1.Пояснительная записка
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Этот вид речи оказывается еще менее доступным для учащихся с тяжелой умственной отсталостью.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевают элементарными графомоторными навыками, пространственными представлениями, доступными для их понимания. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы.
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по предмету «Графика и письмо» на 11 класс составлена в соответствии снормативными документами:
1.Учебным планом ГКОУ «Котовская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год
для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II);
2.Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат », (Вариант II).
3. Уставом ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
4. Годовым учебным календарным графиком ГКОУ «Котовская школа-интернат» на текущий учебный год.
5. Программой образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.- С.-П.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Данная программа составлена на основании характеристик учащихся 11 класса, по согласованию с родителями (законными представителями), утверждена приказом школы.
Цели обучения:
формирование предметных и предметно-игровых действий;
формирование элементарных графомоторных навыков;
совершенствование средств общения.
Задачи обучения:
привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, альбома и пользования маркером, карандашом, ручкой, красками;
развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;
развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
развитие способности к коллективной деятельности.
Независимо от возраста учеников обучение проводитсяв игровой форме, наиболее доступной для детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. В зависимости от возможностей каждого учащегося по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп усвоения материала.
Реализация программы рассчитана на 1 год.В учебном плане надомного обучения на предмет «Графика и письмо» в 11 классе отводится – 68 часов в год (2 часа в неделю).
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
В рамках данной программы процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. В программе представлены виды заданий, которые учащиеся с ограниченными возможностями здоровья могут выполнить с помощью учителя в совместной деятельности.
Данная программа«Графика и письмо» включает в себя следующие виды деятельности по обучению графике и письму:
1.Упражнения в правильном удержании маркера, карандаша, ручки, расположения листа бумаги на столе.
2.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: с мелом, карандашами, ручкой, маркером, красками.
3.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам с помощью педагога.
4.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.
5.Формирование пространственных представлений, умение ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево.
6.Игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика», «Шнуровка», «Игры с прищепками», «Игры с крышками».
7.Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых учащимся предметов.
8.Соединение точек: получение прямой, различных фигур.
9. Пальчиковая гимнастика.
10.Формирование правильной осанки во время письма.
Наиболее уместными на уроках«Графики и письма» будут такие методы и приемы, как
наглядные: рассматривание, визуальное обследование предметов, игрушек и материалов; рассматривание карточек; наглядный показ действий и операций, показ предметов, игрушек, материалов; соотнесение предметов, игрушек; наблюдения за предметами окружающего мира;
словесные: словесная инструкция, рассказ, объяснение, стихи, потешки, аудиозапись песен и мелодий;
практические: тактильное, визуальное, осязательное, двигательное обследование предметов, материалов и игрушек; самомассаж, пальчиковые игры и упражнения, конструктивные упражнения; совместное рисование; рисование на бумаге, на песке, на поверхности из сыпучих материалов (манка); рисование пальцем, ладошкой, палочкой, ватным тампоном, карандашом, фломастером, кистью;
игровые: введение игрового и сюрпризного момента, появление игрового персонажа, введение в сказочную тематику; дидактическая игра; пальчиковая игра; музыкально-ритмическая игра; разминка для рук и ладоней и др.; игра с природными материалами, игровыми аналогами предметов.
Предмет«Графика и письмо» интегрируется с другими учебными предметами: «Чтение и альтернативное чтение», «Развитие речи и окружающий мир», а также с направлениями коррекционно-адаптационной работы с учащимися.
3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Образовательная область, к которой относится учебный предмет -«Язык и речевая практика»
Срок изучения учебного предмета (курса) - 1 год.
Количество часов на изучение предмета в неделю - 2 часа (68 часов в год);
Количество учебных недель -34.
Количество часов по четвертям:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
18 часов | 16 часов | 20 час | 14 часов | 68 часов |
4.Содержание учебного предмета (курса)
Содержание данной адаптированной основной общеобразовательной рабочей программы выстроено в следующих направлениях:
1.Развитие мелкой моторики рук.
