Министерство образования и науки РС (Я)
ГАПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им.С.Ф.Гоголева»
Начальная школа
Рассмотрено на малом педагогическом совете протокол №__ _______________ от «___»____________2024г. | Согласовано зам.директора по ОО Иванова Н.И. _____________________ | «Утверждаю» директор ЯПК Николаева И.И. _________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Родной язык»
срок освоения: 1 год (4 класс)
Учитель:
Горохова С.Д.
Якутск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная образовательная программа по учебному предмету «Саха тыла» (Якутский язык (родной)) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС) и определяет цель, задачи, планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Саха тыла» (Якутский язык (родной)), а также основное содержание указанного учебного предмета.
Исходя из этого документа, предъявляются одинаковые требования к предметным результатам изучения русского и родного языков. Родной язык наравне с другими предметами направлен на достижение личностных, универсальных учебных действий младшего школьника. Учебный предмет «Саха тыла» (Якутский язык родной)) занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников, формирование универсальных учебный действий. Уровень преподавания родного языка во многом определяет качество начального образования в целом, успешность дальнейшего образования по другим школьным предметам.
Цели, определяющие направления изучения родного языка:
- освоение первоначальных знаний о родном языке как о языке, составляющем науку о языках мира, знакомство с основными разделами науки о языке, на основе этого развитие познавательных умений, мышления учащихся.
- овладение умениями общаться на родном языке, осознания роли речевой культуры как общей культуры личности, овладение видами речевой деятельности;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Достижение целей изучения родного языка возможно при решении следующих задач:
- организация обучения языковым, лингвистическим нормам, формирования коммуникативной компетенции как процесса формирования универсальных учебных действий;
- развитие коммуникативных навыков в устной и письменной речи (общение, выражение собственных мыслей, публичное выступление) учащихся с учетом возрастных особенностей;
- достижение грамотности учащихся в результате знаний и умений о нормах письменной и устной речи на родном языке; - развитие мышления, обучение мыслительным действиям в ходе изучения теоретических основ разделов языка (лексика, фонетика, морфология, синтаксис, текст);
- знакомство со средствами, приемами изучения, сохранения, развития родного языка.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Родной язык», составляет в 4 классе – 34 часа.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Родной язык дает все возможности для полноценного развития личности ребенка. При изучении родного языка ребенок воспитывается уважать его, быть ответственным за сохранение и развитие языка.
При этом формируются следующие личностные умения:
- осознание объединяющей силы языка;
- понимание, что литература как искусство слово является кладезем всего богатства, средоточием высокого художественного образца родного языка;
- развитие личной ответственности за сохранение родного языка, понимание собственной роли в развитии языка;
- уверование в возможностях родного языка как языка, на котором формируется, развивается, соверешенствуется личность человека;
- понимание важности бережного отношения к родному языку в условиях поликультурного общества, двуязычия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Определение цели, задачи изучения родного языка, планирование учебной деятельности, предположение ожидаемых результатов обучения. Осознание своего знаниянезнания, определение ориентиров для самокоррекции. В течение учебного года участие в разработке проекта (группового, индивидуального), посвященного изучению родного языка. Развитие «языковой интуиции». На основе языковой интуиции умеет выявлять особенности словоупотребления, соблюдения или нарушения норм языка автора прочитанного текста, доступного возрасту, умеет объяснять и исправлять ошибки, стремится соблюдать языковые нормы в своей речи. Стремление улучшать качество связной речи. Высокая оценка богатства языка и старание говорить образно, красиво, полно выражая свои мысли. Самоконтроль. Постоянное слежение за чистотой, правильностью своей речи, стремление говорить ясно, четко выражая свои мысли.
Познавательные УУД.
Правильное определение и постановка учебной задачи. Организация учебной деятельности для результативного изучения родного языка. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определение наиболее эффективных способов достижения результата.
Использование различных средств познания. Поиск из научной, справочной литературы (словарей, справочников, энциклопедий, разных источников) о якутском языке нужной информации, выделение главного, отбор нужного, объединение, обобщение, использование различных средств связи частей текста. Постоянное чтение республиканских, районных, школьных печатных газет, журналов для детей на якутском языке, прослушивание теле- и радиопередач на якутском языке, использование полученных знаний в учебной, исследовательской, творческой работе. Поиск из интернет-сайтов на якутском языке информации по теме, отбор необходимой информации, набор текста на якутском языке на компьютере (с использованием якутских шрифтов), активное участие в дистанционных конкурсах, мероприятиях, соблюдая нормы, культуру речи.
Структурирование знаний. При получении новых знаний опора на имеющиеся знания. Интеграция знаний по разным предметам.
Логическое мышление. Родной язык один из основных развивающих предметов в школьном образовании. Учащийся в ходе освоения языка строит логические суждения, способствующие развитию умственных операций.
