Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. Рабочая программа по коррекционному курсу «Пространственная ориентировка» для обучающихся с нарушением зрения 4 класса (вариант 3.2)

Рабочая программа по коррекционному курсу «Пространственная ориентировка» для обучающихся с нарушением зрения 4 класса (вариант 3.2)

Рабочая программа курса «Пространственная ориентировка» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слепых обучающихся разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.2). Цель: формирование у слепых обучающихся самостоятельной ориентировки в знакомом замкнутом пространстве. Основные задачи: - формирование навыков использования сохранных анализаторов (слуха, обоняния, осязания) и остаточного зрения, навыков обследования предметов и объектов; - формирование необходимых специальных умений и навыкни самостоятельного овладения замкнутым пространством и ориентировки в нем; - обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми; - ознакомление обучающихся с окружающим миром предметом и объектов, расширение кругозора; - воспитание личностных качеств (стремления к преодолению трудностей, упорство в достижении целей, преодоление боязни пространства, выработка активной жизненной позиции); - развитие навыков мобильности; - развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми; - ознакомление с приемами и способами ориентировки с помощью тифлотехнических средств (трости, звуков сигнализаторов и др.).

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Рабочая программа

по коррекционному курсу «Пространственная ориентировка»

дляобучающихся с нарушением зрения

4 класса

(вариант 3.2)

Составитель:

учитель начальных классов

Попкова И.А.

г. Петропавловск-Камчатский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Пространственная ориентировка» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слепых обучающихся разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.2).

Цель: формирование у слепых обучающихся самостоя­тельной ориентировки в знакомом замкнутом пространстве.

Основныезадачи:

- формирование навыков использования сохранных анализато­ров (слуха, обоняния, осязания) и остаточного зрения, навыков обследования предметов и объектов;

- формирование необходимых специальных умений и навыкни самостоятельного овладения замкнутым пространством и ориентировки в нем;

- обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми;

- ознакомление обучающихся с окружающим миром предметом и объектов, расширение кругозора;

- воспитание личностных качеств (стремления к преодолению трудностей, упорство в достижении целей, преодоление боязни пространства, выработка активной жизненной позиции);

- развитие навыков мобильности;

- развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми;

- ознакомление с приемами и способами ориентировки с помо­щью тифлотехнических средств (трости, звуков сигнализаторов и др.).

Организация работы по программе

На уроки «Пространственная ориентировка» в 4 классе отводится 34 часа (1 ч в неделю). Количество часов, указанных в программе, постоянное. Основной формой организации является урок. Уроки проводятся во вторую половину дня. На урок отводится 40 минут.  

Специальные методы и приемы работы

Курс «Пространственная ориентировка» является одним из ве­дущих среди коррекционных дисциплин, так как позволяет обуча­ющемуся быть самостоятельным, активным в общении, участво­вать в жизни в школе, правильно вести себя в разных жизненных ситуациях.

Для слепого обучающегося хорошая ориентировка в про­странстве и развитый слух имеют особое значение. От умения ори­ентироваться зависят его двигательные способности, а отсутствую­щее или глубоко нарушенное зрительное восприятие часто заменя­ются слуховым. Поэтому важное место на занятиях пространствен­ной ориентировкой уделяется развитию слуховых ощущений.

Осязание играет важную роль в овладении навыками про­странственной ориентировки, так как обследуя окружающие пред­меты, объекты, ученик познает их свойства и затем использует их в качестве ориентиров.

Обоняние занимает важное место в ориентировке в про­странстве, так как оно дистантно. Поэтому надо научить обучаю­щихся узнавать запахи, характерные для предметов, помещений, определенных мест на улице, и использовать их в качестве обоня­тельных ориентиров.

В настоящее время у слепых школьников у большинства име­ется остаточное зрение. Поэтому на занятиях по пространствен­ной ориентировке работа должна вестись в двух направлениях: во-первых, обучение пользоваться остаточным зрением, во-вто­рых, бережное и дозированное отношение к нему. На заня­тиях по пространственной ориентировке необходимо предусмат­ривать задания на предметно-практическую деятельность, в про­цессе которой у слепых будут развиваться движения рук, мелкая моторика пальцев, осязание; формироваться приемы осязатель­ного и зрительного обследования объектов (при наличии оста­точного зрения): зрительно-моторная координация, целенаправ­ленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия.

В 4 классе продолжается работа по формированию предметных и пространственных представлений о таких помещениях школы, как раздевалка, спортивный зал, кабинет АФК, столовая, коридоры, этажи школы, на которых они находят­ся. Учащиеся учатся применять сформированные умения ориен­тировки в новых помещениях. Слепые обучающиеся продолжают учиться обследовать помещение слева направо от двери, узнавать форму помещения, обследовать наполняемость помещений пред­метами, выделять параметры величины, сравнивать, классифици­ровать, определять их взаиморасположение, узнавать предметы в рельефных рисунках. Обучающиеся учатся узнавать ранее изу­ченные предметы в помещениях, самостоятельно находят их и ис­пользуют в качестве осязательных ориентиров. Одновременно со знакомством с предметами обучающиеся учатся определять изме­нение пространственных соотношений предметов при повороте человека на 45°, 90°, 135°.

В 4 классе слепые обучающиеся продолжают учиться правильно захватывать и удерживать трость и с некоторыми при­емами обращения с тростью.

На занятиях по пространственной ориентировке большое вни­мание на первых занятиях должно уделяться освоению способов безопасного передвижения в пространстве, защиты от ушибов при столкновении с предметами, представляющими препятствия, по­иску упавших предметов. Это будет способствовать преодолению у детей страха неизвестного для них пространства, повышать ин­терес к занятиям.

Основными формами обучения являются практические работы, предметные уроки, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (модели, муляжи, макеты, рельефные схемы и планы).

Занятия могут проводиться в школьном здании, во дворе, на пришкольном участке, на улицах близ школы.

Структурное содержание предмета

Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.Развитие осязательного восприятия пространства, восприятие предметов различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами; различение подошвами ног различных структур почвы (травы, асфальта, песка, рыхлого или утоптанного снега). Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности, материалу. Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве. Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов.

Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство. Узнавание предметов знакомого пространства с помощью остаточного зрения. Использование обоняния в пространственной ориентировке. Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома).

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве и формирование топографических представлений.Представление о предметах, наполняющих знакомое замкнутое пространство (класс, спальня, столовая, квартира): мебель, посуда, одежда. Использование этих представлений в практической деятельности и в ориентировке. Представление о предметах, наполняющих пришкольный участок: деревья, кусты, газоны, дорожки, ворота, шлагбаум, спортивная площадка. Построение простых маршрутов с помощью деталей приборов «Ориентир» и «Графика».

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и передвижении.Поза школьника в положении стоя, сидя, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при восприятии предметов, обнаружении и обходе препятствий. Формирование правильного жеста, указывающего направление.

Совместная ориентировка с сопровождающим.Особенности ориентировки с помощью случайного и знакомого сопровождающего, с тростью и без помощи трости. Культура общения.Узнавание и различение по голосу окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния людей.

Ознакомление с приёмами ориентировки с помощью трости.Подбор трости. Уход за тростью.Способы захвата трости. Основные методы и приемы пользования тростью. Осанка незрячего при пользовании тростью.

Формы организации деятельности учащихся:

— групповая; парная; индивидуальная;

— проектная, игровая деятельность;

— самостоятельная, совместная деятельность;

— экскурсия.

Все формы деятельности должны осуществляться с использованием комментирования.

Формы контроля:

- фронтальный

- индивидуальный

Основное содержание программы

Развитие сохранных анализаторов (6 часов)

Развитие мелкой моторики рук.

Захватывающие движения предметов ладонью, двумя и тремя пальцами.

Упражнения на развитие точных координированных движе­ний кистей рук и пальцев. Самоконтроль за выполненными дви­жениями.

Развитие осязательного восприятия пространства:

Восприятие предметов быта, учебных принадлежностей различ­ной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами.

«Чтение» рельефных рисунков предметов быта и учебных при­надлежностей.

Упражнения на развитие прослеживающей функции руки.

