Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый карандаш» для ____3___ класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Примерная программа по предмету разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному.
УМК: Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 2007г.
Программа «Веселый карандаш» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год - 3 класс
Цели:
Содержание программы по внеурочной деятельности «Весёлый карандаш» нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно - прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально - ценностного отношения к жизни.
3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1. | Основы изобразительной грамоты. | 13 | Древо культуры твоего народа, его корни. Огромное воспитательное значение приобретает приобщение школьников к истокам народного искусства и художественных представлений народа. Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы. | Личностные:
Предметные: -сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); Метапредметные:
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
построение логической цепи рассуждения
|
2. | Декоративно – прикладное искусство. | 8 | "Братья-Мастера" ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать оптимальные культуры, чтобы успеть интересно прожить их с детьми. Мы предлагаем три в контексте их связей с культурой современного мира. Это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, но учитель может взять для изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии и т.д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик – и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на таких уроках. | Личностные:
Предметные: -сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); Метапредметные:
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
построение логической цепи рассуждения
|
3. | Наше творчество | 13 | В четвертой четверти задачи принципиально меняются – они как бы противоположны – от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любой разности люди остаются людьми, и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории. | Личностные:
Предметные: -сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); Метапредметные:
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
построение логической цепи рассуждения
|
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные (практические, лабораторные)работы |
Раздел 1. «Основы изобразительной грамоты». | 13 | ||
1. | Вводное занятие | 1 | |
2. | Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 1 | |
3. | Натюрморт из трех предметов. | 1 | |
4. | Рисующий свет. | 1 | |
5. | Холодные цвета. Стихия – вода. | 1 | |
6. | Теплые цвета. Стихия – огонь. | 1 | |
7. | «Осенние листья» | 1 | |
8. | Природная форма – лист. | 1 | |
9. | Натюрморт. | 1 | |
10. | «Дворец снежной королевы». | 1 | |
11. | Портрет мамы. | 1 | |
12. | «Цветы зимы». | 1 | |
13. | «Здравствуй, праздник Новый год!». | 1 | |
Раздел 2. «Декоративно – прикладное искусство». | 8 | ||
14 | Прогулка по зимнему лесу. | 1 | |
15 | Листья и веточки. | 1 | |
16 | Осенние листья. | 1 | |
17 | Натюрморт. | 1 | |
18 | Родной поселок. | 1 | |
19 | Терема. | 1 | |
20 | Открытка – поздравление «23 февраля» | 1 | |
21 | Открытка – поздравление « 8 марта» | 1 | |
Раздел 3. «Наше творчество». | 13 | ||
22 | Мир вокруг нас. | 1 | |
23 | Волшебные нитки. | 1 | |
24 | Кляксография. | 1 | |
25 | Выдувание. | 1 | |
26 | Пальчиковая живопись. | 1 | |
27 | Рисование по теме: «Победа!» | 1 | |
28 | Рисование по теме: «ЗОЖ!» | 1 | |
29 | Мы рисуем бабочку. | 1 | |
30 | Рисование по теме: «Мечты о лете!» | 1 | |
31 - 34 | Творческая работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение итогов. | 4 | |
Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план (указывается номер недели) | Дата факт (указывается фактическая дата проведения) |
Раздел 1. «Основы изобразительной грамоты» | 13 | |||
1. | Вводное занятие | 1 | ||
2. | Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 1 | ||
3. | Натюрморт из трех предметов. | 1 | ||
4. | Рисующий свет. | 1 | ||
5. | Холодные цвета. Стихия – вода. | 1 | ||
6. | Теплые цвета. Стихия – огонь. | 1 | ||
7. | «Осенние листья» | 1 | ||
8. | Природная форма – лист. | 1 | ||
9. | Натюрморт. | 1 | ||
10. | «Дворец снежной королевы». | 1 | ||
11 | Портрет мамы. | |||
12 | «Цветы зимы». | |||
13 | «Здравствуй, праздник Новый год!». | |||
Раздел 2. «Декоративно – прикладное искусство» | 8 | |||
14 | Прогулка по зимнему лесу. | 1 | ||
15 | Листья и веточки. | 1 | ||
16 | Осенние листья. | 1 | ||
17 | Натюрморт. | 1 | ||
18 | Родной поселок. | 1 | ||
19 | Терема. | 1 | ||
20 | Открытка – поздравление «»3 февраля» | 1 | ||
21 | Открытка – поздравление « 8 марта» | 1 | ||
Раздел 3. «Наше творчество» | 13 | |||
22 | Мир вокруг нас. | 1 | ||
23 | Волшебные нитки. | 1 | ||
24 | Кляксография. | 1 | ||
25 | Выдувание. | 1 | ||
26 | Пальчиковая живопись. | 1 | ||
27 | Рисование по теме: «Победа!» | 1 | ||
28 | Рисование по теме: «ЗОЖ!» | 1 | ||
29 | Мы рисуем бабочку. | 1 | ||
30 | Рисование по теме: «Мечты о лете!» | |||
31 -34 | Творческая работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение итогов. | 4 | ||
Всего: | 34 |
Планируемыерезультаты освоения учебного предмета и система их оценки
У обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование