Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Детские и юношеские объединения
  3. Рабочая программа по волейболу

Рабочая программа по волейболу

Программа составлена для работы в МОУ и ДО в соответствии с типовым положением о спортивных школах (ДЮСШ) и на основании опыта работы общеобразовательных школ и данных научных исследований. Одна из главных причин разработки данной программы - острая необходимость в определении порядка и организации работы по спортивной подготовке детей в соответствии с основными принципами дополнительного образования, представляющего собой процесс, воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обучающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Отсутствие такой программы уже несколько лет являлось основной проблемой в работе тренеров, что не могло не влиять на качество обучения и, соответственно, на результаты работы секции в целом.

Предметы

Детские и юношеские объединения

Категория

Детские и юношеские объединения
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

План учебной программы по волейболу

1. Пояснительная записка

1)характеристика программы;

2)цель программы;

3)задачи программы;

4)организация учебно-воспитательного процесса;

5)планирование, учёт, документация.

2.Программный материал по физической, морально-волевой, интегральной подготовке, инструкторской и судейской практике и восстановительным меро-

приятиям (для всех годов обучения):

1) физическая подготовка:

общая физическая подготовка;

специальная физическая подготовка;

2)морально-волевая подготовка;

3восстановительные мероприятия.

3.Годовой учебный план, поурочное распределение программного материала и

модельные учебные занятия:

;

1.Пояснительная записка.

1.Характеристика программы. Программа составлена для работы в МОУ в соответствии с типовым положением о спортивных школах (ДЮСШ) и на основании опыта работы общеобразовательных школ и данных научных исследований.

Одна из главных причин разработки данной программы - острая необходимость в определении порядка и организации работы по спортивной подготовке детей в соответствии с основными принципами дополнительного образования, представляющего собой процесс, воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обучающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Отсутствие такой программы уже несколько лет являлось основной проблемой в работе тренеров, что не могло не влиять на качество обучения и, соответственно, на результаты работы секции в целом.

Данная программа призвана соответствовать следующим приоритетным идеям дополнительного образования:

-Свободный выбор ребёнком вида и сферы деятельности;

-Ориентация на личностные интересы, потребности и способности ребёнка. Ребёнку даётся возможность самому определить свой образовательный путь, и в случае, если он быстрее и лучше справляется с заданиями, возможность дальнейшего своего совершенствования. Кто же медленнее продвигается в своих достижениях, не должен восприниматься как отстающий. Достижения и того, и другого должны расцениваться по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими.

-Единство обучения, воспитания и развития;

-Практико- деятельностная основа образовательного процесса. Учащийся дол-

жен иметь возможность лично принимать участие в конкретной деятельности, направленной на получение им новых знаний и умений, решая при этом жизненно важные для него проблемы, которые могут быть связаны с общением с друзья-ми, людьми старшего возраста, организацией досуга, поиском повышения своего статуса в группе.

Данная программа является принципиально новой образовательной программой обу-

чения волейболу.

Ожидается, что с внедрением программы будет наблюдаться:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

соответствие деятельности школы принципам дополнительного образования

детей, ориентированных на раскрытие личностей обучающихся;

упорядочение и стабилизация формы и порядка обучения в системе многолет-

ней подготовке юных волейболистов;

уменьшение количества проблем в процессе обучения для тренеров и учащих-

ся;

повышение качества обучения;

постепенное повышение спортивных результатов воспитанников школы;

повышение сохранности контингента учащихся;

повышение сохранности тренерского состава школы и привлечения новых

кадров;

возрастание популярности занятий спортом и волейболом, в частности;

улучшение показателей здоровья учащихся.

2.Цель программы. Основной целью данной программы является организация

спортивной подготовки детей по волейболу в соответствии с главной функцией дополни-

тельного образования: массового общефизического оздоровления детей школьного возраста

с различными физическими способностями с предоставлением им равных возможностей.

3. Задачи программы. Система организации физической подготовки направлена на физическое воспитание ребенка средствами физической культуры, гигиены,

закаливания.

Основными задачами программы являются следующие:

1. Содействие всестороннему физическому развитию организма ребенка, устойчивости про-

тив неблагоприятных сил природы, укреплению здоровья, воспитанию навыков и привычек

соблюдения правил личной гигиены.

2. Формирование школы движений, практических двигательных умений и навыков, созна-

тельное управление своим телом, сообщение теоретических знаний из области физической

культуры и здорового образа жизни.

3. Формирование интереса, потребности к систематическим занятиям волейболом.

4. Формирование навыков и привычек к самостоятельным занятиям физическими упражне-

ниями. Овладение учащимися методиками для самостоятельных занятий.

5. Достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических и

игровых качеств.

6. Развитие специальных физических качеств и способностей, необходимых при совершен-

ствовании техники и тактики игры волейбол.

7. Создание в процессе обучения атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включе-

ние в активную деятельность, создание комфортной обстановки, ситуации успеха.

4.Организация учебно-воспитательного процесса.

Принимая во внимание сложность подготовки волейболистов, совершенствование их

возможно только на основе системного подхода, внедрение которого характерно для спорта

на современном этапе его развития.

Понятие подготовка волейболистов включает совокупность мероприятий, обеспе-

чивающих подведение волейболиста к высшим спортивным результатам, с одной стороны, и

массовый охват систематическими занятиями как можно большего числа занимающихся, с

другой.

Для занятий волейболом принимаются дети с 8-9 лет по собственному желанию, изложенному в форме заявления, и с согласия их родителей. Обучение учащихся продолжается до окончания ими школы в возрасте 16-18 лет. Набранные

группы сдают приёмные нормативы, определяющие уровень физической, технической и так-

тической подготовки по волейболу основной массы учащихся, в соответствии с которым вы-

бирается ступень общей физической подготовки

.

Обучение проводится в форме учебно-тренировочных и теоретических занятий, ра-

боты по индивидуальным планам, медико-восстановительных мероприятий, тестирования

развития общефизической и специальной подготовки занимающихся, медицинского кон-

троля, участий в соревнованиях, судейской и инструкторской практики. Занятия проходят на

спортивных площадках в свободное от занятий учащихся в школе время. Недельная нагрузка

и количество часов зависят от уровня и года обучения группы.

Учебно-воспитательный процесс включает в себя обучение по программам двух об-

разовательных ступеней: начальной подготовки и учебно-тренировочной (НП и УТ).

Обучение в группах ГНП носит характер универсальности в подготовке учащихся с

постепенным введением в курс простейших элементов техники и тактики игры волейбол.

Основной задачей работы здесь является содействие правильному физическому развитию

детей, привитие интереса к регулярным занятиям спортом и подготовка учащихся к следу-

ющей ступени обучения. Возраст 9-12 лет.

В группах УТГ, сформированных из учащихся, прошедших подготовку в группах

ГНП, уделяется большое внимание развитию специальных физических способностей, овла-

дению основами техники и тактики волейбола и дальнейшему их совершенствованию.

Медицинский контроль за здоровьем учащихся осуществляется дважды в течение года:

у групп ГНП по месту жительства либо в школьном медицинском кабинете, у групп УТГ в

районном спортивном диспансере. В случае удачного прохождения осмотра ученики получают допуск к дальнейшим занятиям.

Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер

и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздей-

ствия.

Под психолого-педагогическими средствами подразумевают творческое использование

учебных и соревновательных нагрузок; применение средств общей физической подготовки с

целью переключения форм двигательной активности и создания благоприятных условий для

восстановительного процесса.

К медико-биологическим средствам относятся: распорядок дня; спортивный массаж;

водные процедуры.

Применение восстанавливающих средств необходимо осуществлять на фоне гигиени-

чески целесообразного распорядка дня юных спортсменов и рационального питания. Режим

дня и питание могут иметь специальную восстанавливающую направленность. Восстанови-

тельный пищевой рацион учащихся должен быть построен на основе сбалансированности, в

соответствии калорийности рациона суточным энергозатратам ученика.

Основы применения восстановительных мероприятий входят в теоретический курс

данной программы

5. Планирование, учёт, документация

1. Годовой план работы, куда входят разделы: организационная, учебная, спортивно-

массовая, воспитательная работа; медицинское обслуживание учащихся; работа с родителя-

ми и общеобразовательной школой, финансово-хозяйственная деятельность.

2. Поурочная программа по волейболу, учебные планы, годовые графики поурочного

изучения материала на каждый год, план воспитательной работы.

3. Перечень требований и нормативов по видам подготовки на каждый год обучения

(приемные, переводные, выпускные), графики проведения испытаний по ним. Протоколы

соревнований и итоговые учебные документы по каждой группе, возрасту и полу.

4. Индивидуальные планы на каждого учащегося в летний период.

6. Расписание занятий.

7. Журналы учета работы в учебной группе.

8.Книги учета разрядников и судей по волейболу, отчеты об участии в соревнованиях.

9. Папки входящей и исходящей документации.

10.Книги приказов, протоколы заседаний (педагогических советов, выдачи документов).

11. Утвержденные приказом списки учащихся по отделению волейбола и группам.

12. Летопись (история) отделения волейбола, книга спортивных достижений воспитанников клуба.

13. Отчетные документы, которые ежегодно представляют в вышестоящие организации.

2. Программный материал по физической, морально-волевой подготовке

Физическая подготовка.

Общая физическая подготовка.

Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения,

направленные на развитие различных качеств, необходимых для дальнейших занятий в

спортивных группах, в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на

снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.

Гимнастические упражнения:

Для мышц туловища и живота

1. Различные упражнения с набивными мячами: броски с участием мышц живота, спины,

рук, ног; с поворотами туловища в стороны; со сгибанием и разгибанием туловища.

2. Подъем прямых ног из положения виса.

3. Подъем ног и касание ими пола за головой из положения лежа на спине.

4. Ноги на ширине плеч. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.

5. Ноги на ширине плеч. Вращение корпуса.

6. Упражнения 4 и 5 с отягощениями — гантелями, набивными мячами, мешочками с пес-

ком или дробью.

7. Ноги на ширине плеч. Повороты туловища.

8. Из положения виса размахивание в стороны прямыми, сведенными вместе ногами.

9. Лечь лицом вниз. Подъем туловища вверх (прогибание).

10. Лечь на спину, левую ногу согнуть в колене, правую выпрямить. Смена положения ног -

велосипед .

11. Стать на колени, туловище выпрямить. Отклонить туловища назад.

12. Сесть на пол, ноги врозь. Наклоны туловища вперед и в стороны.

13. Сесть на пол, ноги врозь. Повороты туловища в стороны.

14. Лечь на пол, положив ноги под какой-нибудь предмет. Поднять туловище до поло-

жения сидя на полу.

15. Из положения лежа на спине:

а) поднимать согнутые в коленях ноги и опускать, разгибая их;

б) круговые движения ногами;

в) закинуть ноги назад до касания носками пола за головой;

г) поднимать ноги под углом 45—90° и выше;

д) поднимать одновременно ноги и туловище.

16. Лечь на спину, руки развести в стороны, не отрывая от пола. Медленно поднимать ноги

и поочередно доставать прямыми ногами руки.

17. Упор присев. Выбросить ноги до положения упора лежа, прыжком вернуться в упор си-

дя.

18. Встать на левое колено, правую ногу вытянуть в сторону, руки сцепить над головой.

Пружинистые наклоны вправо. То же в левую сторону.

19. Из основной стойки наклонить туловище вперед, руки в стороны, одновременно отвести

поднятую ногу назад — ласточка . То же другой ногой.

20. Встать на колени, руки вытянуть вперед. Одновременно с наклоном влево сесть на пол

вправо. Вернуться в исходное положение. С наклоном туловища сесть влево.

21. Сидя на полу, выполнять скрестные движения поднятыми ногами.

Для мышц рук и плечевого пояса

1. Круговые движения в лучезапястных и плечевых суставах.

2. То же с отягощениями.

3. Сгибание и разгибание рук в упоре; туловище прямое.

4. Броски набивных мячей, легкоатлетических ядер с разгибанием рук в локтевых и луче-

запястных суставах.

5. Упражнения с гимнастическими палками.

6. С булавами.

7. С эспандером и амортизатором.

8. Отталкивание руками от стены, пола.

9. Жим веса лежа на спине.

10. Ходьба на руках (с поддержкой партнера).

11. Из положения руки в стороны сгибание их в локтевых суставах с сопротивлением парт-

нера (в парах).

12. Наматывание на валик веревки с подвешенной гирей весом 16 кг.

13. Сгибание и разгибание рук (со страховкой партнера) в стойке на кистях у стены.

14. Ноги врозь, туловище наклонено вперед под прямым углом, руки в стороны. Повороты

туловища рывком вправо и влево.

15. Исходное положение: первый партнер — ноги врозь, руки в стороны; второй —

стоит сзади. Положив руки на предплечья первого, второй медленно давит вниз; пер-

вый противодействует давлению.

16. Исходное положение то же. Первый старается опустить руки вниз, второй препят-

ствует этому.

17. Двое стоят лицом друг к другу, руки вытянуты вперед: первый отводит руки второго в

стороны, второй препятствует ему.

18. Первый партнер стоит, разведя ноги, руки на поясе. Второй сзади сводит локти первого

назад, первый противится этому.

Для мышц ног

1. Приседания на одной и на двух ногах с быстрым вставанием.

2. Выпрыгивания из положения седа,

3. То же, но с отягощением.

4. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

5. Перескоки с ноги на ногу.

6. Прыжки на двух ногах.

7. Те же прыжковые упражнения, но с отягощением.

8. Подъем на носки с отягощением.

9. Спрыгивание с последующим, без пауз, впрыгиванием на предмет различной высоты.

10. То же, но с отягощением.

11. Перепрыгивание через гимнастическую скамейку со стороны на сторону, стараться вы-

прыгнуть как можно выше, чтобы ноги перенести прямыми.

12. Выпрыгивание с гирей весом 32 кг на параллельных гимнастических скамейках.

13. Комбинированные прыжки в стороны и вперед через различные препятствия: гимна-

стические скамейки, набивные мячи, барьеры для бега и т. п.

14. Стойка со скрещенными ногами, руки вперед или за головой. Садиться на пол и вставать

в исходное положение.

15. Ноги широко врозь. Глубоко присесть на левой ноге. Сгибая правую ногу, переносить

тяжесть туловища на нее. Далее — попеременное сгибание ног. При переносе туловища с

ноги на ногу таз не поднимать.

Для мышц задней поверхности бедра

1. Лежа на груди на гимнастическом столе, поднимать прямые ноги.

2. То же, но с отягощением.

3. Лежа на груди, поднимать руки вверх. Прогнуться, отделяя от пола прямые руки и ноги.

4. Ходьба в полуприседе широкими выпадами. Туловище прямое.

5. То же, но с отягощением.

6. Лежа на бедрах поперек гимнастического коня лицом вниз, стопами ног зацепиться за

гимнастическую стенку. Подъем туловища вверх.

7. Лежа на спине, отбивать ногами набивной мяч.

8. В выпаде — прыжком менять положение ног.

9. Стоя на коленях, стопами ног зацепиться за рейку гимнастической стенки. Медленное

опускание туловища вперед, без сгибания в тазобедренных суставах.

Акробатические упражнения:

1.Группировки в приседе, сидя, лёжа на спине.

2. Перекаты в группировке лёжа на спине (вперёд, назад), из положения сидя, из упора

присев и из основной стойки.

3.Перекаты в сторону из положения лёжа и в упоре стоя на коленях.

4.Перекаты вперёд и назад прогнувшись, лёжа на бёдрах, с опорой и без опоры руками.

5.Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180 гр. Из седа ноги врозь с захватом

ноги.

6.Из положения стоя на коленях перекат вперёд прогнувшись.

7.Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках.

8.Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами.

9.Стойка на руках с помощью и опорой о стенку (для мальчиков).

10. Кувырок вперёд из упора присев и из основной стойки.

11. Кувырки вперёд с трёх шагов и небольшого разбега.

12. Кувырки вперёд из стойки ноги врозь в сед с прямыми ногами.

13. Длинный кувырок вперёд.

14. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки.

15. Соединение нескольких кувырков вперёд и назад.

16. Кувырок назад прогнувшись через плечо (с 14 лет).

17. Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки.

18. Мост с помощью партнёра и самостоятельно.

19. Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега (с 14 лет)

20. Комплексы вышеуказанных упражнений.

Легкоатлетические упражнения:

1.Бег с ускорением до 50-60 м.

2.Низкий старт и стартовый разбег до 60 м.

3.Повторный бег 2-3 Х 30-40 м (12-14 лет), 3-4 Х 50-60 м (15-17 лет).

4.Эстафетный бег с этапами до 60 м.

5.Бег с препятствиями от 60 до 100 м (кол-во препятствий от 4 до 10). В качестве пре-

пятствий – набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы.

6.Бег или кросс до 500 м (девочки) и до 1000 м (мальчики).

7.Прыжки в высоту через планку с места и с разбега способом перешагивание .

8.Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики).

9.Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на точность.

10. Метание гранаты.

11. Многоборье. Спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные от3 до 5 видов.

Спортивные игры.

1.Баскетбол 7 на 7. Ловля, передача, ведение мяча, основные способы бросков в корзи-

ну.

2.Гандбол 7 на 7. Ловля, передача, ведение мяча, основные способы бросков по воро-

там.

3.Минифутбол.

Индивидуальные тактические действия в защите и нападении и простейшие взаимодей-

ствия игроков в защите и нападении.

Подвижные игры.

1.Гонка мячей

2.Салки

3.Рыбак и рыбки

4.Метко в цель

5.Подвижная цель

6.Эстафеты с бегом, прыжками, с мячами и пр.

7.Картошка

8.Охотники и утки

9.Катающаяся мишень и др.

Ходьба на лыжах и катание на коньках.

1.Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъёмов и торможений.

2. Передвижения на скорость до 3 км.

5.Эстафеты, игры.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для развития силы и скоростных качеств

1.В упоре лёжа отталкивание от пола и хлопок руками перед грудью.

2.Вращательные движения туловищем с отягощением.

3.Подъём штанги на грудь и тяга.

4.Приседания и вставание со штангой на плечах (6-8 раз в подход).

5.Полуприседания и быстрые вставания с подъёмом на носки со штангой на плечах.

Вес – не более 50% от максимального. (10-15 раз за подход).

6.Выпрыгивание из полуприседа и приседа со штангой на плечах. Вес – не более 50%

от максимального. (6-8 раз за подход).

7.Сидя на гимнастической скамейке наклоны назад с помощью партнёра, который дер-

жит за голеностопные суставы.

8.То же, но с отягощением.

9.Прыжки через скакалку.

10. Прыжки через барьеры, с разбега и с места с касанием предметов, подвешенных на

оптимальную и максимальную высоту.

11. Прыжки на одной и двух ногах на дальность.

Упражнения для развития выносливости

1.Серии прыжков 15-20 сек. В первой серии выполняется максимальное количество

прыжков, во второй – на максимальной высоте и т.д.

2.Перемещение в низкой стойке в различных направлениях 1-1,5 мин, отдых 40 сек.

Выполнять сериями по 4-5 раз.

3.Последовательная имитация нападающего удара (блокирования). По 10-15 раз в се-

рию.

4.Серия падений и кувырков.

5.Эстафеты с различными перемещениями и чередованием кувырков вперёд и назад.

6.Челночный бег.

7.Игра в волейбол 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4.

8.Игра в волейбол без остановок; как только мяч вышел из игры, тут же вводится но-

вый.

Упражнения для развития ловкости

1.Одиночные и многократные кувырки вперёд и назад.

2.Одиночные и многократные прыжки с места и с разбега с поворотом на 180, 270, 360

градусов.

3.Прыжки через различные предметы и снаряды с поворотами и без.

4.Прыжки с подкидного мостика с различными движениями и поворотами в воздухе.

5.Эстафеты с преодолением препятствий.

6.Игра в кругу двумя-тремя мячами.

7.Игра в защите один против двух.

8.Нападающие удары из трудных положений.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.

1.По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положе-

ний: стойки волейболиста (лицом, спиной, боком к стартовой линии) сидя, лежа на

спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же,

но перемещение приставными шагами.

