Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю
Протокол № от «___»________ 2020 г. методист по УВР Директор МОУ СШ №29
Руководитель МО __________Н. П.Гаевая _________Е.С. Дьяченко ___________Е.В. Чернышова
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №29 Тракторозаводского района Волгограда»
Рабочая программа учебного курса по обществознанию
для 10 класса на 2020 – 2021 учебный год (68 часов)
Программы обучения - Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А.И. Матвеев «Обществознание, 10-11 классы, базовый уровень /Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание: 6-11 классы»/. – М.: Просвещение, 2018
Учебник-Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов и др., / под ред. Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2019.
Учитель: Силаева И. А.
Год составления – 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
- основной образовательной программы среднего общего образования
- авторской рабочей программы Л.Н. Боголюбова (Обществознание.. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская. - М.: Просвещение, 2018.)
Программа ориентирована на использование в образовательном процессе учебников:
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Л.Н.Боголюбови и др., / под ред. Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2019.
Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место учебного предмета в учебном плане:
«Обществознание» в средней школе является учебным предметом, который опирается на обществоведческую подготовку учащихся в основной школе. Программа учебного предмета «Обществознание» для среднего общего образования на базовом уровне рассчитана на 136 часов за 2 года обучения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание».
Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения учебного предмета «Обществознание»:
Личностными результатами выпускников старшей школы при изучении курса обществознания являются:
осознание значения постоянного личностного развития непрерывно-новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли;
мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и требованиях прав, отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мира.
Вклад изучения курса обществознания в формировании метапредметных результатов освоения основной образовательной программы состоит в:
умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные способности, устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом;
умении на основе изученных в курсе моделей реализации типичных социальных ролей решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённой социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определённой местности, члена общественного объединения и т. п. );
способности анализировать с опорой на полученные знания об общественных отношениях конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
ключевых навыках решения социальных проблем, работы с информацией, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;
готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определённого профиля;
ключевых компетентностях, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (обобщённые способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения, навыки работы с разными источниками социальной информации).
Предметные результаты на базовом уровне проявляются в знаниях, умениях, компетентностях, характеризующих качество (уровень) овладения обучающимися содержанием учебного предмета:
в понимании общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития, умение выявлять причинно -следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владении основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления окружающей социальной действительности;
опыте использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
умении извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать ее, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;
умении ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и суждения, оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию.
уважении ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении, основанные на изучении в курсе вопросов культуры и глобальных проблем современности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Критерии оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Используемые сокращения:
УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний;
УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений;
УКИЗ – урок комплексного использования знаний;
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;
УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний.
Используемая литература по курсу обществознания в 10 классе:
Учебно-методический комплекс по всему курсу «Обществознание»
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2019).
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество».— М., 2015.
Единый государственный экзамен 2020: Контрольные измерительные материалы Обществознание/А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Л. Н. Боголюбов и др.; Министерство образования РФ.— М., 2020.
Задания и тесты по обществознанию: 10 кл.— М., 2000.
Итоговая аттестация по обществознанию.— М., 2017.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 кл.— Ч. 1,— М., 2017.
Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию,— М., 2016.
Учебно-тренировочный материал для подготовки к Единому государственному экзамену: Обществознание.— М., 2019.
Человек и общество. Доп. материалы к учебнику.— М., 2019.
Обществознание: 10 кл./Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ю. Лазебниковой.— Ч. 1.— М., 2019.