Различение подошвами ног различных покрытий помещений (линолеум, кафельная плитка, ламинат) и дорог (песок, асфальт, тротуарная плитка, трава, утоптанный или рыхлый снег).

Различение и сопоставление различных свойств предметов по ширине, форме, температуре, характеру поверхности (стекло, дерево, бумага, металл).

Развитие слухового восприятия пространства:

Локализация неподвижного и перемещающегося источника звука в замкнутом закрытом и открытом пространстве.

Звуки окружающего мира, их соотнесение с представлениями спредметами в замкнутом закрытом и открытом пространстве.

Оценка степени удаленности звучащего предмета (понятия: далеко — близко, ближе — дальше, приближается — удаляется).

Развитие зрительного восприятия пространства при остаточ­ном зрении:

Зрительное различение предметов в замкнутом закрытом и открытом пространстве.

Формирование способов нестереоскопического восприятия пространства: оценка удаленности предметов в пространстве и их изображений на цветных рельефных рисунках.

Развитие обонятельного восприятия пространства:

Воспринимать и дифференцировать запахи предметов и объек­тов окружающего пространства.

Развитие мышечного чувства.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве (2 часа)

Ориентировка на себе, от себя.

Ориентировка в приборе для рисования и черчения «Школь­ник», на приборе «Ориентир», на макетах замкнутого закрытого и открытого пространства.

Условные изображения на рельефных планах.

Правильное понимание и использование в речи пространствен­ных понятий: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, ря­дом, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже.

Пространственные направления: слева направо, справа налево, сверху — вниз, снизу — вверх, наискось (для двухмерного и трех­мерного пространства).

Формирование предметных и пространственных представлений (8 часов)

Формирование представлений о предметах, наполняющих раз­девалку, спортивный зал, столовую, кабинет АФК.

Формирование представлений о предметах быта: мебель, посу­да, одежда и использование их в практической деятельности и при ориентировке.

Представления о предметах, наполняющих пришкольный уч.1сток: кусты, деревья, газон, пешеходные дорожки, площадка для игр, коррекционная тактильная дорожка и т. д.

Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, рельефными изображениями.

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространств,формирование топографических представлений (8 часов)

Самостоятельная и свободная ориентировка в помещениях школы и на пришкольном участке.

Ориентировка в замкнутом пространстве на основе непосред­ственного чувственного восприятия (в раздевалке, спортивном зале, столовой, кабинете АФК, этаже школы по типу «карта-пyть).

Перенос топографических представлений обучающихся на ре­альное замкнутое пространство и ориентировка в нем.

Изучение нескольких маршрутов (постоянной необходимости) в здании школы и на пришкольном участке.

Формирование представлений по типу «карта-план» с исполь­зованием рельефных планов и макетов изучаемого пространства.

Составление плана изученного пространства в виде апплика­ции и чертежей.

Перенос топографических представлений в свободное про­странство.

Упражнения на развитие пространственной памяти и вообра­жения.

Изменение пространственных соотношений предметов при по­вороте человека на 45°, 90°, 135°.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании пред­метов и ориентиров (2 часа)

Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ученика.

Правильная поза при входе и выходе из транспорта.

Поза ребенка при передвижении в пространстве без постоян­ного ориентира.

Поза и жесты человека при знакомстве, приветствии, проща­нии, разговоре (со сверстниками и взрослыми).

Совместная ориентировка со зрячими (3 часа)

Правила поведения в общественных местах. Культура поведе­ния, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и роди­телями (в театре, кафе, в гостях, в театре и др.).

Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым.

Совместная ориентировка обучающегося в учебной, игровой и трудовой деятельности.

Моделирование жизненных ситуаций. Сюжетно-ролевые игры: «В автобусе», «В метро», «В городе».

Обучение пользоваться тростью (3 часа)

Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости.

Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удер­жаниетрости, техника безопасности при обращении с тростью.

Приемы обращения с тростью: скольжения, маятниковый, диа­гональный.

