Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММУНИКАТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Класс: 3 Б
(Срок реализации -1 год, возраст детей - 9-11 лет)
Программу составил:
Конторович Е.В.
воспитатель
г. Усолье - Сибирское
2024 - 2025г.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса направлена на решениемногих задач и рассчитана на детей с тяжелой,глубокойумственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениямиразвития (вариант 2).
Цель программы - воспитание, развитие и становление личности школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе.
Задачи:
- Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения культурных традиций;
- создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи;
- развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей;
- формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью, бережно относящейся к природе;
- ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи;
- формирование трудолюбия.
Содержание учебного курса
№ п/п | Тема |
1 | День знаний. (1 ч.) |
2 | Наша Родина – Россия. (1 ч.) |
3 | Международный день мира. (1 ч.) |
4 | Семья – как много в этом слове (1 ч.) |
5 | День пожилого человека. (1 ч.) |
6 | День учителя. (1 ч.) |
7 | День отца. (1 ч.) |
8 | Взаимоотношения в коллективе. (1 ч.) |
9 | Я люблю свой город и область. (1 ч.) |
10 | Что такое народное единство? (1 ч.) |
11 | Что такое доброта? (1 ч.) |
12 | День матери. (1 ч.) |
13 | Взаимоотношения в семье. (1 ч.) |
14 | «Покормите птиц зимой. (1 ч.) |
15 | Главный закон страны. (1 ч.) |
16 | Герои нашего времени. (1 ч.) |
17 | Новый год, семейный праздник, новогодние традиции. (1 ч.) |
18 | Международный день «спасибо». (1 ч.) |
19 | Зимние забавы. (1 ч.) |
20 | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1 ч.) |
21 | День Российской науки. (1 ч.) |
22 | Символ России – Матрешка. (1 ч.) |
23 | День защитника отечества. (1 ч.) |
24 | Прекрасный день – 8 Марта! (1 ч.) |
25 | Праздники и традиции русского народа |
26 | Мои обязанности в семье. Мои обязанности в школе. (1 ч.) |
27 | День космонавтики. (1 ч.) |
28 | День памяти о геноциде советского народа (1 ч.) |
29 | Книга – мой друг (1 ч.) |
30 | «Труд человека кормит, а лень портит» (1 ч.) |
31 | День Победы (1 ч.) |
32 | Что значит быть счастливым? |
33 | «Азбука безопасности» (1 ч.) |
Итоговое содержание рабочей программы внеурочнойдеятельностипо коммуникативному направлению «Мир, в котором я живу», составляет – 33 часа, занятияпроводятся1развнеделюпопонедельникам.
- осознаниесвоейэтнокультурнойи российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны;
- понимание связи человека с окружающиммиром;бережноеотношениексредеобитания; проявлениезаботыо природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизическогои морального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
- осознание ценности труда в жизни человека и общества,ответственноепотреблениеибережноеотношениекрезультатамтруда, интерес к различным профессиям.
- для решения предложенных учебных задач использовать интеллектуальные операции (сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и безнравственного поведения, приводить примеры событий, фактов, демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление нравственно-этических качеств. Работать с информацией, представленной в текстовом, иллюстративном, графическом виде;
-признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своемнение.Приниматьучастиевпланированиидействийиоперацийпорешению учебной задачи, оценивать свое участие в общей беседе (дискуссии, учебномдиалоге).
Формы и виды контроля:
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ | Виды контроля | Цель организации контроля | Формы организации контроля |
1. | Предварительное выявление уровня знаний и умений | Выявление знаний, умений и навыков обучающихся по направлению, которое они будут изучать | Индивидуальный устный контроль |
2. | Текущий контроль | Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся | Устный фронтальный контроль |
3. | Тематический контроль | Осуществляется периодически, по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний обучающихся | Комбинированный контроль |
4. | Итоговый контроль | Проводится по окончании года обучения с целью выявления уровня знаний обучающихся | Индивидуальный контроль |
В процессе реализации программы учитываются следующие критерии оценок:
- успешное освоение темы;
- развитие интереса к дополнительным источникам знаний для дальнейшего самообразования;
- умением трудом добиваться своей цели;
- принятием и соблюдением социальных этических норм.
Каждая тема завершается подведением итогов по данной теме, ориентацией не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка, становлениеу обучающихсягражданско-патриотическихчувств.
