муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа д. Охона»
Пестовского района Новгородской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от | Согласовано с методическим советом протокол № от | Утверждаю директор МБОУ «СШ д.Охона» _________/Т.В. Чучман/ Приказ № от |
Рабочая программа по предмету
«Природоведение»
5-6 классы
(140 часов)
Разработала: |
Конева Анна Владиславовна, учитель первой квалификационной категории. |
д. Охона
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Природоведение» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная рабочая программа реализуется через учебно-методический комплект авторов Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной, М.: Просвещение 2017
Целью реализации рабочей программы является: усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачамиучебного предмета являются:
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по природоведению рассчитана на 2 года.
Общее количество часов за уровень обучения составляет – 140 часов,
со следующим распределением по классам:
5 класс – 70 часов
6 класс – 70часов
Методы и приёмы обучения:
Основой обучения является системно-деятельностный подход, дифференцированное обучение.
Методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой (самостоятельная или под руководством учителя).
- наглядные – наблюдение.
-практические – упражнения, карточки, тесты.
Приёмы:
- индивидуальные задания.
- использование при ответе наглядных пособий опорных схем, таблиц.
- проговаривание, комментирование, систематическое повторение.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Промежуточная аттестация |
Первая четверть - контрольная работа |
Вторая четверть - административная контрольная работа |
Третья четверть - контрольная работа |
Четвертая четверть - административная контрольная работа |
Годовая - итоговое тестирование |
Оценочные материалы (процедуры): самостоятельная работа, контрольная работа.
Критерии оценивания планируемых результатов
Критерии оценивания | Оценка |
Умение узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; | 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. |
Умение относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации, устанавливать взаимосвязь между изученными объектами, их месте в окружающем мире;; | |
Способность выделять существенные признаки групп объектов, называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; | |
Способность принять участие в беседе; обсудить изученное; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; | |
Умение выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; | |
Способность совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнять доступные возрасту природоохранительные действия; осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявлениеготовности к самостоятельной жизни.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Метапредметные результаты:
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Содержание учебного предмета
Введение
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух.Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва — верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Охрана воды.
Есть на Земле страна — Россия
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
Растительный мир Земли
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада,огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
Животный мир Земли
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области ( края).
Человек
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта). Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.
Повторение.
Тематическое планирование
5 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Введение 2ч | ||
Вводный урок Что такое природоведение? | 1 | |
Предметы и явления неживой и живой природы | 1 | |
Вселенная 6ч | ||
Небесные тела: планеты, звезды | 1 | |
Солнечная система. Солнце | 1 | |
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли | 1 | |
Полеты в космос | 1 | |
Смена дня и ночи | 1 | |
Смена времен года. Сезонные изменения в природе | 1 | |
Наш дом – Земля 46ч | ||