Электронные ресурсы
http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
http://socio.rin.ru/
http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела. Тема урока | Кол-вочасов | Тип урока | Содержание предметного материала | Виды учебной деятельности | Информационно-методическое обеспечение | Планируемые результаты | Д/з | Дата | |||
предметные | УУД | план | факт | |||||||||
Раздел I. Человек в обществе (18 часов) | ||||||||||||
1-2 | Что такое общество | 2 | УИПЗЗ | Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе | Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных. Объяснять природу и характер общественных отношений. Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура». С помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы. | CD– диск | Знать смысл понятия Общество, взаимосвязь общества и природы Объяснить причинноследственные и функциональные связи изученных соц. объектов. Уметь давать характеристику изучаемому объекту, уметь сравнивать, сопоставлять объекты по указанным критериям. | Личностные УУД: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики Регулятивные: принимают Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; | § 1, задания, эссе «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» В.Г. Белинский |
3-4 | Общество как сложная система. | 2 | УКИЗ | Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. | Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества | CD– диск | Знать структуру общества и ее характерные особенности. Уметь раскрывать взаимное влияние сфер общественной жизни; давать системный анализ общества; давать характеристику социальному институту - образование по предложенному плану. | Личностные УУД: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; Регулятивные: принимают Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию | § 2, вопросы и задания к параграфу | |||
5-6 | Динамика общественного развития | 2 | УКИЗ | Многовариантность общественного развития. Проблема общественного прогресса | Раскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс» и конкретизировать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глобализации. | CD– диск | Знать Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Личностные УУД: осознание противоречий общественного развития, глобальных проблем человечества; Регулятивные: принимают Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, | § 3, документ к параграфу, вопросы к документу, вопросы для самопроверки. | |||
7-8 | Социальная сущность человека | 2 | УКИЗ | Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Социальное и гуманитарное знание. | Описывать современные представления о природе человека и конкретизировать фактами социальной жизни её проявления. Характеризовать человека как личность. Раскрывать сущность процессов самосознания и самореализации. С опорой на личный опыт называть и конкретизировать примерами ориентиры достижения жизненного успеха | CD– диск | Знать - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Личностные УУД: осознание значимости проблемы сущности человека как ключевой в курсе обществознания; формирование современных представлений о сущности человека; Регулятивные: принимают Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; | § 4. учебник конспект |
9-10 | Деятельность — способ существования людей | 2 | УКИЗ | Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. | Раскрывать смысл понятий «потребности» и «деятельность». Описывать представления о потребностях человека, подходы к их классификации. Характеризовать и конкретизировать примерами, фактами, ситуациями сущность деятельности, её мотивы и многообразие. | CD– диск | Знать: деятельность, виды деятельности самоопределение личности. Уметь строить выступление на основе плана. Знать: Сознание и деятельность. Самосознание и самореализа¬ция. Уметь Доказывать свою точку зрения. работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения жизни связано возникновение и развитие человека в обществе | Личностные УУД: осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста; понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни; Регулятивные: принимают Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; | § 5 | |||
11-12 | Познавательная и коммуникативная деятельность. | 2 | УКИЗ | Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. | Излагать сущность различных подходов к вопросу познаваемости мира. Выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать её. Раскрывать смысл понятия «истина». Характеризовать формы познания, критерии истины, виды знаний. Описывать особенности научного познания, его уровни и соответствующие им методы. Объяснять связь и взаимопроникаемость социального и гуманитарного знания. Перечислять и иллюстрировать примерами особенности социального познания. Исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя | CD– диск | Знать: деятельность, структура деятельности. Уметь делать выводы, полученные в результате наблюдений. Сравнивать различные социальные объекты | Личностные УУД: постижение принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций; освоение основ саморазвития, готовности и способности к самостоятельной, творческой деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.); формирование готовности и способности к образованию и самообразованию; осмысление сознательного отношения к непрерывному образованию; Регулятивные: принимают Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; | §6 |
13-14 | Свобода и необходимость в деятельности человека. | 2 | УКИЗ | Свобода и произвол. Свободное общество Свобода и ответственность | Излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество». Описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. Выявлять основания свободного выбора. Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом. Характеризовать свободное общество | CD– диск | Знать: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество Уметь формулировать и высказывать собственные суждения. Знать: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество Уметь формулировать и высказывать собственные суждения. | Личностные УУД: осмысление своего места в жизни общества, своих взаимоотношений с окружающей действительностью; осознание необходимости саморазвития, готовности и способности к самостоятельной, творческой деятельности Регулятивные: принимают Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; | §7 | |||
15-16 | Современное общество. | 2 | УКИЗ | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | Называть и иллюстрировать примерами противоречия глобализации. Раскрывать понятия «информация», «информатизация», «информационное общество». Описывать единое мировое информационное пространство. Излагать различные подходы к вопросу регулирования глобальных информационных потоков. Характеризовать информационную экономику современного общества. | CD– диск | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Знать, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Личностные УУД: осознание значимости получения современного образования, овладения ИКТ-компетенциями; формирование культуры поведения в современном информационном пространстве; осознание требований к выбору профессии в современном обществе; формирование стратегий самостоятельной будущей деятельности; Регулятивные: принимают Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Сообщения, таблица §8 |
17 | Глобальная угроза международного терроризма. | 1 | УКИЗ | Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | Раскрывать понятие «международный терроризм». Устанавливать связь международного терроризма с процессом глобализации и научно-техническим прогрессом. Характеризовать идеологические основы террористической деятельности. Объяснять особую опасность международного терроризма, обосновывать необходимость борьбы с ним. Описывать антитеррористическую деятельность международного сообщества | CD– диск | Знать, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Личностные УУД: сформированность гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества Регулятивные: принимают Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Устный опрос §9 учебник Сообщения, таблица §9 | |||
18 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество». | 1 | УПОКЗ | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество». | Раскрывать основные понятие раздела | CD– диск | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество» Умение работать с заданиями теста Умение показать уровень освоения материала. | Личностные УУД: Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека. Регулятивные: принимают Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию | Термины.Проверочная работа в форме теста по теме | |||
Раздел II. Общество как мир культуры (16 ч) | ||||||||||||
19-20 | Духовная культура общества | 2 | УИПЗЗ | Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио-нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. | Раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «духовная культура». Описывать основные духовные ценности. Характеризовать институты культуры и их функции. Распознавать формы культуры по их признакам. | CD– диск | Знать: -сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере. Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, | Личностные: оcознание значимости нравственного поведения на основе усвоения духовных ценностей Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; логические – осуществляют Регулятивные: принимают | §10 |
21-22 | Духовный мир личности | 2 | УЗЗВУ | Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. | ;Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение». Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере нравственности. Характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека. Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутреннего мира личности. Показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека. Классифицировать типы мировоззрения. Иллюстрировать проявления патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях социальной жизни | CD – диск | Знать: -сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере. -сравнивать мораль и нравственность решать познавательные и проблемные задачи. Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ | Личностные:осознание необходимости развития пространства духовной жизни личности как условия её становления и проявления неповторимой самобытности и индивидуальности; формирование осознанно-уважительного, толерантного отношения к другому человеку, его духовному миру и системе ценностей; Коммуникативные: вступать в речевое общение, работать с книгой; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности Познавательные: приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений устанавливают причинно-следственные логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и сохраняют учебную задачу; | §11 | |||
23-24 | Мораль | 2 | УЗЗВУ | Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло главные понятия этики. Критерии морального поведения. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. | Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности». Называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку конкретных поступков людей и их отношений. Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор | CD - диск | Знать: Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло главные понятия этики. Критерии морального поведения. Уметь: отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания | Личностные: осознание важности моральных факторов в жизнедеятельности общества и личности; навыки грамотного обсуждения проблем нравственного сознания и нравственного поведения; позиция социально обоснованной оценки нравственных ситуаций и коллизий во взаимоотношениях со сверстниками в учебном коллективе, в неформальных отношениях, а также с родителями и старшими; Познавательные: умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей Коммуникативные: понимание значения коммуникации в межличностном общении; Регулятивные: знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, отношения к собственным поступкам | §12 |
25-26 | Наука и образование | 2 | УЗЗВУ | Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. | Раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования. Описывать особенности науки и образования в современном обществе, иллюстрировать их примерами. Объяснять социальный смысл моральных требований к научному труду. Выявлять связь науки и образования. Характеризовать ступени и уровни образовательной подготовки в системе образования Российской Федерации. . | CD – диск | Знать: -сущность структуры и роль образования в современном обществе, элементы образовательной системы РФ -отличительные черты науки, ее возрастающую роль в жизни общества. Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, | Личностные: осознание личностной значимости образования; представление о возможностях получения образования в РФ; понимание ценности научного знания и необходимости развития науки в нашей стране и мире в целом Познавательные: относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; Коммуникативные: знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; Регулятивные: понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; | §13 | |||
