Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа им.М.А.Балакирева» города Сарова
(МБУДО ДМШ им.М.А.Балакирева)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(фортепиано)
Разработчик:
И.Н.Коняева,преподаватель МБУДО ДМШ им.М.А.Балакирева
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
г
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессеСрок реализации учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Целы и задачи учебного предмета
Структура программы учебного предмета
Методы обучения
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Годовые требования
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Критерии оценки
Методическое обеспечение учебного процесса
Список учебной и методической литературы
Список рекомендуемой учебной литературы
Список рекомендуемой методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» разработана на основе:
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01 -39/06-ГИ;
ПРИМЕРНОЙ программы «Музыкальный инструмент (фортепиано)» (МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА. ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА).Разработчики: Е.Н. Моховикова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Детской школы искусств №7 города Балашихи Московской области, преподаватель, И.А. Елесина, преподаватель Детской школы искусств №7 города Балашихи Московской области.
В разработке данной программы учтен многолетний педагогический опыт в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств, в том числе, представленного в программах по фортепиано:
• Вариативная программа «Музыкальный инструмент фортепиано» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. - М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Научно-методический центр по художественному образованию, 2006.;
• Примерная программа «Музыкальный инструмент фортепиано» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. - М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Научно- методический центр по художественному образованию, 2006.
Рабочая программа «Музыкальный инструмент (фортепиано)» адаптирована к конкретным условиям и учебным планам Дополнительной общеразвивающей программы «Инструментальное (вокальное) музицирование» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа им.М.А.Балакирева» города Сарова (далее МБУДО ДМШ им.М. А.Балакирева).
Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, желающих получить навыки музицирования, в то же время данная программа может помочь юному музыканту определиться с выбором дальнейшего обучения в МБУДО ДМШ им.М.А.Балакирева по дополнительным предпрофессиональным программам «Фортепиано» или «Хоровое пение».
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности, дифференцированного подхода к обучению для категорий детей-дошкольников от 6 лет, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев на начало учебного года, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на однолетний срок обучения.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - от 6 лет - до 7 лет.
В целях получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования.
Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год. В качестве резервной может быть использована 35 неделя.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | |
Годы обучения | 1-й год | ||
Полугодия | 1 | II | |
Количество недель | 16 | 18 | |
Аудиторные занятия | 32 | 36 | 68 |
Самостоятельная работа | 32 | 36 | 68 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 72 | 136 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
МБУДО ДМШ им.М.А.Балакирева на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» при 1-летнем сроке обучения составляет 136 часов. Из них: 68 часов - аудиторные занятия, 68 часов - самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1(0)класс - по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1(0)класс - по 2 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;
приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано;
подготовка, по желанию, к поступлению на обучение по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано» или «Хоровое пение».
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по полугодиям обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» обеспечивается:
доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв. м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.
В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Годовые требования
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» рассчитана на 1 год. В распределении учебного материала по полугодиям обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.
Требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Важна игра в ансамбле с учеником: на первых уроках ученик играет сопровождающую партию в виде ритмического остинато на одном или нескольких звуках к произведению, исполняемого преподавателем, на последующих занятиях - партию мелодии, преподаватель - гармоническое сопровождение или ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, простейшие аккомпанементы (функциональный бас, квинты, построенные на главных ступенях лада и т.п.) собственному пению вместе с преподавателем.
Первый год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихамиnonlegato,legato,staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, ориентирование на клавиатуре, координацию движений, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из сборников «Фортепианная школа Фаины Брянской», учебное пособие «В музыку с радостью», сост. О.Геталова, И.Визная, «Крохе-музыканту», автор И. Королькова, «Школа игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, Хрестоматии для подготовительного и 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для первого года обучения игре на фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.
Гаммы До мажор, Соль мажор, Ре мажор, ля минор отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд - тоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой.
За год учащийся может выступать на классных и академических вечерах. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений могут выставляться педагогом по четвертям.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Р.н.п. | На горе-то калина», обр. Т.Салютринской |
Р.н.п. | «Уж как в поле нивушка», обр. С.Ляховицкой |
Р.н.п. | «То не ветер ветку клонит», обр. С.Ляховицкой |
Литовко Ю. | «Падают листья» |
Тюрк Д. | «Паузы, одни только паузы» |
Телеман Г. | «Пьеса» До мажор |
Владыкина-Бачинская Н. | «Волынка» |
Сперонтес А. | Менуэт Соль мажор |
Бах И.С. | «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору) |
Корелли А. | Сарабанда ре минор |
Моцарт В. | Менуэт Фа мажор |
Моцарт Л. | Бурре ре минор |
Перселл Г. | Ария ре минор |
Скарлатти Д. | Ария |
Этюды
Королькова И. | «Крохе-музыканту», часть 2 |
Гнесина Е. | «Фортепианная азбука» |
«Маленькие этюды для начинающих» | |
Ляховицкая С. | «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих», ч.1 |
Редактор-составитель Катаргина О. | «Фортепианная техника в удовольствие», 1 класс |
Составитель Чернышков С. | «Школа фортепианной техники. Этюды для младших классов», т. 1 |
Общ.ред. Николаева А. | «Школа игры на фортепиано»: этюды |
Пьесы
Берлин П. | «Марширующие поросята» |
Берлин П. | «Пони Звездочка» |
Королькова И. | «За малиной» |
Лоншан - Друшкевичова К. | Полька |
Крутицкий И. | «Зима» |
Любарский А. | «Курочка» |
Металлиди Ж. | «Кискино горе» |
Руббах А. | «Воробей» |
Укр.н.п. | «Ой, ты дивчино» |
Филипп И. | «Колыбельная» |
Рекомендуемый ансамблевый репертуар
Варламов А.«На заре ты ее не буди»
Калинников В.«Киска»
Майкапар С.«Первые шаги». Т. I:№№1, 2, 3, 8
Металлиди Ж.«Мчались лапки со всех ног»: «Яскучаю
без тебя, мама», «Два щенка»,
«Китайский веер», «Поздняя осень»,
«Бабушка»
Прокофьев С.«Болтунья»
Римский-Корсаков Н.«Во саду ли, в огороде»
Ансамбли по выбору из сборников:
«Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих». Сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л. Т.1, раздел IV
«Школа игры на фортепиано» под ред. А. Николаева, ч. 1
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»
Примеры программ контрольного урока на окончание года
Вариант 1
Альбом ученика - пианиста: хрестоматия: подготовительный класс: учебнометодическое пособие/автор-составитель Г.Г.Цыганова. - Изд. 3-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
«Осень» (№86)
«Барабан» (№88)
«Походная песня» (ансамбль) (№99)
Вариант II
Старокадомский М. «Веселые путешественники»
Польская народная песня «Висла»
Берлин Б. «Пони Звёздочка»
Вариант III
Тюрк Д. «Веселый Ганс»
Ансамбль "Здравствуй, гостья зима"
Книппер «Степная кавалерийская»
Вариант IV
Ансамбль: Прокофьев С. «Болтунья»
Гнесина Е. Этюд
Майкапар С. «В садике»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально просветительской деятельности МБУДО ДМШ им.М.А.Балакирева.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Рекомендуется в конце I полугодия исполнить на контрольном уроке 2 разнохарактерных произведения.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» устанавливаются МБУДО ДМШ им.М.А.Балакирева самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может применяться форма контрольного урока, зачета или экзамена. Учитывая возраст учащихся (6-6,5 лет) итоговую аттестацию рекомендуется проводить в форме зачета. В конце IV ч. учащиеся должны исполнить 2-3 разнохарактерных произведения, одно из которых может быть этюдом или ансамблем.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу |
4 («хорошо») | программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения |
3 («удовлетворительно») | программа не соответствует году обучения, приисполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен |
2 («неудовлетворительно») | незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Для большей объективности допускается добавление к пятибалльной оценке «плюса» или «минуса».
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Однолетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:
разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
вариативность темпа освоения учебного материала;
индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют первоначальный опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой учебной литературы
Азбука игры на фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ./автор-сост. Барсукова С.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Альбом ученика-пианиста: хрестоматия: подготовительный класс: учебно-методическое пособие/автор-составитель Цыганова Г.Г. - Изд. 3-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: учебное пособие. - М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1985.