2.Подготовка руки к письму.
Развитие мелкой моторики рук.
- Упражнения для кистей рук.
- Упражнения (гимнастика) для пальцев рук.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья эти упражнения являются важными потому, что у них наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.
Упражнения следует строить в такой последовательности, чтобы вначале были задействованы именно длинные мышцы, т. е. задания даются на больших листах бумаги или обоях. На каждом уроке проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках: ладони вверх или вниз, одновременно или попеременно; сгибание или разгибание пальцев рук, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой; сжимание и разжимание в кулачок. Специальные упражнения для правильного держания мела, карандаша, маркера, кисти.
Подготовка руки к письму:
-Работа с сыпучими материалами и водой (пересыпание, переливание).
- Работа на доске (выполнение прямых линий).
- Работа с тестом (пластилином).
- Работа с трафаретом (закрашивание внутри контура, штриховка).
- Работа с природным материалом (камушки, ракушки).
- Работа на бумаге (обведение, раскрашивание, штриховка, обведение по точкам).
- Работа в технике «штампа» (работа смятой бумагой или пакетом).
- Работа с различным материалом (мозаика, крышки, палочки и др.)
Форма проведения урока: традиционные (ознакомление с новым материалом; закрепление изученного материала; проверка знаний, умений, навыков); нетрадиционные (экскурсии, наблюдения).
Формы работы на уроке: фронтальная работа; работа в микрогруппе; индивидуальная работа.
5.Требования к уровню подготовки обучающихся.
Основныезнания, умения, навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данного курса в 2024 – 2025 учебном году:
УчащиесяI группы (Титаренко Д., Новикова М.)
В конце I полугодия учащиеся I группы (Титаренко Д., Новикова М.)
должны знать/понимать:
- как правильно сидеть во время письма;
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках с помощью педагога;
В конце I полугодия учащиеся должны уметь:
-выполнять упражнения для укрепления и развития мелкой моторики рук по словесной инструкции и показу педагога;
- правильно сидеть за партой во время письма;
- пересыпать песок (манку), переливать воду по словесной инструкции и показу педагога;
- выкладывать магниты на доске в одну линию по контуру и обводить линию мокрой губкой;
- выполнять продольное раскатывание теста (пластилина) методом «рука в руке»;
- пользоваться по назначению мелом, маркером, карандашом, ручкой с помощью педагога;
- оставлять простой графический след карандашом, ручкой, маркером, кистью на листе бумаги, мелом, мокрой губкой на доске;
- выполнять штриховку округлых форм восковыми мелками с помощью педагога;
- рисовать прямые линии мелом, мокрой губкой на доске, маркером на бумаге с помощью педагога;
- рисовать пальчиком внутри контура методом «рука в руке»;
В конце II полугодия учащиеся должны знать/понимать:
- знать предметы их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
- знать и повторять за педагогом 1-2 потешки, разученных с голоса учителя.
В конце II полугодия учащиеся должны уметь:
- рисовать по трафарету замкнутые округлые линии вращательными движениями (восковые мелки, маркер);
- выполнять оттиск скомканной бумагой округлых пятен;
- выполнять примакивание кисточкой и красками;
- работать штампами и краской, прикладывать штамп к поверхности листа, слегка прижимать с помощью педагога;
- выполнять штриховку геометрических форм различными линиями маркером;
- выполнять продольное раскатывание теста (пластилина);
- выполнять оттиск поролоновой губкой, ватными палочками по словесной инструкции педагога;
- выкладывать двухцветные ряды из мозаики, обводить линии пальцем;
- дорисовывать детали изображения по указательному жесту и словесному пояснению учителя;
- выкладывать дорожки из природного материала (камушки, ракушки) и обводить линии мокрой кистью по словесной инструкции педагога;
- рисовать линии мелом, мокрой губкой на доске, маркером на бумаге по словесной инструкции педагога;
- обрисовывать карандашом, фломастером свои конечности (ладонь, стопа) с помощью педагога.