27-28 | Религия и религиозные организации | 2 | УЗЗВУ | Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное сознание». Характеризовать религию как форму культуры, особенности церкви как социального института. Сравнивать светское и религиозное сознание. Различать мировые и национальные религии. Иллюстрировать примерами многообразие исторически сложившихся религиозно-нравственных систем. Описывать отношения государства и религии в РФ. Выявлять влияние религиозных объединений на общественную жизнь. Анализировать факторы, угрожающие межрелигиозному миру и согласию. Объяснять смысл и значение свободы совести для развития человека и общества. | CD– диск | Знать: -сущность религиозных представлений о мире и обществе, характерные черты религиозной веры. - выделять основную мысль в тексте учебника; - отстаивать свою точку зрения Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, | Личностные: приобретение и развитие навыков аналитической деятельности, позволяющих теоретически корректно и обоснованно обсуждать феномены религии как закономерно обусловленные результаты духовной деятельности человечества на различных этапах его эволюции; Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | §14 |
29-30 | Искусство | 2 | УЗЗВУ | Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. | Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. Перечислять и конкретизировать фактами духовной жизни жанры искусства. Показывать на конкретных примерах особенности современного искусства | CD– диск | Знать: -сущность понятия «искусства», виды искусства Уметь: сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания | Личностные: осознание ценности и возможностей искусства как способа познания окружающего мира и человека; принятие толерантного отношения к проявлениям иного взгляда на мир, иных художественных вкусов; Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | §15 | |||
31-32 | Массовая культура. | 2 | УЗЗВУ | Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления | Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества. Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры. Раскрывать смысл понятия «средства массовой информации». Описывать СМИ и их функции. Объяснять роль СМИ в условиях глобализации мира. Излагать различные подходы к оценке массовой культуры как общественного явления | CD - диск | Знать: -сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере. - выделять основную мысль в тексте учебника; - отстаивать свою точку зрения Уметь: высказывать собственную точку зрения сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания | Личностные: — понимание необходимости личностного саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов; представление о необходимости эстетического образования; Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. | §16 |
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Культура» | 1 | УОСЗ | Обобщение и систематизация знаний по теме «Культура» | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. | CD - диск | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Личностные: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. | гл.2 | |||
34 | Повторение по теме «Духовная жизнь общества» | 1 | УПОКЗ | Защита проектных работ | Защита проектных работ | CD - диск | Проектная работа. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Личностные: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. | Защита проектных работ | |||
Раздел III. Правовое регулирование общественных отношений (31 ч) | ||||||||||||
35-36 | Современные подходы к пониманию права | 2 | УИПЗЗ | Понятие нормы права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права Правоотношения и субъекты права. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. | Излагать различные подходы к пониманию права. Выявлять достоинства и недостатки естественно-правового и нормативного подходов. Характеризовать особенности естественного права. Перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека. Объяснять взаимосвязь естественного и позитивного права. Раскрывать гуманистический смысл естественного права | CD– диск | Знать. Понятие нормы права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права Правоотношения и субъекты права. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | Личностные осознание ценностных ориентиров и установок, основанных на нормах права; умение выделять правовой аспект поведения; умение соотносить собственные поступки с принятыми правовыми нормами; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение инфор- | §18 |
37-38 | Право в системе социальных норм | 2 | УЗЗВУ | Социальные права. Социальная политика государства. Меры социальной поддержки. Право на социальное обеспечение. Медицинское и социальное страхование | Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «отрасль права», «институт права». Различать понятия «право» и «закон», иллюстрировать различия права и закона на примерах. Сопоставлять право с другими социальными нормами. Перечислять признаки, объединяющие различные социальные регуляторы, и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм. Классифицировать нормы и отрасли права. Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые. Выявлять отличие института права от отрасли права. Конкретизировать примерами понятие «институт права» | CD– диск | Знать. Социальные права. Социальная политика государства. Меры социальной поддержки. Право на социальное обеспечение. Медицинское и социальное страхование. Жилищные правоотношения. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | Личностные: осознание ценностных ориентиров и установок, основанных на нормах права и морали; мотивированность к исполнению правовых и нравственных норм; Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других т.з. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. | §19 | |||
39-40 | Источники права | 2 | УЗЗВУ | Законотворческий процесс в Российской Федерации. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов (законы, указы, постановления). Иерархия нормативно-правовых актов | Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива». Называть и характеризовать источники российского права. Иллюстрировать примерами различные источники права. Выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками. Различать юридическую силу различных видов нормативных актов, выстраивать их иерархию. Называть предметы ведения РФ, субъектов РФ и их совместного ведения. Описывать законотворческий процесс, его стадии, особенности принятия конституционных законов. Перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции | CD– диск | Знать: Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов (законы, указы, постановления). Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | Личностные: осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок;: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют логические – строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | §19 |
