Пояснительная записка.
Статус документа.
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Веснянка», составлена на основе ООП НОО и ООП ООО МБОУ СОШ №2 города Кузнецка в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, и на основе программы «Коллективное музицирование» и «Эстрадное пение», разработанной и одобренной научно- методическим центром по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации. Составитель Палашкина Г.В. преподаватель Детской школы искусств им. А. Балакирева г. Москва. Программа вокально-хоровой студии «Веснянка» адаптирована к обучающимся с 7-17лет и рассчитана на 5 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю(45мин.)
Набор свободный. Наполняемость группы от 8 человек.
Структура документа.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, планируемые результаты, основное содержание с распределением часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, список литературы, оборудование.
Место курса внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка.
На изучение курса в учебном плане отведено 170 часа.
1год обучения: 34 часов,1 час в неделю.
2год обучения: 34часов, 1 час в неделю.
3год обучения: 34часов, 1 час в неделю.
4год обучения: 34часов, 1час в неделю.
5год обучения: 34часов, 1час в неделю.
Общая характеристика курса.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашей вокально-хоровой студии. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению, пению в ансамбле, пению хором, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Вокально-хоровая студия служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством. Задача руководителя вокально-хоровой студии привить детям любовь к пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном и индивидуальном музицирование, учитывая, что пение - наиболее доступный вид подобной деятельности. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков, обучающихся (дыханием, строем, дикцией), постепенноусложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Основные содержательные линии.
Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, и вокалу.
Усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально - хоровых знаний,
Обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся. Приоритетное значение в ряду знаний о музыке на второй ступени обучения имеют знания, приобретаемые в процессе музыкально-творческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей музыки с другими видами искусства. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, способах овладения различными видами музыкальной деятельности, нотной грамоты. В программе выделяется группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.
Необходимо предусмотреть в программе освоение учащимися музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой, прежде всего, для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка.В музицировании – это умения и навыки: интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности и воплощать свое отношение к музыке в слове, в рисунке, в пластике и др.; дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной ткани, (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и ее композиционные функции; понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора; сравнивать различные интерпретации музыкального произведения аргументировано оценивать их; выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированнойи предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.
При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. Концертная деятельность является неотъемлемой частью жизнедеятельности хора. Хор имеет в своем репертуаре несколько концертных программ. Ежегодно репертуар пополняется новыми номерами, которые проходят апробацию на слушателя. Для пропаганды хорового искусства, дальнейшего развития коллектива, поддержания его творческого потенциала, подтверждения статуса хора важно его участие в фестивалях и конкурсах. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Подбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Цели программы вокально –хоровой студии «Веснянка».
-формирование художественно-эстетической культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
-формирование внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к вокальному пению. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой танцевальной способности.
РегулятивныеУУД:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать других»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
1.На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего, расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре.
2.Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
3.Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
4.Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
5.Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена вокально-хорового коллектива.
Ценностные ориентирысодержания программы заключаются:
в формировании и воспитании обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности; в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития; в формировании основ художественного мышления; в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Условия реализации программы:
1.Учебно-методическое обеспечение:
нормативно-правовые документы;образовательная программа; методические материалы (разработки, рекомендации по работе с хором); специальная литература (книги, пособия, журналы, нотные сборники, видеокассеты, аудиокассеты, СD- диски).
2. Материально- техническое обеспечение:
хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение; стационарная аппаратура (магнитофон, усилитель звука, колонки, записи фонограмм, микрофон, видеокамера для записи концертов); музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор); концертные костюмы, реквизит.
3. Организационное обеспечение:
необходимый контингент обучающихся; утвержденное расписание занятий; родительская помощь; связь с общественностью (муз. Школы, Сузы и ВУЗы, СМИ).
Организационно-педагогические основы обучения.
Необходимые требования к проведению занятий:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности обучающихся; целесообразное расходование времени на всех этапах занятия; применение различных методов и средств обучения; высокий уровень межличностных отношений между педагогом и обучающимися; практическая значимость полученных знаний и умений.
Механизм оценки результатов:
Для определения фактического образовательного уровня обучающихся используются следующие формы: открытые занятия; сольные концерты; участие в фестивалях, конкурсах.
Воспитательная работа и досуговая деятельность:
работа с родителями – родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и т.д.;
досуговые мероприятия (вечера отдыха, выезды на природу и т.д.) прививают навыки общения друг с другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие способности ребят;
участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед коллективом, самостоятельность и веру в свои силы;
посещение концертов, выставок, музеев воспитывает художественно-эстетический вкус.