Планета Земля.Оболочки Земли | 1 | |
Воздух 9ч | ||
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле | 1 | |
Свойства воздуха | 1 | |
Давление и движение воздуха | 1 | |
Температура воздуха. Термометр | 1 | |
Движение воздуха в природе. Ветер. Контрольная работа за 1 четверть | 1 | |
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение | 1 | |
Состав воздуха. Углекислый газ и азот | 1 | |
Значение и охрана воздуха | 1 | |
Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана | 1 | |
Полезные ископаемые 15ч | ||
Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи | 1 | |
Гранит, известняк | 1 | |
Песок, глина | 1 | |
Горючие полезные ископаемые. Торф | 1 | |
Каменный уголь. Свойства | 1 | |
Добыча и использование каменного угля | 1 | |
Нефть: внешний вид и свойства | 1 | |
Добыча и использование нефти | 1 | |
Природный газ. Свойства, добыча, использование. | 1 | |
Правила обращение с газом в быту | 1 | |
Черные металлы. Сталь. Чугун | 1 | |
Цветные металлы | 1 | |
Административная контрольная работа за 2 четверть | 1 | |
Охрана полезных ископаемых | 1 | |
Обобщение по теме «Полезные ископаемые». | 1 | |
Вода.14ч | ||
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1 | |
Свойства воды | 1 | |
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода | 1 | |
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды | 1 | |
Три состояния воды. Температура и ее измерение | 1 | |
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. | 1 | |
Расширение при замерзании. | 1 | |
Свойства воды. Лабораторная работа | 1 | |
Работа воды в природе | 1 | |
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | |
Вода в природе. | 1 | |
Воды суши: ручьи, реки | 1 | |
Озера, болота, пруды | 1 | |
Моря и океаны. Использование и охрана воды | 1 | |
Охрана воды.Контрольная работа за 3 четверть | 1 | |
Поверхность суши. Почва.6ч | ||
Равнины, холмы, овраги | 1 | |
Горы | 1 | |
Почва – верхний слой земли. Состав почвы | 1 | |
Разнообразие почв | 1 | |
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы | 1 | |
Охрана почвы | 1 | |
Есть на Земле страна Россия.16ч | ||
Место России на земном шаре. Знакомство с картой | 1 | |
Моря и океаны, омывающие берега России | 1 | |
Горы и равнины на территории нашей страны | 1 | |
Реки и озера России | 1 | |
Москва - столица России | 1 | |
Санкт- Петербург. | 1 | |
Ярославль.Владимир. Города «золотого кольца» | 1 | |
Нижний Новгород, Казань, Волгоград | 1 | |
Новосибирск, Владивосток | 1 |
Население и народы России | 1 | |
Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. | 1 | |
Экскурсия | 1 | |
Административная контрольная работа за 4 четверть | 1 | |
Обобщение по теме «Есть на Земле страна Россия» | 1 | |
Неживая природа. Обобщение. | 1 | |
Итоговое тестирование | 1 | |
итог | 70 |
6 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Введение (1 ч) | ||
Живая природа: растения, животные, человек | 1 | |
Растительный мир Земли (17 ч) | ||
Разнообразие растительного мира | 1 | |
Среда обитания растений | 1 | |
Строение растений | 1 | |
Деревья, кустарники, травы | 1 | |
Лиственные деревья | 1 | |
Хвойные деревья | 1 | |
Дикорастущие кустарники | 1 | |
Культурные кустарники | 1 | |
Травы | 1 | |
Декоративные растения | 1 | |
Лекарственные растения | 1 | |
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями | 1 | |
Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция | 1 | |
Растительный мир разных районов Земли | 1 | |
Растения нашей страны. Контрольная работа за 1 четверть | 1 | |
Растения своей местности: дикорастущие и культурные | 1 | |
Красная книга России и своей области (края) | 1 | |
Животный мир (35 ч) | ||
Разнообразие животного мира | 1 | |
Среда обитания животных | 1 | |
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие | 1 | |
Насекомые | 1 | |
Бабочки, стрекозы, жуки | 1 | |
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие | 1 | |
Насекомые | 1 | |
Бабочки, стрекозы, жуки | 1 | |
Земноводные. Лягушки. Жабы | 1 | |
Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы | 1 | |
Птицы | 1 | |
Ласточки, скворцы, снегири, орлы | 1 | |
