Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Занимательная геометрия 5-7 класс»
1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД:
учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
классифицировать объекты по заданным критериям;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
формулировать проблему;
строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
Обучающийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Курс «занимательной математики» объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:
типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;
логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;
геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.
Решение занимательных задач
Цель – предоставить возможность проследить за развитием математической мысли с древних времен.
Теория: занимательные задачки (игры - шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.
Практическая часть: способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».
Различные системы счисления
Цель – познакомить учащихся с миром различных чисел, с историей их открытия.
Теория : старинные системы записи чисел. Иероглифическая система древних египтян, римские цифры, счёт и цифры индейцев Майя, славянская нумерация, шестидесятеричная (вавилонская) система. Двоичная система счисления. Другие системы счисления.
Практическая часть: перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.
Числовые головоломки
Цель– выработать у учащихся умение охотно и сознательно мыслить
Теория: арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми.
Практическая часть: методы перебора и способы решения. Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. Примеры, где требуется расставить скобки, знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства.
Признаки делимости
Цель – познакомить учащихся со способами решения задач на делимость, предлагаемых на различных олимпиадах, сформировать умение проводить простейшие умозаключения.
Теория: признаки делимости на 2,3 5 и 9 (их доказательство), на 11 и 19.
Практическая часть: устанавливать делимость без выполнения самого деления. Решение задач на использование признаков делимости.
Задачи на проценты и части
Цель – знакомство с различными видами задач и различными способами их решения; формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности; интеллектуальное развитие учащихся.
Теория: Задачи о наследстве, задачи на отношения, нахождения суммы дробей вида:
Практическая часть: различные занимательные задачи на вычисления процентов и действия с процентами. Простые проценты, сложные проценты.
Логические задачи
Цель– научить ребят решать не только конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.
Теория: задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?»
Практическая часть: формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.
Комбинаторные задачи
Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений о комбинаторике.
Теория: основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.
Практическая часть: Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.
Элементы теории вероятностей
Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений об основных элементах теории вероятностей
Теория: События достоверные, невозможные, случайные.
Практическая часть: Классические понятия вероятных событий. Статистическое понятие вероятности события. Выполнение операций над событиями.
9. Принцип Дирихле
Цель – сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства; развивать умение различать в задаче условие и заключение.
Теория: Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.
Практическая часть: Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».
10.Геометрические построения
Цель– развитие пространственного воображения, математической интуиции, логического и аналитического мышления учащихся, стимулирование интереса к науке геометрия.
Теория: Исторические сведения о развитии геометрии. Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры.
Практическая часть: Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных. Различные способы складывания бумаги. В ходе решения разнообразных задач на измерения, вычисления и построения учащиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами.
3) Тематическое планирование
5 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Характеристика основных видов деятельности | |
Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях 34 часа | ||||
1 | Диаграммы | 8 часов | Объяснять,в каких случаях для представления информации используются столбчатые диаграммы, и в каких — круговые. Извлекатьиинтерпретироватьинформацию из готовых диаграмм, выполнятьнесложные вычисления по данным, представленным на диаграмме. Строитьв несложных случаях столбчатые и круговые диаграммы по данным, представленным в табличной форме.Проводитьисследования простейших социальных явлений по готовым диаграммам. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. | |
1.1 | Составление диаграмм для наглядного представления данных | 2 часа | ||
1.2 | Опрос общественного мнения. Представление результата в виде диаграмм | 3 часа | ||