41-42 | Правоотношения и правонарушения | 2 | УКИЗ | Административные правоотношения. Уголовно-правовые отношения. | Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «правомерное поведение», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Характеризовать правомерное поведение, описывать его виды. Перечислять и конкретизировать фактами социальной жизни признаки правонарушения. Выявлять специфику преступления как вида правонарушения. Называть признаки юридической ответственности и её основные виды | CD– диск | Знать: Административное правонарушение. Признаки виды административных правонарушений. Виды административных наказаний. Субъекты применения взысканий. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | Личностные: формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего сущность правоотношений и правонарушений, строящего своё поведение в соответствии с правовыми нормами; Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Познавательные: определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение | §20 | |||
43-44 | Предпосылки правомерного поведения | 2 | УОСЗ | Правонарушения и юридическая ответственность Правовая культура | формирование приверженности ценностям, закреплённым Конституцией РФ, разъясняя учащимся, что предпосылкой правомерного поведения служат пони - мание людьми справедливости и пользы правовых установок, социальная зрелость и юридическая грамотность; | CD– диск | Давать определение понятиям: правонарушения;Признаки и виды правонарушений;Понятие и виды юридической ответственности;Презумпция невиновности. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | Личностные: формирование гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, .Познавательные: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать Коммуникативные: владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | §21 |
45 | Гражданин Российской Федерации | 1 | УОСЗ | Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. | Раскрывать смысл понятия «гражданство». Называть основания приобретения гражданства в РФ. Различать понятия «права человека» и «права гражданина». Перечислять конституционные обязанности гражданина РФ. Характеризовать воинскую обязанность, возможности альтернативной гражданской службы, права и обязанности налогоплательщиков. Обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями, иллюстрировать эту взаимосвязь примерами. Выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения | CD– диск | Знать. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | Личностные:развитие российской гражданской идентичности, патриотизма, осознание гражданства как правовой связи с государством, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов Познавательные: анализировать, делать выводы, Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | §22 | |||
46 | Права и свободы человека и гражданина. | 1 | УЗЗВУ | Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. | систематизировать знания об объектах гражданских правоотношений и их содержании | CD– диск | Знать. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав и свобод ребенка. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | Личностные: Осознавать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания; понимают позицию партнера, вступают в коллективное учебное сотрудничество Регулятивные: осуществляют самостоятельный контроль; анализируют эмоциональное состояние Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; определяют познавательные задачи; осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепь рассуждений; анализируют объекты, выделяют главное; проводят сравнение, устанавливают связи. | §22 |
47-48 | Гражданское право | 2 | УОСЗ | Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имуще¬ственные права. Право на интеллектуальную собственность. . Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотношения», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица», «гражданская дееспособность». Называть участников гражданских правоотношений. | CD– диск | Знать: Гражданские правоотношения. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | Личностные: сформированность гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности; Познавательные: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | §23 | |||
49-50 | Семейное право | 2 | УОСЗ | Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. | Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений. Называть необходимые условия заключения брака и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ. Объяснять причины имеющихся ограничений для заключения брака. Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей | CD– диск | Знать: Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Брак и развод, неполная семья. Порядок и условия заключения брака. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | Личностные: осознание значимости правового регулирования семейных отношений; понимание важности юридического оформления брака; Познавательные: общеучебные – умеют решать практические задачи; составлять алгоритм своих действий; пользоваться дополнительной информацией; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | §24 |
51-52 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | 2 | УОСЗ | Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, зак-лючение и расторжение трудового договора. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус работника. | Раскрывать смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение». Описывать особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права. Описывать возможности получения профессионального образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. | CD– диск | Знать: Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус работника. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | Личностные: осознание значимости выбора будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; Познавательные: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, СМИ, энциклопедиями, интернет-ресурсами. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование Регулятивные: учитывают | §25 | |||