Лебеди, журавли, чайки | 1 | |
Птицы своего края. Охрана птиц | 1 | |
Административная контрольная работа за 2 четверть | 1 | |
Млекопитающие | 1 | |
Млекопитающие суши | 1 | |
Млекопитающие морей и океанов | 1 | |
Домашние животные в городе и деревне | 1 | |
Сельскохозяйственные животные: лошади | 1 | |
Сельскохозяйственные животные: коровы | 1 | |
Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи | 1 | |
Домашние птицы: куры, утки, индюки | 1 | |
Уход за животными в живом уголке или дома | 1 | |
Уход за животными в живом уголке или дома | 1 | |
Аквариумные рыбки | 1 | |
Канарейки.попугаи | 1 | |
Морские свинки, хомяки, черепахи | 1 | |
Домашние кошки | 1 | |
Собаки | 1 | |
Контрольная работа за 3 четверть | 1 | |
Животные холодных районов Земли | 1 | |
Животные умеренного пояса | 1 | |
Животные жарких районов Земли | 1 | |
Животный мир нашей страны | 1 | |
Охрана животных. Заповедники. Красная книга России | 1 | |
Животные вашей местности. Красная книга области (края) | 1 | |
Человек (14 ч) | ||
Как устроен наш организм | 1 | |
Как работает наш организм | 1 | |
Здоровый образ жизни человека | 1 | |
Осанка | 1 | |
Органы чувств | 1 | |
Правила гигиены и охрана органов чувств | 1 | |
Здоровое питание | 1 | |
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены | 1 | |
Оказание первой медицинской помощи | 1 |
Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью | 1 | |
Специализация врачей. Медицинские учреждения нашего города | 1 | |
Административная контрольная работа за 4 четверть | 1 | |
Повторение по теме «Неживая природа» | 1 | |
Повторение по теме «Живая природа» | 1 | |
Итоговое тестирование | 1 | |
итог | 70 |
Приложение 1
Календарно- тематическое планирование
5 класс
№ | Дата проведения | Название раздела, темы | Количество часов |
Введение 2ч | |||
Вводный урок Что такое природоведение? | 1 | ||
Предметы и явления неживой и живой природы | 1 | ||
Вселенная 6ч | |||
Небесные тела: планеты, звезды | 1 | ||
Солнечная система. Солнце | 1 | ||
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли | 1 | ||
Полеты в космос | 1 | ||
Смена дня и ночи | 1 | ||
Смена времен года. Сезонные изменения в природе | 1 | ||
Наш дом – Земля 46ч | |||
Планета Земля. Оболочки Земли | 1 | ||
Воздух 9ч | |||
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле | 1 | ||
Свойства воздуха | 1 | ||
Давление и движение воздуха | 1 | ||
Температура воздуха. Термометр | 1 | ||
Движение воздуха в природе. Ветер Контрольная работа за 1 четверть | 1 | ||
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение | 1 | ||
Состав воздуха. Углекислый газ и азот | 1 | ||
Значение и охрана воздуха | 1 | ||
Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана | 1 | ||
Полезные ископаемые 15ч | |||
Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи | 1 | ||
Гранит, известняк | 1 | ||
Песок, глина | 1 | ||
Горючие полезные ископаемые. Торф | 1 | ||
Каменный уголь. Свойства | 1 | ||
Добыча и использование каменного угля | 1 | ||
Нефть: внешний вид и свойства | 1 | ||
Добыча и использование нефти | 1 | ||
Природный газ. Свойства, добыча, использование. | 1 | ||
Правила обращение с газом в быту | 1 | ||
Черные металлы. Сталь. Чугун | 1 | ||
Цветные металлы | 1 | ||
Административная контрольная работа за 2 четверть | 1 | ||
Охрана полезных ископаемых | 1 | ||
Обобщение по теме «Полезные ископаемые» | 1 | ||
Вода.15ч | |||
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1 | ||
Свойства воды | 1 | ||
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода | 1 | ||
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды | 1 | ||
Три состояния воды. Температура и ее измерение | 1 | ||
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. | 1 | ||
Расширение при замерзании. | 1 | ||
Свойства воды. Лабораторная работа | 1 | ||
Работа воды в природе | 1 | ||
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | ||
Вода в природе. | 1 | ||
Воды суши: ручьи, реки | 1 | ||
Озера, болота, пруды | 1 | ||
Моря и океаны. Использование и охрана воды | 1 | ||
Охрана воды Контрольная работа за 3 четверть | 1 | ||