1.3 | Создание проекта на составление различных диаграмм | 3 часа | ||
2 | Организация и проведение игры «Математический бой» 12 часов |
2.1 | Введение в игру | 2 часа | Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи; Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении; Развить критичность мышления. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. | |
2.2 | Освоение ролей участников игры: докладчик | 1 час | ||
2.3 | Освоение ролей участников игры: оппонент | 2 часа | ||
2.4 | Освоение ролей участников игры: капитан и его заместитель | 1 час | ||
2.5 | Правила игры: регламент и стратегия (практическое занятие) | 2 часа | ||
2.6 | Пробный математический бой. (Рефлексивное занятие) | 2 часа | ||
2.7 | Турнир математического боя между обучающимися | 2 часа | ||
3 | Умение планировать бюджет 3 часа | |||
3.1 | Умение рассчитать покупку товаров на различные цели | 1 час | Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; уметь применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах; выполнять сбор информации в несложных случаях; выполнять вычисления с реальными данными. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. | |
3.2 | Создание и защита проектов на покупку товаров | 2 часа | ||
4 | Наглядная геометрия в 5 классе 10 часов | |||
4.1 | Геометрия, ее место в математике. Первые шаги, некоторые задачи | 2 часа | Распознавать куб цилиндр, конус, шар, изображатьих от руки, моделировать,используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Исследовать свойства круглых тел, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование, в том числе компьютерное моделирование.Рассматриватьпростейшие комбинации тел: куб и шар, цилиндр и шар, куб и цилиндр, пирамида из шаров. Рассматриватьпростейшие сечения круглых тел, получаемые путём предметного или компьютерного моделирования, определятьих вид. Распознаватьразвёртки конуса, цилиндра, моделироватьконус и цилиндр из развёрток. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Исследоватьсвойства круглых тел, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование, в том числе компьютерное моделирование.Описыватьих свойства. Рассматриватьпростейшие сечения круглых тел, получаемые путём предметного или компьютерного моделирования определятьих вид. Сравниватьсвойства квадрата и прямоугольника общего вида. Выдвигатьгипотезы о свойствах изученных фигур и конфигураций, объяснятьих на примерах, опровергатьс помощью контрпримеров. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
4.2 | Способы изображения пространственных фигур. Куб, цилиндр, конус, шар их свойства | 2 часа | ||
4.3 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 часа | ||
4.4 | Задачи на развитие воображения. Геометрические головоломки | 2 часа | ||
4.5 | Построения с помощью циркуля | 2 часа | ||
5 | Игра «Вперед! За сокровищами!» 1 час | Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении; Развить критичность мышления. |
6 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях 34 часа | |||
1 | Наглядная геометрия 17 часов | ||
1.1 | Золотое сечение | 3часа | Находитьв окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознаватьфигуры, имеющие ось симметрии. Вырезатьих из бумаги, изображатьот руки и с помощью инструментов.Проводитьось симметрии фигуры. Конструироватьорнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ. Выдвигатьгипотезы,формулировать, обосновывать, опровергать с помощью контрпримеров утверждения об осевой и центральной симметрии фигур. Находитьв окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении; Развить критичность мышления. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
1.2 | Задачи на сообразительность | 1 час | |
1.3 | Построение циркулем и линейкой | 3часа | |
1.4 | Оригами | 4часа | |
1.5 | Задачи на сообразительность. Игры | 2 часа | |
1.6 | Использование симметрии при изображении бордюров и орнаментов | 2 часа | |
1.7 | Математический бой. | 2 часа |
2 | Комбинаторные умения. «Расставьте, переложите» 4часа | ||
2.1 | Комбинаторные задачи | 2 часа | Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.). Моделировать ход решения с помощью рисунка, с помощью дерева возможных вариантов Использоватьпозиционный характер записи чисел в десятичной системе в ходе решения задач. Решатькомбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов |
2.2 | Комбинаторные умения «Расставьте, переложите» | 2 часа | |
3 | Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Практические умения 2 часа | ||
3.1 | Лист Мёбиуса | 1 час | Развивать комбинаторные навыки, представления о симметрии. Применять различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
3.2 | Практические умения. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок | 1 час | |
4 | Математика в реальной жизни 10 часов | ||
4.1 | Создание проекта «Комната моей мечты» | 4часа | Уметь рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов. Выполнятьпрактико -ориентированные задания на нахождение площади. Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников. Находитьприближённое значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
