1. Пояснительная записка.
Предмет «Математические представления» - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с ограниченными умственными возможностями к интеграции в социуме. Изучение предмета математики направлено на развитие математических способностей и формирование элементарных математических представлений у детей со сложной структурой дефекта развития.
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по предмету «Математические представления»составлена в соответствии снормативными документами:
1.Учебным планом ГКОУ «Котовская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год
для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II);
2.Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат », (Вариант II).
3. Уставом ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
4. Годовым учебным календарным графиком ГКОУ «Котовская школа-интернат» на текущий учебный год.
5. Программой образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.- С.-П.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Данная программа составлена на основании характеристик учащихся 11 класса, по согласованию с родителями (законными представителями), утверждена приказом школы.
Обучение предмету «Математические представления» в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни;
- преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащихся с нарушением интеллекта;
- коррекция интеллекта и личности учащегося, его социальная адаптация в современном обществе.
В ходе обучения учебному предмету«Математические представления» выделяются следующие основные задачи:
формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине;
формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
формирование практических навыков и умений в счете в пределах трех на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
формирование элементарных общеучебных умений;
общее развитие обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математическим представлениям решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения.
Содержание программы по математическим представлениям позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.
Реализация программы рассчитана на 1 год.На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов по учебнику: Математика. 1 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) 1 часть. Т.В. Алышева - М. «Просвещение», 2019 г, 128 с.
2. Общая характеристика учебного предмета (курса).
При изучении учебного предмета«Математические представления» особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые должны сформироваться у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, для их социально-бытовой адаптации.
Общей целью образования обучающихся с нарушением интеллекта по предмету «Математические представления» является:
• расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачиобучения:
•формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся адаптироваться в обществе;
•повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
•воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность.
Обучение математике организуется на практическо - наглядной основе и должно быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. На уроках математики важно учить детей повторять собственную речь, вводить хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно – практической деятельности и действий с числами.
При обучении используются следующиепринципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
На каждом уроке необходимо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям о цвете, форме, величине предметов, пространственных представлениях. Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по предмету«Математические представления», который доступен большинству учащихся класса.
Предмет«Математические представления»,интегрируется с другими учебными предметами: «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Социально-бытовая ориентировка», а также с направлениями коррекционно-адаптационной работы с учащимися.
3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане.
Образовательная область, к которой относится учебный предмет «Математические представления»- Математика.
Срок изучения учебного предмета(курса) - 1 год.
Количество часов на изучение предмета – 2 часа в неделю, 68 часов в год;
Количество учебных недель - 34.
Количество часов по четвертям
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
16 часов | 16 часов | 20 часов | 16 часов | 68 часов |
4.Содержание учебного предмета (курса).
Основное содержание в рабочей программе по развитию математических представлений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью направлено на создание условий для усвоения ими элементарных понятий. Количественные, пространственные и другие математические представления формируются у учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.
Предмет«Математические представления» включает в себя следующие разделы и темы:
Формирование представлений о форме - 12 часов;
Формирование представлений о величине -16 часов;
Формирование пространственных представлений – 10 часов;
Формирование количественных представлений – 18 часов;
Повторение и закрепление – 12 часов.
Формирование представлений о форме:
- Геометрические фигуры: круг, квадрат (под контролем и при помощи учителя);
- Предметы, похожие на круг, квадрат;
- Выполнение геометрических фигур с помощью трафарета;
- Рассыпание песка по форме круга, квадрата, обведение пальцем;
- Выкладывание магнитов на доске в форме круга, квадрата и обведение округлой линии пальцем.
Формирование представлений о величине:
- Большой - маленький;
- Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы;
- Раскрашивание больших и маленьких квадратов, кругов;
- Длинный- короткий;
- Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный - короткий, используя прием наложения;
- Раскрашивание предметов различной длины: длинная лента, короткая лента;
- Работа с тестом (пластилином) «Длинная и короткая змейка»;
- Высокий – низкий;
- Собери пирамидку (башню из кубиков) высокую и низкую;
- Работа с тестом (пластилином) «Столбики высокие и низкие».
Формирование пространственных представлений:
- Вверху - внизу. Определение месторасположения предметов: вверху – внизу;
- Разложи игрушки, одежду по полкам;
- Ориентация на листе бумаги (верх – низ);
- Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе, другом человеке, изображении.
Формирование количественных представлений:
-Понятие «один» и «много», выполнение различных действий: один - много хлопков;
- Число и цифра (1, 2, 3), упражнения в узнавании, дорисовывании цифр;
- Прямой счет в пределах 3;
- Счет предметов в пределах 3;
- Письмо цифр: 1, 2, 3 по обводке с помощью педагога;
- Знакомство с понятием «Поровну-больше».
Повторение и закрепление:
-Школьные принадлежности. Мебель в классе.
- Цвет предметов: красный, желтый, синий, зеленый (под контролем и при помощи учителя);
- Понятия: «Больше-меньше», «Высокий-низкий», «Длинный-короткий», «Поровну-больше»;
-Игровые упражнения на перемещение в пространстве, изменение положения частей тела;
На уроках математики учащимся необходимо обеспечить условия для формирования у учащихся математических представлений, понятий и умений на наглядно-действенной основе. В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности.
Форма проведения урока: традиционные (ознакомление с новым материалом; закрепление изученного материала; проверка знаний, умений, навыков); нетрадиционные (урок-путешествие, наблюдения).
Формы работы на уроке: фронтальная работа; работа в микрогруппе; индивидуальная работа.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 2024 - 2025 учебном году:
УчащиесяI подгруппы (Титаренко Д., Новикова М.)
В конце I полугодия должны знать/понимать:
-основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) с помощью педагога;
-геометрические фигуры (круг, квадрат) с помощью педагога;
-понятия «Больше-меньше», «Длинный-короткий»; «Высокий-низкий».
В конце I полугодия учащиеся должны уметь:
- рассыпать песок (манку) по форме круга, квадрата по словесному пояснению и с помощью педагога;
-выкладывать магниты на доске в форме круга, квадрата и обводить округлую линию пальцем с помощью педагога;
- раскрашивать круги, квадраты по словесному пояснению педагога;
-конструировать из счетных палочек по подражанию и с помощью педагога;
- выполнять геометрические фигуры с помощью трафарета;
- умение работать по словесной инструкции учителя.
В конце II полугодия учащиеся должны знать/понимать:
- понятия «Поровну-больше»; «Вверху – внизу»;
- понятие «один» и «много»;
- числа и цифры от 1-3.
В конце II полугодия учащиеся должны уметь:
-определение месторасположения предметов: вверху – внизу с помощью педагога;
-раскладывать игрушки, одежду по полкам по указательному жесту и словесному пояснению учителя;
- находить верх, низ листа бумаги по словесному пояснению педагога;
-ориентироваться в пространственном расположении частей тела на себе, другом человеке, изображении с помощью педагога;
- выполнять различные действия: один — много хлопков по показу и словесному пояснению учителя;
- писать цифры от 1 до 3 на песке (манке), мелом на доске с помощью педагога;
- выполняют счет предметов в пределах трех с помощью педагога, показывать на пальцах;
- выполнять игровые упражнения на перемещение в пространстве с помощью педагога;
- собирать пирамидку (башню из кубиков) высокую и низкую по указательному жесту и словесному пояснению учителя;
- выполнять игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине «длинный – короткий», используя прием наложения по показу педагога»;
- раскладывать натуральные предметы с активной помощью педагога, называть, где поровну, где больше.
УчащиесяIIподгруппы(Альжев Д., Омелюк И.,Горбуля Д.) должны знать и уметь на конец учебного года:
- раскладывать игрушки, одежду по полкам по указательному жесту и с активной помощью педагога;
-ориентироваться в пространственном расположении частей тела на себе, другом человеке, изображении с активной помощью педагога;
- выполнять различные действия: один — много хлопков по показу и с активной помощью педагога;
- писать цифры от 1 до 3 на песке (манке), мелом на доске с активной помощью педагога;
- выполнять игровые упражнения на перемещение в пространстве с помощью педагога;
- собирать пирамидку (башню из кубиков) высокую и низкую по указательному жесту и с активной помощью педагога;
- освоить игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (под контролем и при помощи учителя);
- овладеть простыми манипулятивными действиями с предметами (под контролем и при помощи учителя);
- овладеть навыками предметно-практической деятельности с объёмными, двухплоскостными объектами (под контролем и при помощи учителя).
6. Характеристика класса по учебной деятельности обучающихся.
По характеру учебной деятельности обучающихся 11 класса можно разделить на две группы:
УчащиесяI группы 11 класса: (Титаренко Д., Новикова М.) на начало 2024-2025 учебного года имеют низкие математические представления. В основных цветах ориентируются плохо, называют, но не находят. Геометрические фигуры не различают. Не выделяет предмет, обладающий определенным цветом и определенной формой. Конструирует геометрические фигуры (круг, квадрат) из счетных палочек и нитки с помощью педагога. Раскрашивает по указательному жесту и словесной инструкции педагога. В понятии «Большой - маленький», ориентируется частично, иногда допускает ошибки, в понятии «Высокий-низкий», «Длинный – короткий». Штриховку геометрических фигур выполняет плохо, только с помощью педагога. Выполняют игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела: поднять руки, вытянуть их вперед (по подражанию педагогу).
УчащиесяII группы 11 класса (Альжев Д., Омелюк И., Горбуля Д.) на начало 2024-2025 учебного года имеют очень низкие математические представления. В основных цветах не ориентируются; геометрические фигуры не соотносят; в размере «Большой-маленький», «Высокий-низкий» не ориентируются. Пирамидку собирают без учета величины.С помощью педагога выполняют действия со строительным материалом (постройка простых конструкций) методом «Рука в руке». Выполняют совместно с учителем упражнения по сопоставлению двух объектов по величине (большой—маленький мяч, большая —маленькая пирамида). Нанизывают на шнурок бусины, колечки. Шнуровку выполняют с помощью педагога.Выполняют игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела: поднять руки, вытянуть их вперед (по подражанию, методом «Рука в руке»).
7. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться по пятибальной системе с помощью проверочных работ, в которые будут включаться вопросы (задания) по основным темам программы предмета. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный контроль (проверочная работа) - 1 час. По своему содержанию письменная проверочная работа будет комбинированной.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых работ. Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся, не подразумевает его сравнение с другими детьми.