2.Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий

пробег за одну попытку 20 – 30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается

лицом вперёд, а обратно – спиной и т. д. По принципу челночного бега передвижение

приставными шагами. Тоже с набивными мячами в руках (весом от 2 до 5 кг), с поя-

сом отягощением.

3.Бег (приставные шаги) – в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки. По

сигналу – выполнение определённого задания: ускорение, остановка, изменение

направления или способа передвижения, поворот на 360 градусов – прыжок вверх,

падание и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация по-

дачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, но занимающиеся перемеща-

ются по одному, по двое, по трое от лицевой линии к сетке.

Упражнения для развития прыгучести.

1.Приседание и резкое выпрямление ног с взмахом рук вверх. То же, но с утяжелением.

2.Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута,

левая (правая) опущена вниз, держаться руками на уровне лица – быстрое разгибание

ноги (от стенки не отклоняться). То же, но с отягощением.

3.Упражнение с отягощением (до 10 кг для девочек и до 20 кг для мальчиков). Присе-

дания, выпрыгивание вверх из приседа и полуприседа, прыжки на двух ногах.

4.Многократные броски набивного мяча 1-2 кг над собой в прыжке и ловля после при-

земления.

5.Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперёд, боком и

спиной вперёд. То же в отягощении.

6.Напрыгивание на сложенные стопкой гимнастические маты. Спрыгивание в глубину

с матов с последующим выпрыгиванием из приседа.

7.Прыжки на одной и двух ногах с преодолением препятствий.

8.Прыжки вверх с доставанием подвешенного предмета.

9.Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки.

10. Бег по крутым склонам.

11. Бег через рвы и канавы. Бег по песку без обуви.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передачи

мяча.

1.Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями.

2.Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперёд, в стороны, вверх, на

месте и в сочетании с различными перемещениями.

3.Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных су-

ставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх-в стороны, вниз, пальцы вме-

сте или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается.

4.То же, но упираясь в стену пальцами.

5.Упор лёжа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте.

6.Из упора присев, разгибаясь вперёд-вверх, перейти в упор лёжа (при касании руками

пола руки согнуть).

7.Вращение кистями палки, наматывая на неё шнур, к концу которого подвешен груз

(5-15 кг).

8.Передвижение на руках в упоре лёжа, ноги за голеностопный сустав удерживает

партнёр (с 13 лет для мальчиков).

9.Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у

лица.

10. Многократные броски набивного мяча от груди и ото лба двумя руками (вперёд и над

собой) и ловля. Особое внимание уделить заключительному движению кистями и

пальцами.

11. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым экспандером.

12. Многократные волейбольные передачи в стену баскетбольного, футбольного мя-

чей, набивного мяча над собой и партнёрам.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча.

1.Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и макси-

мальной быстротой.

Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в

положении наклона вперёд, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей),

движение руками вниз-вперёд). То же, но одной рукой с шагом. Круговые движения и

т.д.

3.Упражнения с набивным мячом. Броски двумя руками из-за головы с максимальным

прогибанием при замахе.

4.Броски набивного мяча снизу одной и двумя руками.

5.Броски набивного мяча через сетку левой и правой рукой.

6.Броски набивного мяча через сетку одной и двумя руками на точность и на дальность.

7.Упражнения с волейбольным мячом. Подача в стену, Подача слабейшей рукой.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

1.Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей

сверху-вниз – стоя на месте и в прыжке.

2.Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.

3.Имитация нападающего удара, держа в руках утяжелитель.

4.Метание малых мячей в цель на стене с расстояния 5-10 м. Выполняется с места, в

прыжке, с разбега, обеими руками, в соревновательном режиме.

5.Совершенствование ударов по зафиксированному на игровой высоте учащихся мячу.

В прыжке без разбега, с разбегом, с отягощением.

6.Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последовательным прыжком и ударом по зафик-

сированному мячу.

7.Многократное выполнение нападающего удара с собственного подбрасывания.

8.То же, но с наброса партнёра.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.

1.Прыжковые упражнения, описанные ранее в сочетании с подниманием рук вверх с

касанием подвешенного мяча. С места, после перемещения, после поворота и пр.

2.Стоя у стены с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и

двумя руками отбить мяч в стену, приземлившись, поймать мяч. Мяч отбивать в

высшей точке полёта.

3.Бросить мяч вверх-назад, повернуться на 180 градусов и в прыжке отбить мяч в стену.

4.То же, но мяч набрасывает партнёр. Партнёр с мячом может менять высоту подбра-

сывания, выполнять обманные движения.

5.То же, поворот блокирующего по сигналу партнёра. Вначале мяч подбрасывается по-

сле поворота, затем во время, а потом и до поворота.

6.То же с поворотами, перемещениями.

7.Многократные прыжки с доставанием ладонями отметки на стене (щите).

8.Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком

вперёд, остановка и принятие исходного положения для блокирования.

9.То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180 градусов.

10. То же, но в 1-1,5 м от сетки. Принятие исходного положения после шага вперёд.

11. Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах пло-

щадки. Один двигается приставными шагами с остановками и изменением направле-

ния. Другой старается повторить его действия.

12. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнёра.

13. Нападающий имитирует разбег на нападающий удар. Блокирующий на другой сто-

роне площадки выбирает место и время для блокирования. Повторяется многократно,

сериями.

Морально-волевая (психологическая) подготовка.

Требования, предъявляемые тем или иным видом спортивной деятельности к челове-

ку, развивают и различные психические функции, волевые качества, которые приобретают

определенную конкретную специфику. Скажем, решительность и смелость мотогонщика ка-

чественно отличается от решительности и смелости волейболиста. Следовательно, для того

чтобы определить и уточнить круг задач и их содержание в психологической подготовке во-

лейболистов, необходимо изучить психологические особенности их деятельности, что по-

может целенаправленно и планомерно воспитывать психические качества и функции, необ-

ходимые для успешного выступления в соревнованиях.

Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщен-

ность.

Основные виды двигательных актов волейболистов — быстрые перемещения, прыжки,

броски при приеме мяча. Их выполнение связано с определенным риском и требует от игро-

ков смелости и самообладания. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой

системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества игровых

приемов в защите и нападении. Сложность игровых действий заключается в том, что этот

арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях,

требующих быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по

режиму, скорости и характеру.

Внезапность, молниеносность и точность действий в волейболе вызывают необходи-

мость развития скорости реакции, быстроты движений. Под влиянием тренировки у игроков

до минимума сводятся такие составные части латентного периода, как момент различения,

узнавания и особенно выбора действия за счет выработки соответствующего динамического

стереотипа. Но в волейболе нельзя доверяться только одной скорости реакции. Необходимо

вырабатывать и умение предвидеть, предвосхищать возможные игровые моменты, что свя-

зано с вероятностным прогнозированием будущих ситуаций.