Барабошкина А., Боголюбова И. Музыкальная грамота: для детей. Книжка первая./ред. Островского А.Л. - изд. 11-е. - Л.: Музыка, 1984.
Барсукова С. Веселая музыкальная гимнастика: сборник пьес для фортепиано: для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. - М.: Музыка, 2012.
Вальчук Т. Вверх по музыкальным ступенькам: учебное пособие для начинающих пианистов. В. 1 - М.: Музыка, 2007.
Геталова О. Веселый слоненок: фортепианные ансамбли: младшие классы, - СПб.: Композитор, 2005.
Геталова О., Визная И. В музыку с радостью.: учебное пособие для детских музыкальных школ. - изд. 2-е. исправленное и дополненное. - СПб.: Композитор, 2005.
Дейнс Эмма. Первая энциклопедия музыки. - М.: Махаон, 1998.
Домогацкая И. Учусь вместе с мамой: Музыкальный альбом в картинках. - М.: Классика-ХХ1, 2004.
Жилин В. Занимательные игры для чтения с листа. - Челябинск: MPI, 2005.
Здравствуй, малыш! B.I./сост. Бахмацкая О.В. - М.: Советский композитор, 1985.
Иванова О., Кузнецова И. Новый музыкальный букварь для самых маленьких: учебно-методическое пособие. - изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Игнатьева Л., Игнатьев В., Ильченко Е. Я музыкантом стать хочу.: альбом начинающего пианиста. - изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Творческая мастерская, 2002.
Исенко А.И. Фортепиано: экспресс-курс для детей и взрослых. - М.: Голос, 1994.
Калинка. Альбом начинающего пианиста. В. I: учебное пособие для 2-3 классов ДМШ./ сост. Бакулов А. и Сорокин К. - М.: Советский композитор, 1985.
Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано: игровой курс. - М.: Классика-ХХ1, 2007.
Катанский В.М. Школа-самоучитель игры на фортепиано: Учебно- методическое пособие. - М.: Издательство Владимира Катанского, 2000.
Кончаловская Н. Нотная азбука. - М.: Малыш, 1976.
Королькова И. Крохе-музыканту: Нотная азбука для самых маленьких. Ч 1. - изд. 7-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Королькова И. Крохе-музыканту: Нотная азбука для самых маленьких. Ч 2. - изд. 7-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Литовко Ю. Музыкальный букварь для начинающих пианистов. - СПб: Союз художников, 2004.
Майлз Джон С. Азбука игры на фортепиано./ред. Джуди Тэтчел./ консульт., комн. и аранжир. Бэрри Карсон Тернер. - М.: Махаон, 1998.
Милич Б. Фортепиано: маленькому пианисту. - М.: Кифара, 2012.
Милич Б. Фортепиано: первый класс. - М.: Кифара, 2002.
Музыка для детей. Фортепианные пьесы. В.1.: учебное пособие для I-II классов ДМШ./сост. И пед. Ред. Сорокина К.С.- изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Советский композитор, 1981.
Музыкальная азбука для самых маленьких./автор-сост. Горошко И.М. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
На рояле вокруг света: фортепианная музыка XX века: 1 класс/ сост. Чернышков С. - М.: Классика-XXI, 2003.
Нотки-клавиши:Альбомдля начинающих пианистов. В.2./сост. Бабичева Г.А. — Новосибирск: Окарина, 2008.
Первые шаги маленького пианиста/сост. Баранова Г., Четверухина А. - М.: Музыка, 1992.
Перунова И. Музыкальная азбука. - М.: Советский композитор. 1990.
Печковская М. 34 урока Музыки. Музыкальным мальчикам и девочкам: пособие для начинающих пианистов. - М.: Аввалон, 2004.
Пилипенко Л. Джазовые игрушки: фортепианные пьесы для младших и средних классов ДМШ: учебное пособие. - М.: Изд. В. Катанский, 2004.
Поливода Б.А., Сластененко В.Е. Школа игры на фортепиано. 110 новых пьес для учащихся подготовительного, первого и второго классов ДМШ: учебное пособие. - изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Сборник пьес для фортепиано: для детских школ: 1-2 класс. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих, ч I./ сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л. - изд. 6-е. - Л.: Государственное музыкальное издательство, 1959.
