Приложениек основной образовательной программеначального общего образования,утвержденнойприказомпо школе
от31.08.2022 г.№500
РАБОЧАЯПРОГРАММА
учебногопредмета
"Русскийязык народном языке "
для 4 Д класса
учителя:
Кругленя Альвиры Шакридтиновны
2022-2023учебный год
ПрограммаразработананаосновеФедеральногогосударственногообразовательногостандартаначальногообщегообразования,Концепциидуховно-нравственногоразвитияивоспитанияличностигражданинаРоссии,планируемыхрезультатовначальногообщегообразования,сучетомПримерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы по русскому языку для 1 - 4 классов Александровой О.М., ВербицкойЛ.А.,БогдановаС.И., Кузнецовой М.И,Петленко,Л.В.,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Наизучениеучебногопредмета«Русскийязык»в4классеотводят17ч(1чвнеделю)
Изучение предмета «Русский родной язык» в 4 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии стребованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даётпредставление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативнымиучебнымидействиямиовладеют обучающиесявходе освоениясодержанияучебного предмета «Русскийродной язык»в4 классе.
формированиеуребёнкаценностных ориентироввобластиязыкознания;
воспитаниеуважительногоотношенияктворчествукаксвоему,такидругихлюдей;
развитиесамостоятельностивпоискерешенияразличныхречевыхзадач;
формированиедуховныхиэстетическихпотребностей;
воспитаниеготовностикотстаиваниюсвоегомнения;
отработканавыковсамостоятельнойигрупповойработы.
Проговариватьпоследовательностьдействийнауроке.
Учитьсяработатьпопредложенномуучителемплану.
Учитьсяотличатьверновыполненноезаданиеотневерного.
Учитьсясовместносучителемидругимиученикамидаватьэмоциональнуюоценкудеятельностиклассанауроке.Основойдляформированияэтихдействий служитсоблюдениетехнологииоцениванияобразовательныхдостижений.
Ориентироватьсявсвоейсистемезнаний:отличатьновоеотужеизвестногоспомощьюучителя.
Делатьпредварительныйотбористочниковинформации:ориентироватьсявучебнике(наразвороте,воглавлении,всловаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную науроках.
Перерабатыватьполученнуюинформацию:делатьвыводыврезультатесовместнойработывсегокласса.
Уметьдонестисвоюпозициюдособеседника;
Уметьоформитьсвоюмысльвустнойиписьменнойформе(науровнеодногопредложенияилинебольшоготекста).
Уметьслушатьипониматьвысказываниясобеседников.
Уметьвыразительночитатьипересказыватьсодержаниетекста.
Учитьсясогласованноработатьвгруппе:а)учитьсяпланироватьработувгруппе;б)учитьсяраспределятьработумеждуучастникамипроекта;в)пониматьобщуюзадачу проектаиточновыполнятьсвоючастьработы;г)уметьвыполнятьразличныероливгруппе(лидера, исполнителя, критика).
Обучающиесябудутзнать:
изобразительно-выразительныесредстваязыка:метафора,антонимы,синонимы,пословицы,загадки,фразеологизмы;
типытекстов:рассуждение,повествование,описание;
стилиречи:разговорныйикнижный(художественныйинаучный);
структурутекстарассуждения
распознаватьипониматьзначениеустаревшихсловпоуказаннойтематике;
использоватьсловарныестатьидляопределениялексическогозначенияслова;
пониматьзначениерусскихпословиципоговорок,связанныхсизученнымитемами;
произноситьсловасправильнымударением(врамкахизученного);
определятьтемутекстаиосновнуюмысль;
распознаватьтипытекстов;
устанавливатьсвязьпредложенийвтексте;
выделятьмногозначныеслова,фразеологизмывтексте;
определятьграмматическиезначениязаимствованныхслов;
строитьсловообразовательныецепочки.
Раздел1.Русский язык:прошлоеинастоящее(6ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные собучением.
Слова,называющиеродственныеотношения(например,матушка,батюшка,братец,сестрица,мачеха,падчерица).
Пословицы,поговоркиифразеологизмы,возникновениекоторыхсвязаноскачествами,чувствамилюдей,сучением,сродственнымиотношениями,
занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов.Сравнениефразеологизмов, имеющих вразных языкахобщийсмысл, норазличную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.Лексика,заимствованнаярусскимязыком изязыковнародовРоссииимира.Русские словавязыкахдругихнародов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнениетолкованийсловвсловаре В. И. Даля исовременном толковом словаре.
Русскиесловавязыкахдругих народов.
Какправильнопроизноситьслова(пропедевтическаяработапопредупреждениюошибоквпроизношениисловвречи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).Наблюдениезасинонимиейсинтаксических конструкцийнауровнесловосочетанийипредложений(напропедевтическомуровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформлениятекста.
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.Особенностиозаглавливаниясообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменениемлица.
Созданиетекстакакрезультатасобственнойисследовательскойдеятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактированиепредложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.Практическийопыт использованияучебных словарей впроцессе редактированиятекста.
Синонимияречевыхформул(напрактическомуровне).
№п/п | Наименованиеразделовитем | Основныевидыучебнойдеятельности | Содержаниевоспитания. | Всегочасов | Количество часов | |
теоретическ ие | практическ ие | |||||
1. | Русский язык:прошлое инастоящее | распознаватьсловаснационально-культурнымкомпонентом значения (лексика, связанная сособенностями мировосприятия и отношениймеждулюдьми;с качествамиичувствами людей; родственными отношениями);распознаватьрусскиетрадиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения впроизведениях устного народного творчестваи произведениях детской художественнойлитературы; осознавать уместность употребления эпитетови сравненийвречи; использовать словарные статьи учебногопособия для определения лексическогозначенияслова; понимать значение русских пословиц ипоговорок, связанных с изученными темами;понимать значение фразеологическихоборотов, связанных с изученными темами;осознаватьуместность ихупотребленияв современных ситуациях речевого общения;использоватьсобственныйсловарныйзапас для свободного выражения мыслей и чувств народном языке адекватно ситуации и стилюобщения; |
пробуждение познавательного интереса к языку,стремлениясовершенствовать своюречь.
ориентированноговзгляданамирвегоорганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур ирелигий; 6.Воспитаниеуважительногоотношениякиному | 6 | 6 |
мнению, истории и культуре других народов;7.Воспитаниеи освоение социальной ролиобучающегося,развитиемотивовучебной деятельности и формирование личностного смыслаучения;
ответственности за свои поступки, в том числе винформационной деятельности, на основепредставлений о нравственных нормах, социальнойсправедливости исвободе;
доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;
умения не создавать конфликтов и находить выходыизспорных ситуаций. | ||||||
2. | Языквдействии | соотносить собственную и чужую речь снормамисовременного русского литературного языка (в рамках изученного);соблюдатьна письмеи вустнойречинормы современного русского литературного языка (врамкахизученного); произносить слова с правильным ударением (врамкахизученного); выбирать из нескольких возможных слов тослово, которое наиболее точно соответствуетобозначаемому предмету или явлениюреальнойдействительности; проводить синонимические замены с учётомособенностейтекста; заменятьсинонимическимиконструкциями |
сознательного отношения к нему как явлениюкультуры; осмысление родного языка как основногосредства общения, средства получения знаний вразных сферах человеческой деятельности, средстваосвоения морально-этических норм, принятых вобществе;
| 4 | 3 | 1 |