Тактические действия в волейболе крайне многообразны. Создание ситуаций для осуществ-

ления заранее задуманных приемов, маскировка собственных намерений и действий — все

это предъявляет высокие требования к психике волейболистов, особенно к их мышлению.

Быстрый темп игры, ее напряженность, чередование успехов и неудач, готовность к выпол-

нению ответных действий в условиях дефицита времени и ответственность за каждое дей-

ствие, каждый прием, бурная реакция зала — все это вызывает столь же сильные, сколь и

разнообразные эмоции игроков. Одни эмоции оказывают положительное влияние на игру

волейболистов, другие — отрицательное. Преодолению отрицательных воздействий по-

могают самообладание, выдержка.

Морально-волевая подготовка включает:

1. Лекции, беседы, диспуты на политические и этические темы.

2. Личный пример тренера.

3. Убеждение.

4. Побуждение к деятельности.

5. Поощрение.

6. Наказание.

7. Поручение.

8. Обсуждение в коллективе (не только в команде, но и в производственном коллективе, к

которому она относится).

9. Приучение к условиям соревнований.

10. Проведение совместных занятий менее подготовленных волейболистов с более сильны-

ми (детских с молодежными, молодежных со взрослыми и т. д.).

11. Контрольные игры с гандикапом .

12. Действия в условиях, более сложных, чем на соревнованиях.

13. Соревновательный метод.

14. Составление волейболистом плана тренировочного занятия и самостоятельное проведе-

ние.

15. Превышение какого-то задания по сравнению с предыдущим занятием.

Знание тренером основ методики обучения и тренировки позволит ему правильно плани-

ровать учебно-тренировочный процесс, добиваться быстрого и правильного овладения во-

лейболистами рациональной техникой и, в конечном счете, добиваться успеха на соревнова-

ниях.

1.РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ

Зрительные восприятия.

Умение видеть положение и перемещение игроков по площадке, не выпускать из поля зре-

ния мяч, быстро ориентироваться в сложившихся условиях — важнейшие качества игрока.

Восприятие движений

В восприятии движений как целостного действия приема, так и его отдельных частей отра-

жаются различные их особенности и свойства: характер, форма, амплитуда, направление,

продолжительность, скорость, ускорение.

В спортивной деятельности мышечно-двигательная чувствительность — это основа со-

вершенного овладения техникой физических упражнений и приемов, тончайшего регулиро-

вания спортсменом своих движений. Кинестетическая чувствительность является одним из

основных компонентов такого сложного специализированного восприятия, как чувство мя-

ча .

2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Успешное выполнение технических и тактических действий волейболистами в значительной

степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания, как объем,

интенсивность, устойчивость, распределение и переключение.

3. РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Внимание, высокая двигательная активность, острая соревновательная борьба, резкая

смена успехов и неудач требуют от волейболистов большого напряжения воли. Волевые ка-

чества спортсмена проявляются в его действиях, направленных на преодоление трудностей и

препятствий, специфичных для данного вида спорта.

Целеустремленность и настойчивость

Эти качества выражаются в ясном осознании целей и задач, стоящих перед волейбо-

листами, активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в тру-

долюбии.

Прежде всего, необходимо выработать у игроков сознательное отношение к овладению тех-

никой и тактикой игры, заинтересовать этой работой, поставить перед игроком конкретные

задачи на определенный срок с тем, чтобы непременно решить их. В занятия следует вклю-

чать упражнения, различные по сложности и трудности, и обязательно контролировать их

выполнение. Проводить занятия нужно при любых условиях.

Выдержка и самообладание.

Эти волевые качества необходимы волейболистам для успешного преодоления небла-

гоприятных эмоциональных состояний: чрезмерной возбудимости, растерянности, подав-

ленности, для преодоления нарастающего утомления.

Чтобы преодолеть утомление и болевые ощущения, следует добиваться точного выпол-

нения любого задания. Развить специальную выносливость, тренироваться и играть в услож-

ненных условиях. Особое значение имеет воспитание у игроков чувства дружбы и товари-

щества, умения подчинять личные интересы интересам коллектива. Только в таком случае

игрок будет твердо уверен в том, что товарищи всегда поддержат его в трудные моменты.

Решительность и смелость.

Эти качества выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуманные

решения в ответственные моменты игры, смело принимать на себя ответственность, всту-

пать в единоборство.

Включение в тренировочный процесс хоккея, баскетбола, прыжков в воду, акробатических

упражнений, выполнение которых связано с известным риском и требует преодоления бояз-

ни, колебаний и т. д., поможет развить у волейболистов решительность и смелость.

Инициативность и дисциплинированность.

Инициативный игрок является организатором, ведет за собой команду, вносит в игру дух

творчества, не поддается постороннему нежелательному влиянию. Дисциплинированность

выражается в умении игрока подчинить свои действия задачам коллектива, плану действий

всей команды.

Развитие инициативности у волейболистов возможно лишь при хорошей технической и так-

тической подготовленности. Инициативность воспитывается только в процессе самостоя-

тельного решения поставленных задач, самостоятельного нахождения путей и средств для

достижения поставленной цели.

Эффективным средством воспитания этого качества являются двусторонние игры со специ-

альными заданиями в условиях, требующих от игроков максимального проявления инициа-

тивности.

Что касается дисциплинированности, то сознательная дисциплина предполагает не слепое,

по принуждению, а добровольное подчинение на основе осознанного долга. Для дисципли-

нированного человека характерны исполнительность, организованность. В дисциплиниро-

ванности находят выражение все волевые качества.

Дисциплинированность достигается всей организацией процесса обучения и трени-

ровки. Выполнение спортсменом установленных требований должно носить сознательный

характер. Важное значение для воспитания дисциплинированности имеет строгое соблюде-

ние режима.

4.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К КОНКРЕТНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ

Психологическая подготовка волейболистов к предстоящему соревнованию или отдельной

игре осуществляется на основе общей психологической подготовки и связана с задачами,

возникающими перед спортсменами в конкретном соревновании. К этим задачам относят:

1. Осознание игроками особенностей предстоящей игры.

2. Осознание конкретных условий (время, место, освещенность, температура и т. п.).

3. Изучение сильных и слабых сторон противника и подготовка к встрече, а также оценка

собственных возможностей.

4. Твердая уверенность в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач.

5. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой.

Интегральная подготовка

1. Упражнения на переключение в выполнении технических приемов.

Первое: нападающий удар-блокирование. Учащийся в зоне 4 (3,2) выполняет опреде-

ленным способом и в определенном направлении, затем блокирует известные ему способы

и направление удара. Один удар и одна постановка блока составляют серию. Учитываются

точность нападающего удара и качество блокирования.

Второе: блокирование-вторая передача. Учащийся блокирует в зоне 3 нападающий

удар из зоны 4 в диагональном направлении, после чего выполняет вторую передачу в зону

4 или 2 (стоя спиной)-по заданию, снова блокирует. Учитывается качество блокирования и

второй передачи.

