Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Работа по обобщению педагогического опыта воспитателя детского санатория «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии»

Работа по обобщению педагогического опыта воспитателя детского санатория «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии»

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, используемые в работе. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога.

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Работа по обобщению педагогического опыта воспитателя детского санатория «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии»

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, используемые в работе.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога.

Это взаимодействие происходит на разных уровнях:        

  • на уровне самого ребенка, когда воспитаннику важно создать гармонию физического, психического и нравственного здоровья. Тогда у него появляется возможность самореализоваться, самореабилитироваться, самоорганизоваться, самоопределиться. Ребенок еще не знает, кто он и что может сделать для своего развития и здоровья. Важно помочь ребенку осознать это и запустить все бессознательные и «спящие» механизмы.

  • на уровне межличностных отношений в образовательном и воспитательном пространстве, когда вокруг ребенка организуется взаимопомощь важных для него взрослых, сотрудничество с этими взрослыми, построение доверительных доброжелательных отношений. Всё это является условием сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

  • на уровне организации различных видов деятельности, когда   создается такая воспитательная система в образовательном учреждении, которая формирует у всех участников образовательной среды навыки, позволяющие сохранить и укрепить свое и детское здоровье. У всех участников этой образовательной среды создается положительная эмоциональная атмосфера. У всех участников появляется систематическая и последовательная реализация оздоровительных и формирующих культуру здоровья мероприятий.

Очень важно понимать, что без формирования мотивации на личностное саморазвитие и самореализацию, взрослые и дети еще долго будут стоять на месте.

Использование ритмопластики совершенствует развитие двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья. Чтобы воспитанники не испытывали "двигательного дефицита" который влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие и т.д., необходимо удовлетворить потребность каждого ребенка в движении. Главным мотивом маленького ребенка является интерес. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души тела заложены в синтезе музыки и пластики, это не только возможность хорошо провести время для ребенка, но и освоить жизненно необходимые движения и навыки. Одним из ключевых моментов является применение музыкальных произведений. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Главная особенность в данной методике - это взаимосвязь языка движений и языка музыки. Но музыка является не только динамической характеристикой движений, но и основной образного содержания. Воздействию музыки на воображение присущ творческий характер.

В основе ритмопластики и музыкальной выразительности лежат логические элементы движений. Поэтому важно научить детей двигаться в характере музыки, выразительно передавая и воплощая образное содержание.

В результате специальных комплексных занятий с помощью средств музыки и двигательных упражнений у воспитанников происходит улучшение личностных качеств, самореализация и произвольность движений и поведения. Ритмопластика носит оздоровительный характер.

Язык ритмопластических движений зависит от подбора достаточно простых и доступных движений, позволяющих создавать разнообразные хореографические композиции. Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, направленная на преодоление недостатков эмоционально-волевой и познавательной сферы. Она позволяет усвоить музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух.  

Игровой стретчинг – это оздоровительная методика, направленная на укрепление позвоночника, это творческая деятельность, при которой дети и подростки живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений под музыку.        

 Применение игрового стретчинга развивает дружеские взаимоотношения во время деятельности. Каждое занятие проходит с позитивным настроем, что положительно сказывается на всех участниках образовательного процесса.

Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. а также они получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий.

Важным условием проведения игрового стретчинга с детьми является выполнение растяжки симметрично для обеих сторон тела, а правильное ровное дыхание сулит результативный успех. Дети занимаются на ковриках или специальных матах. Необходима удобная эластичная одежда, без обуви, можно в носках или босиком. Создание рабочей атмосферы, использование спокойной музыки позволяет сформировать позитивное отношение к занятиям. Таким образом положительный эмоциональный фон делает занятия особенно эффективными.

В зависимости от целей занятия стретчинг можно использовать:

-в разминке для подготовки мышц

-для развития гибкости как отдельное занятие

-как релаксирующая процедура, в заключительной части занятия.

Результат собственных мышечных усилий ребенка проявляется в активной и пассивной гибкости. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, подвижности суставов, а также ряда внешних причин: от температуры внешней среды, от степени утомления организма, от времени суток (во второй половине дня занятия на развитие гибкости эффективней).

Общие принципы развития гибкости.

Чтобы достичь хороших результатов в развитии гибкости у дошкольников необходимо соблюдать следующие принципы.

