РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от _________№___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР | ПРИНЯТО на Педагогическом совете Протокол от _______№ __ | УТВЕРЖДАЮ /Добряков А.А./ |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по подготовке призеров к олимпиадам и конкурсам
для обучающихся 4 «А» класса
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средней общеобразовательной школы № 18
имени Андрея Андреевича Мыльникова»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Составитель:
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №18 им А.А. Мыльникова»
Ю. Н. Брагинец
Энгельс, 2023 год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Подготовка к олимпиадам и конкурсам» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к основной образовательной программе начального общего образования в соответствии с рабочей программой воспитания МОУ «СОШ № 18 им А.А. Мыльникова»
Цель:Обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе.
Задачи:
Сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности.
Развивать способность устанавливать логические связи.
Развивать познавательные интересы.
Формировать стремление к размышлению, поиску.
Развивать внимание, память, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадам и конкурсам» рассчитана на 135 часов и предполагает: 1 класс – 33 часа; 2 класс – 34 часа; 3 класс – 34 часа; 4 класс – 34 часа.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Содержание программы
Словесно – логические задачи «Разное – одинаковое».
Кто-кто в алфавите живет? Как возникла наша письменность?
Меня зовут фонема. Ребусы. Составление ребусов.
Решение логических задач.
В путь за «главным» правилом. «Ошибкоопасные» места.
Решение комбинаторных задач.
На сцене гласные. Выходим на «главное» правило.
Умозаключения. Построение цепочки умозаключений.
«Фонемные» и «нефонемные» правила. Когда мягкий знак пишется, а когда не пишется
Логические задачи на сообразительность и находчивость.
Опасные согласные.
Сравнение предметов по массе, по объёму, по размеру.
Словосочетания и их построение.
Решение задач с лишними данными. Решение задач с недостающими данными.
Смотри корень. Слова «родственники».Кто командует корнями?
Решение магических квадратов. Интеллектуальные игры.
Игры со словами (анаграммы, ребусы, головоломки, загадки)
Логические задачи на раскрашивание.
Решение заданий конкурсов.
1 класс
Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; проведение обобщения на основе выделения существенного признака.
Выявление закономерности и её использование для выполнения задания; проведение классификации предметов по заданному признаку.
Несложные логические задачи на установление отношений между величинами; логические задачи, требующие рассуждений.
Овладение элементами конструкторских умений; использование игр для плоскостного моделирования «Восемь треугольников», «Танграм».
«Модулькурсы внеурочной деятельности»воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирова-ние у них навыков самообслуживающего труда
2 класс
Задания с лишними и недостающими данными.
Задания на проведение обобщения и классификации предметов; логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений.
Комбинаторные задачи.
Совершенствование элементов конструкторских умений, использование игр «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», кубики Б.П. Никитина.
«Модулькурсы внеурочной деятельности»развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
3 класс
Проведение анализа и выделение существенных свойств и признаков в математических отношениях.
Решение логических задач, требующих построения цепочки рассуждений.
Построение простейших умозаключений.
Комбинаторные задачи.
Использование игр для плоскостного и объёмного конструирования, составление простейших алгоритмов.
«Модуль курсы внеурочной деятельности» раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
4 класс
Развитие воображения и мышления на материале задач повышенной сложности и нестандартных задач.
Выполнение заданий, требующих цепочки логических рассуждений.
Классификация предметов на основе видовых и родовых понятий.
Конструирование заданных предметов и геометрических фигур на плоскости из заданного числа палочек.
Выполнение заданий на видоизменение построений из палочек.
Математические игры.
Комбинаторные задачи.
«Модуль курсы внеурочной деятельности» Передача школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Формы контроля
Создание каждым учеником данной группы портфолио.
Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах и т.п.
Ожидаемые результаты
Личностные
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные
регулятивные
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
познавательные
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
коммуникативные
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные
Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
Сформированность основ социально-критического мышления.
Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей.
