Выступление на педагогическом совете
из опыта работы на тему:
«Помощь ребенку в адаптации в условиях
детского санатория».
ГАУЗ РБ «Санаторий для детей Радуга г. Стерлитамак».
Подготовила воспитатель: Кострыгина Алена Николаевна.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Педагогическое сопровождение детей в период адаптации и
ознакомления с условиями детского санатория
Особенности воспитательно - образовательного процесса в условиях детского санатория
Подготовка детей младшего школьного возраста к совместной деятельности в условиях детского санатория
Заключение
Список литературы
Введение.
В детскомсанатории осуществляется медико-педагогическая реабилитация. Детей набирают в группу одновременно с различными диагнозами.
С приходом в наш санаторий дети попадают в новый большой детский коллектив. В группу набирают 22-24 человека, возраст от 7 до 14 лет. Две старшие группы детского коллектива – группа мальчиков и группа девочек. В санаторий попадают дети из различных городов и поселков республики. Многие дети находятся в санатории круглосуточно. Как правило, часть детей (4-5 человек) «неорганизованных», т. е. ранее не посещавших детский сад и постоянно находящихся в домашней обстановке, под присмотром родителей.
Работу осложняет тот факт, что ребёнку 7-14 лет сложно понять необходимость его оторванности от дома, мамы. Разлука с домом и родителями становится для него стрессом. Требуется немало времени, чтобы ребёнок освоился в новой для него обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми людьми, детьми, осознал требования воспитателя, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.
Смена окружения для ребёнка может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Эмоции с одной стороны являются «индикатором»
состояния ребёнка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира.
Педагогический процесс в нашем санатории носит коррекционно-развивающий характер. Одним из условий успешности и эффективности коррекционно-развивающего педагогического процесса является комфортное эмоционально-психологическое состояние ребёнка, его позитивный настрой, желание общаться и заниматься.
Поэтому моя цель: помочь ребёнку легче адаптироваться в новых условиях учреждения, в коллективе сверстников.
Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Помочь детям быстрее освоиться в условиях окружающей среды санатория.
2. Установить доброжелательные отношения с сотрудниками санатория, позитивное, доверительное отношения к лечебному процессу.
3. Помочь детям быстрее освоиться в коллективе сверстников, наладить доброжелательное общение, настроить на совместную деятельность: игру, обучение.
4. Помочь детям в распознании собственных чувств (эмоций, формировать способность к сочувствию, сопереживанию.
5. Раскрыть детям сущность полярных понятий «добро» и «зло».
2. Педагогическое сопровождение детей в период ознакомления
в условиях санатория.
Поступая в детский санаторий, ребёнок оказывается в чужой, незнакомой обстановке, в окружении незнакомых ему детей и взрослых. Первые три дня активно идёт процесс ознакомления с персоналом группы: воспитатель, медицинская сестра, санитарка. Проводятся беседы (познавательное развитие): «Труд воспитателя», «Труд медицинской сестры», «Труд санитарки», «Труд повара», «Труд дворника». Такие беседы помимо цели дать представление о труде взрослого и уважения к труду взрослых, приближают детей к людям, окружающим их в группе, делают понятными и более близкими, особенно в моменты совместной деятельности (труда, игры).
Для того чтобы ребёнок понял и принял необходимость его пребывания в санатории,проводится беседа: «Зачем я пришёл в санаторий?»
Где в доступной ребёнку форме сообщается цель: лечение, развлечение и обучение в кружках.
Для того, чтобы ребёнок легче и быстрее адаптировался к обстановке санатория: без страха относился к различным лечебным процедурам, понял их необходимость и пользу; доверительнее относился к лечащему персоналу и педагогам; усвоил и принял правила поведения - в течение первых трех проводятся беседы и экскурсии по кабинетам и знакомство с сотрудниками (физиокабинет, процедурный кабинет, массажный кабинет, спелеошахта, ванны, бассейн, музыкальный зал). На экскурсиях доступным ребёнку языком объясняется назначение кабинета, происходит знакомство с сотрудниками, рассматривается лечебная аппаратура, приборы и объясняется их назначение. Рассказывается о пользе лечения и правилах поведения в кабинете.