1. Суммирование результата.

Растяжка - результат суммирования многих регулярных попыток. Применение данного принципа предостерегает от стремления получить результат мгновенно.

2. Принцип непрерывно - ступенчатого развития.

Занятия по развитию гибкости должны быть обязательно регулярными, так как гибкость относится к числу быстро утрачиваемых, при отсутствии специального тренинга качеств.

3. Принцип повторного выполнения.

Упражнения следует выполнять сериями, по несколько повторений.

4. Принцип разогрева.

Упражнения, используемые для разогрева, должны задействовать большие мышечные группы и поднимать общий тонус организма.

5 Принцип психического участия.

Ключ к подвижности - расслабление. Упражнения выполняются медленно и осторожно с удержанием растянутого положения. Настроиться на расслабление помогают образы и картинки, а также представление тепла.

Игровой стретчинг можно отнести к длительным творческим играм. В продолжительной игре можно частично менять, усложнять содержание.

Стретчинг основывается на чередовании напряжения и расслабления мышц, таким образом, чтобы нагрузка на всё тело ребёнка была равномерной. За одно занятие должно быть выполнено от 10 до 14 упражнений.

Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех-четырех лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста).

Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 минут со старшими, а с малышами, столько, сколько он сам захочет.

Стретчинг.

1. Пчелка. Сесть на пятки. 1. Согнутые в локтях руки положить на пояс ладонью наружу. 2. вывести вперед лечи, стараясь соединить локти перед грудью. 3. Развернуть плечи, стараясь свести локти за спиной.

2. Петушок. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. 1. Поднять левую ногу, согнув её в колене назад и взять левой рукой стопу левой ноги. 2. Правую руку поднять вверх, ладонью вперед, голова поднята.

3. Горка. Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки в упоре сзади. 1. не сгибая ноги, сохраняя оттянутые носочки, медленно поднять их в вертикальное положение, стараясь коснуться лицом коленей.

4. Муравей. Сесть скрестив ноги. Пальцы рук переплетены на затылке. 1. медленно наклонить корпус как можно дальше влево, чтобы левый локоть был обращен к полу, стараться локтем коснуться пола. 2. Оба колена как можно ближе прилегают к полу. 3 повернуть корпус влево и медленно наклонить правый локоть к левому колену. 5

5. Веточка. Лечь на спину, ноги вместе, носочки натянуты. Руки вдоль тела ладошки внизу. 1. Медленно поднять ноги в вертикальное положение (не сгибать ног в коленях, сохранять натянутые носочки) таз не отрывать от пола.

           Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально. Поскольку наши душа и тело - единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности. Если "стресс" - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных внешних воздействий, то "релаксация" – это состояние покоя, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.

           Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

           Процесс обучения релаксации условно делится на три этапа:

1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2 – этап - мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;

3 – этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

          На первом этапе необходимо объяснить детям, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описать необходимые действия.  Интонация, медленный темп речи способствует представлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Предполагается, что в конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, шеи и живота.

          На втором этапе происходит переход к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос воспитателя должен быть негромким, успокаивающим, речь – чёткой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Чётко звучат логические ударения. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения, которых он добивается у детей. Выход из состояния релаксации должен быть постепенным.

          На третьем этапе расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Для более эффективного и быстрого снятия эмоционального напряжения применяется методика релаксации, то есть мышечного расслабления. Расслабляя определенные группы мышц, можно добиться состояния психической стабильности, успокоения и отдыха. Релаксация достигается следующим образом: дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук «ы», стремятся расслабить все мышцы лица («лицо релаксанта»), ни о чем не думают, вызывая у себя ощущение полного спокойствия. Сеанс мышечного расслабления длится 3-4 мин и повторяется 4-5 раз.  

          Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

         Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В современном образовательном пространстве проектные технологии занимают центральное место в дополнительном образовании школьников. Настоящая статья посвящена исследованию влияния проектных методов на формирование креативности, социальных навыков и профессиональной ориентации учащихся. Рассмотрим принципы внедрения проектных технологий и их влияние на успешное обучение в санаторных условиях.
0 ₽
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, используемые в работе. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога.
0 ₽
В детском санатории осуществляется медико-педагогическая реабилитация. Детей набирают в группу одновременно с различными диагнозами. Смена окружения для ребёнка может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
0 ₽