Занятие 1-2. Диагностическое занятие.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

рассказывают о своём местоположении в пространстве;

самостоятельно передвигаются в помещении, соблюдают позу, правильно ставят стопу, выставленной вперёд рукой, предупреждают столкновение с предметами; дают характеристику предметам, встречающимся в помещении (форма, величина, цвет (при наличии остаточного зрения); обследуют, предлагаемые предметы, игрушки двумя руками, называют из какого материала они сделаны); называют знакомые звуки окружающего мира; проявляют интерес к новому пространству; выполняют диагностические задания.

Занятие 3. Развитие навыков ориентировки в микропространстве.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

выполняют задания на нахождении предметов на столе, на полке шкафа; обследуют предметы на столе; словесно рассказывают о их местоположении и взаиморасположении относительно друг друга; на приборе «Ориентир» располагают предметы игрушечной мебели по

словесной инструкции тифлопедагога; зарисовывают на приборе для рисования и черчения «Школьник» схему расположения предметов на приборе «Ориентир»; читают условные изображения на рельефном плане; раскладывают на фланелеграфе предметы по схеме.

Занятие 4. Формирование предметных и пространственных представлений.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

вспоминают какие помещения есть в школе; устно рассказывают о них; рассматривают рельефные картинки; классифицируют их на группы, каждой группе дают названия; объясняют какие предметы располагаются в каком помещении школы; рассматривают схемы пространства; догадываются, схема какого школьного пространства представлена; находят по схеме кабинета тифлопедагога спрятанный предмет.

Занятие 5. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

рассказывают маршрут, перечисляя ориентиры на пути следования (осязательные, обонятельные, звуковые) к одному из помещений школы; называют форму предметов; используют пространственные понятия, характеризуя их взаиморасположение; отбирают необходимые детали прибора, напоминающие по форме ориентиры на пути следования; правильно захватывают, удерживают детали прибора «Ориентир», манипулируют ими; моделируют на магнитной доске из деталей прибора путь следования; показывают на макете своё местоположение, место класса, промежуточные ориентиры, называют их.

Занятие 6. Формирование правильной позы и жеста при обследовании

предметов и ориентиров.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

перемещаются на участке без постоянного ориентира; занимают предупреждающую столкновение позу с предметами; сохраняют прямолинейность движения, аккуратность; называют промежуточные ориентиры, которые могут встретиться на пути; прислушиваются к шагам, голосам приближающего человека; поворачиваются к нему лицом, обращаются со словами о помощи; используют слова речевого этикета; занимают правильную позу при знакомстве с человеком (поворачиваются лицом к говорящему); подают руку при приветствии и прощании (для мальчиков); при наличии остаточного зрения не приближаются близко при разговоре, чтобы рассмотреть лицо говорящего (со сверстниками и взрослыми); сдерживают себя.

Занятие 7. Совместная ориентировка со зрячими. Ориентировка слепого ученика в магазине: обращение к продавцу, обращение к покупателям, кассиру, покупка продуктов.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

беседуют с педагогом о ближайшем магазине; отправляются на экскурсию; первично знакомятся с формой помещений в магазине, слушают рассказ педагога о расположенных в нем товарах; повторно обследует помещения магазина; обследует полки, наличие товара на них; ориентируется по запаху; ищут бакалейный и хлебобулочный отделы; обращаются с вопросом и просьбой помочь к продавцу и покупателям; ориентируются на шаги и голоса людей; просят объяснить в каком направлении двигаться к кассам; находят на полках батон; при наличии остаточного зрения рассматривают упаковку; ищут ценник, пользуясь лупой.

Занятие 8. Обучение пользоваться тростью. Способы ориентировки с тростью.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

переносят топографические представления на замкнутое (пришкольный участок) пространство и ориентируются в нём; проявляют положительное отношение к трости как основному средству самостоятельной и безопасной ориентировки;

используют полученные знания в реальных и приближенных к реальным условиям ориентировки в знакомом пространстве;

вспоминают приемы пользования тростью;

отрабатывают правильный захват и удержание трости;

прослеживают тростью путь от крыльца школы до калитки, ориентируясь по краю бордюра и газону.