Программа обучения предполагает:
групповые хоровые занятия;
занятия с солистами и ансамблями;
участие в школьных и городских конкурсах и фестивалях;
участие в концертах и выступлениях разных уровней.
Методы и приёмы обучения.
Методы и приёмы обучения, используемые в вокальной работе со школьниками, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко-выраженной психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические приёмы, в которых преобладает вокально-хоровая составляющая (постановочные и исполнительские).
Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:
образный показ педагога;
эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
подражание образам окружающей действительности;
приём тактильно-мышечной наглядности;
наглядно-слуховой прием; демонстрация эмоционально-мимических навыков;
использование наглядных пособий.
Словесный метод состоит из многочисленных приёмов:
Рассказ, объяснение, инструкция, лекция, беседа;
анализ и обсуждение;
словесный комментарий педагога по ходу исполнения песни;
приём закрепления целостного произведения.
Практический метод обогащён комплексом различных приёмов, взаимосвязанных наглядностью и словом:
игровой приём;
детское «сотворчество»;
использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
комплексный приём обучения;
выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности однотипных движений);
музыкальное сопровождение песни;
хореографическая импровизация;
приём художественного перевоплощения.
Кроме того, в работе с младшими школьниками очень эффективный и психолого-педагогический метод:
приём педагогического наблюдения;
проблемного обучения и воспитания;
приём индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
приём подсознательной деятельности;
приём контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);
педагогическая оценка исполнения ребёнком вокальных упражнений.
Требования к результатам освоения обучающимися программы первого года обучения.
Личностные УУД:
-формирование внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству,физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой танцевальной способности.
РегулятивныеУУД:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать других»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
В результате первого года обучения, обучающиеся должны знать:
Строение голосового аппарата, правильная постановка корпуса при пении. Певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения, выработка равномерного выдоха. Правильное певческое формирование гласных в сочетании с гласными звуками, четкое произношение согласных звуков. Формирования навыков пения с фонограммой. Слуховое осознание чистой интонации. В течение года обучающиеся должны разучить 3 хоровых произведения, 4-5 вокальных произведений. Особое значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Важно с самого начала воспитывать у детей вокальный слух, умение слушать себя и отмечать свои ошибки. Основа пения- гласные звуки. Для этого следует использовать распевки и упражнения.
Требования к результатам освоения обучающимися программы второго года обучения.
Личностные УУД:
-формирование внутренней позиции обучающихся, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству,физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой танцевальной способности.
РегулятивныеУУД:
-умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;умение действовать по заданному алгоритму; осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать других»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
В результате второго года обучения, обучающиеся должны знать:
Расширить диапазон голоса, выровнять звучность гласных. Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры. Совершенствуется работа с учебной фонограммой «минус». В течение года дети должны разучить 4-5 произведений различного характера и содержания. В работе над хоровыми произведениями учащийся должен уметь певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественного творчества. Каждое новое произведение и его роль в музыкально-певческом развитии учащихся нуждается в образном раскрытии. Необходим и рассказ об упражнениях для гибкости голоса, ровности тембрового звучания. Необходимо чтобы дыхание было плавным. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы - свободны и активны.
Требования к результатам освоения обучающимися программы третьего года обучения.
Личностные УУД:
-формирование внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству,физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой танцевальной способности.
РегулятивныеУУД:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать других»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
В результате третьего года обучения, обучающиеся должны знать:
отрабатывать и закреплять полученные ранее вокально-технические навыки. В соответствии со способностями, учащиеся должны овладеть подвижностью голоса. Выявить тембр голоса, работать, без мелодии произведения, фонограммой, уметь петь с микрофоном. В течении года учащиеся должны разучить и исполнить 5-7 произведений различного характера и содержания по плану программы. Значительное внимание уделяется работе над звуком, которая очень важна для хорового и вокального пения. Необходимо следить за правильной артикуляцией, дикцией умение петь пиано и филировку звука. Рекомендуется пение отечественных популярных и зарубежных песен.
Требования к результатам освоения обучающимися программы четвертого года обучения.
Личностные УУД:
формирование внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству,физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой танцевальной способности.
РегулятивныеУУД:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя; умение действовать по заданному алгоритму; - осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать других»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
В результате четвертого года обучения, обучающиеся должны знать:
отрабатывать и закреплять полученные ранее вокально-технические навыки. В соответствии со способностями, учащиеся должны овладеть подвижностью голоса. Выявить тембр голоса, работать, без мелодии произведения, фонограммой, уметь петь с микрофоном. В течении года учащиеся должны разучить и исполнить 8-9 произведений различного характера и содержания по плану программы. Значительное внимание уделяется работе над звуком, которая очень важна для хорового и вокального пения. Необходимо следить за правильной артикуляцией, дикцией умение петь пиано и филировку звука. Рекомендуется пение отечественных популярных и зарубежных песен.