Например, «Ребята, мы с вами находимся в массажном кабинете. Здесь делают массаж тела для того, чтобы ваши спинки были красивыми, осанка правильной, руки и ноги сильными. Здесь есть массажные столы, где вам будут делать массаж наши специалисты-массажисты. Правила поведения в кабинете (говорить тихо – чтобы не мешать взрослым работать; быстро раздеваться – чтобы не задерживать других детей; аккуратно складывать одежду на стульчике – чтобы не растерять и не перепутать вещи, быть вежливым – благодарить за помощь и лечение, говорить «спасибо»).
После экскурсий провести беседы: вспомнить где были, какие «волшебные» приборы видели. Перед посещением лечебных процедур вспомнить правила поведения в кабинетах и для чего нужны правила и почему их надо соблюдать.
Для быстрого ознакомления с групповыми помещениями, их назначением и правилами поведения в них первые дни на занятиях проводятся беседы и игры с использованием схем:
• Раздевалка
«Шкафчик для одежды»
«Найди свой шкафчик»
«Последовательность одевания» (схема)
Такие беседы помогают детям легче освоить групповое пространство,
«обжить» его – принять.
• Умывальная
«Умывальная комната»
«Найдите свой шкафчик»
«Моем руки» (схема)
Способствуют формированию навыков гигиены, самообслуживания, когда ребёнок себя чувствует более уверенным в себе, своих силах.
• Наша группа
«Стеклянные предметы» (схема)
«Опасные предметы» (схема)
• Беседы по развитию коллективизма
«От шалости до беды один шаг» (схема)
«Встречайте гостей» (схема)
• Беседы о правилах поведения за столом, на занятиях, совместных играх помогают детям понять необходимость соблюдения этих правил и их принятию, формируют у детей доброжелательное отношение друг к другу, учат вежливости и гостеприимству.
Особенно остро ребёнок переживает разлуку с домом, когда остаётся наедине со своими мыслями и чувствами, когда отступают впечатления дня и вспоминаются родной дом, мама. Это момент перехода ко сну.
Для того чтобы отвлечь ребёнка от грустных мыслей, снять эмоциональное напряжение, необходимо использовать релаксационную музыку, сказки, диски с записями звуков живой природы, проигрывать релаксационные диски детям во время подготовки ко сну, укладывания в кровать, засыпанием и во время пробуждения.
Утреннее пробуждение –релаксационный диск: Звуки природы – «Пение птиц в лесу». Естественные звуки природы, это то, что всегда хорошо воспринимается слухом человека и оказывает благотворное влияние на психоэмоциональное состояние и, следовательно, на все системы организма: нервную, мышечную, дыхательную, сердечно-сосудистую, пищеварительную.
Использовать:
• Тихий час. Засыпание.
Релаксационные диски: «Звуки природы», «Прибоя дивные напевы», «Летний дождь», «Море и дельфины».
• Ночной сон. Засыпание.
Диски народные: сказки, сборник «Дремы тихие шаги»;
колыбельные:
«Спи, моя радость» В. А. Моцарт, «Колыбельная» Ж. Бизе, «Вечерняя мелодия», «Когда малыш мой видит сны», «Сколько звездочек на небе»,
сказки: «Колобок-пряничек», «Коза-дереза», «Пых»;
• Утро. Пробуждение.
Релаксационный диск: «Пение птиц в лесу»;
Волшебная музыка для детей (шедевры классической музыки с чудесными звуками живой природы):
«Песнь жаворонка» П. И. Чайковский, «Музыкальный момент» Ф. Шуберт,
«Прогулка» М. Мусоргский, «Утро» Э. Григ, «Весенние голоса» И. Штраус, «Rondo» В. А. Моцарт, «Колыбельная» Римский-Корсаков, «Грёзы» Р. Шуман, «Вальс цветов» П. И. Чайковский, «Ноктюрн» Ф. Шопен.
3. Особенности воспитательно-образовательного процесса в условиях
детского санатория.
Для развития познавательной сферы ребёнка использовать на кружковых занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения
С. В. Крюкова «Давайте жить дружно»
• Упражнение «Солнечный зайчик». Цель – снятие эмоционального напряжения.
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там, Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
• Игра «Морщинки». Цель – снятие эмоционального напряжения.
Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз вдох-выдох. Отлично… Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!
Саморегуляция.
• Игра «Спасти птенца». Цель – ознакомить детей с методами саморегуляции.
Представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам.
Эмоциональное сближение.
• Игра «Паровозик с именем». Цель – настроить детей на совместную работу.
Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда «паровоз» будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть своё имя. Я начну: «Све-та, Све-та…». Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть своё имя и хлопать в ладоши, а я стану с ней повторять её имя… Поехали! Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет «паровозиком», и мы уже втроем будем повторять его имя.
И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре. Отлично!
Согласованные действия, ощущение единства.
• Игра «Доброе животное». Цель – развитие чувства единства.
Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Очень хорошо!
4. Подготовка детей младшего школьного возраста к совместной
деятельности в условиях детского санатория.
Иногда дети с трудом могут назвать несколько эмоциональных состояний о существовании других оттенков даже не предполагают. Для тренировки распознания эмоциональных состояний можно использовать плакаты с изображением эмоциональных состояний:
– дети подходят перед началом занятия к плакату и указывают своё эмоциональное состояние
– можно самим детям придумывать и называть эмоциональные состояния изображенных на плакате человечков.
Для того чтобы ребёнок мог верно оценить свое эмоциональное состояние и управлять им:
– можно потренироваться перед зеркалом, пусть ребёнок скажет какое у него настроение в данный момент и что он чувствует (сигналы его тела).
Для снятия мышечной напряженности использовать релаксационные упражнения, которые делают ребёнка более спокойным, уравновешенным, позволяют овладеть навыками саморегуляции. Такие упражнения, как «Снежная баба», «Апельсин», «Черепахи».
Т. П. Смирнова «Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей».
Для формирования чувства эмпатии, доверия, сочувствия, необходимо научить ребёнка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации. Помочь ребёнку сформировать навыки конструктивного поведения. Одна из форм обучения ребёнка конструктивным поведенческим реакциям – ролевая игра.
Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу детей разобрать эту ситуацию, пригласить в гости. Гости разыгрывают ситуацию (ссору, похожую на ту, что произошла в группе, а затем просят детей примерить их. Дети предполагают различные формы выхода из конфликта. Дети делятся на две подгруппы, одна говорит от имени первого драчуна, другая – от имени второго (дети сами выбирают, на чью позицию они встанут). Дети приобретают умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, учатся вести себя в сложных жизненных ситуациях. Обсуждение способствует сплочению детского коллектива.
Можно разыгрывать ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули, и ты упал.
Для обучения детей эффективным методам обучения можно использовать игру «Попроси игрушку» (вербальный и невербальный варианты)
• Игра «Попроси игрушку». Вербальный вариант
Цель – обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш, которая тебе очень нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя её просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
• Игра «Попроси игрушку». Невербальный вариант
Цель – обучить детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т. д.)
После проведения обоих вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет?», «Когда тебе действительно хотелось её отдать? Какие нужно было произносить слова?» эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни, она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.
Для формирования позитивной самооценки для детей очень важно, как их воспринимают значимые для них взрослые (родители, педагоги). Важно создать у ребёнка реального «Я – образа» в позитивном восприятии и самосознании. Созданию такого «Я – образа» способствует
• Игра-упражнение «Мне в тебе нравится…»
Упражнение выполняется в подгруппе детей.
1. Дети садятся в круг и передают клубок ниток соседу со словами «Мне в тебе нравится…». Закончить фразу нужно комплиментом (цвет глаз, волос, деталь одежды, поступок). Начинает упражнение сам ведущий. Участники передают клубок оставляя себе часть нитки, когда клубок возвратится к ведущему образуется объединенный круг – «нить добрых слов нас объединила».
2.Потом ведущий возвращает клубок в обратном направлении: «А мне в тебе нравится…», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает на клубок свою часть нити. Смотанный клубок возвращается к ведущему.
3. Не выходя из круга обсудить с детьми, что они чувствовали, когда
– получали клубок и слышали комплимент в свой адрес,
– сами передавали клубок и делали комплимент соседу,
– что было для них труднее, что проще?
– что они чувствовали, когда нить объединила их?
(Лучше будет, если каждый ребёнок, когда захочет высказаться, будет держать клубок в руках)
• Игра «Я принес тебе подарок».
Цель – воспитание у детей желание сделать что-нибудь приятное для другого, например, подарить то, что нравится самому.
Ребёнок сам выбирает, кому он хочет сделать подарок и что именно подарить. Дети выбирают разложенные на столе «подарки» (бусы, значки, головные уборы, ленточки, кольца, часы, звездочки, искусственные цветы). То, что им нравится. Дети возвращаются на заранее приготовленные стулья. Воспитатель выбирает ребёнка и предлагает ему сделать подарок, дает ему красивую коробку, и ребёнок отправляется к столу с подарками. Ребёнок возвращается с подарком в коробке, воспитатель вместе с ним говорят слова: «Я принес тебе подарок
Если нравится – возьми,
Всем ребятам покажи
И со мною попляши»
Воспитатель с ребёнком торжественно передают подарок выбранному ребёнку. Воспитатель подсказывает ребёнку, что надо поблагодарить и предлагает детям вместе поплясать (участники пляшут и поют). Потом эти двое садятся на место, а за подарком отправляется следующий ребёнок, которому передается коробка.
Когда у каждого участника будет подарок, начинается шествие под музыку. Все демонстрируют свои подарки. После этого предметы возвращаются на стол, и игра начинается сначала.
5. Заключение.
Результатом работы педагога по формированию у детей навыков общения и совместной деятельности, а также их адаптации в новой обстановке и новом коллективе не всегда проявляются быстро и бывают такими наглядными, как при ознакомлении детей с окружающим миром. Не стоит ждать быстрого и показательного эффекта от работы, способствующей
адаптации детей, но как показывает практический опыт после бесед о труде сотрудников санатория и экскурсий по санаторию дети спокойнее воспринимают новую обстановку, доверительнее относятся к сотрудникам и к лечебным процедурам.
После проведения бесед и игр по ознакомлению с групповыми помещениями дети легче и позитивнее воспринимают новые правила поведения, легче воспринимают новый распорядок дня.
Использование, проигрывание релаксационных мелодий, записей звуков живой природы, колыбельных мелодий, слушание записей сказок – снимают эмоциональное напряжение, делают более спокойным, комфортным настроение ребёнка, облегчают момент засыпания и делают более радостным пробуждение.
Игры и упражнения, используемые на фронтальных занятиях на снятие эмоционального напряжения, саморегуляцию, эмоциональное сближение – развивают и частично корректируют эмоционально-личностную и познавательную сферу ребёнка.
Использование в повседневной деятельности игр и упражнений способствующих:
–распознанию и контролю эмоций;
–снятию эмоциональной напряженности;
–формированию чувства эмпатии, доверия, сочувствия, сопереживания;
–развитию позитивной самооценки
дает положительные результаты. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше им были недоступны: совместные игры, игры с правилами, трудовые поручения, дежурство, сюжетно-ролевая игра. Устанавливаются более доверительные отношения со взрослыми и более дружелюбные отношения с другими детьми, не так остро переживается разлука с домом, родителями.
Занятия с детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут быть использованы, как материал для совместной деятельности всех участников занятия. Это зависит от профессиональных и личных качеств ведущего. Воспитателю необходимо знать психологические особенности детей младшего школьного возраста, быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения. Важно быть искренним, эмоционально открытым, способным к импровизации, артистичным и владеть навыками саморегуляции.
6. Список литературы:
1. Крюкова, С. В. Давайте жить дружно! / С. В. Крюкова – М.:ГЕНЕЗИС, 2006. – 38с.
2. Лютова, Е. Шпаргалка для взрослых / Е. Лютова, Г. Монина – СПб.: РЕЧЬ, 2004. – 136с.
3. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова – Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС, 2004. – 160с.