Третье: прием мяча снизу двумя руками - верхняя передача. Учащийся в зоне 2 при-

нимает мяч от скидки из зоны 4 и после этого выполняет верхнюю передачу в зону 4. Учи-

тываются качество приема и точность передачи. В каждом задании необходимо выполнить

определенное количество серий.

2. Упражнения на переключение в тактических действиях.

Испытания направлены на то, чтобы выявить умение учащихся перестраивать свои

действия в соответствии с требованиями. Даются два упражнения.

Первое: учащиеся располагаются в защитной позиции: три у сетки – для блокирова-

ния, три – на задней линии. Из зоны 1 игрок выполняет подачу, после чего с противопо-

ложной стороны игроки выполняют удары из зон 4 и 2 в диагональном направлении (с пе-

редачи из зоны 3), затем по команде доигровка бросают мяч через сетку со стороны

нападающих . Защищающиеся принимают мяч и первой передачей направляют его игро-

ку задней линии, который выходит к сетке (из зоны 1 или 5) и выполняют вторую передачу

кому-либо из трех игроков передней линии. После трех ударов подряд снова блокирова-

ние. Выполняется 3 серии, затем линии меняются местами, еще 3 серии: одна подача, два

блокирования и три удара в одной серии. Учитываются правильность выполнения дей-

ствий и техническое качество исполнения.

Второе – после приема подачи команда разыгрывает мяч в нападении, после чего вы-

полняет защитные действия (блокирует или страхует). По команде доигровка выполняет

нападающие удары. Выполняются по три серии в двух расстановках. В одной серии: прием

подачи, нападающий удар, два защитных действия, два нападающих удара. Учитываются

количество правильно выполненных заданий и ошибки.

3.Определение эффективности игровых действий.

Эффективность игровых действий волейболистов определяется на основании резуль-

татов наблюдений в календарных и контрольных игра. Для этого применяют различные

системы записи игр.

На каждого занимающегося должны быть данные наблюдений в нескольких играх –

календарных и контрольных, главным образом в соревновательном периоде.

Успешное решение задач подготовки резервов волейболистов высших разрядов не-

возможно без соревновательной практики, без участия в соревнованиях. Каждый занима-

ющийся должен участвовать в определенном количестве соревнований. В разделах инте-

гральной подготовки указано количество соревнований на каждый год в системе много-

летней подготовки. Этот минимум должен быть обеспечен для каждого занимающегося.

Восстановительные мероприятия

К здоровью юных спортсменов предъявляются большие требования, так как в процес-

се тренировочно-соревновательной деятельности могут возникнуть условия для развития

перенапряжения и утомления. В современном спорте особое внимание уделяется восстано-

вительным средствам и мероприятиям (см. табл.).

Восстановительные средства и мероприятия

Предназначение

1

Задачи

2

Средства и меропри-

ятия

3

Методические указа-

ния

4

Спортивно-оздоровительный этап

Преимущественно средства и мероприятия этапа начальной подготовки и, в зависимости от

сложности тренировочно-соревновательной деятельности, средства учебно-тренировочного

этапа

Этап начальной подготовки

Развитие физических

качествс учетом

специфики волейбо-

ла, физическая и тех-

ническая подготовка

Восстановление

функционального со-

стояния организма и

работоспособности

Педагогические:

рациональное чере-

дование нагрузок на

тренировочном заня-

тии в течение дня и в

циклах подготовки.

Гигиенический душ

ежедневно, ежеднев-

но водные процеду-

рызакаливающего

характера, сбаланси-

рованное питание

Чередование различ-

ных видов нагрузок,

облегчающих вос-

становление по ме-

ханизму активного

отдыха, проведение

занятий в игровой

форме

Учебно-тренировочный этап

Передтренировоч- Мобилизация готов- Упражнения на рас- 3 мин

ным занятием, со-

ревнованием

Во время трениро-

вочного занятия,

соревнования

Сразу после трени-

ровочного занятия,

соревнования

Через 2-4 часа после

тренировочногоза-

нятия

В середине микро-

цикла, в соревнова-

ниях и свободный от

игр день

После микроцикла,

соревнований,

соревнований

ности к нагрузкам,

повышение эффек-

тивности тренировки,

разминки, предупре-

ждение перенапря-

жений и травм.

Рациональное по-

строение тренировки

и соответствие ее

объема и интенсив-

ности ФСОюных

спортсменов

Предупреждение об-

щего, локального пе-

реутомления,пере-

напряжения

Восстановление

функции кардиоре-

спираторной систе-

мы,

лимфоциркуляции,

тканевого обмена

Ускорение восстано-

вительного процесса

Восстановление ра-

ботоспособности,

профилактика пере-

напряжений

Физическая и психо-

логическая подготов-

ка к новому циклу

тренировок,профи-

лактика перенапря-

жений

тяжение.Разминка.

Массаж.

Искусственная акти-

визация мышц.

Психорегуляция мо-

билизующей направ-

ленности.

Чередование трени-

ровочных нагрузок

по характеру и ин-

тенсивности.

Восстановительный

массаж, возбуждаю-

щий точечный мас-

саж в сочетании с

классическим масса-

жем (встряхивание,

разминание).

Психорегуляция мо-

билизующей направ-

ленности

Комплекс восстано-

вительных упражне-

ний-хотьба,дыха-

тельные упражнения,

душ-

теплый/прохладный

Локальный массаж,

массаж мышц спины

(включаяшейно-

воротниковую зону и

паравертебрально).

Душ-

теплый/умеренно

холодный/теплый.

Сеансы аэроионоте-

рапии.

Психорегуляция ре-

ституционной

направленности

УпражненияОФП

восстановительной

направленности.

Сауна, общий массаж

УпражненияОФП

восстановительной

направленности.

Сауна, общий мас-

саж,душШарко,

подводный массаж.

10-20 мин

5-15 мин

(разминание 60%)

Растирание массаж-

ным полотенцем с

подогретым пихто-

вым маслом 38-43о С

3 мин. само-и гетеро-

регуляции

В процессе трени-

ровки.

3-8 мин

3 мин. само- и

гетерорегуляции

8-10 мин

8-10 мин

5-10 мин

5 мин

Саморегуляция,

гетерорегуляция.

Восстановительная

тренировка.

После восстанови-

тельной тренировки.

Восстановительная

тренировка, туризм.

После восстанови-

тельной тренировки.

Саморегуляция,


После микроцикла,

соревнований

Перманентно

Физическая и психо-

логическая подготов-

ка к новому циклу

нагрузок, профилак-

тика переутомлений

Обеспечение

биоритмических,

энергетических,

восстановительных

процессов

Психорегуляция ре-

ституционной

направленности

Средства те же, что и

после микроцикла,

применяются в тече-

ние нескольких дней.

