. Работа по вопросам. | Без задания | |||
Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме) с нарушением последовательности. | Без задания | |||
Деление сплошного текста на предложения. | Без задания | |||
Выборочное выписывание из текста по заданию. | Без задания | |||
Составление текста из деформированных предложений | Без задания |
5.1. Календарно – тематическое планирование
Коррекции нарушений устной и письменной речи
3 год обучения (1 час в неделю, 34 часа)
№ п/п | Наименование темы | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Диагнностика. | Без задания | ||
2 | Диагностика | Без задания | ||
3 | Повторение. Предложение. Слово. | Без задания | ||
4 | Повторение. Слово. Слог. Звук. | Без задания | ||
5 | Звуки речи (гласные и согласные). Выделение первого и последнего звука в слове. | Без задания | ||
6 | Определение места звука в слове: начало, середина, конец. | Без задания | ||
7 | Соотношение между звуками и буквами в слове. Определение количества звуков в слове.Буква – смыслоразличитель. | Без задания | ||
8 | Выделение первого слога в слове.Слогообразующая роль гласных букв. | Без задания | ||
9 | Определение количества слогов в слове. | Без задания | ||
10 | Составление слов из слогов. | Без задания | ||
11 | Деление слов на слоги. Перенос слов. | Без задания | ||
12 | Парные гласные (сходство). | Без задания | ||
13 | Парные гласные (различие). | Без задания | ||
14 | Согласные звуки и буквы. Признаки согласных. | Без задания | ||
15 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда. | Без задания | ||
16 | Повторный инструктаж по ТБ на занятиях. Различение на письме букв А – Я после согласных. | Без задания | ||
17 | Различение на письме букв У – Ю после согласных. | Без задания | ||
18 | Различение на письме букв О – Ё после согласных. | Без задания | ||
19 | Различение на письме букв Ы – И после согласных. | Без задания | ||
20 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы -ь-в конце слова | Без задания | ||
21 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы -ь-середине слова | Без задания | ||
22 | Разделительный –ь- | Без задания |
23 | Дифференциация согласных П – Б | Без задания | ||
24 | Дифференциация согласных Т – Д | Без задания | ||
25 | Дифференциация согласных С – З | Без задания | ||
26 | Дифференциация согласных Ш – Ж | Без задания | ||
27 | Правописание Жи - Ши | Без задания | ||
28 | Дифференциация согласных С – Ш | Без задания | ||
29 | Дифференциация согласных З - Ж | Без задания | ||
30 | Дифференциация согласных С – Ц | Без задания | ||
31 | Дифференциация согласных Ч – Ц | Без задания | ||
32 | Дифференциация согласных Ч – Щ | Без задания | ||
33 | Правописание Ча – Ща, Чу - Щу | Без задания | ||
34 | Дифференциация согласных Ш - Щ | Без задания |
5.1. Календарно – тематическое планирование
Коррекции нарушений устной и письменной речи
4 год обучения (1 час в неделю, 34 часа)
№ п/п | Наименование темы | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Диагнностика. | Без задания | ||
2 | Диагностика | Без задания | ||
3 | Текст. Предложение. Слово. Слог. | Без задания | ||
4 | Деление слов на слоги. Правила переноса слов.Ударение. Ударный и безударный слог. | Без задания | ||
5 | Корень. Родственные слова. | Без задания | ||
6 | Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов | Без задания | ||
7 | Приставка. Образование новых слов. | Без задания | ||
8 | Окончание. Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. | Без задания | ||
9 | Правописание безударных гласных в корне слова | Без задания | ||
10 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов | Без задания | ||
11 | Непроизносимые согласные в корне слова. | Без задания | ||
12 | Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. | Без задания | ||
13 | Дифференциация предлогов и приставок. | Без задания | ||
14 | Разделительный Ъ и Ь. | Без задания | ||
15 | Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | Без задания | ||
16 | Повторный инструктаж по ОТ. Имя существительное. Изменение существительных по числам. | Без задания | ||
17 | Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода. | Без задания | ||
18 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. | Без задания | ||
19 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. | Без задания | ||
20 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей. | Без задания | ||
21 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. | Без задания | ||
22 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. | Без задания | ||
23 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. | Без задания | ||
24 | Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе. | Без задания |
25 | Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | Без задания | ||
26 | Глагол.Согласование существительных и глаголов в числе. Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. | Без задания | ||
27 | Согласование существительных и глаголов в роде. | Без задания | ||
28 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | Без задания | ||
29 | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. | Без задания | ||
30 | Понятие о неопределенной форме глагола. | Без задания | ||
31 | Согласование глагола и существительного в роде, числе | Без задания | ||
32 | Согласование глагола и существительного во времени. | Без задания | ||
33 | Речь. Предложение как единица речи. | Без задания | ||
34 | Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи. | Без задания |
5.1. Календарно – тематическое планирование
Коррекции нарушений устной и письменной речи
5 год обучения (1 час в неделю, 34 часа)