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
Способность проводить математические рассуждения;
Способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
Способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
Умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
Умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
Умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
На уровне начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств и различия, определения общих признаков и составления классификации);
анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части);
синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
установление аналогий.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Основное содержание тематического плана по внеурочной деятельности подготовка призеров олимпиад
4 класс
№ п/п | Тематический блок, тема учебного занятия | Виды деятельности | Кол-во часов |
Приёмы и методы фантазирования | 11 | ||
Повторение изученных приёмов фантазирования «Увеличение-уменьшение», «Оживление-окаменение». | ИКТ | 1 | |
Приёмы фантазирования «Дробление-объединение», «Изменение свойств предметов». | 1 | ||
Приём фантазирования «Ускорение-замедление». | ИКТ | 1 | |
Приём фантазирования «Смещение во времени». | Проект.деят-ть | 1 | |
Обобщение по теме «Приёмы фантазирования». | 1 | ||
Метод «Снежного кома». | Проект.деят-ть | 1 | |
Методы «Золотой рыбки» и метод «Снежного кома». | 1 | ||
Методы «Фантастическое сложение» и «Произвольный префикс». | ИКТ | 1 | |
Метод «Фантастическое вычитание». Знакомство с методом «Робинзона Крузо». | 1 | ||
Практикум по использованию метода «Робинзона Крузо». | Исслед. деят-ть | 1 | |
Олимпиада № 1. | 1 | ||
Ресурсы | 2 | ||
Использование ресурсов при решении проблемных ситуаций. | ИКТ | 1 | |
Использование ресурсов при сочинении рассказов, стихов. | Проект.деят-ть | 1 | |
Системный оператор | 4 | ||
Повторение известных сведений о методе «Системный оператор». | ИКТ | 1 | |
Фантазирование при помощи метода «Системный оператор». | 1 | ||
Решение задач при помощи метода «Системный оператор». | Исслед. деят-ть | 1 | |
Повторение темы «Системный оператор». | Проект.деят-ть | 1 | |
Противоречия | 4 | ||
Углубление знаний о противоречиях | Проект.деят-ть | 1 | |
Повторение темы «Идеальный конечный результат» и знакомство с понятием «Физическоепротиворечие». | Исслед. деят-ть | 1 |
Решение задач. Приём «Разделение в пространстве». | Проект.деят-ть | 1 | |
Олимпиада № 2. | 1 | ||
Приёмы устранения технических противоречий | 13 | ||
Приёмы «Дробление», «Объединение», «Матрёшка», «Копирование», «Наоборот». | ИКТ | 1 | |
Знакомство с понятием и принципом «Переход в другое измерение». | Проект.деят-ть | 1 | |
Наклоны и поклоны. Опыты. | 1 | ||
Обратная сторона площади. | 1 | ||
Чудеса листа Мёбиуса. | Проект.деят-ть | 1 | |
Обобщение знаний о принципе «Переход в другое измерение». | Исслед. деят-ть | 1 | |
Знакомство с принципом «Обратить вред в пользу». | Проект.деят-ть | 1 | |
Применение принципа «Обратить вред в пользу». | 1 | ||
Использование гибких оболочек и тонких плёнок. | 1 | ||
Знакомство с принципами «Посредник» и «Самообслуживание». | Исслед. деят-ть | 1 | |
Знакомство с принципами «предварительного действия» и «заранее подложенной подушки». | 1 | ||
Обобщение по теме «Приёмы устранения противоречий». | Исслед. деят-ть | 1 | |
Олимпиада № 3. | 1 |
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности
подготовка призеров олимпиад
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |||
Повторение изученных приёмов фантазирования «Увеличение-уменьшение», «Оживление-окаменение». | 1 | 02.09 | ||
Приёмы фантазирования «Дробление-объединение», «Изменение свойств предметов». | 1 | 09.09 | ||
Приём фантазирования «Ускорение-замедление». | 1 | 16.09 | ||
Приём фантазирования «Смещение во времени». | 1 | 23.09 | ||
Обобщение по теме «Приёмы фантазирования». | 1 | 30.09 | ||
Метод «Снежного кома». | 1 | 07.10 | ||
Методы «Золотой рыбки» и метод «Снежного кома». | 1 | 14.10 | ||
Методы «Фантастическое сложение» и «Произвольный префикс». | 1 | 21.10 | ||
Метод «Фантастическое вычитание». Знакомство с методом «Робинзона Крузо». | 1 | 11.11 | ||
Практикум по использованию метода «Робинзона Крузо». | 1 | 18.11 | ||
Олимпиада № 1. | 1 | 25.11 | ||