отдельные глаголы, у которых нет формы 1-голицаединственногочисла настоящегои будущеговремени; выявлять и исправлять в устной речитипичные грамматические ошибки, связанныеснарушением согласованияимени существительного и имени прилагательного вчисле, роде, падеже; с нарушениемкоординации подлежащего и сказуемого вчисле‚ роде (если сказуемое выраженоглаголомвформепрошедшего времени); соблюдать изученные пунктуационные нормыпризаписи собственноготекста; пользоваться учебными толковыми словарямидля определения лексического значения слова;пользоваться орфографическим словарём дляопределения нормативного написания слов;пользоватьсяучебнымэтимологическим словарёмдляуточненияпроисхожденияслова; | пробуждение познавательного интереса к языку,стремлениясовершенствовать своюречь. 4.Воспитание основ российской гражданскойидентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России, осознание своейэтнической и национальной принадлежности;формирование ценностей многонациональногороссийского общества; становление гуманистическихи демократических ценностных ориентаций;5.Воспитаниецелостного, социально ориентированноговзгляданамирвегоорганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур ирелигий; 6.Воспитаниеуважительного отношения к иномумнению, истории и культуре других народов;7.Воспитаниеиосвоениесоциальнойроли обучающегося,развитиемотивовучебной деятельности и формирование личностного смыслаучения;
ответственности за свои поступки, в том числе винформационной деятельности, на основепредставлений о нравственных нормах, социальнойсправедливости исвободе;
доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;
изспорныхситуаций. |
3. | Секреты речи итекста | различать этикетные формы обращения вофициальной и неофициальной речевойситуации; владеть правилами корректного речевогоповедениявходедиалога; использоватькоммуникативныеприёмы устного общения: убеждение, уговаривание,похвалу, просьбу, извинение, поздравление;использовать в речи языковые средства длясвободного выражения мыслей и чувств народном языке адекватно ситуации общения;владеть различными приёмами слушаниянаучно-познавательных и художественныхтекстовобисторииязыкаи окультуре русскогонарода; анализировать информацию прочитанного ипрослушанноготекста: отделятьглавные факты от второстепенных, выделять наиболеесущественныефакты, устанавливать логическуюсвязьмеждуфактами; составлять план текста, не разделённого наабзацы; пересказыватьтекстсизменениемлица; создавать тексты-повествования о посещениимузеев, об участии в народных праздниках, обучастии в мастер-классах, связанных снароднымипромыслами; оценивать устные и письменные речевыевысказывания с точки зрения точного,уместногои выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с цельюисправления речевых ошибок или с цельюболееточнойпередачисмысла; соотносить части прочитанного илипрослушанноготекста:устанавливать |
сознательного отношения к нему как явлениюкультуры; осмысление родного языка как основногосредства общения, средства получения знаний вразных сферах человеческой деятельности, средстваосвоения морально-этических норм, принятых вобществе;
пробуждение познавательного интереса к языку,стремлениясовершенствовать своюречь.
ориентированноговзгляданамирвегоорганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур ирелигий; 6.Воспитаниеуважительного отношения к иномумнению, истории и культуре других народов;7.Воспитаниеи освоениесоциальнойроли обучающегося,развитиемотивовучебной деятельности и формирование личностного смыслаучения; 8.Воспитаниесамостоятельностии личной | 7 | 6 | 1 |
причинно-следственные отношения этихчастей, логические связи между абзацамитекста; приводитьобъяснениязаголовкатекста. | ответственности за свои поступки, в том числе винформационной деятельности, на основепредставлений о нравственных нормах, социальнойсправедливости исвободе;
доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;
умения не создавать конфликтов и находить выходыизспорных ситуаций. | |||||
4. | Итого | 17 | 15 | 2 |
Календарно-тематическоепланированиепредмета«Русскийроднойязык»,4класс
(1часвнеделю,всего17часов),авторы:О.М.Александрова,М.И.Кузнецова,Л.В.Петленко,В.Ю. Романова, Л. А. Рябинина,О. В. Соколова.
№п/п | Дата проведения | Темаурока | Элементы содержанияОсновныепонятия. | Характеристикадеятельностиучащихся | |
Поплану | Фактически | ||||
Русскийязык:прошлоеинастоящее (6ч) | |||||
1 | 02.09 | 02.09 | Не стыдно не знать,стыднонеучиться | Слова,связанные собучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы,возникновениекоторыхсвязаносучением | Уметьраспознаватьвтекстенезнакомыеслова,определятьихзначениепотолковомусловарю.Находить среди других слов, впредложении,текстесинонимы,антонимы,омонимы,фразеологизмы. Использоватьприобретенныезнанияиумения;соблюдатьизученныенормыорфографиии пунктуации. Уметьдонестисвоюпозициюдособеседника; Уметьоформитьсвоюмысльвустнойиписьменнойформе(науровнеодногопредложенияилинебольшого текста). Уметьслушатьипониматьвысказываниясобеседников. |
2 | 09.09 | 09.09 | Вся семья вместе, так идуша на месте | Слова,называющиеродственныеот- ношения (матушка, батюшка, братец, сестрица,мачеха,падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы,возникновение которых связано с качествами,чувствами людей, с родственнымиотношениями | |
3 | 16.09 | 16.09 | Красна сказка складом, апесня— ладом | Русские традиционные эпитеты:уточнениезначений,наблюдениезаиспользованиемвпроизведениях фольклора и художественной литературы.Слова, связанные с качествами и чувствамилюдей(добросердечный,благодарный, доброжелательный,бескорыстный) | Уметьраспознаватьвтекстенезнакомые слова, определять их значение по толковомусловарю.Находить среди других слов, впредложении, тексте синонимы, антонимы,омонимы,фразеологизмы. Использоватьприобретенные знания иумения; соблюдать изученные нормыорфографиии пунктуации. Уметьдонестисвоюпозициюдо собеседника; |
4 | 23.09 | 23.09 | Красна сказка складом, апесня— ладом | Русские традиционные эпитеты:уточнениезначений,наблюдениезаиспользованиемвпроизведениях фольклораихудожественнойлитературы. |
Слова, связанные с качествами и чувствамилюдей(добросердечный,благодарный, доброжелательный,бескорыстный) | Уметьоформитьсвоюмысльвустнойиписьменнойформе(науровнеодногопредложенияилинебольшого текста). Уметь слушать и понимать высказываниясобеседников. | ||||
5 | 30.09 | 30.09 | Красноесловцонеложь | Пословицы, поговорки и фразеологизмы,возникновение которых связано с качествами,чувствамилюдей | Уметьраспознаватьвтекстенезнакомые слова, определять их значение по толковомусловарю. Находить среди других слов, в предложении,тексте синонимы, антонимы, омонимы,фразеологизмы. Использоватьприобретенные знания иумения; соблюдать изученные нормыорфографиии пунктуации. Уметьдонестисвоюпозициюдособеседника; Уметь оформить свою мысль в устной иписьменной форме (на уровне одногопредложенияилинебольшоготекста). Уметь слушать и понимать высказываниясобеседников. |
6 | 07.10 | 07.10 | Язык языкувесть подаёт | Лексика, заимствованная русскимязыком из языков народов Россииимира.Русскиесловавязыках других народов | Уметьраспознаватьвтекстенезнакомыеслова,определятьихзначениепотолковомусловарю.Находить среди других слов, впредложении,текстесинонимы,антонимы,омонимы,фразеологизмы. Использоватьприобретенные знания иумения; соблюдать изученные нормыорфографиии пунктуации. Уметьдонестисвоюпозициюдособеседника; Уметьоформитьсвоюмысльвустнойи |
письменнойформе(науровнеодногопредложенияилинебольшого текста). Уметь слушать и понимать высказываниясобеседников. | ||||||
Язык вдействии(4ч) | ||||||
7 | 14.10 | 14.10 | Трудно ли образовывать формыглагола? | Трудные случаи образования формы1-голица единственногочисла на- стоящего и будущего времени глаголов(напропедевтическомуровне) | Использоватьприобретенные знания иумения; соблюдать изученные нормыорфографиии пунктуации. Уметь донести свою позицию до собеседника;Уметьоформитьсвоюмысльвустнойиписьменнойформе(науровнеодного предложенияилинебольшоготекста). Уметь слушать и понимать высказываниясобеседников. | |