№ п/п | Наименование темы | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Диагностика. | Без задания | ||
2 | Диагностка. | Без задания | ||
3 | Устная связная речь. Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы и предметные картинки. Последовательный пересказ текстов описательного характера. | Без задания | ||
4 | Выборочный пересказ. Краткий пересказ. Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по действиям и картинкам. Составление рассказа по вопросам. | Без задания | ||
5 | Лексика. Определение лексического значения слов. Однозначные и многозначные слова. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами. | Без задания | ||
6 | Этимология слова. Омонимы. Антонимы. Синонимы. Прямое и переносное значение слова | Без задания | ||
7 | Образные слова и выражения. Загадки. | Без задания | ||
8 | Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. | Без задания | ||
9 | Пословицы и поговорки. | Без задания | ||
10 | Предложение. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. | Без задания | ||
11 | Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений. | Без задания | ||
12 | Составление предложений из слов , данных в правильной грамматической форме. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | Без задания | ||
13 | Составление предложений – полных ответов на вопросы. Составление предложений – кратких ответов на вопросы. | Без задания |
14 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. | Без задания | ||
15 | Деление сплошного текста на предложения | Без задания | ||
16 | Повторный инструктаж по ТБ. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. | Без задания | ||
17 | Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов. | Без задания | ||
18 | Текст. Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста. | Без задания | ||
19 | Текст. Опорные слова. Восстановление деформированного текста по серии картинок. | Без задания | ||
20 | Составление текста из отдельных предложений и по вопросам. | Без задания | ||
21 | Тип текста. Текст – повествование. | Без задания | ||
22 | Текст - описание | Без задания | ||
23 | Текст - рассуждение | Без задания | ||
24 | Составление плана текста с обозначенными частями. Деление текста на части. Работа над планом. | Без задания | ||
25 | Редактирование текста. | Без задания | ||
26 | Письменная связная речь. Изложение.Изложение - повествование на основе зрительного восприятия текста (по вопросам, по готовому плану, опорным словам) | Без задания | ||
27 | Изложение - повествование по памяти. Свободный диктант. Изложение - повествование по обобщенным вопросам. | Без задания | ||
28 | Изложение - описание на основе зрительного восприятия текста (по плану, опорным словам). Изложение - описание по памяти. | Без задания | ||
29 | Изложение с творческим заданием. | Без задания | ||
30 | Письменная связная речь. Сочинение. Сочинение – повествование по серии картинок и вопросам. | Без задания | ||
31 | Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. | Без задания | ||
32 | Анализ и редактирование сочинений. | Без задания | ||
33 | Сочинение – описание предмета. | Без задания | ||
34 | Письма. | Без задания |
5.2. Оценочные средства
Ф.И. уч-ся _____________________________________________________________________
ОГКОУ Ивановская школа-интернат №2, класс ___________, возраст____________
Дата обследования ребенка________________________________________________________
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи
Проверка состояния фонематического восприятия
ба- па___________________ па – ба__________________
са – ша__________________ ша – са___________________
ша-жа-ша________________ жа-ша-жа__________________
ца-са-ца__________________ са-ца-са_________________
ра-ла-ра__________________ ла-ра-ла__________________
Всего:___________б. % успешности___________________
Исследование артикуляционной моторики
губы в улыбке - язык «лопаткой»
язык «иголочкой» - «маятник»
«улыбка»-«трубочка»
Всего:_______б. % успешности____________________
Исследование звукопроизношения
1-ая группа (свистяще)___________________________________________________________
2-аягруппа (шипящие)_____________________________________________________________
3-я группа(Л,ЛЬ)_________________________________________________________________
4-я группа(Р,РЬ)__________________________________________________________________
5-я группа(остальные звуки)_______________________________________________________
Всего:_____б. % успешности________________
Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
-танкист______________- космонавт______________ -сковорода:________________
-аквалангист________________-Термометр______________________Всего:________б. % успешности__________________ Всего за серию 1:______б.
Серия 2. Исследование грамматического строя речи 1. Повторение предложений
Птичка свила гнездо___________________________________________________________
В саду было много красных яблок__________________________________________________
Дети катали комки и делали снежную бабу___________________________________________
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно______________________________
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади______________________________Всего:_____________б.
Верификация предложений
-Собака вышла в будку____________________________________________________________ -По морю плывут корабль_________________________________________________________
-Дом нарисован мальчик___________________________________________________________
-Хорошо спится медведь под снегом________________________________________________ -Над большим деревом была глубокая яма_________________________________ Всего:______б.
Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме
Мальчик, открывать, дверь_________________________________________________________
Сидеть, синичка, на, ветке_________________________________________________________
Груша бабушка внучка давать______________________________________________________
Витя косить трава кролики для_____________________________________________________
Петя купить шар красный мама___________________________________________ Всего______б.
Добавление предлогов в предложение
Лена наливает чай ….чашки. Почки распустились …..деревьях
Птенец выпал …гнезда. Щенок спрятался …крыльцом.
Пес сидит …конуры. Всего:________б.
5.Образование существительных Мн.ч., Им. п., Род. п: Один стол, а
много – это_________________ б. много чего____________________б.
стул______________________ б. _____________________________б.
окно_______________________ б. ____________________________б.
звезда______________________б. ____________________________б.
ухо________________________б. _________________б.
Всего:_____б. Всего за серию 2: ______б. % успешности__________
Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования
Назови детенышей и птенцов: У кошки котята, а у лисы …
Козы____________________льва_______________________собаки_______________________
Волка___________________утки_______________________курицы______________________
Свиньи__________________коровы________________овцы________________Всего:______б.
Образование прилагательных от существительных: а) относительных:
Шляпа из соломы __________________________кисель из клюквы_______________________
Горка изо льда____________________________ салат из моркови________________________
Варенье из вишни__________________________суп из грибов___________________________
Варенье из яблок___________________________лист дуба______________________________ Варенье из сливы __________________________лист осины_________________Всего:______б.
Б) качественных: Если днем жара, то день жаркий, а если… Мороз_______________солнце____________снег_______________
Дождь____________ветер___________ Всего:___________б.
В) притяжательных: У собаки лапа собачья, а у ….
Кошки______________волка________________льва____________
Медведя_________________лисы___________________Всего:_____б
Всего за серию 3: _____б. %успешности__________
Серия 4. Исследование связной речи.
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок____________________
Всего:________б.
2.Пересказ прослушанного текста:
________________________________________________________________________________
Всего:_______б.
Всего за серию 4:_____б. % успешности_________
За весь тест:______б. % успешности_________
Уровень успешности :_______________________________________
5.3. Речевая карта
Индивидуальная речевая карта
Фамилия____________________________И м я ___________________
В о з р аст________________ Класс_________ ОГКОУ Ивановская школа-интернат №2
Данные о развитии:
■ Раннее физическое развитие (в пределах возрастной нормы; отставание от возрастной нормы).
■ Зрение (в пределах нормы; нарушено: дальнозоркость, близорукость, астигматизм).
■ Слух (в пределах нормы; снижен).
■ Раннее речевое развитие (в пределах возрастной нормы; отставание от возрастной нормы; билингвизм).
Характеристика устной речи:
■ Речевое высказывание (сформировано; не сформировано: смысловая содержательность, цельность (логическая последовательность, структурная связность).
■ Грамматическое оформление (не нарушено; нарушено: словоизменение (управление, согласование); словообразование (сущ., гл., прил., сложных слов); использование служебных слов; порядок слов (полнота, последовательность), интонация).
■ Словарный запас (в пределах возрастной нормы; ограничен; беден; неточен (в номинативной, предикативной, адъективной лексике).
■ Звуковое оформление:
- звукопроизношение (не нарушено; нарушено: пропуск, искажение, замена);
- фонематическое восприятие (не нарушено; нарушено: замена твердость-мягкость, звонкость-глухость);
- фонетический синтез, анализ (не нарушено; нарушено: пропуск, вставка, повтор, перестановка).
■ Интонационно-мелодическая сторона речи (не нарушена; нарушена: темп (замедленный, быстрый); ритм (аритмия); голос (сила: громкий, тихий, затухающий; высота: высокий, низкий; тембр: сиплый, хриплый, назализованный).
Характеристика письменной речи:
■ Письмо (не нарушено; нарушено: ошибки звукослогового анализа; фонематического восприятия, лексические, грамматического оформления, оптические, орфографические).
■ Чтение (не нарушено; нарушено: ошибки языкового анализа (на уровне предложения, слова), фонематические, семантические, грамматические, оптические).
Способ_____________ Скорость______________Понимание____________
Заключение:
■ Фонетическое нарушение (ФНР). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Фонематическое недоразвитие речи (ФН). Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). Общее недоразвитие речи (ОНР).
■ Нарушение письма и (или) чтения, обусловленное (фонетико)фонематическим недоразвитием речи. Нарушение письменной речи, обусловленное (НВ)ОНР.
Рекомендовано_______________________________________________________
Дата_________________
Фамилия учителя-логопеда__________________