Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии
Тракторозаводского района Волгограда»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании МС на заседании педагогического совета Протокол от _______2022 года №____ Протокол от _______ 2022 года № ____ Заместитель директора по НМР Директор МОУ СШ №17 _____________ /С.А. Бышкина/ _____________ /А.И. Рекунова/ |
Рабочаяпрограмма
внеурочной деятельности
«Языковые традиции народа
Юга России»
для 5 класса
Ф.И.О. учителя-составителя рабочей программы:
Ковылина Наталия Сергеевна
Рассмотрено на заседании
МО _______________________________________
Протокол от ________ 2022 года № ____
Руководитель МО _____________/Т.Л. Чернявская/
И.О.Ф
2022/2023 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе программы дополнительного образования учащихся Е.В. Кулагиной «Культура казачества», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по патриотическому, социокультурному, краеведческому направлениям.
Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что оно формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, свой край, готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания является воспитание на базе культуры и традиций казачества, использование накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания.
За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи.
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, школьник, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.
Содержание программы курса предусматривает учебные занятия по изучению истории края в рамках становления казачества на Дону, его роли в освоении и присоединении этих земель к России; традиций и обычаев этого народа, его материальные и духовные ценности; особенностей казачьего говора, языковых традиций в фольклоре, быте донских казаков; взаимодействия казачества с другими народами – его толерантность; процесса возрождения казачества сегодня с учетом всех особенностей, происходящих в стране.
Актуальность
В настоящее время, когда возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения. А социальное воспитание является одним из основных звеньев процесса социализации личности. Ребёнку всегда интересно узнавать новое. Ему не просто нужны знания, но и само участие в том или ином понравившемся деле. Вот почему он и выбирает себе дополнительно занятия в творческих объединениях по своим интересам, потребностям. Для ребенка в первую очередь притягательны знания о своем родном крае, что способствует повышению его общей культуры, приобретению полезных знаний, умений, навыков. Это формирует ответственность за природное историческое целое современного поколения.
Это даёт возможность ребёнку больше узнать о земле, на которой он живёт, имя которой - Родина. А любовь к родному краю, знание его истории - это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Народная культура - это живое дерево, у неё не только ветви, но и корни, и чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Поэтому мы должны стремиться докопаться до корней истории своего народа. Прошлое необходимо знать не только для того, чтобы правильно соотносить роль и поступки отдельных людей, но и поколения в целом.
Прошлое и современность, выраженные в тесном взаимодействии материальных памятников, творческой деятельности человека, культурных традиций, волнуют нас, заставляют вновь и вновь обращаться к своим истокам.
Наш край исконно казачий, поэтому его история тесно связана с историей казачества. Сегодня можно наблюдать растущий интерес к казачьему наследию не только у взрослых, но и у детей.
Педагогическая целесообразность
Мероприятия способствуют созданию условий для развития творческой инициативы учащихся, воспитанию у детей любви к родному краю, его культуре, традициям и обычаям, раскрытию и реализации творческих способностей, созданию условий для популяризации казачьей культуры в обществе.
Социальная значимость
Вся работа в рамках данной программы основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:
Человек - воспитание гуманности.
Семья - первый коллектив ребенка.
Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.
Знания - поиск истины.
Культура - воспитание духовности.
Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.
Земля-создание целостного образа мира.
Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.
Реализация данной программы предполагается через внеклассную кружковую работу.
Цель программы - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота на основе изучения исторически сложившихся традиций донского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.
Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности школы принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
- гуманизация и гуманитаризация процесса образования.
Основные задачи программы:
Формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям донского казачества.
Изучение бытовых, духовных традиций и правил поведения донских казаков через призму языковых особенностей казачьего говора:
- получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя;
- самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни);
- исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня познавательной работы учащихся - проектная деятельность, которая осуществляется членами кружка.
Воспитательные идеи программы:
Познай свою малую родину!
Люби свой родной край!
Старайся делать добро!
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 12 лет.
Сроки реализации образовательной программы 1 год, 68 учебных часов.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Формы работы
В планировании учебных занятий должны сочетаться лекции учителя, экскурсии в музеи, сообщения учащихся, их самостоятельная работа с книгой и документами, практикумы с широкой организацией обучения на основе диалога. Именно изучение данного курса предоставляет большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»). Не менее значимой представляется выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории.
Целесообразно проведение экскурсий и осмотров памятников истории и культуры донского казачества, «круглых столов» и т.п. Занятия могут проводиться на базе государственных и общественных музеев, архивов и книгохранилищ с привлечением старожилов и актива местных казачьих организаций, а также ученых и краеведов.
Ожидаемые результаты
К концу изучения курса учащиеся должны знать историю казачества, традиции, культуру, быт, их отражение в языке донских казаков.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям к современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества, гражданина России.
Формы подведения итогов
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме итоговой аттестации. Образовательные результаты изучения данного курса помогут оценить следующие формы контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам);
- тематический контроль (защита рефератов, участие в семинарах, фестивалях, решение проблемных задач, подготовка презентаций).
Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным накалом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки и делать выводы из событий истории донского казачества, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций казаков Дона.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | - понимание важности знания истории своей малой родины; - формирование личности гражданина и патриота; - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, - развитие критического и творческого мышления. | - Организация на занятии парно-групповой работы |
Регулятивные | - ориентироваться в различных точках зрения на историю и традиции казачества и применять знания, умения и навыки в практической деятельности; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | - В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Познавательные | - знать основные понятия, характеризующие исторические, культурные, языковые особенности донских казаков; знать и уметь применять на практике, полученные на занятиях знания; - Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы. | - Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, архива, Интернета |
Коммуникативные | - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | - Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. |
Методическое обеспечение программы
1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
3. Использование интернет-ресурсов.
4. Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, конференций.
Техническое обеспечение программы
персональный компьютер;
интерактивная доска.
Учебно-тематическое планирование программы «Языковые традиции народа Юга России»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Содержание программы |
Общие сведения | |||
1 | Волгоградская область на карте России. Национальное многообразие | 1 | Волгоградской области на карте России. Национальное и этническое многообразие области. Место казачества в регионе |
2 | Донская земля в древности. Исторические корни казачества | 2 | Письменные источники о начальной истории казачества. Казаки - потомки скифов и приазовских славян. Появление казаков на окраинах Руси. Борьба казаков с татарскими ханами и их участие в свержении ига XVI в. Усиление роли и значимости казаков в Московском царстве. |
3 | Что такое казачество и кто такой казак? | 2 | Происхождение, версии. Точки зрения казачьих и российских историков, писателей – Пушкин А.С., Толстой Л.Н. Что означает слово «казак». |
4 | Появление казачьих городков на Дону | 4 | Становление казачьей независимости на Дону. Образование поселений. Топонимика казачьих поселений на территории современной Волгоградской области |
5 | Всевеликое Войско Донское | 1 | История возникновения, государственность, понятие «войско», внутренняя структура и организация, управление, территория, верховые и низовые казаки. Почему так называется. |
6 | Донская казачья символика (флаг, герб, гимн) | 1 | Флаг, герб, гимн донских казаков. Их значение. |
7 | Великие сыны вольного Дона | 2 | Донские казачьи атаманы. От Сары-Азмана до Краснова П.Н. |
Народные, культурные, языковые традиции донского казачества | |||
8 | Казачий фольклор как составляющая часть народной культуры | 2 | Народная культура - бесценный опыт старших поколений. Культура донских казаков как составляющая часть народной культуры |
9 | Казачьи говоры | 6 | Язык казаков. Литературный и бытовой язык и его живая диалектная основа. Лексика и говор, их связь с различными сферами жизнедеятельности казаков. |
10 | Казачьи легенды и сказки | 8 | Сущность жанров легенды и сказки. Их роль в первом этапе жизни ребенка. Тематические группы сказок. Ребенок как герой народной сказки. Сказки и легенды казаков, их особенности. |
11 | Пословицы и поговорки донских казаков | 4 | Малые жанры фольклора, их предназначение в традиционной культуре. Темы, образы, сюжеты пословиц поговорок. Загадки и их роль в развитии мышления ребенка, его знаний о мире. |
12 | Казачий музыкальный фольклор | 4 | |
13 | Донские «соловьи» (донская земля в поэзии и прозе) | 2 | Русские и казачьи писатели и поэты о красоте донской земли и казаках |
14 | Народные игры, традиционные религиозные праздники и обряды донского казачества | 8 | Разнообразные формы досуга и отдых в повседневное и праздничное время. Семейные, общинные, индивидуальные формы отдыха. Праздники и обряды как форма интеграции, социализации и отдыха. Календарные, семейные, воинские, станичные праздники, их фольклорная и игровая составляющие. |
15 | Казачьи заповеди и традиции: казачье братство, семейные традиции (воспитание мальчиков и девочек) | 6 | Традиции казаков Дона. Мораль. Культура и обряды. Права и обязанности казаков. Казачья семья. Роль женщины – казачки. Казачье воспитание детей и молодежи. Казачьи ценности в фольклоре. |
16 | Труд и быт казаков | 4 | Труд и культура. Земледелие, скотоводство, рыболовство, виноградарство в жизни казаков. Обряды, представления и фольклор, связанные с ними. |
17 | Казачье декоративно-прикладное искусство | 3 | Ткачество, гончарство, кузнечное ремесло. |
Казачество в современное время | |||
18 | Возрождение казачества | 2 | Состояние донского казачества накануне его возрождения. Начало процесса возрождения. Образование Союза казаков Области войска Донского. Съезд казаков Дона и его решения. Деятельность казачьих обществ. Создание профессиональных художественных коллективов, кадетских корпусов и школ. |
19 | История моей фамилии | 4 | Проектная работа по изучению истории своей фамилии. |
20 | Памятники казачеству в Волгоградской области | 2 | Архитектурные памятники казачеству и казакам на территории Волгоградской области |