Сиротина Т. Музыкальная азбука. - М.: Музыка, 2004.
Смирнова Т.П. Мои первые песенки: Интенсивный курс по фортепиано: учебное пособие ALLEGRO. Т.№0 и два компакт диска. - М., 2008.
Соколова И. Ребенок за роялем: хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. - изд.5-е. - М.: Музыка, 1983.
Ступеньки юного пианиста: полифонические произведения, этюды: 1-2 классы ДМШ./сост. Барахтина Ю.В. - Новосибирск: Окарина, 2005.
Толкунова Е.В. Начальные уроки игры на фортепиано: учебное пособие для детей дошкольного возраста. - М.: Музыка, 2008.
Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ./ сост. Николаев А.А., Натансон В.А., Малинников В.11. - М.: Музыка, 1984.
Фортепианная техника в удовольствие: Сборник этюдов и пьес: 1 класс./Ред.-сост. Катаргина О. - Челябинск: МР1, 2006.
Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками. Ч.1. - М.: Классика-ХХI, 2008.
Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками. Ч.2. - М.: Классика-ХХI, 2008.
Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками. Ч.З. - М.: Классика-ХХI, 2008.
Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии: учебное пособие по слушанию музыки для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. - М.: Артафон, 1999.
Цыганова Г.Г., Королькова И.С. Новая школа игры на фортепиано. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Шмитц М. Dazz. Т.1.: 50 легких пьес /для фортепиано. - М.: Классика- XXI, 2004.
Шмитц М. Rock. Т.1.: 53 легкие пьесы для фортепиано. - М.: Классика- XXI, 2004.
Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. - М.: Музыка, 2011.
Школа фортепианной техники. Этюды для младших классов. Т.1./ сост. Чернышков С.А. - М.: Классика-ХХI, 2004.
Юный пианист. Пьесы, этюды и ансамбли. 4.1./сост. Ройзман Л., Натансон В. - Л, 1961.
Ядова И. Не хочу играть гаммы: учебное пособие для музыкальных школ: для фортепиано, - Челябинск: МРГ, 2006.
125 новых пьес для фортепиано: «Лучшее - из хорошего»: хрестоматия: 1 класс ДМШ: учебно-методическое пособие/авт-сост. Поливода Б.А., Сластененко В.Е. - Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А.Д. Клавирное искусство. - М.: Музгиз, 1952.
АйзенштадтС.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. - М.: Классика - XXI, 2003.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. - М., Л.: Советский композитор, 1973.
Верченко Р. В поисках утраченного смысла/ Болеслав Яворский. О «Хорошо темперированном клавире». - М.: Классика - XXI, 2005.
Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.-Л.: Музыка, 1979.
Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - М.: Мин культуры РСФСР. Управление учебными заведениями. Центральный методический кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию, 1971.
Визная И., Геталова О. Аккомпанемент. Авторская программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств. - СПб: Композитор, 2009.
Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. - М.: Классика -XXI, 2004.
ВолковС.Все о музыке. - М.: Омега, 1998.
Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. Ред.-сост. Тудоровский А. - М.: Музыка, 1965.
Вопросы музыкального исполнительства и искусства. Сб. статей, в.5. - М.: Музыка, 1969.
Вопросы музыкальной педагогики,в.5. Ред.-сост. Натансон В.А. - М.: Музыка, 1979.
Вопросы музыкальной педагогики, в.5. Ред.-сост. Натансон В.А., Рощина Л.В. - М.: Музыка, 1984.
Вопросы фортепианной педагогики. 1в./ сб. статей, ред. Натансон В. - М.: Государственное музыкальное издательство, 3 963.
Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. - Л.: Советский композитор, 1976.
Гермер Г. Как должно играть на фортепиано (факсимильное воспроизведение издания 1889г.). - СПб., 2002.
17.Глядешкина 3., Енько Т. С.Ф. Запорожец - педагог. — М.: Музыка, 1986.
Голубовская Н. Искусство педализации. - Л.: Музыка, 1974.
Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. - Л.: Музыка, 1985.
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре. -М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
21 . Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. - М.: Музыка, 1987.
Как исполнять Бетховена. Сост. Засимова А - М.: Классика - XXI, 2003.
Как исполнять Гайдна. Сост. Меркулов А. - М.: Классика - XXI, 2003.
Как исполнять Моцарта. Сост. Меркулов А - М.: Классика - XXI, 2003.
Как исполнять Рахманинова. Сост. Грохотов С. - М.: Классика - XXI, 2003
Как исполнять Шопена. Сост. Засимова А,- М.: Классика - XXI, 2005.
Как научить играть на рояле. Первые шаги./ Грохотов С.В. - составитель, Темченко И.С. - предисловие. - М.: Классика - XXI, 2005.
КалининаН. Клавирная музыка Баха вфортепианном классе. - Л.: Музыка, 1988.
Коган Г. О фортепианной фактуре. - М.: Советский композитор., 1961.
КопчевскийКА.Клавирная музыка. Вопросы исполнения. - М.: Музыка, 1986.
Корто Альфред. О фортепианном искусстве. Сост., перевод., ред. Аджемов К.Х. - М.: Музыка, 1965.
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегосявклассе специального фортепиано. - М.: Музыка, 1966.
Кременинпейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауза. - М.: Музыка, 1984.
Ландовска В. О музыке. - М.: Классика -XXI, 2002.
ЗЗ. Либерман Г. Творческая работа пианиста с авторским текстом. - М.: Музыка, 1988.
Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. — Л.: Музыка, 1972.
Майкапар С.М. Как работать на рояле. - Л.: Музгиз, 1963.
Маккиннон Л. Игра наизусть. - Л.: Музыка, 1967.
Макуренкова Е.П. О педагогике Е.П. Листовой. - М.: Музыка, 1971.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста в1-2 классах ДМШ. - Киев, 1982.
41. Милыитейн Я.И. Хорошо темперированный клавир И.С. Баха и особенности его исполнения,- М.: Классика - XXI, 2001.
Метнер Н.К.Повседневная работа пианиста и композитора. Сост. Гуревич М.А., Лукомский Л,Г. - М., 1979.
Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность. Сб. статей. Сост. Гайдамович Т.А. - М.: Музыка, 1991.
Музыкальное исполнительство и современность, в.1.Сост. Смирнов М.А. - М., 1988.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1961.
Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М.: Музыка, 1980.
Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха. Международные курсы высшего художественного мастерства пианистов памяти С.В. Рахманинова. - Тамбов, 1992,.
Перельман Натан. В классе рояля. - Л.: Музыка, 1986.
Пианисты рассказывают. Под общ. ред. Соколова М., в.З.- М.: Советский композитор, 1988.
Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: Классика - XXI,2004.
51 .Рафалович О.В. Транспонирование в классе фортепиано. - Л.: Музгиз, 1963.
52.Савшинскии С. Режим и гигиена работы пианиста. - Л.: Советский композитор, 1963.
53.Система детского музыкального воспитания. Карла Орфа. Ред. Баренбойма Л.А. - Л.: Музыка, 1970.
Смирнова Т.И. Фортепиано - интенсивный курс. - М.: Музыка, 1992.
Стрель6ицкая Е.А. Пианистические и аппликатурные навыки в работе над гаммами, аккордами и арпеджио. Учебно-методическое пособие. - М., 2000.
Тимакин Б.М. Воспитание пианиста. М.: Советский композитор, 1989.
Полин Ю Н. О программности в произведениях Шопена. - Л.: Музгиз, 1963.
Формирование и развитие навыка, игры с листа в первые годы обучения пианиста. Сост. Брянская Ф.Д. Ред. Баренбойм Л.А. - М.: Минкультуры РСФСР. Управление учебными заведениями. Центральный методический кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию, 1971.
Шендерович Е. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. Советы аккомпаниатора. - М.: Музыка, 1987.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - Л.: Музыка, 1985.
Щапов А.П. Фортепианная педагогика. - М.: Советская Россия, 1960.
Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я - детский педагог. - СПб: Союз художников, 2002.
Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. Носина В. О символике «Французских сюит» И.С. Баха. - М.: Классика-XXI, 2002.
Ядова И. Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано. - СПб: Композитор, 2005.