Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» 2 класс
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность»разработана и составлена на основе программы «Функциональная грамотность» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., в редакции приказов от 26.11.2010г. №1241, и от 22.09.2011г. №2357); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Примерной программы начального общего образования (рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся); Примерной программы внеурочной деятельности начального образования; атакжеориентировананацелевыеприоритеты,сформулированныевпрограммевоспитания МБОУ «Корниловская СОШ» «Алгоритм успеха».
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (Ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации (с изм. И доп. Вступ. В силу с 01.01.2022);
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО);
4.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р);
5.Примерная ООП НОО, ООП ООО, одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 №1/22);
6.Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020№28 (действует с 01.01.2021, срок действия ограничен до 01.01.2027);
7.Санитарные правила и нормы 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (ИЛИ) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 (действует с 01.03.2021, срок действия ограничен до 01.01.2027).
Программа разработана к учебно-методическому комплекту М.Б.уряк,С.А.Шейкина «Функциональная грамотность», и реализуется в рамках обще интеллектуального направления развития личности, программы внеурочной деятельности, являющейся частью организационного раздела Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Корниловская СОШ». Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, математики, окружающий мир. «Функциональная грамотность» позволяет преодолеть трудности в обучении пониманию и анализе прочитанного.
Для проведения занятий разработан методический комплект
М.В.Буряк,С.А.Шейкина «Функциональная грамотность»: 2 класс .- М.: Издательство «Планета », 2023. (Серия «Учение с увлечением»).
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ
«Корниловская СОШ» Томского района
Дата 25.08 2023г.
Пояснительная записка.
Концепция «Функциональной грамотности» составлена для обучающихся 2-х классов направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям
Занятия включают знакомство разными блоками «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно - научная грамотность»
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, учебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является равзвитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использование их содержания для достижения собственных целей, развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность»является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно - научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а так же для принятия соответствующих решений.
Актуальность программы
Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и
отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью. Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы положена методика М.В.Буряк, С.А.Шейкина
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цели курса
внеурочной деятельности: развитие основ функциональной грамотности. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Общая характеристика курса
Описание места курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во 2 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Для повышения мотивации изучения курса и с учётом возрастных особенностей для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе -это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведенийлитературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Средства обучения
Электронные средства обучения (компьютер, интерактивная доска)
Цифровые образовательные ресурсы
Планируемые результаты освоения курса
«Финансовая грамотность»
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково – символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о банковских картах;
- умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
- представление о различных банковских услугах;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно - научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно – научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно – научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Содержание учебного курса
Читательская грамотность понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно - научная грамотность наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землёй, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
Формы организации внеурочнойдеятельности на занятиях курса
«Функциональная грамотность»
Рабата в группе, впаре.
Индивидуальнаяработа
Фронтальнаяработа.
Учебнаядискуссия.
Тестирование.
Учебнаяигра
Урок-путешествие
Календарно – тематическое планирование
«Функциональная деятельность» во 2 классе
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | М. Пришвин. «Беличья память». | 1 | |
2 | Про беличьи запасы. | 1 | |
3 | Беличьи деньги. | 1 | |
4 | Про белочку и погоду. | 1 | |
5 | И. Соколов – Микитов. «В берлоге». | 1 | |
6 | Медвежье потомство. | 1 | |
7 | Повреждённые и фальшивые деньги. | 1 | |
8 | Лесные сладкоежки. | 1 | |
9 | Л. Толстой. «Зайцы». | 1 | |
10 | Про зайчат и зайчиху. | 1 | |
11 | Банковская карта. | 1 | |
12 | Про зайчишку и овощи. | 1 | |
13 | Н. Сладков. «Весёлая игра». | 1 | |
14 | Лисьи забавы. | 1 | |
15 | Безопасность денег на банковской карте. | 1 | |
16 | Лисьи норы. | 1 | |
17 | Обыкновенные кроты. | 1 | |
18 | Про крота. | 1 | |
19 | Про кредиты. | 1 | |
20 | Корень – часть растения. | 1 | |
21 | Э. Шим. «Тяжкий труд». | 1 | |
22 | Про ежа. | 1 | |
23 | Про вклады. | 1 | |
24 | Занимательные особенности яблока. | 1 | |
25 | Полевой хомяк. | 1 |
26 | Про полевого хомяка. | 1 | |
27 | Ловушки для денег. | 1 | |
28 | Про хомяка и его запасы. | 1 | |
29 | Про бобров. | 1 | |
30 | Бобры-строители. | 1 | |
31 | Такие разные деньги. | 1 | |
32 | Материал для плотин. | 1 | |
33 | Позвоночные животные. | 1 | |
34 | Встреча друзей. | 1 |
Оценка достижения планируемых результатов.
Обучение ведётся на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
- степень помощи при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты.
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – наглядные пособия:
Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольники, ластик
Набор предметных картинок
Словари по русскому языку
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
Классная доска
Список литературы.
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 96с.
М.В.Буряк, С.А.Шейкина «Функциональная грамотность»: 2 класс .- М.: Издательство «Планета », 2023. (Серия «Учение с увлечением»).
Тренажер для школьника