КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По кален | Факт. | ||||
Повторение основных вопросов курса 8 класса (4 часов) | |||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Естественные семейства химических элементов. Элементы металлы и неметаллы. Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. | 1 | 13.09 | ||
2 | Классификация химических соединений. Классификация химических реакций по различным основаниям. | 1 | 27.09 | ||
3 | Химические реакции кислот, оснований, солей в растворах. | 1 | 25.10 | ||
4 | Гидролиз солей. Контрольная работа №1 по теме: «Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции». | 1 | 15.11 | ||
Тема 1. Металлы (4 часов) | |||||
5 | Положение металлов в Периодической системе, строение атомов и кристаллов. Общая характеристика металлов. Химические свойства металлов. | 1 | 29.11 | ||
6 | Общая характеристика элементов IА и IIA группы. | 1 | 13.12 | ||
7 | Алюминий и железо, и их соединения. | 1 | 27.12 | ||
8 | Коррозия металлов и способы защиты от нее. Металлы в природе. Понятие о металлургии. | 1 | 17.01 | ||
Тема 2. Неметаллы (6 часов) | |||||
9 | Общая характеристика неметаллов. Водород, его физические и химические свойства. | 1 | 31.01 | ||
10 | Общая характеристика элементов VII А-группы - галогенов. Соединения галогенов | 1 | 14.02 | ||
11 | Халькогены. Сера. Соединения серы | 1 | 28.02 | ||
12 | Общая характеристика элементов VA-группы. Азот. Фосфор. Соединения азота | 1 | 13.03 | ||
13 | Общая характеристика элементов IVA - группы. Углерод. Соединения углерода | 1 | 03.04 | ||
14 | Кремний и его соединения. Силикатная промышленность. Получение неметаллов. | 1 | 17.04 | ||
Химия и окружающая среда (1ч) | |||||
15 | Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. | 1 | 15.05 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение основных вопросов курса 8 класса (4 часов)
Вводный инструктаж по ТБ. Естественные семейства химических элементов. Элементы металлы и неметаллы. Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.
Классификация химических соединений. Классификация химических реакций по различным основаниям.
Химические реакции кислот, оснований, солей в растворах.
Металлы (4 ч)
Положение металлов в Периодической системе, строение атомов и кристаллов. Общая характеристика металлов. Химические свойства металлов.
Общая характеристика элементов IА и IIA группы.
Алюминий и железо, и их соединения.
Коррозия металлов и способы защиты от нее. Металлы в природе. Понятие о металлургии.
Неметаллы (6 ч)
Общая характеристика неметаллов. Водород, его физические и химические свойства.
Общая характеристика элементов VII А-группы - галогенов. Соединения галогенов
Халькогены. Сера. Соединения серы
Общая характеристика элементов V A-группы. Азот. Фосфор. Соединения азота
Общая характеристика элементов IV A - группы. Углерод. Соединения углерода
Кремний и его соединения. Силикатная промышленность.
Получение неметаллов.
Химия и окружающая среда (1ч)
Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения учебного предмета:
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразного вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразного вещества: углекислый газ и аммиак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел\тема | Количество часов |
1 | Повторение основных вопросов курса 8 класса Вводный инструктаж по ТБ. Естественные семейства химических элементов. Элементы металлы и неметаллы. Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Классификация химических соединений. Классификация химических реакций по различным основаниям. Химические реакции кислот, оснований, солей в растворах. | 4 |
2 | Металлы Положение металлов в Периодической системе, строение атомов и кристаллов. Общая характеристика металлов. Химические свойства металлов. Общая характеристика элементов IА и IIA группы. Алюминий и железо, и их соединения. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Металлы в природе. Понятие о металлургии. | 4 |
3 | Неметаллы Общая характеристика неметаллов. Водород, его физические и химические свойства. Общая характеристика элементов VII А-группы - галогенов. Соединения галогенов Халькогены. Сера. Соединения серы Общая характеристика элементов V A-группы. Азот. Фосфор. Соединения азота Общая характеристика элементов IV A - группы. Углерод. Соединения углерода Кремний и его соединения. Силикатная промышленность. Получение неметаллов. | 6 |
4 | Химия и окружающая среда Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. | 1 |