Сауна

Сбалансированное

питание,витамини-

зация, щелочные ми-

неральные воды

гетерорегуляция

Восстановительные

тренировки

ежедневно

1 раз в 3-5 дней

4500-5500 ккал/день,

режим сна,

аутогенная

саморегуляция

Восстановительные процессы подразделяются на: текущее восстановление в хо-

де выполнения упражнений; срочное восстановление, происходящее сразу после окончания

работы;отставленное восстановление, которое наблюдается на протяжении длительного

времени после выполнениятренировочной нагрузки;стресс-восстановление-

восстановление после перенапряжений.

Восстановительный период характеризуется гетерохронностью нормализации как от-

дельных функций организма, так и организма в целом. Эта особенность объясняется избира-

тельностью тренировочных воздействий и индивидуальными особенностями функциониро-

вания различных систем органов у конкретного спортсмена.

Работоспособность и многие определяющие ее функции на протяжении периода восста-

новления после интенсивной работы не только достигают предрабочего уровня, но могут и

превышать его, проходя через фазу перевосстановления , которая рассматривается как су-

перкомпенсация.

Для восстановления работоспособности учащихся спортивных школ используется ши-

рокий круг средств и мероприятий (педагогических, психологических и медико-

гигиенических) с учетом возраста, этапа подготовки, интенсивности тренировочных нагру-

зок и индивидуальных особенностей юных спортсменов.

Восстановительные мероприятия проводятся: в повседневном учебно-тренировочном

процессе в ходе совершенствования общей и специальной работоспособности; в условиях

соревнований, когда необходимо обеспечить быстрое и по возможности полное восстанов-

ление физической и психической готовности к следующему этапу; после тренировочного

занятия, соревнования; в середине микроцикла соревнований; после макроцикла соревнова-

ний; перманентно.

Педагогические средства восстановления включают:

рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функцио-

нальными возможностями организма, сочетание общих и специальных средств, по-

строение тренировочных и соревновательных микро-, мезо- и макроциклов, широкое

использование переключений, четкую организацию работы и отдыха;

построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств восста-

новления: полноценная разминка, подбор инвентаря, оборудования и мест для заня-

тий, упражнение для активного отдыха и расслабления, создание положительного

эмоционального фона;

варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировоч-

ными занятиями;

разработку системы планирования с использованием различных восстановительных

средств в недельных, месячных и годовых циклах подготовки;

разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановле-

ния работоспособности спортсменов, совершенствования технических приемов и

тактических действий.

Психолого-педагогические средства включают специальные восстановительные упраж-

нения: на расслабление, дыхательные, на растяжение, восстановительного характера (пла-

вание, настольный теннис), чередование средств ОФП и психорегуляции.

Медико-гигиенические средствавосстановления включают: сбалансированное питание,

физические средства восстановления (массаж, душ, сауна, нормо- и гипербарическую окси-

генацию, сеансы аэроионотерапии), обеспечение соответствия условий тренировок, сорев-

нований и отдыха основным санитарно-гигиеническим требованиям.

Психологические средства восстановления включают: психорегулирующую тренировку,

упражнения для мышечного расслабления, сон-отдых и другие приемы психогигиены и

психотерапии. Особенно следует учитывать отрицательно действующие во время соревно-

ваний психогенные факторы (неблагоприятная реакция зрителей, боязнь проиграть, полу-

чить травму, психологическое давление соперников), чтобы своевременно ликвидировать

или нейтрализовать их.

После тренировочного микроцикла и соревнований для восстановления используются

туристский поход с играми (бадминтон, футбол), купанием, терренкуром, могут приме-

няться ванны хвойно-солевые или жемчужные в сочетании с аэроингаляцией или струйным

душем (душ Шарко, подводный массаж).

Следует учитывать, что после соревновательного цикла необходимы физическая и пси-

хологическая разгрузка, подготовка организма к новому циклу тренировочных и соревно-

вательных нагрузок, профилактика перенапряжений. С этой целью используются те же

средства, что и после микроцикла, но в течении нескольких дней, представляющих собой

восстановительный микроцикл. Физические средства восстановления (сауна, ванна, под-

водный душ) следует чередовать по принципу: один день – одно средство. Психорегуляция

реституционной направленности выполняется ежедневно.

Регуляция сна достигается выполнением режима тренировок и отдыха, способствую-

щим выработке рефлексов на засыпание и пробуждение (биоритмы), комфортными услови-

ями сна (проветриваемое помещение, удобная постель), аутогенной тренировкой, меропри-

тиями личной гигиены.

Учебно-тренировочные сборы обеспечивают возможность максимальной работоспо-

ясобности спортсменов и адаптации к условиям соревнований.

Психологические средства восстановления используются для ускорения реабилитации

после нервного и психического утомления.

При выборе восстановительных средств особое внимание необходимо уделять индиви-

дуальной переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок, для этой цели мо-

гут служить субъективные ощущения юных спортсменов, а также стандартизованные

функциональные пробы.

3.Годовой учебный план, поурочное распределение программногоматериала и модельные учебные занятия


п/п

Содержание

занятий

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

часов

Теоретические

занятия

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

Практические

занятия

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

160

1

ОФП

6

6

6

6

2

2

2

2

2

2

36

2

СФП

-

1

1

1

3

3

3

1

1

1

15

3

Тактическая

подготовка

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

23

4

Техническая

подготовка

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

23

5

Интегральная

подготовка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

6

Соревнования

5

4

4

4

4

4

4

6

6

6

47

Итого часов

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

180

Физическая подготовка

1.Бег 30 м (6 х 5м). На расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По

зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 5 м шесть раз. При из-

менении направления движения обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

2.Бег 92 м (бег с изменением направления). На волейбольной площадке расположить 7

набивных мячей (1 кг), мяч № 7 на расстоянии 1 м от лицевой линии. Спортсмен распо-

лагается за серединой лицевой линии (см рисунок). По сигналу он начинает бег, касаясь

мячей по одному (№ 1,2,3,4,5,6). Игрок должен каждый раз касаться мяча за лицевой

линией (№7). Начинают бег из низкой стойки. Время засекается по секундомеру. Фик-

сируется время пробегания всей дистанции.

6 №3

5 №2

4 №1

7

3.Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней

следа испытуемого при приземлении. Из трёх попыток учитывается лучший результат.

4.Прыжок вверх толчком двух ног с места с взмахом обеих рук. Для этой цели применя-

ется приспособление конструкции В.М. Абалакова Косой экран или другие, позво-

ляющие измерить высоту подъёма общего центра тяжести при подскоке вверх. Оттал-

кивание и приземление не должны выходить за пределы квадрата 50 х 50 см. Число по-

пыток – 3. Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблю-

даться единые требования (точка отсчёта при положении стоя на всей ступне).

5.Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками сидя на полу. Испытуемый си-

дит на линии, ноги врозь, держа мяч двумя руками перед собой. Поднимая мяч вверх,

производится замах назад за голову и тут же бросок вперёд. Три попытки, учитывается

лучший результат.

Техническая подготовка

1.Верхняя передача на точность из зоны 3 в зону 4. При передачах из зоны 3 в зону 4

расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничивается 3 м, расстояние от сетки не более

1,5 м. Наброс мяча выполняется преподавателем из зоны 6. Каждый учащийся выпол-

няет 10 попыток: учитывается количество передач, отвечающее требованиям по точно-

сти и качеству выполнения передачи (передачи с нарушением правил игры не засчиты-

ваются).

2.Передача мяча двумя руками стоя у стены. Учащийся располагается на расстоянии 2,5

м от стены, на высоте 3 м делается контрольная линия. Учащийся подбрасывает мяч

над собой, верхней передачей посылает мяч в стену, после отскока от стены снова вы-

полняет передачу в стену. При выполнении необходимо соблюдать расстояние до сте-

ны и высоту передачи не ниже контрольной линии. Учитывается количество передач,

выполненных подряд с двух попыток (учитывается лучшая).

Вторая передача на точность стоя спиной из зоны 3 в зону 2. См. п.1. (вместо зоны 4 –

зона 2).

4.Приём мяча после подачи через сетку и первая передача в зону 3. Нацеленная подача

выполняется в зону задней линии, где расположился испытуемый. Принимая мяч в сво-

ей зоне (специально ограниченной контрольными линиями), учащийся должен напра-

вить её через ленту, натянутую на расстоянии 1,5 м от сетки и на высоте 3 м, в зоне 3.

Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то попытка не засчиты-

вается. Ученику даётся 10 попыток.

5.Нападающие удары прямой по ходу и с переводом из зоны 4 после второй передачи.

Требования в данном виде испытаний сводятся к качественному в техническом отно-

шении выполнению нападающего удара в прыжке после разбега, производимого со

второй передачи из зоны 3. Высота передачи не менее 3 м. Испытуемый может выпол-

нять прямые удары как по ходу, так и с переводом. Из 10 попыток учитываются только

удары в прыжке после разбега с двух шагов, попавшие в пределы противоположной

площадки. Действие необходимо выполнять в соответствии с правилами игры.

6.Одиночное блокирование прямого удара по ходу из зон 4 и 2. Учащийся располагается в

зоне 3. Нападающие удары в прыжке после разбега с противоположной стороны пло-

щадки выполняются поочерёдно с зон 4 и 2 с высоких передач. Из 10 попыток учиты-

ваются мячи, отскочившие от рук блокирующего обратно в площадку соперника. При

касании сетки блокирующим попытка не засчитывается.

7.Верхняя подача в пределы площадки. Основные требования: при качественном технич-

ном исполнении верхней подачи из-за пределов площадки послать мяч в противопо-

ложную часть волейбольной площадки. 10 попыток.

Тактическая подготовка

1.Вторая передача из зоны 3 в зону 4 стоя лицом или 2 стоя спиной в соответствии с

сигналом. Сигналом служат положение рук преподавателя (учащегося) за сеткой. Мяч

перед передачей посылается из глубины площадки. Сигнал подаётся в тот момент, ко-

гда мяч начинает опускаться вниз. Испытуемый должен выполнить вторую передачу в

зону, противоположную направлению смещения сигнала (отвести от блока). 10 попы-

ток.

2.Нападающий удар или обманный удар (или скидка) в зависимости от того, поставлен

блок или нет. В отсутствие блока необходимо выполнить нападающий удар. При появ-

лении над сеткой блока, выполняется обман в прыжке одной рукой. Блок появляется

во время отталкивания испытуемого при прыжке. Учитывается количество правильно

выполненных заданий и точность полёта мяча. Перекрытый блоком обман не учиты-

вается. 10 попыток.

3.Защитные действия (блокирование или отскок от сетки) при атаке с противополож-

ной стороны площадки. Испытуемый располагается у сетки в зоне 2 на расстоянии 1 м.

С противоположной стороны площадки учащиеся выполняют атакующие действия в

зоне 4. При условии нападающего удара в прыжке, испытуемый выполняет блокирова-

ние. Если испытуемый определяет, что будет выполнена скидка или атака без прыжка,

то он должен отскочить от сетки для приёма мяча в защите. Из 10 попыток учитывают-

ся те, в которых учащийся принял правильное решение и выполнил действия в соответ-

ствии с правилами игры.

6.Приложения.

Перечень оборудования и инвентаря, необходимого

для проведения учебно-тренировочного процесса

по волейболу (в расчете на один спортивный зал)

1.Стойки волейбольные (комплект) - 4;

2.Сетки волейбольные - 8;

3. Мяч на амортизаторах - 2;

4.Подвесные мячи (устройство) - 1;

5. Мишени настенные - 2;

6. Щиты прямоугольные 2x2 м - 1;

7. Обруч на шесте (устанавливается на сетке), обручи

на стойке (маяки) - 2;

8. Держатели мяча (пружинный и замковый) - 8;

9. Механический блок - 1;

10. Двойная сетка (вторая сетка над основной) - 1;

11.Ласты для блокирования (пары) - 4;

12.Подставка для блокирующих - 1;

13.Мячемет (устройство для выбрасывания мячей по

заданной траектории) - 1;

14. Макеты волейбольной площадки - 2;

15. Табло для ведения счета - 1;

16. Вышка судейская - 1;

17. Измеритель высоты сетки - 1;

18. Мячи волейбольные - 20;

19. Мячи баскетбольные - 6;

20. Мячи гандбольные - 6;

21. Мячи теннисные - 20;

22. Мячи из поролона - 15;

23. Отягощения для всего тела и отдельных звеньев тела

(пояс, куртка, перчатки, манжеты) - 30;

24. Динамометры становые и ручные - 3(1+2)

25. Эспандер блочный – 2;

26. Аппарат для развития кистей – 2;

27. Наклонная рама с подвесными мячами – 1;

28. Штанга народная в стайке - 1;

29. Мешки с песком (1, 2—3, 5—10 кг) – 10;

30. Набивные мячи (1, 2, 3 кг) – 30;

31. Гантели простые и разборные – 20;

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Программа составлена для работы в МОУ и ДО в соответствии с типовым положением о спортивных школах (ДЮСШ) и на основании опыта работы общеобразовательных школ и данных научных исследований. Одна из главных причин разработки данной программы - острая необходимость в определении порядка и организации работы по спортивной подготовке детей в соответствии с основными принципами дополнительного образования, представляющего собой процесс, воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обучающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Отсутствие такой программы уже несколько лет являлось основной проблемой в работе тренеров, что не могло не влиять на качество обучения и, соответственно, на результаты работы секции в целом.
0 ₽