Требования к результатам освоения обучающимися программы пятого года обучения.
Личностные УУД:
формирование внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству,физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой танцевальной способности.
РегулятивныеУУД:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя; умение действовать по заданному алгоритму; - осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать других»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
В результате пятого года обучения, обучающиеся должны знать:
отрабатывать и закреплять полученные ранее вокально-технические навыки. В соответствии со способностями, учащиеся должны овладеть подвижностью голоса. Выявить тембр голоса, работать, без мелодии произведения, фонограммой, уметь петь с микрофоном. В течении года учащиеся должны разучить и исполнить 8-10 произведений различного характера и содержания по плану программы. Значительное внимание уделяется работе над звуком, которая очень важна для хорового и вокального пения. Необходимо следить за правильной артикуляцией, дикцией умение петь пиано и филировку звука. Рекомендуется пение отечественных популярных и зарубежных песен.
Содержание программы.
1год обучения.
РазделI. Вокально-хоровые навыки. (10ч.)
Тема 1.1. Певческая установка, дыхание.
Теория: типы дыхания.
Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.
Тема 1.2. Артикуляция, дикция.
Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.
Тема 1.3.Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры. Певческая позиция.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
Тема 1.4. Диапазон голоса.
Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.
Тема 1.5. Хоровой строй. Ансамбль звучания.
Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена.
РазделII.Работа над произведениями. (20ч.)
Тема 2.1. Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпо ритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Тема 2.2. Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов.
РазделIII. Сводные репетиции. (4ч.)
Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания.
2год обучения.
РазделI. Вокально-хоровые навыки. (15ч.)
Тема 1.1. Певческая установка, дыхание.
Теория: типы дыхания.
Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.
Тема 1.2. Артикуляция, дикция.
Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.
Тема 1.3.Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры. Певческая позиция.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
Тема 1.4. Диапазон голоса.
Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.
Тема 1.5. Хоровой строй. Ансамбль звучания.
Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена.
Тема 1.6. Освоение многоголосия.
Пение учебно-тренировочного материала.
РазделII.Работа над произведениями. (11ч.)
Тема 2.1. Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Тема 2.2. Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия.
РазделIII.Работа с солистами и ансамблями. (7ч.)
Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
РазделIV. Сводные репетиции. (2ч.)
Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблевым звучанием.
3год обучения.
РазделI. Вокально-хоровые навыки. (8ч.)
Тема 1.1. Ансамблевое звучание.
Практика:пениеa`capella.
Тема 1.2. Звукообразование, звуковедение.
Практика: пение учебно-тренировочного материала.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе Стрельникова.
Тема 1.3. Пение многоголосия.
Практика: учебно-тренировочный материал (тембр голоса, цепное дыхание, позиция звука).
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
РазделII.Работа над произведениями. (14ч.)
Тема 2.1. Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Тема 2.2. Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия.
Разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией. Сольный запев - хоровой подхват. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара.
РазделIII.Работа с солистами и ансамблями. (10ч.)
Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация. Умение работать с микрофоном и фонограммой.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Техника безопасности и правила пользования микрофоном.
Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а также, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.
РазделIV. Сводные репетиции. (2ч.) Объединение обеих групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания.
4год обучения.
РазделI. Вокально-хоровые навыки. (8ч.)
Тема 1.1. Ансамблевое звучание.
Практика:пениеa`capella.
Тема 1.2. Звукообразование, звуковедение.
Практика: пение учебно-тренировочного материала.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе Стрельникова.
Тема 1.3. Пение многоголосия.
Практика: учебно-тренировочный материал (тембр голоса, цепное дыхание, позиция звука).
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
РазделII.Работа над произведениями. (14ч.)
Тема 2.1. Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Тема 2.2. Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия.
Разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией. Сольный запев - хоровой подхват. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара.
РазделIII.Работа с солистами и ансамблями. (10ч.)
Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация. Умение работать с микрофоном и фонограммой.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Техника безопасности и правила пользования микрофоном.
Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а также, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.
РазделIV. Сводные репетиции. (2ч.) Объединение обеих групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания.
5год обучения.
РазделI. Вокально-хоровые навыки. (8ч.)
Тема 1.1. Ансамблевое звучание.
Практика:пениеa`capella.
Тема 1.2. Звукообразование, звуковедение.
Практика: пение учебно-тренировочного материала.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе Стрельникова.
Тема 1.3. Пение многоголосия.
Практика: учебно-тренировочный материал (тембр голоса, цепное дыхание, позиция звука).
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
РазделII.Работа над произведениями. (14ч.)
Тема 2.1. Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Тема 2.2. Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия.
Разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией. Сольный запев - хоровой подхват. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара.
РазделIII.Работа с солистами и ансамблями. (10ч.)
Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация. Умение работать с микрофоном и фонограммой.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Техника безопасности и правила пользования микрофоном.
Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а также, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.
РазделIV. Сводные репетиции. (2ч.) Объединение обеих групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания.
Тематический план
1 год обучения | ||||
№ п\п | Наименование разделов (тем) | Кол-во часовтеория | Кол-во часов практика | Кол-во часов всего |
1. | Вокально-хоровые навыки | 3 | 7 | 10 |
1.1 | Певческая установка, дыхание | 1 | 2 | 3 |
1.2 | Артикуляция, дикция | - | 1 | 1 |
1.3 | Звукообразование, звуковедение | - | 1 | 1 |
1.4 | Диапазон голоса | 1 | 1 | 2 |
1.5 | Хоровой строй. Ансамбль звучания. | 1 | 2 | 3 |
2. | Работа над произведениями | 5 | 15 | 20 |
2.1 | Разучивание произведений. | 2 | 8 | 10 |
2.2 | Работа над партиями | 3 | 7 | 10 |
3. | Сводные репетиции | - | 4 | 4 |
Итого: | 8 | 26 | 34 | |
2 год обучения | ||||
1. | Вокально-хоровые навыки | 3 | 12 | 15 |
1.1 | Певческая установка, дыхание | 1 | 2 | 3 |
1.2 | Артикуляция, дикция | 1 | 2 | 3 |
1.3 | Звукообразование, звуковедение | 1 | 1 | 2 |
1.4 | Диапазон голоса | - | 2 | 2 |
1.5 | Хоровой строй. Ансамбль звучания. | - | 2 | 2 |
1.6 | Освоение многоголосия. | 3 | 3 | |
2. | Работа над произведениями | 1 | 10 | 11 |
2.1 | Разучивание произведений. | 1 | 6 | 7 |
2.2 | Работа над партиями | - | 4 | 4 |
3. | Работа с солистами и ансамблями | - | 7 | 7 |
4. | Сводные репетиции | - | 1 | 1 |
Итого: | 4 | 30 | 34 | |
3 год обучения | ||||
1. | Вокально-хоровые навыки | - | 8 | 8 |
1.1 | Ансамблевое звучание | - | 3 | 3 |
1.2 | Звукообразование, звуковедение | - | 2 | 2 |
1.3 | Пение многоголосия | - | 3 | 3 |
2. | Работа над произведениями | 2 | 12 | 14 |
2.1 | Разучивание произведений. | 1 | 6 | 7 |
2.2 | Работа над партиями | 1 | 6 | 7 |
3. | Работа с солистами и ансамблями | - | 10 | 10 |
4. | Сводные репетиции | - | 2 | 2 |
Итого: | 2 | 32 | 34 |
4год обучения | ||||
1. | Вокально-хоровые навыки | - | 8 | 8 |
1.1 | Ансамблевое звучание | - | 3 | 3 |
1.2 | Звукообразование, звуковедение | - | 2 | 2 |
1.3 | Пение многоголосия | - | 3 | 3 |
2. | Работа над произведениями | 2 | 12 | 14 |
2.1 | Разучивание произведений. | 1 | 6 | 7 |
2.2 | Работа над партиями | 1 | 6 | 7 |
3. | Работа с солистами и ансамблями | - | 10 | 10 |
4. | Сводные репетиции | - | 2 | 2 |
Итого: | 2 | 32 | 34 | |
5 год обучения | ||||
1. | Вокально-хоровые навыки | - | 8 | 8 |
1.1 | Ансамблевое звучание | - | 3 | 3 |
1.2 | Звукообразование, звуковедение | - | 2 | 2 |
1.3 | Пение многоголосия | - | 3 | 3 |
2. | Работа над произведениями | 2 | 12 | 14 |
2.1 | Разучивание произведений. | 1 | 6 | 7 |
2.2 | Работа над партиями | 1 | 6 | 7 |
3. | Работа с солистами и ансамблями | - | 10 | 10 |
4. | Сводные репетиции | - | 2 | 2 |
Итого: | 2 | 32 | 34 | |
Список рекомендуемой литературы
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.
8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб. Музыка, 2000.
9.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб. Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
20.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
21.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
22.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
24.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R,CDRW,MP3, а также магнитных записей), DVD-плеер, телевизор, музыкальный инструмент - фортепиано, клавишный синтезатор.