4.2 | Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты» | 2 часа | |
4.3 | Расчет коммунальных услуг своей семьи | 2 часа | |
4.4 | Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю) | 2 часа | |
5 | Игра «Морской бой» | 1 час | Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи; Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении; Развить критичность мышления. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
7 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях 34 часа | |||
1 | Шифры и математика | 16 часов | Применятьспособы шифрования текстов, приспособления для шифрования, шифрование местонахождения, знаки в шифровании, Решать задачи на тайнопись и самосовмещение квадрата используя при необходимости калькулятор. Формировать навыки работы с матрицами; развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. |
1.1 | Задачи кодирования и декодирования | 2 часа | |
1.2 | Матричный способ кодирования и декодирования | 3 часа | |
1.3 | Тайнопись и самосовмещение квадрата | 3 часа | |
1.4 | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования | 3 часа | |
1.5 | Дидактическая игра «расшифруй-ка» | 3 часа | |
1.6 | Составление проектов шифровки. Защита проектов | 2 часа | |
2 | Математика вокруг нас | 8 часов | Уметь применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах; Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; выполнять сбор информации в несложных случаях; выполнять вычисления с реальными данными; Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
2.1 | Математика вокруг нас | 1 час | |
2.2 | Узнай свои способности | 2 часа | |
2.3 | Математический бой | 2 часа | |
2.4 | Поступки делового человека | 3 часа | |
3 | Математика в реальной жизни | 8 часов | Уметь применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах. Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; выполнять сбор информации в несложных случаях; выполнять вычисления с реальными данными. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
3.1 | Учет расходов в семье на питание. Проектная работа | 3 часа | |
3.2 | Кулинарные рецепты. Задачи на смеси | 4 часа | |
3.3 | Игра «Воздушный змей» | 1 час | |
4 | Математический бой | 2 часа | Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. |
№ урока. | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся, виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоение материала | Примечание | ||||
личностные | метапредметные | предметные | |||||||
1. | Занимательная арифметика. История развития начальной математики | 1 час | Могут сравнивать отрезки, измерять длины отрезков. Воспроизведение изученной информации с заданной степенью свернутости, подбор аргументов, соответствующих решению, умеют правильно оформлять работу. Умеют, развернуто обосновывать суждения. | Умеют точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимают смысл поставленной задачи. Поиск нескольких способов решения, аргументация рационального способа, проведение доказательных рассуждений. | Умеют находить в различных источниках примеры на законы сложения | Умеют выполнять устные вычисления на сложение и вычитание двухзначных, трехзначных чисел. | Кроссворд, заполнить классификационную таблицу | ||
2. | Недесятичные системы счисления | 1 час | Выполняют умножение и деление натуральных чисел, знают основные законы умножения. Восприятие устной речи, участие в диалоге, запись главного, приведение примеров. | Адекватное восприятие устной речи, проведение информационно-смыслового анализа текста, приведение примеров. | Работают с математическим справочником. | Умеют выполнять устные вычисления на умножение и деление двухзначных чисел. | Заполнить тетрадь по правилам, свойства натуральных чисел | ||
3. | Числовые великаны и лилипуты | 1 час | Составление плана выполнения построений, приведение примеров, формулирование выводов. Умеют, развернуто обосновывать суждения. Выполняют умножение и деление натуральных чисел, знают основные законы умножения. Восприятие устной речи, участие в диалоге, запись главного, приведение примеров. | Воспроизведение прослушанной и прочитанной информации с заданной степенью свернутости. Участие в диалоге. Отражение в письменной форме свои решения. | Работают с математическим справочником. Выполняют и оформляют тестовые задания. | Выполняют действия, с именованными величинами применяя наиболее удобный способ. | ребус | ||
4. | Старинная система мер | 1 час | Составление плана выполнения построений, приведение примеров, формулирование выводов. Умеют, развернуто обосновывать суждения. Выполняют умножение и деление натуральных чисел, знают основные законы умножения. Восприятие устной речи, участие в диалоге, запись главного, приведение примеров. | Воспроизведение прослушанной и прочитанной информации с заданной степенью свернутости. Участие в диалоге. Отражение в письменной форме свои решения. | Работают с математическим справочником. Выполняют и оформляют тестовые задания. | Выполняют действия, с именованными величинами применяя наиболее удобный способ. | сообщения |