53-54 | Экологическое право. | 2 | УОСЗ | Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. | Раскрывать смысл понятий «экологические отношения», «благоприятная окружающая среда», «экологическое правонарушение». Выявлять специфику экологических отношений. Описывать структуру экологического права. Перечислять объекты экологического права и основные экологические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. Характеризовать способы защиты экологических прав. | CD– диск | Знать: Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | Личностные: гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего своё право на благоприятную экологическую среду, Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике, находят и выделяют необходимую информацию для выполнения заданий; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных Регулятивные: планируют | §26 |
55-56 | Процессуальные отрасли права | 2 | УОСЗ | Законотворческий процесс в Российской Федерации. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. | Раскрывать смысл понятий «процессуальное право», «судопроизводство», «гражданский процесс», «уголовный процесс», «административная юрисдикция», «конституционное судопроизводство». Описывать основные принципы гражданского и уголовного судопроизводства, стадии конституционного производства. Называть законодательные акты, представляющие правила гражданского, уголовного, конституционного судопроизводства. . | CD– диск | Знать. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | Личностные: осознание ценностных ориентиров, основанных на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; понимание положительной роли суда как института, стоящего на страже прав и свобод; Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; | §27 | |||
57-58 | Конституционное судопроизводство | 2 | УЗЗВУ | Конституция РФ. Конституционное судопроизводство. | разъяснить роль и назначение Конституционного суда Российской Федерации в системе судов; узнать о стадиях конституционного судопроизводства, выделить основные ситуации, при которых граждане имеют право обращаться в Конституционный суд РФ; установить тенденции развития судебной системы Российской Федерации в целом и Конституционного суда в частности; | CD– диск | Знать. Конституция как основной закон РФ, ее структура. Отличие Конституции от остальных законов страны. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | Личностные: осознание ценностных ориентиров, основанных на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; понимание роли Конституционного суда как института, стоящего на страже прав и свобод Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания Коммуникативные: обмени- Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | §28 |
59-60 | Международная защита прав человека. | 2 | УКИЗ | Международная защита прав человека. Международная сис¬тема защиты прав человека в условиях мирного времени. | Характеризовать функции и полномочия ООН и её структурных подразделений в области прав человека. Описывать структуру и компетенции организаций, защищающих права человека в рамках Совета Европы. Перечислять международные соглашения по вопросам защиты прав человека. Объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод. Называть виды международных преступлений. Выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение международных преступлений. | CD– диск | Знать: Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | Личностные: осознание ценности прав и свобод человека и необходимости их защиты; — представление о механизмах международной защиты прав человека; Познавательные: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала конечного результата устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | §29 | |||
61-62 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | 2 | УКИЗ | Структура и функции правоохранительных органов РФ. Судебная система РФ. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. | Характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму. Называть и конкретизировать основные направления деятельности Национального антитеррористического комитета. Раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму | CD– диск | Знать: Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | Личностные: осознание неприемлемости любых форм и проявлений террористической деятельности; Познавательные: общеучебные – привлекают информацию, полученную логические – осуществляют Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | §30 |
63 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Право». | 1 | УОСЗ | Обобщение и систематизация знаний по теме «Право». | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. | CD– диск | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Личностные: Понимают Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Познавательные: умение оздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | Повторение гл.3 | |||
64-65 | Человек в XXI в. | 2 | УПОКЗ | Обобщение и систематизация знаний | Описывать влияние ускорения социально-экономического развития на глобальные проблемы современного общества. Перечислять факторы, определяющие особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе. Объяснять значимость формирования информационной культуры и информационной компетентности. Называть позитивные и негативные стороны влияния на общество современных средств коммуникации | CD– диск | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Личностные: Понимают Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Познавательные: умение оздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | повторение | |||
Итоговое повторение (3 часа) | ||||||||||||
66 | Итоговое повторение по курсу «Обществознание» в 10 классе | 1 | УОСЗ | Обобщение и систематизация знаний за курс 10 класса | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | CD– диск | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Личностные: Понимают Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | повторение |
67 | Контрольное тестирование | 1 | УПОКЗ | Решение КИМ по курсу «Обществознание» | Провести диагностику результатов обучения в 10 классе. Подвести итоги учебной работы за год. | CD– диск | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Личностные: Понимают Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Познавательные: умение оздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | повторение | |||
68 | Заключительный урок | 1 |