Занятие 9. Развитие сохранных анализаторов.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

ориентируются с помощью остаточного зрения;

узнают форму предметов на пришкольном участке;

проверяют зрительные представления с помощью осязания;

называют, что находится ближе или дальше; проверяют по количеству

шагов правильность высказанных ответов;

узнают и называют цвет предметов, здания школы, забора на пришкольном участке (при наличии остаточного зрения); воспринимают и дифференцируют запахи предметов и объектов окружающего пространства; называют характер покрытия под ногами, размышляют о возможности использования его как ориентир;

двигаются на звук движущегося транспорта по направлению к дороге;

определяют на слух расстояние до проезжей части;

прогнозируют возможные ориентиры по словесному описанию пространства и по плану.

Занятие 10. Формирование предметных и пространственных представлений.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

узнают и называют предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок: кусты, деревья, газон, пешеходные дорожки, площадка для игр, коррекционная тактильная дорожка и т.д.; соотносят реальные предметы, объекты с их моделями, макетами, рельефными изображениями.

Занятие 10. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Знакомство с

новыми помещениями. Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого пространства.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

знакомятся с новыми помещениями, например, кабинетом логопеда или сенсорной комнатой; самостоятельно обследуют помещения по алгоритму слева направо от двери;

обследуют наполненность середины помещения мебелью;

словесно обозначают их пространственное взаиморасположение;

составляют макет кабинета или сенсорной комнаты;

проверяют правильность составления;

рассматривают схему помещения; узнают объемные предметы мебели с

их плоскостным изображением;

ориентируясь по схеме, располагают книги в указанном месте.

Занятие 12. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

различают подошвами ног различные покрытия на участке школы (песок, асфальт, тротуарная плитка, гравий, трава);

вспоминают приём обследования здания школы;

обследуют повторно здание школы по периметру;

упражняются на развитие прослеживающей функции руки при передвижении вдоль стены школы;

определяют форму здания школы; вспоминают количество этажей; знакомятся с макетом школы;

находят на макете крыльцо, двигаются вдоль стены слева направо, словами объясняя направление движения.

Занятие 13. Совместная ориентировка со зрячими

Виды деятельности обучающихся на занятии:

занимают правильное положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым; ходят по территории школы, придерживаясь правостороннего движения; входят в калитку: сопровождающий первым, за ним незрячий; перехватывают ручку двери; закрывают за собой дверь; обходят препятствие; рассказывают маршрут следования от калитки школы до крыльца и обратно; перечисляют предметы по пути следования, их расположение относительно себя; называют изменение их местоположения от себя при повороте на 45ᵒ, 90 ᵒ; сохраняют правильную осанку при ходьбе; используют слова речевого этикета.

Занятие 14. Обучение пользоваться тростью

Виды деятельности обучающихся на занятии:

пользуются тростью как основным средством самостоятельной и безопасной ориентировки; правильно удерживают трость; пользуются приёмами хождения с тростью (скольжение, маятниковые движения); находят тростью предметы на пришкольном участки, извлекают из них звук, узнают предметы по характерному отраженному звуку.

Занятие 15. Формирование предметных и пространственных представлений об объектах города и их конкретизация в условиях реального

ближайшего окружения школы.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

совместно с педагогом обследуют пространство вокруг школы;

проходят по улице, располагающейся слева от школы; находят тротуар,

проезжую часть, парковку для автомобилей;

находят по звуку домофона жилой дом; двигаются вдоль него по тротуару, по пешеходным дорожкам находят повороты к парадным;

по голосам детей находят детскую площадку;

обследуют ее форму и наполненность, покрытие;

используют для ориентировки ограждения газонов.

Занятие 16. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Ориентировка на прилегающих к школе улицах в пределах микрорайона.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

совместно с педагогом продолжают обследовать пространство вокруг школы; проходят по улице, располагающейся слева от школы; находят тротуар, проезжую часть, парковку для автомобилей; по голосам детей находят детскую площадку; находят знакомое игровое оборудование; вспоминают маршрут от школы к детской площадке и обратно; словесно рассказывают, что где располагается; используют для ориентировки ограждения газонов; после возвращения в школу составляют маршрут от школы к детской площадке на приборе «Ориентир».