5. | Текстовые задачи. Арифметические задачи | 1 час | Демонстрируют умение обобщения и систематизации знаний по основным темам курса математики начальной школы. Владение умением предвидеть возможные последствия своих действий | Могут свободно пользоваться умением обобщения и систематизации знаний по задачам повышенной сложности Владение навыками контроля и оценки своей деятельности | Самостоятельноставят цели, выбирают алгоритмы для решения учебных математических проблем. | Обобщают и систематизируют знания по основным темам курса математики начальной школы. | сообщения | ||
6. | Занимательные задачи на проценты | 1 час | Знают способы решения уравнений, умеют решать простейшие задачи на движение, на стоимость. Формирование умения заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц. Знают основные единицы измерения длины, массы, времени, площади, умеют переводить одни единицы в другие, выполняют действия с именованными величинами. | Подбирают аргументы, формулируют выводы, отражают в письменной форме результаты своей деятельности. | Используют схемы и таблицы для интерпретации и иллюстрации | Умеют решать задачи разными способами, выбирают наиболее рациональный способ. | Тренинг наблюдательности, смайлики, индивидуальные задачи, заполнить тетрадь по правилам | ||
7. | Задачи на взвешивание. | 1 час | Демонстрируют умение обобщения и систематизации знаний по основным темам курса математики начальной школы. Владение умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Могут свободно пользоваться умением обобщения и систематизации знаний по задачам повышенной сложности Владение навыками контроля и оценки своей деятельности | Самостоятельноставят цели, выбирают алгоритмы для решения учебных математических проблем. | Обобщают и систематизируют знания по основным темам курса математики начальной школы. | Олимпиадные задачи | ||
8. | Задачи на переливание | 1 час | Демонстрируют умение обобщения и систематизации знаний по основным темам курса математики начальной школы. Владение умением предвидеть возможные последствия своих действий | Могут свободно пользоваться умением обобщения и систематизации знаний по задачам повышенной сложности Владение навыками контроля и оценки своей деятельности | Самостоятельноставят цели, выбирают алгоритмы для решения учебных математических проблем. | Обобщают и систематизируют знания по основным темам курса математики начальной школы. | Подготовить информацию | ||
9 | Время, часы. | 1 час | Имеют представлении о римских цифрах, о сумме разрядных слагаемых, о позиционном способе записи числа, о десятичной системе счисления. Могут записать, пользуясь римской нумерацией, числа, прочиталь числа записанные в таблице разрядов. Умение работы с тестовыми заданиями. Могут прочитать число, записанное разными способами и перевести из одной записи в другую. Восприятие устной речи, проведение информационно-смыслового анализа текста и лекции, приведение и разбор примеров. | Воспроизводят прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости. Проводят информационно-смысловой анализ прочитанного текста, участвуют в диалоге. | Заполняют и оформляют таблицы, отвечают на вопросы с помощью таблиц. Могут прочитать числа записанные в таблице разрядов и проанализировать полученные результаты. | Могут сравнивать числа, в которых отдельные числа заменены звездочками. Могут числа, данные в тексе или текстовой задачи, записать цифрами разным способом. | Работа с информацией, карточка |
10. | Календарь. История возникновения календаря. | 1 час | Имеют понятие календаря, умеют анализировать ситуацию .Восприятие устной речи, участие в диалоге, запись главного, приведение примеров. Знают определение буквенного выражения. Умеют выполнять числовые подстановки в буквенные выражения и находить числовые значения. Могут излагать информацию, обосновывая свой собственный подход. | Участвуют в диалоге, отражают в письменной форме свои решения. Подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры. | Работают с математическим справочником, умение выполнения и оформления тестовых заданий. Умеют составлять буквенные выражения по заданным условиям и для жизненных ситуаций. | Могут переводить обычную речь на математический язык – язык цифр, знаков, действий и других символов. | Книги, работа в библиотеке, интернет | ||
11. | Календарь. Решение задач | 1 час | Имеют понятие календаря, умеют анализировать ситуацию. | Восприятие устной речи, участие в диалоге, понимание точки зрения собеседника. Умеют работать по заданному алгоритму, аргументировать ответ или ошибку. | Понимают язык рисунков и чертежей. Воспроизведение теории прослушанной с заданной степенью свернутости, участие в диалоге, подбор аргументов для объяснения ошибки. | Могут сделать рисунок по описанию. Могут изображать геометрические фигуры. Могут решать задачи на действия. | сообщения | ||
12. | Звериный задачник. Решение занимательных задач | 1 час | Умеют работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов. Умеют решать проблемные задачи и ситуации Умеют работать с чертежными инструментами. | Воспроизведение прочитанной информации с заданной степенью свернутости, умеют работать по заданному алгоритму. | Умеют выбрать и выполнить задание по своим силам и знаниям, применить знания для решения практических задач. Осуществляют проверку выводов, положений, закономерностей, теорем. | Могут провести сравнительный анализ понятий отрезок и луч, отрезок и прямая линия. Умеют измерять отрезки с использованием заданного нестандартного единичного отрезка. | Индивидуальные карточки | ||