УчащиесяII группы (Альжев Д.,Омелюк И., Горбуля Д.) на конец года должны знать и уметь:
- устанавливать коммуникативный контакт с окружающими;
-воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;
- воспринимать и понимать символические средства: пиктограммы, карточки с помощью педагога;
- понимать соотносящие и указательные жесты;
- выполнять упражнения для развития мелкой моторики рук с помощью педагога;
- выполнять упражнения для правильного держание карандаша, маркера, мела, ручки с помощью педагога;
- выполнять самомассаж с использованием массажных щеток, колючих мячей по подражанию за педагогом;
- играть в подвижные игры на согласование движений с движениями учителя, других учащихся;
- дорисовывать детали в изображении (нитку к шарику и др.) по словесному пояснению учителя, методом «рука в руке»;
- рисовать с помощью педагога мокрым пальцем на доске, цветной бумаге прямые и округлые линии методом «рука в руке»;
- с помощью педагога методом «рука в руку» выполнять штриховку в заданном направлении.
- выкладывать дорожки из природного материала (камушки, ракушки) и обводить линии мокрой кистью методом «рука в руке»;
- выкладывать одноцветные ряды из мозаики, обводить линии пальцем методом «рука в руке»;
- работать штампами и краской, прикладывать штамп к поверхности листа, слегка прижимать с помощью педагога методом, «рука в руке».
6. Характеристика класса по учебной деятельности обучающихся.
У учащихся I группы 11 класса (Титаренко Д., Новикова М.) на начало 2024-2025 учебного года обнаружена низкая мотивация к деятельности, общая моторика сформирована частично, подвижна. Движения пальцев рук скоординированы на низком уровне. Моторные навыки графической деятельности сформированы плохо. Ручку, карандаш удерживают самостоятельно. По обводке, по точкам не пишут. Дорисовывают детали изображения по словесному пояснению учителя методом «рука в руке». Раскрашивают плохо, не соблюдая цвета, выходят за контур, средний нажим на карандаш. Работы неаккуратные.
У учащихся II группы 11 класса (Альжев Д.,Омелюк И., Горбуля Д.) на начало 2024-2025 учебного года обнаружена низкая мотивация к деятельности. Общая моторика сформирована частично, медлительны в движениях. Движения пальцев рук не скоординированы. Моторные навыки графической деятельности сформированы плохо. Мелкая моторика пальцев рук развита плохо. Ручку, карандаш удерживают самостоятельно. Самостоятельно обводку не выполняют, раскрашивают только методом «рука в руке», сильно выходя за контур. Выполняют штриховку только с помощью педагога. Не видят рабочую строку. С карандашом, фломастером работают плохо, сильный нажим на карандаш, фломастер. Работы неаккуратные.
7. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
В результате освоения предметного содержания программы «Графика и письмо» у учащихся сформируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности.На уроках учащиеся будет овладевать элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Работа будет осуществляться на основе предметно-практической деятельности,дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).
Оценка достижений обучающихся будет осуществляться по пятибалльной системе. Текущий контроль по изучению каждого основного раздела, будет проводиться в форме мониторинга (2 раза в год) с учетом индивидуальных возможностей детей. Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться с помощью проверочной работы за год. По своему содержанию письменные проверочные работы будут содержать задания на выкладывание ряда из мозаики, камушков, раскрашивание, штриховку, дорисовывание деталей изображения, обведение по точкам.