Использование ресурсов при решении проблемных ситуаций. | 1 | 02.12 | ||
Использование ресурсов при сочинении рассказов, стихов. | 1 | 09.12 | ||
Повторение известных сведений о методе «Системный оператор». | 1 | 16.12 | ||
Фантазирование при помощи метода «Системный оператор». | 1 | 23.12 | ||
Решение задач при помощи метода «Системный оператор». | 1 | 13.01 | ||
Повторение темы «Системный оператор». | 1 | 20.01 | ||
Углубление знаний о противоречиях | 1 | 27.01 | ||
Повторение темы «Идеальный конечный результат» и знакомство с понятием «Физическоепротиворечие». | 1 | 03.02 | ||
Решение задач. Приём «Разделение в пространстве». | 1 | 10.02 | ||
Олимпиада № 2. | 1 | 17.02 | ||
Приёмы «Дробление», «Объединение», «Матрёшка», «Копирование», «Наоборот». | 1 | 24.02 | ||
Знакомство с понятием и принципом «Переход в другое измерение». | 1 | 02.03 | ||
Наклоны и поклоны. Опыты. | 1 | 09.03 | ||
Обратная сторона площади. | 1 | 16.03 |
Чудеса листа Мёбиуса. | 1 | 06.04 | ||
Обобщение знаний о принципе «Переход в другое измерение». | 1 | 13.04 | ||
Знакомство с принципом «Обратить вред в пользу». | 1 | 20.04 | ||
Применение принципа «Обратить вред в пользу». | 1 | 27.04 | ||
Использование гибких оболочек и тонких плёнок. | 1 | 04.05 | ||
Знакомство с принципами «Посредник» и «Самообслуживание». | 1 | 11.05 | ||
Знакомство с принципами «предварительного действия» и «заранее подложенной подушки». | 1 | 18.05 | ||
Обобщение по теме «Приёмы устранения противоречий». | 1 | 25.05 | ||
Олимпиада № 3. РЕЗЕРВ | 1 |
Информационно - методическое обеспечение
Литература для учителя:
1. В.Б.Крячко, Т.С.Широкова. ТРИЗ и РТВ. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради № 4 «Головастые – впереди!»,СПб, ООО «Лейла», 2006.
2.Дидактический материал. Приложение к книге: Широкова Т.С., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради N 3 "Мы все - головастые". В 2-х частях. 2005. - 73 детских рисунка.
3.Крячко В.Б., Широкова Т.С. Головастые – впереди! Рабочая тетрадь № 4 по элективному курсу «ТРИЗ и РТВ» - учебное пособие для учащихся 4 класса. СПб: ООО «Агентство «РДК - Принт», 2006. – 165 с.
4.Крячко В.Б., Пчёлкина Е.Л., Широкова Т.С. Программа курса «Развитие творческого воображения и ТРИЗ» 1, 2, 3, 4 классы. Сборник «Учителям о ТРИЗ», вып.6, 2008.
5.Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование (Федеральный государственный образовательный стандарт) Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения, 978-5-09-025705-3 2-е изд. – С. 3
9. Пчёлкина Е.Л., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения. Методическое пособие для учителей и воспитателей с использованием рабочей тетради №2 «Я сам - головастый». СПб, 2004, - 156 с.
10. Приложение к Методическому пособию – эскизы наглядных пособий
11. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Мы все - головастые. Рабочая тетрадь № 3 по элективному курсу "Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ" - учебное пособие для учащихся 3 класса в 2-х частях. Часть 1. СПб: ООО "Агенство "РДК-Принт",
2005. – 72 с.
12. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Мы все - головастые. Рабочая тетрадь № 3 по элективному курсу "Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ" - учебное пособие для учащихся 3 класса в 2-х частях. Часть 2. СПб: ООО "Агенство "РДК - Принт", 2005. - 80с.
13. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради N 3 "Мы все - головастые". В 2-х частях. Часть 1. СПб: ООО "Агенство "РДК-Принт", 2005. - 148с.
14. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради N 3 "Мы все - головастые". В 2-х частях. Часть 2. СПб: ООО "Агенство "РДК-Принт", 2006. -120 с.
Адреса сайтов:
Федеральный портал Российского образования
Каталог образовательных ресурсов "Школьный мир"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Полнотекстовая электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов
Справочно-информационный портал
http://www.niro.nnov.ru - сайт Нижегородского института развития образования
http://www.pspo.it.ru - учебный портал
http://rusobr.ru - всероссийский каталог образовательных ресурсов
http://www.it-n.ru - российская сеть творческих учителей.
http://allbest.ru/library.html - ОН-ЛАЙН библиотека для всех!
http://www.krugosvet.ru/ - энциклопедия, включающая в себя категории знаний: спорт, гуманитарные науки, история и мн. др.
5