13. | Удивительный мир чисел. Натуральные числа. | 1 час | Выполняют сложение и вычитание натуральных чисел, знают основные законы сложения. Аргументировано отвечают на поставленные вопросы, осмысливают ошибки, устраняют недочеты. | Владение диалогической речью, подбор аргументов, формулировка выводов, отражение в письменной форме результатов своей деятельности. | Могут излагать информацию, интерпретируя факты, разъясняя значение и смысл теории. | Могут на геометрических рисунках находить равные отрезки. | Презентация, задачи на взвешивание |
14. | Задачи на переливание. Задачи на движение. | 1 час | Могут описать элементы ломаной линии. Могут определить, какие из ломаных замкнутые, а какие – незамкнутые. Воспроизведение прочитанной информации с заданной степенью свернутости, умеют правильного оформления решений, умение выбрать из данной информации нужную информацию. | Умеют проводить самооценку собственных действий. Умеют формулировать полученные результаты. | Умеют работать по заданному алгоритму, выполнять и оформлять тестовые задания, сопоставлять предмет и окружающий мир. | Могут изобразить замкнутую, незамкнутую, самопересекающуюся ломаную. Могут найти длину ломаной. | Индивидуальные карточки | ||
15. | Старинные задачи. | 1 час | Имеют представление о координатном луче, о начале отсчета, об единичном отрезке. Составление алгоритмов, отражение в письменной форме результатов деятельности, умеют заполнять математические кроссворды.Могут изображать на координатном луче числа, заданные координатами. Проведение информационно-смыслового анализа прочитанного текста, составление конспекта, участие в диалоге. Умеют определять понятия, приводить доказательства | Отражают в письменной форме свои решения, сопоставляют и классифицируют, участвуют в диалоге. Могут выделить и записать главное, могут привести примеры. | Умеют работать по заданному алгоритму, выполнять и оформлять тестовые задания, сопоставлять предмет и окружающий мир. Могут собрать материал для сообщения по заданной теме. | Могут записывать координаты точек, изображенных на координатном луче. Могут изображать точки на координатном луче, принимая за единичный отрезок отрезки разных длин. Могут составлять числовые выражения для точек, изображенных на координатном луче. | Работа в библиотеке, карточка | ||
16. | Принцип Дирихле. Старинные задачи. | 1 час | Демонстрируют умение расширять и обобщать знания о числовых выражениях, о геометрических фигурах и координатном луче. Умеют составлять текст научного стиля | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Могут самостоятельно выбрать рациональный способ решения заданий с числовыми выражениями, и на координатном луче. | Обобщают знания о числовых выражениях, о геометрических фигурах и координатном луче. | Презентация, сообщения | ||
17-18. | Простейшие геометрические фигуры. | 2 часа | Умеют изображать точку, принадлежащую прямой, лучу, отрезку, измерять отрезки; оформлять задачи с построениями. Используют для решения познавательных задач справочную литературу | Проводят информационно-смыслового анализа прочитанного текста. | Умеют пользоваться справочником для нахождения формул, умеют определять понятия, приводить доказательства | Умеют производить округление до любого разряда устно. Могут решать текстовые задачи на составление выражений и производить вычисление этих выражений в примерных значениях. | Заполнить таблицу, сообщения |
19-20. | Пространство и размерность. | 2 часа | Восприятие устной речи, участие в диалоге, понимание точки зрения собеседника, подбор аргументов для ответа на поставленный вопрос, приведение примеров. Умеют вычислять приблизительный результат, используя правило прикидки. Умеют пользоваться энциклопедией, математическим справочником, записанными правилами | Умеют, аргументировано отвечать на поставленные вопросы, осмысление ошибок и их устранение. Умеют проводить самооценку собственных действий | Используют прикидку для проверки выполненных вычислений и в реальных ситуациях. Умеют, аргументировано отвечать на поставленные вопросы, участие в диалоге. | Умеют использовать прикидку для проверки любых выселений и решений уравнений. | Заполнить тетрадь по правилам, пространственные фигуры | ||