Занятие 17. Совместная ориентировка со зрячими.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

приглашают ученика из класса на прогулку вокруг школы;

ориентируются в паре; ориентируются вместе со зрячими одноклассниками в учебной, игровой и трудовой деятельности; совместно передвигаются по маршруту, находят знакомые ориентиры; определяют своё место нахождение; используют как ориентиры звуки и запахи, характерные для этого места; определяют стопой изменение характера покрытия дороги; используют короткую трость при совместном передвижении в помещении и на участке; приветствуют встречающихся прохожих; отвечают на их вопросы; благодарят за помощь.

Занятие 18. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

совместно с педагогом обследуют пространство вокруг школы; проходят по улице, располагающейся направо от школы; находят тротуар, проезжую часть; двигаются по тротуару, по пешеходным дорожкам находят вход в сквер; обследуют его форму, покрытие дорожек, газоны, скамейки, опоры фонарей; двигаются по центральной алле, отмечая дополнительные повороты; используют для ориентировки край газона; по возвращению в школу составляют плана изученного пространства на приборе «Ориентир».

Занятие 19. Формирование предметных и пространственных представлений.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

совместно с педагогом проходят маршрут от школы до автобусной остановки; обращают внимание на встречающиеся ориентиры: осязательные, обонятельные, слуховые, зрительные (при наличии остаточного зрения); по возвращению в школу словесно описывают маршрут от школы к остановке и обратно.

Занятие 20. Обучение пользоваться тростью. Подъём и спуск по лестнице с помощью трости.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

используют способы ориентировки с тростью: правильный захват и удержание трости; применяют технику безопасности при обращении с тростью; обследуют рукой и тростью совместно с педагогом объекты на прилегающей к метро территории и в вестибюле; определяют и называют форму предметов, объектов, из каких материалов они сделаны;

используют пространственные понятия; определяют подошвами ног характер покрытия; находят по заданию педагога объекты на прилегающей к метро территории; поднимаются и спускаются вначале с педагогом, затем самостоятельно по ступенькам подземного перехода.

Занятие 21. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

знакомятся с правилами перехода слепыми улицы;

переходят улицу, по наземному переходу, ориентируясь на звук светофора под контролем тифлопедагога; соблюдают прямолинейность движения;

пользуются тростью для нахождения препятствий и ориентиров;

определяют своё место нахождение; используют как ориентиры звуки и запахи, характерные для этого места; определяют стопой изменение характера покрытия дороги, бордюр; соблюдают правила безопасного передвижения на улице города.

Занятие 22. Формирование предметных и пространственных представлений.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

беседуют с педагогом о ближайшем магазине; вспоминают маршрут как к нему пройти; моделируют маршрут на приборе «Ориентир»; повторно обследуют помещения магазина; обследуют полки, наличие товара на них; ориентируются по запаху; находят отдел с бытовыми товарами; находят при входе тележки и корзинки для покупателей; обращаются с вопросом и просьбой помочь к продавцу и покупателям; ориентируются на шаги и голоса людей; просят объяснить в каком направлении двигаться.

Занятие 23. Совместная ориентировка со зрячими.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

слушают рассказ педагога о маршруте;

вспоминают предыдущие посещения театра;

проговаривают трудности, с которыми столкнулись при ориентировке в

театре; рассматривают макет зала; рассказывают, как можно пройти к своему месту; моделируют в группе поход в театр.

Занятие 24. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

проходят маршрут от крыльца школы до ближайшего магазина; находят и называют ориентиры на пути следования (осязательные, обонятельные, звуковые);

называют форму ориентиров по пути следования;

используют пространственные понятия, характеризуя их взаиморасположение; моделируют маршрут на приборе «Ориентир»; отбирают необходимые детали прибора, напоминающие по форме ориентиры на пути следования; правильно захватывают, удерживают детали прибора «Ориентир», манипулируют ими; моделируют на магнитной доске из деталей прибора путь следования; показывают на макете своё местоположение, место крыльца, вход в магазин, промежуточные ориентиры, называют их.

Занятие 25. Обучение пользоваться тростью.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

переносят топографические представления на реальное замкнутое пространство и ориентируются в нём;

проявляют положительное отношение к трости как основному средству

самостоятельной и безопасной ориентировки;

используют полученные знания в реальных и приближенных к реальным условиям ориентировки в знакомом пространстве;

находят тростью препятствия на пути следования по маршруту школа-автобусная остановка; запоминают их местонахождение.