8 | 21.10 | 21.10 | Можно ли об одном и том жесказатьпо-разному? | Наблюдениезасинонимией синтаксических конструкций на уровнесловосочетаний и предложений (напропедевтическомуровне) | Использоватьприобретенные знания иумения; соблюдать изученные нормыорфографиии пунктуации. Уметь донести свою позицию до собеседника;Уметьоформитьсвоюмысльвустнойиписьменнойформе(науровнеодного предложенияилинебольшоготекста). Уметь слушать и понимать высказываниясобеседников. | |
9 | 28.10 | 28.10 | Как и когда появились знакипрепинания? | История возникновения и функциизнаков препинания (в рамкахизученного).Совершенствование навыков правильного пунктуационногооформлениятекста | Использоватьприобретенные знания иумения; соблюдать изученные нормыорфографиии пунктуации. Уметь донести свою позицию до собеседника;Уметьоформитьсвоюмысльвустнойиписьменнойформе(науровнеодного предложенияилинебольшоготекста). Уметьслушать ипонимать высказывания |
собеседников. | ||||||
10 | 11.11 | 11.11 | Задаём вопросы в диалоге. | Уметь донести свою позицию до собеседника;Уметьоформитьсвоюмысльвустнойиписьменнойформе(науровнеодного предложенияилинебольшоготекста). Уметь слушать и понимать высказываниясобеседников. | ||
Секретыречи итекста(7ч.) | ||||||
11 | 18.11 | 18.11 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. | Правилаведениядиалога:корректныеи некорректныевопросы | Уметь: -выделятьглавнуюмысль; - подбирать заголовок;знатьпризнакитекста Использоватьприобретенные знания иумения; соблюдать изученные нормыорфографиии пунктуации. Высказыватьсвоё отношение к тексту,анализировать содержание, составлятьповествовательныйтекст. Определятьпорядокдействийпри организации самостоятельной работы поалгоритму. Использоватьприобретенные знания иумения; соблюдать изученные нормыорфографиии пунктуации. Уметь донести свою позицию до собеседника;Уметьоформитьсвоюмысльвустнойиписьменнойформе(науровнеодного предложенияилинебольшоготекста). Уметь слушать и понимать высказываниясобеседников. | |
12 | 25.11 | 25.11 | Учимся пересказывать текст | Особенностиозаглавливаниятекста | ||
13 | 02.12 | 02.12 | Учимся оценивать и редактировать тексты. | Составление плана текста, не разделённого на абзацы | ||
14 | 09.12 | 09.12 | Учимсяпересказыватьтекст | Информационная переработкапрослушанного или прочитанноготекста:пересказсизменениемлица (напрактическомуровне) | ||
15 | 16.12 | 16.12 | Итоговая контрольная работа | Оценивание устных и письменных речевыхвысказыванийс точки зрения точного, уместного и выразительногословоупотребления. Редактированиепредложенныхисобственныхтекстовсцельюсовершенствования их содержания и формы; сопоставлениечерновогоиотредактированноготекстов. Практическийопыт использования учебных словарейвпроцессередактированиятекста | ||
16 | 23.12 | 23.12 | Учимся оценивать и редактировать тексты . Работа над ошибками. | |||
17 | 20.01 | 13.01 | Учимся оценивать и редактировать тексты . |
17 | 20.01 | 20.01 | Итоговаяконтрольнаяработа | высказываний с точки зренияточного, уместного и выразительногословоупотребления. Редактированиепредложенныхисобственныхтекстовсцелью совершенствования их содержания и формы; сопоставлениечерновогоиотредактированноготекстов. Практическийопыт использования учебных словарейвпроцессередактированиятекста | -выделятьглавнуюмысль; - подбирать заголовок;знатьпризнакитекста Использоватьприобретенные знания иумения; соблюдать изученные нормыорфографиии пунктуации. Высказыватьсвоё отношение к тексту,анализировать содержание, составлятьповествовательныйтекст. Определятьпорядокдействийпри организации самостоятельной работы поалгоритму. Использоватьприобретенные знания иумения; соблюдать изученные нормыорфографиии пунктуации. Уметь донести свою позицию до собеседника;Уметьоформитьсвоюмысльвустнойиписьменнойформе(науровнеодного предложенияилинебольшоготекста). Уметь слушать и понимать высказываниясобеседников. |