8.Календарно-тематическое планирование на 11 класс по предмету«Графика и письмо» - 68 часов
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
I четверть – 16 часов | 1 группа | 2 группа | |||
Здравствуй, школа! Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 02.09. | Знакомятся с помещением класса, с другими учениками и учителем. Знакомятся с правилами техники безопасности в классе. | ||
Как правильно сидеть во время письма. Осанка, упражнения на дыхание. | 1 | 04.09. | Учатся правильно сидеть за партой (осанка, дыхание). | ||
Упражнение для развития мелкой моторики рук. | 3 | 09.09. | Выполняют самомассаж с использованием мячей и шишек. | ||
11.09. | Выполняют упражнение «Ежик» для развития мелкой моторики рук с массажными щетками. | ||||
16.09. | Выполняют упражнение для развития мелкой моторики рук «Дом и ворота». | Выполняют упражнение для развития мелкой моторики рук «Дом и ворота» с помощью педагога. | |||
Рисуночное письмо. Игры с песком (манкой) и водой. Пересыпание, переливание. | 2 | 18.09. | Пересыпают песок (манку), переливают воду по указательному жесту и словесному пояснению учителя. | Пересыпают песок (манку), переливают воду с помощью педагога. | |
7. | 23.09. | ||||
8. | Работа с крупой. Рассыпание крупы щепотью. «Дорожка к домику» | 1 | 25.09. | Рассыпают крупу (манную, кукурузную) щепотью и обводят ладошкой поверхность дорожки. | Рассыпают крупу (манную, кукурузную) щепотью и обводят ладошкой поверхность дорожки с помощью педагога. |
9. | Выкладывание магнитов на доске. | 1 | 30.09. | Выкладывают магниты на доске в одну линию и обводят линию пальцем. | Выкладывают магниты на доске в одну линию и обводят линию пальцем методом «рука в руке». |
10. | Рисование вертикальных линий «Дождик», «Травка». | 1 | 02.10. | Дорисовывают детали изображения по указательному жесту и словесному пояснению учителя. Рисуют вертикальные линии мокрой губкой на доске. | Дорисовывают детали изображения методом «рука в руке». |
11. | Рисование горизонтальных линий «Дорожка к домику». | 1 | 07.10. | Дорисовывают детали изображения: «Дорожка к домику» «Дорожка к зайчику», «Покорми зверька» по указательному жесту и словесному пояснению учителя. | Дорисовывают детали изображения методом «рука в руке». |
12. | Пальчиковая живопись. Осенние листья. | 1 | 09.10. | Рисуют пальчиком внутри контура методом «рука в руке». | |
13. | Пальчиковая живопись. Овощи. | 1 | 14.10. | Рисуют пальчиком внутри контура методом «рука в руке». | |
14. | Работа с тестом (пластилином) Столбики. Конфетки. | 1 | 16.10. | Выполняют продольное раскатывание теста (пластилина) методом «рука в руке». | |
15. | Работа с природным материалом (Камушки, ракушки). | 1 | 21.10. | Выкладывают дорожки из природного материала (камушки, ракушки) и обводят линии пальцем с помощью педагога. | |
16. | Работа с мозаикой. Одноцветный ряд. | 1 | 23.10. | Выкладывают одноцветный ряд разной длины из мозаики и обводят линии пальцем. | Выкладывают одноцветный ряд разной длины из мозаики и обводят линии пальцем методом «рука в руке». |
II четверть – 16 часов | |||||
17. | Работа на бумаге. Рисование прямых линий фломастером. | 2 | 06.11. | Рисуют прямые линии в разных направлениях фломастером с помощью педагога. | Рисуют прямые линии в разных направлениях фломастером с помощью педагога методом «рука в руке». |
18. | 11.11. | ||||
19. | Работа с магнитами на доске. | 2 | 13.11. | Выкладывают магниты на доске в одну линию по контуру и обводят линии мокрой губкой. | Выкладывают магниты на доске в одну линию по контуру и обводят линии мокрой губкой методом «рука в руке». |
20. | 18.11. | ||||
21. | Рисование вертикальных линий. | 1 | 20.11. | Рисуют вертикальные линии мелом, мокрой губкой на доске. Упражнения: «Дождик», «Травка», «Забор». | Рисуют вертикальные линии мелом, мокрой губкой на доске методом «рука в руке». . |
22. | Рисование горизонтальных линий. | 1 | 25.11. | Рисуют горизонтальные линии мелом, мокрой губкой на доске. Упражнения: «Дорожка к домику», «Дорожка к зайчику», «Покорми зверька», «Чей дом?» | Рисуют горизонтальные линии мелом, мокрой губкой на доске методом «рука в руке». |