Занятие 26. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Маршрут от крыльца школы до ближайшей остановки и обратно.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

проходят маршрут от крыльца школы до остановки;

находят и называют ориентиры на пути следования (осязательные, обонятельные, звуковые); называют объекты на пути следования; используют пространственные понятия, характеризуя их взаиморасположение; моделируют маршрут на приборе «Ориентир»; отбирают необходимые детали прибора, напоминающие по форме ориентиры на пути следования;

правильно захватывают, удерживают детали прибора «Ориентир», манипулируют ими; моделируют на магнитной доске из деталей прибора путь следования; показывают на макете своё местоположение, место крыльца, прилегающую к остановке территорию, промежуточные ориентиры, называют их.

Занятие 27. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

составляют на приборе «Ориентиру карту-план местности около школы; выкладывают два маршрута: школа – детская площадка; школа-сквер; рассказывают одноклассникам, ориентируясь на план как пройти к этим объектам; отбирают необходимые детали прибора, напоминающие по форме ориентиры на пути следования; правильно захватывают, удерживают детали прибора «Ориентир», манипулируют ими; показывают на макете своё местоположение, место крыльца, прилегающую детскую площадку, сквер, промежуточные ориентиры, называют их.

Занятие 28. Формирование предметных и пространственных представлений.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

слушают рассказ педагога о маршруте;

вспоминают предыдущие посещения театра;

проговаривают трудности, с которыми столкнулись при ориентировке в

театре; рассматривают макеты отдельно фойе, зрительного зала, гардероба, сцены, партера, бельэтажа, верхних ярусов, оркестровой ямы; знакомятся на рельефных картинках с предметами, которые их наполняют; рассказывают, как можно пройти к своему месту в зрительном зале; моделируют в группе поход в театр.

Занятия 29-30. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Формирование представлений о маршруте из школы до дома, в котором живет ученик: виды транспорта, основные ориентиры и направления (на уровне «карта-путь»).

Виды деятельности обучающихся на занятии:

знакомятся с маршрутом от крыльца школы до дома;

рассказывают, как можно добраться домой на городском транспорте;

проходят совместно с педагогом, до ближайшей остановки городского транспорта; рассказывают, перечисляя ориентиры на пути следования (осязательные, обонятельные, звуковые); называют форму предметов, объектов на пути следования по маршруту; используют пространственные понятия, характеризуя их взаиморасположение; определяют номер транспортного средства; ориентируются в автобусе; приобретают проездной билет; проезжают нужное количество остановок; ориентируются на остановке около дома; переходят улицу, возвращаются в школу; в школе отбирают необходимые детали прибора, напоминающие по форме ориентиры на пути следования; правильно захватывают, удерживают детали прибора «Ориентир», манипулируют ими; моделируют на магнитной доске из деталей прибора путь следования; показывают на макете своё местоположение, промежуточные ориентиры, называют их.

Занятие 31. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

составляют маршрут постоянной необходимости школа-дом на приборе «Ориентир»; переносят маршрут на схему; показывают на схеме ориентиры постоянные и промежуточные; называют как ориентиры звуки и запахи, характерные для этого места; называют изменение характера покрытия дороги, бордюры; рассказывают правила безопасного передвижения на улице города, посадки в транспортное средство.

Занятие 32. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

моделируют жизненные ситуаций;

владеют своим телом при передвижении в пространстве;

самостоятельно передвигаются с сопровождающим, держась за руку;

находятся на шаг сзади;

свободной рукой, выставленной слегка перед собой, контролируют безопасность пространства;

находят и обследуют предметы и объекты на пути следования; по запахам цветов на участке находят цветник и двигаются в его направлении.

Занятия 33-34. Итоговая диагностика.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

выполняют диагностические задания;

описывают маршрут школа-дом;

проходят совместно с педагогом по одному из маршрутов.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу4 класса

Личностные результаты:

- понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;

- формирование самооценки с осознанием своих возможностей при овладении навыками пространственной ориентировки;

- формирование умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех при овладении навыками пространственной ориентировки;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование интереса к занятиям пространственной ориентировкой;

- ориентация на содержательные моменты образовательного процесса;

- стремление к совершенствованию способностей пространственной ориентировки;

- овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях при ориентировке в пространстве;

- формирование установки на поддержание здоровье сбережения, охрану сохранных анализаторов.