8.Календарно-тематическое планирование по предмету «Математические представления» 11 класс - 68 часов
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Дифференциация видов деятельности обучающихся | ||
I четверть – 16 часов | 1 группа | 2 группа | ||||
Здравствуй, школа! Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 03.09. | Знакомятся с помещением класса, с другими учениками и учителем. Знакомятся с правилами техники безопасности в классе. Выполняют упражнения на осанку и дыхание. | |||
Школьные принадлежности. Мебель в классе. | 1 | 05.09. | Слушают рассказ учителя, работают с конкретным материалом, иллюстрациями. | |||
Закрепление знаний об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый) | 2 | 10.09. | Называют основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) с помощью педагога, находят предметы соответствующих цветов. | |||
12.09. | ||||||
Формирование представлений о форме – 12 часов | ||||||
Круг. Предметы, похожие на круг. | 2 | 17.09. | Выполняют упражнение «Круг» для развития мелкой моторики рук, рассматривают предметные карточки. | Выполняют упражнение «Круг» для развития мелкой моторики рук с активной помощью педагога, рассматривают предметные карточки. | ||
19.09. | ||||||
Игры с песком (манкой). | 2 | 24.09. | Рассыпают песок (манку) в форме круга, по словесному пояснению и с помощью педагога. | Рассыпают песок (манку) по словесному пояснению и с активной помощью педагога. | ||
8. | 26.09. | |||||
9. | Выкладывание магнитов на доске в форме круга. | 1 | 01.10. | Выкладывают магниты на доске в форме круга и обводят округлую линию пальцем с помощью педагога. | Выкладывают магниты на доске в форме круга и обводят округлую линию пальцемметодом «рука в руке». | |
10. | Квадрат. Предметы, похожие на квадрат. | 2 | 03.10. | Выполняют упражнение «Квадрат» для развития мелкой моторики рук, рассматривают предметные карточки. | Выполняют упражнение «Квадрат» для развития мелкой моторики рук с активной помощью педагога, рассматривают предметные карточки. | |
11. | 08.10. | |||||
12. 13. | Рассыпание песка (манки) по форме квадрата. | 2 | 10.10. 15.10. | Рассыпают песок (манку) по словесному пояснению и с помощью педагога. | Рассыпают песок (манку) по словесному пояснению и с активной помощью педагога. | |
14. | Выкладывание магнитов на доске в форме квадрата. | 1 | 17.10. | Выкладывают магниты на доске в форме квадрата и обводят его пальцем с помощью педагога. | Выкладывают магниты на доске в форме квадрата и обводят его пальцемметодом «рука в руке». | |
15. | Раскрашивание геометрических фигур. | 2 | 22.10. | Раскрашивают маркером, фломастером круги, квадраты по словесному пояснению педагога. | Раскрашивают маркером, фломастером круги, квадраты методом «рука в руке». |
16. | 24.10. | |||||
II четверть – 16 часов | ||||||
Формирование представлений о величине -16 часов | ||||||
17. | Большой - маленький. | 2 | 05.11. | Рассматривают, ощупывают натуральные предметы разной величины. | Рассматривают, ощупывают натуральные предметы разной величины методом «рука в руке». | |
18. | 07.11. | |||||
19. | Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы. | 1 | 12.11. | Подбирают одежду для большой куклы и маленькой кукол с помощью педагога. | ||
20. | Раскрашивание больших и маленьких квадратов, кругов. | 2 | 14.11. | Раскрашивают большие и маленькие круги, квадраты по словесному пояснениюпедагога. | Раскрашивают большие и маленьких круги, квадраты методом «рука в руке». | |
21. | 19.11. | |||||
22. | Длинный - короткий. | 3 | 21.11. | Рассматривают, ощупывают натуральные предметы разной длины. | Рассматривают, ощупывают натуральные предметы разной длины методом «рука в руке». | |
23. | 26.11. | |||||
24. | 28.11. | Выполняют игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный -короткий, используя прием наложения по показу педагога. | Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный -короткий, используя прием наложения методом «рука в руке». | |||
25. | Раскрашивание предметов различной длины. | 2 | 03.12. | Раскрашивают предметов различной длины: длинная лента, короткая лента по словесному пояснению педагога. | Раскрашивают предметов различной длины: длинная лента, короткая лента методом «рука в руке». | |
26. | 05.12. | |||||
27. | Длинная и короткая змейка. | 1 | 10.12. | Выполняют продольное раскатывание теста (пластилина) по указательному жесту и словесному пояснению учителя. | Выполняют продольное раскатывание теста (пластилина) методом «рука в руке». | |
28. | Диагностика по карте результативности. | 1 | 12.12 | |||
29. | Высокий - низкий. | 2 | 17.12. | Рассматривают, ощупывают натуральные предметы разной высоты. | Рассматривают, ощупывают натуральные предметы разной высоты методом «рука в руке». | |
30. | 19.12. | |||||
31. | Пирамидка (башня) из кубиков. | 1 | 24.12. | Собирают пирамидку (башню из кубиков) высокую и низкую по указательному жесту и словесному пояснению учителя. | Собирают пирамидку (башню из кубиков) высокую и низкую методом «рука в руке». | |
32. | Столбики высокие и низкие. | 1 | 26.12. | Выполняют продольное раскатывание столбиков высоких и низких из теста (пластилина) по указательному жесту и словесному пояснению учителя. | Выполняют продольное раскатывание столбиков высоких и низких из теста (пластилина) методом «рука в руке». | |
III четверть – 20 часов | ||||||
Формирование пространственных представлений – 10 часов | ||||||
33. | Вверху - внизу. | 2 | 14.01. | Рассматривают натуральные предметы в классе, определяют, что вверху, что внизу с помощью педагога. |
34. | 16.01. | |||||
35. | Разложи игрушки по полкам. | 2 | 21.01. | Раскладывают игрушки по полкам по указательному жесту и словесному пояснению учителя. | Раскладывают игрушки по полкам методом «рука в руке». | |
36. | 23.01. | |||||
37. | Разложи одежду по полкам. | 2 | 28.01. | Раскладывают одежду по полкам по указательному жесту и словесному пояснению учителя. | Раскладывают одежду по полкам методом «рука в руке». | |
38. | 30.01. | |||||
39. | Ориентация на листе бумаги. | 2 | 04.02. | Находят верх, низ листа бумаги по словесному пояснению педагога, выполняют задание. | Находят верх, низ листа бумаги методом «рука в руке», выполняют задание. | |
40. | 06.02. | |||||
41. | Ориентация в пространственном расположении частей тела: вверху, внизу | 1 | 11.02. | С помощью педагога ориентируются в пространственном расположении частей тела на себе, другом человеке, изображении. | С помощью педагога ориентируются в пространственном расположении частей тела на себе, другом человеке, изображении. | |
42. | Ориентация в пространственном расположении частей тела: правая, левая рука, правая, левая нога. | 1 | 13.02. | |||
Формирование количественных представлений | ||||||
43. | Знакомство с числом и цифрой 1. | 1 | 18.02. | Слушают рассказ педагога о числе и цифре 1, просмотр обучающего мультфильма «Учим цифры» | ||
44. | Понятие «один» и «много». | 2 | 20.02. | Рассматривают один и много натуральных предметов, счетного материала, называют «один», «много» | ||
45. | 25.02. | |||||
46. | Выполнение различных действий: один - много хлопков. | 1 | 27.02. | Выполнение различных действий: один — много хлопков по показу и словесному пояснению учителя. | Выполнение различных действий: один — много хлопков с помощью педагога методом «рука в руке». | |
47. | Письмо цифры 1. | 2 | 04.03. | Пишут цифры 1 на песке (манке), мелом на доске с помощью педагога. | Пишут цифру 1 на песке (манке), мелом на доске методом «рука в руке». | |
48. | 06.03. | |||||
49. | Знакомство с числом и цифрой 2. | 1 | 11.03. | Слушают рассказ педагога о числе и цифре 2, просмотр обучающего мультфильма «Учим цифры». | ||
50. | Письмо цифры 2. | 1 | 13.03. | Пишут цифру 2 мелом, мокрой губкой на доске с помощью педагога. | Пишут цифру 2 мелом, мокрой губкой на доске методом «рука в руке». | |
51. | Счет предметов в пределах 2. | 2 | 18.03. | Выполняют счет предметов в пределах двух с помощью педагога, показывают на пальцах. | ||
52. | 20.03. | |||||
IV четверть – 16 часов | ||||||
Формирование количественных представлений | ||||||
53. | Знакомство с числом и цифрой 3. | 1 | 01.04. | Слушают рассказ педагога о числе и цифре 3, просмотр обучающего мультфильма «Учим цифры». | ||