23. | Рисование замкнутых округлых линий. | 1 | 27.11. | Рисуют замкнутые округлые линии мокрой губкой на доске. Упражнения: «Мячики большие и маленькие», «Колёса для машины». | Рисуют замкнутые округлые линии мокрой губкой на доске методом «рука в руке». |
24. | Дорисуй линии к предметам. | 1 | 02.12. | Дорисовывают прямые линии к предметам с помощью педагога. Упражнения: «Ниточку к шарику», «Палочку к флажку». | |
25. | Закрашивание округлых форм. | 2 | 04.12. | Закрашивают округлые формы в пределах контура вращательными движениями восковыми мелками. Упражнение: «Клубочки для кошки», «Воздушные шары» | Закрашивают округлые формы в пределах контура вращательными движениями восковыми мелками методом «рука в руке». |
26. | 09.12. | ||||
27. | Пальчиковая живопись. Клубочки. | 1 | 11.12. | Закрашивают округлые формы в пределах контура вращательными движениями восковыми мелками. | Закрашивают округлые формы в пределах контура вращательными движениями восковыми мелками методом «рука в руке». |
28. | Пальчиковая живопись. Снеговик. Диагностика по карте результативности. | 1 | 16.12. | Рисуют пальчиком внутри контура методом «рука в руке». | |
29. | Пальчиковая живопись. Варежки. | 1 | 18.12. | Рисуют пальчиком внутри контура методом «рука в руке». | |
30. | Рисование прямых линий мелом на доске, бумаге. | 1 | 23.12. | Рисуют прямые линии мелом, мокрой губкой на доске, маркером на бумаге с помощью педагога. Упражнение «Дорожка от домика к елке». | |
31. | Штриховка. Новогодние шары. | 2 | 25.12. | Штрихуют округлые формы различными линиями маркером с помощью педагога. | |
32. | 28.12. за 30.12 | ||||
III четверть – 20 часов | |||||
33. | Рисование по трафарету замкнутых округлых линий. | 2 | 13.01. | Рисуют по трафарету замкнутые округлые линии (круг, овал) вращательными движениями (восковые мелки, маркер) с помощью педагога. | Рисуют по трафарету замкнутые округлые линии (круг, овал) вращательными движениями (восковые мелки, маркер) методом «рука в руке». |
34. | 15.01. | ||||
35. | «Печать» смятой бумагой. Снежки. | 1 | 20.01. | Выполняют оттиск скомканной бумагой округлых пятен с помощью педагога. | Выполняют оттиск скомканной бумагой округлых пятен методом «рука в руке». |
36. | «Печать» смятой бумагой Клубочки. | 1 | 22.01. | Выполняют оттиск скомканной бумагой округлых пятен с помощью педагога. | Выполняют оттиск скомканной бумагой округлых пятен методом «рука в руке». |
37. | Работа красками «Снег идет» | 1 | 27.01. | Выполняют примакивание кисточкой и красками с помощью педагога. | Выполняют примакивание кисточкой и красками методом «рука в руке». |
38. | Рисование красками и скомканным полиэтиленовым пакетом «Снежинки» | 1 | 29.01. | Рисуют снежинки скомканным полиэтиленовым пакетом и красками с помощью педагога. | Рисуют снежинки скомканным полиэтиленовым пакетом и красками методом «рука в руке». |
39. | Бусы. | 1 | 03.02. | Создают композиции с помощью приёма «штамп», обмакивают подошву штампа в краску, прикладывают к поверхности листа, слегка прижимают с помощью педагога. |
40. | Платье для куклы. | 1 | 05.02. | ||
41. | Варежки. | 1 | 10.02. | ||
42. | Штриховка геометрических форм различными линиями маркером. | 3 | 12.02. | Штрихуют геометрические формы различными линиями маркером с помощью педагога. | |
43. | 17.02. | ||||
44. | 19.02. | ||||
45. | Строим заборчик. | 1 | 24.02. | Выполняют продольное раскатывание теста (пластилина) методом «рука в руке». | |
46. | Морковка для зайки. | 1 | 26.02. | Выполняют продольное раскатывание теста (пластилина) методом «рука в руке». | |
47. | Рисование красками «Солнышко» в технике оттиска. | 1 | 03.03. | Выполняют оттиск поролоновой губкой с помощью педагога. | Выполняют оттиск поролоновой губкой методом «рука в руке». |
48. | Рисование красками «Мимоза» в технике оттиска. | 1 | 05.03. | Выполняют оттиск ватными палочками с помощью педагога. | Выполняют оттиск ватными палочками методом «рука в руке». |
49. | Работа с мозаикой. Двухцветный ряд. | 2 | 10.03. | Выкладывают двухцветный ряд разной длины с мозаики и обводят линии пальцем. | Выкладывают двухцветный ряд разной длины с мозаики и обводят линии пальцем методом «рука в руке». |
50. | 12.03. | ||||
51. | Рисование красками и восковыми мелками «Тюльпаны» | 1 | 17.03. | Рисуют округлые линии восковыми мелками, заливают фон акварелью широкой кистью (с помощью педагога). | Рисуют округлые линии восковыми мелками, заливают фон акварелью широкой кистью (с активной помощью педагога). |
52. | Рисование красками и восковыми мелками «Коврик для котика» | 1 | 19.03. | Рисуют прямые линии восковыми мелками, заливают фон акварелью широкой кистью (с помощью педагога). | Рисуют округлые линии восковыми мелками, заливают фон акварелью широкой кистью (с помощью педагога). |
IV четверть – 14 часов | |||||
53. | Рисование вертикальных линий. | 1 | 31.03. | Дорисовывают детали изображения по указательному жесту и словесному пояснению учителя, упражнения «Травка», «Забор». | Дорисовывают детали изображения с активной помощью педагога. |
54. | Рисование горизонтальных линий. | 1 | 02.04. | Дорисовывают детали изображения по указательному жесту и словесному пояснению учителя, упражнения «Дорожка к зайчику», «Покорми зверька». | Дорисовывают детали изображения с активной помощью педагога. |
55. | Мокрые дорожки. | 2 | 07.04. | Выкладывают дорожки из природного материала (камушки, ракушки) и обводят линии мокрой кистью. | Выкладывают дорожки из природного материала (камушки, ракушки) и обводят линии мокрой кистью с помощью педагога. |
56. | 09.04. | ||||
57. | Выкладывание магнитов на доске в одну линию. | 2 | 14.04. | Выкладывают магниты на доске в одну линию, округлую линию и обводят линии мелом по указательному жесту и словесному пояснению учителя. | Выкладывают магниты на доске в одну линию, округлую линию и обводят линии мелом методом «рука в руке». |
58. | 16.04. | ||||
59. | Рисование вертикальных, горизонтальных и округлых линий на доске, бумаге. | 2 | 21.04. | Рисуют линии мелом, мокрой губкой на доске, маркером на бумаге с помощью педагога.Упражнения: «Дорожка к домику», «Заборчик у дома». | Рисуют линии мелом, мокрой губкой на доске, маркером на бумаге методом «рука в руке». |
60. | 23.04. | Рисуют линии мелом, мокрой губкой на доске, маркером на бумаге с помощью педагога. Упражнения: «Кто, где живет?», «Клубочки». | Рисуют линии мелом, мокрой губкой на доске, маркером на бумаге методом «рука в руке». | ||
61. | Штриховка геометрических фигур по трафарету карандашом, ручкой. | 2 | 28.04. | Штрихуют геометрические фигуры (графические изображения) по трафарету карандашом, ручкой. | Штрихуют геометрические фигуры (графические изображения) по трафарету карандашом, ручкой методом «рука в руке». |
62. | 30.04. | ||||
63. | Рисование различных линий по контуру. | 2 | 05.05. | Рисуют различные линии по контуру (точкам – ориентирам) с помощью педагога. | Рисуют различные линии по контуру (точкам – ориентирам) с активной помощью педагога. |
64. | 07.05. | ||||
65. | Обрисовывание карандашом, фломастером своих конечностей (ладонь, стопа). | 2 | 12.05. | Обрисовывают карандашом, фломастером свои конечности (ладонь, стопа) с помощью педагога. | |
66. | 14.05. | ||||
67. | Диагностика по карте результативности. | 1 | 19.05. | ||
68. | Проверочная работа за год. | 1 | 21.05. |
9. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
№ | Формы текущего контроля: | Дата | Кол-во часов |
1 | Диагностика по карте результативности. | 16.12. | 1 |
2. | Диагностика по карте результативности. | 19.05. | 1 |
3. | Проверочная работа за год. | 21.05. | 1 |
10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программно-методическое обеспечение:
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.;
Аксенова А.К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Обучение грамоте. 1 класс. Методические рекомендации. Изд-во М.: «Просвещение» 2009 г.
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн – пластилинография» - Москва 2006
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.- метод. пособие / А.Н. Корнев. – Спб.: МиМ, 1997. – 286 с.
Коррекционно – педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. / Под ред. И. А. Смирновой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 21-24с.;
Навыки письма [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/index.php/.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 1946. – 105 с.
Швайко Г.С.( под редакцией В.С.Гербовой) Игры и игровые упражнения по развитию речи 1,2. пособие для практических работников ДОУ. Москва « Айрис-пресс», 2006г.
Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 80 с.
http://klub-drug.ru/doshkolniki/podgotovka-k-pismu...
http://www.myshared.ru/slide/267076/
Печатные пособия:
Наглядные пособия:
Плакат «Правильно сиди при письме».
Иллюстрации к сказкам: «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок»
Книжки-раскладушки «Узнай по голосу» или крупные предметы картинки с изображением животных и птиц.
Карточки «раскрась картинку» (контурные изображения предметов).
Перечень оборудования и материала:
Школьная доска.
Мебель, соответствующая росту детей.
Мозаика.
Строительный конструктор, цветные кубики.
Блоки Дьёнеша.
«Дары Фребеля»
Массажные мячи разных размеров и фактуры, массажёры
Комплект внутренних трафаретов, фоторамки.
Ёмкости для сыпучего материала, стеклянные рамки
Фасоль, семена, пуговицы, кольца, каштаны, шишки, камушки, мелкие игрушки.
Белая бумага формата А4, картон, цветная бумага.
Восковые мелки, мел.
Валик, поролоновая губка, клубок, палочки узкие и широкие, штампы.
Простой, цветные карандаши, маркер, ручка.
Набор кисточек разной толщины и мягкости.
Крупа (манка, кукурузная), соль.
Клей.
Пластилин, тесто.
Клеёнка, халат или передник.
Специальные краски для рисования пальцами, краски (гуашь, акварель).
Мольберт.
Пластиковые тарелочки, посуда для воды.
Индивидуальные доски.
Наборы игрушек
Природный материал: камушки, шишки, ракушки
Индивидуальные доски: грифельные, магнитные, ковролиновые.
Кассеты и диски с разными по ритмическому исполнению музыкальными произведениями; литературные произведения (малые фольклорные формы, короткие стихотворения, песенки).
Учебно-практическое оборудование:
Предметно-развивающая среда:
Дыхательные тренажеры и игрушки для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, перышки, сухие листочки…).
«Волшебный мешочек» с мелкими предметами.
«Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (горох, манка, фасоль и тд.) и мелкие игрушки.
Мягкие цветные карандаши, белая бумага для рисования.
Игровая среда (яркие цветные игрушки, музыкальные игрушки, зеркало, аудиозаписи).
Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
Игры «Мозаика», «Шнуровка», игры с прищепками,
Куклы: маленькая, большая.
Картотеки:
Артикуляционной гимнастики, Гимнастики для глаз, Пальчиковых игр
Дыхательной гимнастики, Потешки, Игры по развитию речи, Считалки
Картотека сюжетных и предметных картинок
Технические средства обучения:
Ноутбук;
Мультимедийный проектор (по возможности);
Сканер, принтер;
Аудиодинамик.