Метапредметные результаты:

- личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта, взаимодействующего с окружающим пространством;

- понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;

- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий при овладении топографическими представлениями;

- ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в самостоятельной пространственной ориентировке в микро- и макропространстве;

- овладение конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;

- развитие учебно-познавательного интереса к пространственной ориентировке;

- овладение элементарными навыками пространственной ориентировки;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата в пространственной ориентировке;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач ориентировки в пространстве в зависимости от конкретных условий; - использование сохранных анализаторов при овладении практическими умениями и навыками пространственной ориентировки;

- овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения пространственной ориентировке;

- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат «слепой - зрячий», «слепой - слепой» при овладении навыками совместного передвижения с сопровождающим;

- умение придерживаться заданной последовательности пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве;

- умение вносить в ранее освоенные ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;

- умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе пространственной ориентировки.

Предметные результаты:

Обучающий научится:

- использовать осязательные, слуховые, обонятельные, зрительные (для слепых с остаточным зрением) ориентиры при самостоятельном передвижении в замкнутом и свободном пространстве;

- ориентироваться на прилегающих к школе улицах;

- переходить улицу, пользуясь звуковым светофором или определяя на слух близость машин (под контролем педагога специальных дисциплин, воспитателя или родителей);

- свободно держаться на улицах, в транспорте, в театре; в метро;

- делать небольшие покупки;

- обращаться за помощью к продавцу, кассиру в магазине;

- отражать сформированные представлений в форме словесного описания замкнутого и свободного пространства; при обнаружении препятствий на пришкольном участке.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методического обеспечение

  1. Денискина В.З. Шведова Н.П. // Коррекция движений слепых учащихся начальных классов как основа обучения ориентировке в пространстве // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе.

  2. Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. -Л.,1990. - 48 с.

  3. Кульбуш Е.А., под ред. Феоктистовой В.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный институт им. А.И.Герцена, 1990.

  4. Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 1989. - 80 с.

Дидактический материал:

  • дидактическое пособие по формированию представлений о частях, движениях и позах тела;

  • дидактические карточки со специальными терминами.

Учебное оборудование:

  • трости складные и нескладные (индивидуально подобранные педагогом);

  • приборы «Ориентир» и «Графика».

  • набор для составления тактильных карт;

  • модели геометрических фигур; куклы для формирования понятий, используемых при обучении пространственной ориентировке.

Компьютерное оборудование:

Проектор, интерактивная доска, компьютер, увеличивающие устройства.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе школьного отделения 8 вида Тема. Буква ы. Чтение слов, предложений. Цель: повторение пройденного материала. Задачи: - закрепление изученных букв/звуков, чтение слов, предложений, обучение пересказу; - коррекция фонематического слуха, артикуляции, уточнение и расширение кругозора и словаря, развитие связной речи, мыслительной деятельности (умения анализировать, обобщать), увеличение объёма внимания, тактильной памяти; - воспитание умения слушать, мотивации к учению, чтению, положительных качеств личности (самостоятельности, трудолюбие).
0 ₽
Конспект урока чтения в 1 классе школьного отделения 8 вида Тема. Чтение слов, предложений с изученными буквами. Цель: повторение пройденного материала. Задачи: - закрепление изученных букв/звуков, чтение слов, предложений, обучение пересказу; - коррекция фонематического слуха, артикуляции, уточнение и расширение кругозора и словаря, развитие связной речи, мыслительной деятельности (умения анализировать, обобщать), увеличение объёма внимания, тактильной памяти; - воспитание умения слушать, мотивации к учению, чтению, положительных качеств личности (самостоятельности, трудолюбие).
0 ₽
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе Патриотизм - ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родному крову. Патриотизм проявляется также в отношении к хлебу, в геройских буднях, в труде людей разных профессий, и естественно, в мире и дружбе на Земле.
0 ₽