Коммуникативные УУД
Сотрудничество. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Умение продуктивного взаимодействия и продуктивного сотрудничества в группе для достижения единой цели. Умение общаться. Понимание речевой ситуации, определение нужного стиля общения. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Речевой этикет. Соблюдение норм поведения и правил речевого этикета. В повседневной жизни использование этикетных фраз приветствия, знакомства, прощания, просьбы, прощения, замечания, общения по телефону и т.д. на якутском языке.
Предметные результаты
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических). Определение, объяснение, классификация звуков, букв, слогов, частей речи, членов предложения, простых предложений.
Соблюдение орфографических, пунктуационных правил. Знание определения, признаков текста (тема, основная мысль, заголовок, эпиграф, структура, межфразовая связь).
Связная логически последовательная, доходчивая речь, по структуре текста письменно изложение мысли.
Различение типов речи: повествование, описание, рассуждение.
Применение в общении видов монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (сообщение, обмен мнениями, уточнение и т.д.).
Контроль собственной письменной и устной речи, адекватная оценка содержания, речевого оформления составленного текста, поиск и исправление ошибок, улучшение, коррекция содержания, речевого оформления текста.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Культура общения
Виды общения: разговор, беседа, согласие, совет. Слово как основное средство общения: значение вербальных и невербальных средств общения. Соблюдение культуры говорения и слушания, общения.
Виды речевой дяетльности:слушание, говорение, чтение, письмо
Слушание. Соблюдение культуры слушания при общении. Понимание целей, задач общения, содержания разговора, мыслей говорящего. Прослушивание разных текстов на якутском языке, определение основной мысли текста, целостное восприятие на основе понимания ключевых моментов, порождение собственного суждения. Изложение прослушанного текста, запись важных моментов, передача содержания с помощью схемы, условных обозначений.
Чтение. Выразительное чтение текстов на якутском языке, соблюдая интонацию чтения, произношение звуков на якутском языке. Применение нужного вида чтения (изучающее, ознакомительное, комментированное и др.) в зависимости от целей, задач чтения. По ходу чтения определение основной мысли текста, выделение главной и второстепенной информации. Высказывание собственного отношения по содержанию текста. Нахождение из текста ярких примеров использования синонимов, фразеологизмов, диалектных слов, средств выразительности, внимательное отношение к перечисленным языковым средствам, использование при пересказе текста. Толкование лексического значения незнакомых слов текста по словарю. Установление значения композиции, строя предложений для передачи настроения, эмоций, основной мысли автора. Определение правильной интонации, тона, соответствующего идее, настроению текста.
Говорение (устная речь). Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), использование средств выразительности, речевых клише на якутском языке. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации, исходя из ситуации общения: усиление, ослабление голоса, увеличение, уменьшение темпа говорения, удлинение звучания, стараясь передать свои эмоции и отношение к предмету речи.
Письмо (письменная речь). Соблюдение культур письменной речи. Аккуратное, чистое письмо разборчивым почерком. Переписывание текста, письмо под диктовку. Передача собственных мыслей в письменной речи. Изложение. Сочинение текста о семье, друге, любимом занятии, природе, животных. Создание текстов на основе прочитанной книги, по картине, просмотренному фильму, о посещенной выставке, экскурсии. Использование в тексте синонимов, фразеологизмов, средств выразительности на якутском языке. Соблюдение орфографических, пунктуационных правил, структуры текста.
Разделы языкознания
Наш родной язык — якутский язык. Значение родного языка в жизни человека.
Звуки и орфоэпия. Понятие о звуках, состав звуков якутского языка. Различение звучания звуков родного языка, особенно отличительных якутских звуков (краткие и долгие гласные звуки, стечение согласных, дифтонги, звуки [һ], [ҥ], [нь], [ҕ]), соблюдение орфоэпических норм четкого чистого произношения звуков. Фонетический разбор слова.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения слова; определение значения слова в тексте. Осознание словарного богатства русского языка. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значения слова: анализ образцов использования в тексте. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.
Графика. Знакомство с ключевыми вехами развития письменности. Понимание значения грамотности в жизни человека. Знание истории якутской письменности. Различение звуков и букв. Аккуратное и быстрое написание букв, соблюдая правила и способы прописи. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание якутского алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование якутского алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Набор текста на компьютере якутским шрифтом.
Морфология. Знание понятия «состав слова», способов и приемов словоизменения, словообразования. Понятие о части речи; деление частей речи на группы: имена (имя существительное (аат тыл), имя прилагательное (даҕааһын аат), ахсаан аат (имя числительное), солбуйар аат (местоимение), глаголы (аат туохтуур (причастие), сыһыат туохтуур (деепричастие), тус туохтуур (лично-глагольная форма), наречие (сыһыат), служебные части речи (көмө саҥа чаастара). Выделение в слове основы, окончания. Группировка слов по грамматическому типу, морфологический разбор частей речи. Соблюдение в устной речи литературных норм.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Распространенные и нераспространенные предложения, простое и сложное предложение, прямая речь, косвенная речь, диалог, обращение. Нахождение в предложении, составление собственных предложений. Интонационно правильное чтение предложения, выделение на письме знаками препинания оттенков звучания. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и 9 второстепенных членов предложения.