54. | Письмо цифры 3. | 1 | 03.04. | Пишут цифры 3 на песке (манке), мелом на доске с помощью педагога. | Пишут цифру 3 на песке (манке), мелом на доске методом «рука в руке». |
55. | Письмо цифр от 1 до 3. | 2 | 08.04. | Пишут цифры 1-3 на песке (манке), мелом, мокрой губкой на доске с помощью педагога. | Пишут цифры 1-3 на песке (манке), мелом, мокрой губкой на доске методом «рука в руке». | |
56. | 10.04. | |||||
57. | Счет предметов в пределах 3. | 2 | 15.04. | Выполняют счет предметов от 1 до 3 по подражанию педагогу. | Действие выполняется педагогом (учащийся позволяет что-нибудь сделать с ним) | |
58. | 17.04. | |||||
59. | Знакомство с понятием «Поровну-больше». | 2 | 22.04. | Слушают рассказ педагога о понятии «Поровну-больше», раскладывают натуральные предметы с активной помощью педагога, называют, где поровну, где больше. | ||
60. | 24.04. | |||||
Повторение | ||||||
61. | Игровые упражнения на перемещение в пространстве. | 1 | 29.04. | Выполняют игровые упражнения на перемещение в пространстве с помощью педагога. | Выполняют игровые упражнения на перемещение в пространстве с активной помощью педагога. | |
62. | Игровые упражнения на изменение положений частей тела. | 1 | 06.05. | |||
63. | Закрепление темы: «Большой-маленький» | 1 | 08.05. | Подбирают одежду для большой куклы и маленькой кукол с помощью педагога. | ||
64. | Закрепление темы: «Высокий-низкий» | 1 | 13.05. | Собирают пирамидку (башню из кубиков) высокую и низкую по указательному жесту и словесному пояснению учителя. | Собирают пирамидку (башню из кубиков) высокую и низкую методом «рука в руке». | |
65. | Закрепление темы: «Короткий – длинный» | 1 | 15.05. | Выполняют игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный -короткий, используя прием наложения по показу педагога. | Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный -короткий, используя прием наложения методом «рука в руке». | |
66. | Закрепление темы: «Поровну-больше». | 1 | 20.05. | Раскладывают натуральные предметы с активной помощью педагога, называют, где поровну, где больше. | ||
67. | Проверочная работа за год. | 1 | 22.05. | Выполняют с помощью педагога. | Выполняют с активной помощью педагога. | |
68. | Диагностика по карте результативности. | 1 | 27.05. |
9. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
№ | Формы текущего контроля: | Дата | Кол-во часов |
1 | Диагностика по карте результативности. | 12.12. | 1 |
2. | Проверочная работа за год. | 22.05. | 1 |
3. | Диагностика по карте результативности. | 27.05. | 1 |
10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:
Алышева Т.В. Математика: 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) 1 часть. – М. Просвещение, 2019 г, 128 с.
Программно-методическое обеспечение:
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.: Просвещение, 1990 г.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996 г.
«Развитие элементарных математических представлений» Е.С.Демина, 2009 г.
«Моя математика. Количество и число (развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста)» 5-е изд., Е.В.Соловьева 2002 г.
Печатные пособия:
- Дидактические игры и упражнения по математике для работы с учащимися;
- Наглядный дидактический материал;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы;
- Опорные таблицы, схемы;
- Веер цифр;
- Плакат «Правильная посадка за партой».
Учебно-практическое оборудование:
Картотеки:
- Артикуляционной гимнастики;
- Гимнастики для глаз;
- Пальчиковых игр;
- Дыхательной гимнастики;
- разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы;
-дидактическое пособие «Учись считать»;
- счетный материал и др.
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом по темам;
- мячи разного диаметра, цвета;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- игрушки разных размеров;
- мозаики;
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей); пазлы- вкладыши;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Технические средства обучения:
- Ноутбук;
- Мультимедийный проектор (по возможности);
- Сканер, принтер.
- Аудиодинамик.