Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Краеведение
  3. Рабочая программа внеурочной деятельности «Языковые традиции народа Юга России»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Языковые традиции народа Юга России»

Данная программа разработана на основе программы дополнительного образования учащихся Е.В. Кулагиной «Культура казачества», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по патриотическому, социокультурному, краеведческому направлениям. Содержание программы курса предусматривает учебные занятия по изучению истории края в рамках становления казачества на Дону, его роли в освоении и присоединении этих земель к России; традиций и обычаев этого народа, его материальные и духовные ценности; особенностей казачьего говора, языковых традиций в фольклоре, быте донских казаков; взаимодействия казачества с другими народами – его толерантность; процесса возрождения казачества сегодня с учетом всех особенностей, происходящих в стране.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Краеведение

Категория

Краеведение
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии

Тракторозаводского района Волгограда»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МС на заседании педагогического совета

Протокол от _______2022 года №____ Протокол от _______ 2022 года № ____

Заместитель директора по НМР Директор МОУ СШ №17

_____________ /С.А. Бышкина/ _____________ /А.И. Рекунова/

Рабочаяпрограмма

внеурочной деятельности

«Языковые традиции народа

Юга России»

для 5 класса

Ф.И.О. учителя-составителя рабочей программы:

Ковылина Наталия Сергеевна


Рассмотрено на заседании

МО _______________________________________

Протокол от ________ 2022 года № ____

Руководитель МО _____________/Т.Л. Чернявская/

И.О.Ф

2022/2023 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе программы дополнительного образования учащихся Е.В. Кулагиной «Культура казачества», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по патриотическому, социокультурному, краеведческому направлениям.

Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что оно формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, свой край, готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания является воспитание на базе культуры и традиций казачества, использование накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания.

За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи.

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, школьник, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.

Содержание программы курса предусматривает учебные занятия по изучению истории края в рамках становления казачества на Дону, его роли в освоении и присоединении этих земель к России; традиций и обычаев этого народа, его материальные и духовные ценности; особенностей казачьего говора, языковых традиций в фольклоре, быте донских казаков; взаимодействия казачества с другими народами – его толерантность; процесса возрождения казачества сегодня с учетом всех особенностей, происходящих в стране.

Актуальность

В настоящее время, когда возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения. А социальное воспитание является одним из основных звеньев процесса социализации личности. Ребёнку всегда интересно узнавать новое. Ему не просто нужны знания, но и само участие в том или ином понравившемся деле. Вот почему он и выбирает себе дополнительно занятия в творческих объединениях по своим интересам, потребностям. Для ребенка в первую очередь притягательны знания о своем родном крае, что способствует повышению его общей культуры, приобретению полезных знаний, умений, навыков. Это формирует ответственность за природное историческое целое современного поколения.

Это даёт возможность ребёнку больше узнать о земле, на которой он живёт, имя которой - Родина. А любовь к родному краю, знание его истории - это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Народная культура - это живое дерево, у неё не только ветви, но и корни, и чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Поэтому мы должны стремиться докопаться до корней истории своего народа. Прошлое необходимо знать не только для того, чтобы правильно соотносить роль и поступки отдельных людей, но и поколения в целом.

Прошлое и современность, выраженные в тесном взаимодействии материальных памятников, творческой деятельности человека, культурных традиций, волнуют нас, заставляют вновь и вновь обращаться к своим истокам.

Наш край исконно казачий, поэтому его история тесно связана с историей казачества. Сегодня можно наблюдать растущий интерес к казачьему наследию не только у взрослых, но и у детей.

Педагогическая целесообразность

Мероприятия способствуют созданию условий для развития творческой инициативы учащихся, воспитанию у детей любви к родному краю, его культуре, традициям и обычаям, раскрытию и реализации творческих способностей, созданию условий для популяризации казачьей культуры в обществе.

Социальная значимость

Вся работа в рамках данной программы основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:

  • Человек - воспитание гуманности.

  • Семья - первый коллектив ребенка.

  • Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.

  • Знания - поиск истины.

  • Культура - воспитание духовности.

  • Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.

  • Земля-создание целостного образа мира.

  • Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.

Реализация данной программы предполагается через внеклассную кружковую работу.

Цель программы - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота на основе изучения исторически сложившихся традиций донского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.

Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности школы принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

- гуманизация и гуманитаризация процесса образования.

Основные задачи программы:

  1. Формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям донского казачества.

  2. Изучение бытовых, духовных традиций и правил поведения донских казаков через призму языковых особенностей казачьего говора:

- получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя;

- самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни);

- исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня познавательной работы учащихся - проектная деятельность, которая осуществляется членами кружка.

Воспитательные идеи программы:

Познай свою малую родину!

Люби свой родной край!

Старайся делать добро!

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 12 лет.

Сроки реализации образовательной программы 1 год, 68 учебных часов.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.

Формы работы

В планировании учебных занятий должны сочетаться лекции учителя, экскурсии в музеи, сообщения учащихся, их самостоятельная работа с книгой и документами, практикумы с широкой организацией обучения на основе диалога. Именно изучение данного курса предоставляет большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»). Не менее значимой представляется выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории.

Целесообразно проведение экскурсий и осмотров памятников истории и культуры донского казачества, «круглых столов» и т.п. Занятия могут проводиться на базе государственных и общественных музеев, архивов и книгохранилищ с привлечением старожилов и актива местных казачьих организаций, а также ученых и краеведов.

Ожидаемые результаты

К концу изучения курса учащиеся должны знать историю казачества, традиции, культуру, быт, их отражение в языке донских казаков.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям к современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества, гражданина России.

Формы подведения итогов

Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме итоговой аттестации. Образовательные результаты изучения данного курса помогут оценить следующие формы контроля:

- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам);

- тематический контроль (защита рефератов, участие в семинарах, фестивалях, решение проблемных задач, подготовка презентаций).

Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным накалом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки и делать выводы из событий истории донского казачества, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций казаков Дона.

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

Личностные

- понимание важности знания истории своей малой родины;

- формирование личности гражданина и патриота;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

- развитие критического и творческого мышления.

- Организация на занятии парно-групповой работы

Регулятивные

- ориентироваться в различных точках зрения на историю и традиции казачества и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные

- знать основные понятия, характеризующие исторические, культурные, языковые особенности донских казаков;

знать и уметь применять на практике, полученные на занятиях знания;

- Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы.

- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, архива, Интернета

Коммуникативные

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Методическое обеспечение программы

1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.

2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.

3. Использование интернет-ресурсов.

4. Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, конференций.

Техническое обеспечение программы

  • персональный компьютер;

  • интерактивная доска.

Учебно-тематическое планирование программы «Языковые традиции народа Юга России»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Содержание программы

Общие сведения

1

Волгоградская область на карте России. Национальное многообразие

1

Волгоградской области на карте России. Национальное и этническое многообразие области. Место казачества в регионе

2

Донская земля в древности. Исторические корни казачества

2

Письменные источники о начальной истории казачества. Казаки - потомки скифов и приазовских славян. Появление казаков на окраинах Руси. Борьба казаков с татарскими ханами и их участие в свержении ига XVI в. Усиление роли и значимости казаков в Московском царстве.

3

Что такое казачество и кто такой казак?

2

Происхождение, версии. Точки зрения казачьих и российских историков, писателей – Пушкин А.С., Толстой Л.Н. Что означает слово «казак».

4

Появление казачьих городков на Дону

4

Становление казачьей независимости на Дону. Образование поселений. Топонимика казачьих поселений на территории современной Волгоградской области

5

Всевеликое Войско Донское

1

История возникновения, государственность, понятие «войско», внутренняя структура и организация, управление, территория, верховые и низовые казаки. Почему так называется.

6

Донская казачья символика (флаг, герб, гимн)

1

Флаг, герб, гимн донских казаков. Их значение.

7

Великие сыны вольного Дона

2

Донские казачьи атаманы.

От Сары-Азмана до Краснова П.Н.

Народные, культурные, языковые традиции донского казачества

8

Казачий фольклор как составляющая часть народной культуры

2

Народная культура - бесценный опыт старших поколений. Культура донских казаков как составляющая часть народной культуры

9

Казачьи говоры

6

Язык казаков. Литературный и бытовой язык и его живая диалектная основа. Лексика и говор, их связь с различными сферами жизнедеятельности казаков.

10

Казачьи легенды и сказки

8

Сущность жанров легенды и сказки. Их роль в первом этапе жизни ребенка. Тематические группы сказок. Ребенок как герой народной сказки. Сказки и легенды казаков, их особенности.

11

Пословицы и поговорки донских казаков

4

Малые жанры фольклора, их предназначение в традиционной культуре. Темы, образы, сюжеты пословиц поговорок. Загадки и их роль в развитии мышления ребенка, его знаний о мире.

12

Казачий музыкальный фольклор

4

13

Донские «соловьи» (донская земля в поэзии и прозе)

2

Русские и казачьи писатели и поэты о красоте донской земли и казаках

14

Народные игры, традиционные религиозные праздники и обряды донского казачества

8

Разнообразные формы досуга и отдых в повседневное и праздничное время. Семейные, общинные, индивидуальные формы отдыха. Праздники и обряды как форма интеграции, социализации и отдыха. Календарные, семейные, воинские, станичные праздники, их фольклорная и игровая составляющие.

15

Казачьи заповеди и традиции: казачье братство, семейные традиции (воспитание мальчиков и девочек)

6

Традиции казаков Дона. Мораль. Культура и обряды. Права и обязанности казаков. Казачья семья. Роль женщины – казачки. Казачье воспитание детей и молодежи. Казачьи ценности в фольклоре.

16

Труд и быт казаков

4

Труд и культура. Земледелие, скотоводство, рыболовство, виноградарство в жизни казаков. Обряды, представления и фольклор, связанные с ними.

17

Казачье декоративно-прикладное искусство

3

Ткачество, гончарство, кузнечное ремесло.

Казачество в современное время

18

Возрождение казачества

2

Состояние донского казачества накануне его возрождения. Начало процесса возрождения. Образование Союза казаков Области войска Донского. Съезд казаков Дона и его решения. Деятельность казачьих обществ. Создание профессиональных художественных коллективов, кадетских корпусов и школ.

19

История моей фамилии

4

Проектная работа по изучению истории своей фамилии.

20

Памятники казачеству в Волгоградской области

2

Архитектурные памятники казачеству и казакам на территории Волгоградской области

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данная программа разработана на основе программы дополнительного образования учащихся Е.В. Кулагиной «Культура казачества», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по патриотическому, социокультурному, краеведческому направлениям. Содержание программы курса предусматривает учебные занятия по изучению истории края в рамках становления казачества на Дону, его роли в освоении и присоединении этих земель к России; традиций и обычаев этого народа, его материальные и духовные ценности; особенностей казачьего говора, языковых традиций в фольклоре, быте донских казаков; взаимодействия казачества с другими народами – его толерантность; процесса возрождения казачества сегодня с учетом всех особенностей, происходящих в стране.
0 ₽