Тематическое планирование занятий с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ | Дата | Тема занятия | Используемые на занятии виды учебной деятельности | Результаты |
1. | Сентябрь | День знаний. | Беседа, просмотр видеоролика, работа с карандашами, бумагой, раскрашивание картинок | Формирование представление о «Дне знаний» и о традициях этого праздника, расширение кругозора детей. |
2. | Сентябрь | Наша Родина – Россия. | Беседа, работав малыхгруппах, работа просмотр иллюстраций, просмотр презентации. | Формирование представлений о своей Родине, формирование чувств патриотизма и гордости за свою страну, расширение кругозора. |
3. | Сентябрь | Международный день мира. | Беседа, работав малыхгруппах, работа просмотр иллюстраций, просмотр презентации. | Знакомство с Международным праздником «День мира» расширение представлений детей о том, что Земля – наш общий дом, мир – это земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир – это спокойная радостная жизнь. |
4. | Сентябрь | Семья – как много в этом слове. | Беседа, работа просмотр иллюстраций, просмотр презентации. | Поднятие значимости основ нравственности во взаимоотношениях в семье, воспитание уважительного отношения ксемейным традициям. |
5. | Сентябрь | День пожилого человека. | Беседа, работав малыхгруппах, работа просмотр иллюстраций, просмотр презентации. | Воспитание уважения и любви к людям старшего поколения посредством ознакомления с праздником «День пожилого человека» |
6. | Октябрь | День учителя. | Беседа, просмотр презентации, работа с карандашами, бумагой, раскрашивание картинок. | Поднятие значимости учительского труда, уважительного отношения к учителю. |
7. | Октябрь | День отца. | Беседа, просмотр презентации, работа с карандашами, бумагой. | Возрождение в обществе правильного понимания ролевой модели отцовства, воспитание интереса к своей семье, формирование представлений о семье, семейных ценностях и традициях. |
8. | Октябрь | Взаимоотношения в коллективе. | Беседа, работа в группах, просмотр видеороликов. | Формирование представлений о взаимоотношениях в коллективе, повышение сплоченности класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта. |
9. | Октябрь | Я люблю свой город и область. | Беседа, просмотр видеороликов. | Формирование представлений у детей о родном городе, области, формирование чувства патриотизма и гордости за свой край. |
10. | Октябрь | Что такое народное единство? | Беседа, просмотр видеороликов. | Формирование у детей чувства патриотизма, формирование представлений о родной стране. |
11. | Ноябрь | Что такое доброта? | Беседа, работа в группах, просмотр видеороликов. | Формирование представлений у детей о добре, доброте, добрых поступках, расширение кругозора детей. |
12. | Ноябрь | День матери. | Беседа, просмотр презентации, работа с карандашами, бумагой. | Воспитание уважительного отношения к мамам, формирование представлений о семье, семейных ценностях и традициях. |
13. | Ноябрь | Взаимоотношения в семье. | Беседа, просмотр презентации, работа в группах. | Формирование представлений о семье, семейных ценностях и традициях, расширение кругозора. |
14. | Декабрь | Покормите птиц зимой. | Беседа, просмотр иллюстраций. | Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках, воспитывать заботливое отношение к птицам. |
15. | Декабрь | Главный закон страны. | Беседа, просмотр иллюстраций. | Формирование представлений о Конституции, раскрыть значение Конституции как основного закона любого государства, расширение кругозора у детей. |
16. | Декабрь | Герои нашего времени. | Беседа, просмотр видеороликов. | Формирование патриотизма, расширение кругозора у детей. |
17. | Декабрь | Новый год, семейный праздник и новогодние традиции. | Беседа, индивидуальная работа, работа по инструкции и шаблону. | Ознакомление детей с семейными новогодними традициями, расширение кругозора, закрепление представлений о празднике Новый год. |
18. | Январь | Международный день «Спасибо». | Беседа, просмотр видеороликов. | Расширение понятий детей о культуре поведения,привитие навыков культурного поведения детей в общении друг с другом и другими детьми. |
19. | Январь | Зимние забавы. | Беседа, просмотр презентации, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Формирование и закрепление у детей системы знаний о времени года зима, ее признаках, зимних играх и забавах, о некоторых свойствах снега, расширение кругозора. |
20. | Январь | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. | Беседа, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Формирование у обучающихся ценностного отношения к мужеству, силе воли людей, сохранение памяти о подвиге народа во время Великой Отечественной войны,формирование нравственных и патриотических ценностей у детей. |
21. | Февраль | День Российской науки. | Беседа, просмотр презентации, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Формирование гордости за достижения своей страны, расширение кругозора. |
22. | Февраль | Символ России – Матрешка. | Беседа, просмотр презентации, иллюстраций. | Формирование интереса к народному быту и изделиям декоративно-прикладного творчества России. |
23. | Февраль | День защитника Отечества. | Беседа, просмотр презентации, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Формирование нравственных и патриотических ценностей у детей, воспитание чувства благодарности и уважения к защитникам Отечества за сохранение мира в нашем государстве. |
24. | Март | Прекрасный день – 8 Марта! | Беседа, просмотр презентации, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Формирование у детей уважительного, нежного, благодарного отношения к мамам, бабушкам, сестрам, углубление знаний детей о роли мамы и бабушки в их жизни. |
25. | Март | Праздники и традиции русского народа. | Беседа, просмотр презентации, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Формирование интереса и любви к праздникам, традициям и обычаям русского народа, расширение кругозора. |
26. | Март | Мои обязанности в семье. Мои обязанности в школе. | Беседа, просмотр презентации, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Расширение представлений детей о семейных обязанностях каждого члена семьи, расширение представлений детей об обязанностях в школе. |
27. | Апрель | День космонавтики. | Беседа, просмотр презентации, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Расширение представлений детей об освоении космоса, воспитание чувств патриотизма, уважения к людям, которые покорили космос. |
28. | Апрель | День памяти о геноциде советского народа. | Беседа, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Формирование необходимости бережного сохранения памяти о прошлом и не допущения возрождения нацизма и повторения трагедии. |
29. | Апрель | Книга – мой друг. | Беседа, просмотр презентации, просмотр видеороликов, иллюстраций, чтение книг. | Мотивация и формирование интереса к книгам,расширение читательского кругозора учащихся. |
30. | Апрель | «Труд человека кормит, а лень портит». | Беседа, просмотр презентации, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Расширение представлений обучающихся о трудовой деятельности, обобщение и углубление представлений учащихся о значении труда в жизни каждого человека и общества. |
31. | Май | День Победы. | Беседа, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Расширение знаний детей о празднике, посвященному дню Великой Победы, формирование мотивации к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своего Отечества,воспитание и формирование чувств патриотизма. |
32. | Май | Что значит быть счастливым? | Беседа, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Формирование представлений о счастье, расширение кругозора учащихся. |
33. | Май | «Азбука безопасности». | Беседа, просмотр видеороликов, иллюстраций. | Формирование ответственности за личную безопасность, формирование бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, развитие у детей чувств ответственности за свое поведение. |