Культура письма
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Понимание значения знаков препинания для формирования письменной культуры личности, роль знаков препинания в целостности высказывания, связности текста, упорядочивании письма, мыслей в письме.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Выражение собственного мнения, его аргументация. Заглавие текста. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Составление текста по структуре в соответствии с типом (вступление, основная часть, заключение), составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Уместное использование в речи средств выразительности, богатства речи, правильно построенных предложений
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Календарные сроки | Примечание | |
План | Факт | ||||
I четверть 8 ч. | |||||
Хатылааһын 1 ч. | |||||
1 | 3 кылааска уерэппити хатылааһын | 1 | 04.09.2024. | ||
Аат тыл 6 ч. | |||||
2 | Аат тыл. Аат тыл суолтата, уескээьинэ. | 1 | 11.09. | ||
3 | Тардыылаах аат. Истэн диктант «Боря суола» | 1 | 18.09. | ||
4 | Аат тыл түһүктэниитэ. Төрүт уонна Араарыы түһүк. | 1 | 25.09. | ||
5 | Сыьыарыы, Туохтуу уонна Таьаарыы түһүктэр | 1 | 02.10. | ||
6 | Туттуу, Холбуу уонна Тэңнии түһүктэр. | 1 | 09.10. | ||
7 | Хонтуруолунай диктант. Аат тыл. | 1 | 16.10. | ||
8 | Сыыьа5а улэ. Барбыты чинэтии. | 1 | 23.10. | ||
II четверть 8 ч. | |||||
Даҕааһын аат 5 ч. | |||||
9 | Да5ааhын аат тылтан, туохтууртан үөскээһинэ. | 1 | 06.11. | ||
10 | Да5ааhын аат да5ааhынтан үөскээһинэ. | 1 | 13.11. | ||
11 | Нууччалыы суруллар да5ааhын аат | 1 | 20.11. |
12 | Аахпыттан суруйуу «Куоска ууга харбыыра буолуо дуо?» | 1 | 27.11. | ||
13 | Хатылааьын «Да5ааЬын аат» | 1 | 04.12. | ||
Ахсаан аат 1 ч | |||||
14 | Төһө уонна кэрискэ ахсаан аат. | 1 | 11.12. | ||
Солбуйар аат 2 ч | |||||
15 | Солбуйар аат. Сирэй, Ыйар, ыйытар солбуйар аат. | 1 | 18.12. | ||
16 | Хонтуруолунай диктант«Солбуйар аат» | 1 | 25.12. | ||
III четверть 10 ч. | |||||
Туохтуур 10 ч | |||||
17 | Туохтуур билиңңи, ааспыт, кэлэр кэмэ. | 1 | 15.01.2025. | ||
18 | Паараласпыт туохтуур. | 1 | 22.01. | ||
19 | Туохтуур соруйар киэбэ | 1 | 29.01. | ||
20 | Хонтуруолунай устуу | 1 | 05.02. | ||
21 | Көмө туохтуурдар. | 1 | 12.02. | ||
22 | Хайааһыны дьүһүннүүр туохтуур | 1 | 19.02. | ||
23 | Буолар, буолбат халыып | 1 | 26.02. | ||
24 | Туохтуур үөскээһинэ. | 1 | 05.03. | ||
25 | Хонтуруолунай диктант «Туохтуур» | 1 | 12.03. | ||
26 | Сыыьа5а улэ. Хатылааһын «Туохтуур» | 1 | 19.03. | ||
IV четверть 8 ч. | |||||
Сыһыат 2 ч | |||||
27 | Сыһыат | 1 | 02.04. | ||
28 | Сыһыат | 1 | 09.04. | ||
Этии 4 ч | |||||
29 | Тэнийбит уонна тэнийбэтэх этии | 1 | 16.04. | ||
30 | Этии ойо5ос чилиэннэрэ. | 1 | 23.04. | ||
31 | Этии биир уустаах чилиэннэрэ | 1 | 30.04. | ||
32 | Туһулуу. Сирэй сана. | 1 | 07.05. | ||
33 | Сылы тумуктуур хонтуруолунай диктант | 1 | 14.05. | ||
34 | Хатылааьын | 1 | 21.05. |
Материально-техническое обеспечение
Л.В. Захаровой «Родной язык», Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. – Я.: Бичик, 2019 г.
Л.В. Захаровой «Родной язык», Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. – Я.: Бичик, 2019 г.