Поверхность суши. Почва.6ч | |||
Равнины, холмы, овраги | 1 | ||
Горы | 1 | ||
Почва – верхний слой земли. Состав почвы | 1 | ||
Разнообразие почв | 1 | ||
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы | 1 |
Охрана почвы | 1 | ||
Есть на Земле страна Россия.16ч | |||
Место России на земном шаре. Знакомство с картой | 1 | ||
Моря и океаны, омывающие берега России | 1 | ||
Горы и равнины на территории нашей страны | 1 | ||
Реки и озера России | 1 | ||
Москва - столица России | 1 | ||
Санкт- Петербург. | 1 | ||
Ярославль.Владимир. Города «золотого кольца» | 1 | ||
Нижний Новгород, Казань, Волгоград | 1 | ||
Новосибирск, Владивосток | 1 | ||
Население и народы Росии | 1 | ||
Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. | 1 | ||
Экскурсия. | 1 | ||
Административная контрольная работа за 4 четверть | 1 | ||
Обобщение по теме «Есть на Земле страна Россия» | 1 | ||
Неживая природа. Обобщение. | 1 | ||
Итоговое тестирование | 1 | ||
итог | 70 |
6 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов | |
Введение (1 ч) | |||
Живая природа: растения, животные, человек | 1 | ||
Растительный мир Земли (17 ч) | |||
Разнообразие растительного мира | 1 | ||
Среда обитания растений | 1 | ||
Строение растений | 1 | ||
Деревья, кустарники, травы | 1 | ||
Лиственные деревья | 1 | ||
Хвойные деревья | 1 | ||
Дикорастущие кустарники | 1 | ||
Культурные кустарники | 1 | ||
Травы | 1 | ||
Декоративные растения | 1 | ||
Лекарственные растения | 1 | ||
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями | 1 | ||
Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция | 1 | ||
Растительный мир разных районов Земли | 1 | ||
Растения нашей страны. Контрольная работа за 1 четверть | 1 | ||
Растения своей местности: дикорастущие и культурные | 1 | ||
Красная книга России и своей области (края) | 1 | ||
Животный мир (35 ч) | |||
Разнообразие животного мира | 1 | ||
Среда обитания животных | 1 | ||
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие | 1 | ||
Насекомые | 1 | ||
Бабочки, стрекозы, жуки | 1 | ||
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие | 1 | ||
Насекомые | 1 | ||
Бабочки, стрекозы, жуки | 1 | ||
Земноводные. Лягушки. Жабы | 1 | ||
Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы | 1 | ||
Птицы | 1 | ||
Ласточки, скворцы, снегири, орлы | 1 | ||
Лебеди, журавли, чайки | 1 | ||
Птицы своего края. Охрана птиц | 1 | ||
Административная контрольная работа за 2 четверть | 1 | ||
Млекопитающие | 1 | ||
Млекопитающие суши | 1 | ||
Млекопитающие морей и океанов | 1 | ||
Домашние животные в городе и деревне | 1 | ||
Сельскохозяйственные животные: лошади | 1 | ||
Сельскохозяйственные животные: коровы | 1 | ||
Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи | 1 | ||
Домашние птицы: куры, утки, индюки | 1 | ||
Уход за животными в живом уголке или дома | 1 | ||
Уход за животными в живом уголке или дома | 1 | ||
Аквариумные рыбки | 1 | ||
Канарейки, попугаи | 1 | ||
Морские свинки, хомяки, черепахи | 1 | ||
Домашние кошки | 1 | ||
Собаки | 1 | ||
Контрольная работа за 3 четверть | 1 | ||
Животные холодных районов Земли | 1 | ||
Животные умеренного пояса | 1 | ||
Животные жарких районов Земли | 1 | ||
Животный мир нашей страны | 1 | ||
Охрана животных. Заповедники. Красная книга России | 1 |
Животные вашей местности. Красная книга области (края) | 1 | ||
Человек (14 ч) | |||
Как устроен наш организм | 1 | ||
Как работает наш организм | 1 | ||
Здоровый образ жизни человека | 1 | ||
Осанка | 1 | ||
Органы чувств | 1 | ||
Правила гигиены и охрана органов чувств | 1 | ||
Здоровое питание | 1 | ||
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены | 1 | ||
Оказание первой медицинской помощи | 1 | ||
Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью | 1 | ||
Специализация врачей. Медицинские учреждения нашего города | 1 | ||
Административная контрольная работа за 4 четверть | 1 | ||
Повторение по теме «Неживая природа» | 1 | ||
Повторение по теме «Живая природа» | 1 | ||
Итоговое тестирование | 1 | ||
итог | 70 |
Приложение 2
Оценка достижений
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.