21-23. | Занимательные размещения и перестановки | 3 часа | Имеют представление о многозначных числах, о вычислениях с многозначными числами. Умеют составлять текст научного стиля Могут проверить, какие вычисления выполнены правильно, а какие – нет. Проведение информационно-смыслового анализа прочитанного текста, составление конспекта, участие в диалоге. Могут выполнять любые действия с многозначными числами. Могут сделать прикидку перед выполнением вычислений. Восприятие устной речи, проведение информационно-смыслового анализа лекции, составление конспекта, приведение и разбор примеров. | Могут проверить, какие вычисления выполнены правильно, а какие – нет. Восприятие устной речи, участие в диалоге, умеют аргументировано отвечать, приведение примеров. Могут составить набор карточек с заданиями | Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать. Могут выделить и записать главное, могут привести примеры. Используют для решения познавательных задач справочную литературу | Могут выполнять любые действия с многозначными числами. Могут сделать прикидку перед выполнением вычислений. Могут решать текстовые задачи на выполнение действий с многозначными числами. | Упражнения на размещения и перестановку объектов, которые условно можно считать точками | ||
24-26. | Точки и ломаные | 3 часа | Владеют навыками самоанализа и самоконтроля | Умеют составлять текст научного стиля | Могут самостоятельно выбрать рациональный способ решения заданий на округление натуральных чисел, на вычисления с многозначными числами. | Точка. Ломаная, её определение. Ломаная простая, открытая. Длина ломаной | |||
27-28. | Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве | 2 часа | Имеют представление о прямоугольнике, о периметре и площади прямоугольника и треугольника, площадь фигуры, единица длины, равные фигуры, наложение фигур. Могут дать оценку информации, фактам, процессам, определять их актуальность Могут находить площади прямоугольника и треугольника. Могут определять равные фигуры наложением. Умеют добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа. | Умеют объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Могут аргументировано отвечать на поставленные вопросы, могут осмыслить ошибки и их устранить. | Могут отличить равные фигуры от равновеликих фигур, вычислить площади любых фигур построенных на клетчатой бумаге, записывать выражения для площадей и периметров изображенных фигур. | Сообщения на тему «Перпендикулярные прямые и их свойства. Параллельные прямые и их свойства. Скрещивающиеся прямые». |
29-30. | Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Решение задач | 2 часа | Имеют представление о формулах площади прямоугольника, пути, периметра прямоугольника. Могут проводить анализ данного задания, аргументировать решение, презентовать решения. Могут находить по формулам площади прямоугольника, пути, периметра прямоугольника. Могут выполнять и оформлять тестовые задания, подбор аргументов для обоснования найденной ошибки | Воспроизводят правила и примеры, работают по заданному алгоритму. | Отражают в письменной форме свои решения, умеют рассуждать. | Могут записывать на математическом языке формулы площади прямоугольника, пути, периметра прямоугольника, свободно находят по формулам площади, составляя буквенные выражения. | Оптические иллюзии на основе параллельных, перпендикулярных и скрещивающихся прямых. | ||
31-32. | Что такое ученический научно-исследовательский проект? | 2 часа | подбор аргументов, соответствующих решению, могут правильно оформлять работу. Отражение в письменной форме своих решений, могут рассуждать и обобщать, участие в диалоге, выступать с решением проблемы. | Могут рассуждать и обобщать, вести диалог, выступать с решением проблемы, аргументировано отвечать на вопросы собеседников. | Могут представить геометрически законы арифметических действий, словесную форму закона арифметических действий записывают на математическом языке. | Могут применять законы арифметических действий. | Основные направления, выбрать тему исследования | ||
33-34. | Проектная деятельность. Ученический проект. | 2 часа | Воспроизведение изученной информации с заданной степенью свернутости, могут работать по заданному алгоритму и правильно оформлять работу. Умеют составлять текст научного стиля | Отражение в письменной форме своих решений, формирование умения рассуждать, выступать с решением проблемы. | Подбирают аргументы соответствующих решению, работают по заданному алгоритму, сопоставлять. Могут собрать материал для сообщения по заданной теме. | Знают понятия уравнения, корня уравнения. Умеют решать уравнения, выполнять проверку уравнения для заданного корня. Умеют составлять уравнения для заданного корня, применяют рациональные способы решения. | Подготовка к защите проектов, подготовка презентации, докладов | ||
35. | Защита проектов. | 2 часа | Могут решать уравнения, упрощая выражение, применяя законы арифметических действий. Могут рассуждать, аргументировать, обобщать, выступать с решением проблемы, умение вести диалог. | Отражение в письменной форме своих решений, формирование умения проводить сравнительный анализ пройденных тем. Выступают с решением проблемы, аргументировано отвечать на вопросы собеседников. | Проведение информационно-смыслового анализа прочитанного текста, составление конспекта, могут сопоставлять и классифицировать. Могут составить набор карточек с заданиями. | Могут упрощать выражения, выносить за скобки общего множителя. Могут свободно решать уравнения, упрощая выражение, применяя законы арифметических действий. Могут упрощать выражения наиболее рациональным способом, применяя различные приемы. | защита проектов, подготовка презентации, сообщений |