МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка открытого урока по гитаре.
Тема: «Работа над стилистическими особенностями пьес в старших классах ДМШ»
Преподаватель первой квалификационной категории
Парицкая Анастасия Викторовна
пгт.Верхнеднепровский
21 ноября 2023г.
Пояснительная записка:
Стиль в музыке – это отклонение от жанра, уникальная комбинация музыкальных элементов, которая определяет общую характеристику и выразительность музыкального произведения. Он включает в себя такие аспекты, как ритм, мелодия, гармония, инструментация и тематика.
Стиль может быть представлен разными музыкальными жанрами, например, классической музыкой, джазом, роком, поп-музыкой.
Что бы у ребенка развилось художественное мышление, что бы он научился понимать музыку и наслаждаться ею, и самое важное – сформировалась разносторонне развитая, в музыкальном плане, личность, необходимо использовать в процессе обучения как можно более разнообразный в жанровом плане репертуар.
Большое значение для художественной выразительности игры имеет понимание, в каком стиле написано произведение и каковы его особенности.
В процессе обучения на музыкальном инструменте у учащегося формируется музыкальный вкус и развивается чувство стиля и жанра в музыке. И необходимо, конечно же, уделять внимание не только технике исполнения и чистоте звучания, но и стилистическим особенностям изучаемых произведений. Что бы ученик мог полнее прочувствовать и эмоциональнее исполнить пьесу.
Но при всем разнообразии музыкальных пьес, стилей и жанров, работа над ними основывается на общих принципах. В целом, она проходит в три этапа: знакомство с произведением (разбор), освоение выразительных средств и работа над художественным содержанием произведения.
Разработка урока:
Дата: 21 ноября 2023г.
Продолжительность: 40 мин.
Ф.И.О. уч-ся: Лещев Семен 12 лет, 5 класс.
Тема: «Работа над стилистическими особенностями пьес в старших классах ДМШ»
Цель урока: Формирование у учащегося чувства стиля исполняемых пьес, и грамотного использование средств музыкальной выразительности для передачи стилистических особенностей выбранных пьес. Развитие исполнительских навыков игры на гитаре.
Задачи:
1. Образовательные: научить правильно пользоваться такими приемами артикуляции как стаккато, портаменто и глиссандо.
2. Развивающие: Развитие внимания, музыкального слуха, памяти.
3. Воспитательные: Работа над культурой исполнения, воспитание терпения и настойчивости.
4. Здоровьесберегающие: Формирование правильной посадки и постановки рук.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная.
Методы:
Метод практического показа;
Метод словесного объяснения.
Учебно-материальное оснащение: Стул, 2 гитары, пульт для нот, подставка под ногу, нотный материал.
План занятия:
1. Разыгрываемся на гаммах;
2. М. Александрова «Эль Вито»
3. А. Виницкий «Розовый слон»
4. В. Козлов №Бурлеска»
6. Домашнее задание, анализ урока.
Ход урока:
1 этап урока: «Согреем» ручки, разыграемся на гамме До-мажор и Соль-мажор.
2 Этап урока: начнем урок с испанского танца «Эль Вито» в обработке М. Александровой.
Для испанского народа танцы – одна из излюбленных форм проявления его чувств. «Жизнь и смерть, любовь и ненависть, труд, битва, игры, молитва – все это,- писал испанский композитор Х. Нин,- послужило народу Испании основой для его песен и танцев». В испанской танцевальной культуре эмоциональную выразительность и поэтическую одухотворенность усиливает ритм. Именно выразительная и формообразующая роль ритма и определяет яркое национальное своеобразие ритмических рисунков испанских песен и танцев.
Эль Вито – традиционная народная песенная и танцевальная музыка Андалусии, написанная в размере 3\8, исполняется в быстром темпе.
Пьеса состоит из двух, практически одинаковых частей (написанных в октаву) и очень яркого вступления и окончания. Что бы придать музыке именно испанский колорит, будем активнее выделять сильную долю. Пьеса начинается с затакта.
Вступление
Эль Вито – это танец, исполняемый женщинами, и это показывается в первой части очень нежной, красивой мелодией, с раскачивающимся ритмическим рисунком, то удлиняющейся, то короткой первой долей.
1 часть
Вторая часть звучит значительно ярче, потому что написана на октаву выше первой и усилена добавлением среднего голоса. Исполняем так же, как первую часть, гротескно усиливая сильную долю.
2 часть.
В окончании присутствуют некоторые элементы вступления, так же немного измененные, усиленные аккордами и написанные в октаву.
Окончание
3 этап урока: пьеса А. Виницкого «Розовый слон».
Пьеса написана в стиле «Ctride», что в переводе с английского обозначает «Большой шаг». Этот термин заимствован из терминологии джазового фортепиано. Стиль «Страйд» зародился в начале ХХ века. Пианист, играющий в этом стиле, исполняет левой рукой бас и аккорд. Гитарист эту же структуру играет большим пальцем и пальцами ima. При этом возможно одновременно играть мелодию.
Правая рука при этом исполняет мелодию:
необходимо изменить аккомпанемент, сократив в нем количество нот, но Что бы исполнять мелодию вместе с аккомпанементом оставив «большой шаг» в басу.
В пьесе «Розовый слон» мы видим «большой шаг» в басу, и будем его «держать» всю пьесу. Четкий, ровный шаг в басу и раскачивающийся, свободный ритм в голосе – это и есть важные элементы игры стиля «Страйд».
пьеса
4 этап урока: В. Козлов «Бурлеска».
Это современная музыка для гитары, написанная с таким профессиональным юмором и программностью, и звучит очень привлекательно.
Английский гитарист-критик Пол Фаулес писал, что В. Козлов первый из талантливых композиторов комедийных произведений. Из воспоминаний его учеников, он говорил – «Не надо играть быстро, нужно первым делом причесать технику, отчетливо проигрывать все ноты, и что бы не страдал ритмический рисунок». Большое значение должно придаваться работе над звукоизвлечением.
Рассмотрим непосредственно пьесу «Бурлеска».
Бурлеск – это музыкальное произведение, предназначенное для того, что бы вызвать смех. Слово происходит от итальянскогоburlesco , которое означает - шутка, насмешка или издевательство.
Такие пьесы, шутливого, порой грубовато-комического характера, обычно проходят в оживленном движении.
Что бы подчеркнуть шутливость и гротескность этой пьесы, будем ее исполнять внимательно, выполняя все штрихи 9 (стаккато, легато) и очень важны контрастные динамические оттенки.
пьеса
Анализ урока.
Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:
-четкость и ясность поставленных задач;
-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося.