Работа по программе «Разговор о правильном питании»
Обучающая игра «Накрываем стол»
Мероприятие разработала Крюченкова О.А., учитель начальных классов
Цель: Научить школьников правильно сервировать стол к обеду
Задачи:
Воспитывать культуру питания
Развивать навыки общения, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию
Развивать творческую активность школьников.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), набор посуды и столовых приборов, скатерть.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя:
С любовью накрытый стол – это, как и в давние времена, гордость многих хозяек. Правила сервировки и поведения за столом вырабатывались на протяжении столетий.
Зачем нужны правила сервировки стола? (Ответы детей)
Верно, чтобы сделать прием пищи и общение за столом красивым, удобным, приятным. Красиво накрытый стол всегда смотрится лучше и привлекательней, чем тот, который ломится от яств, но не создает ощущение праздника. Сервировка стола – дело творческое, но существуют общепринятые каноны, правила.
По какому поводу мы можем накрывать стол?(День рождения, свадьба, юбилей, Новый год и т.д.).
А нужно ли красиво накрывать стол к завтраку, обеду, ужину?
Один из принципов здорового питания – Есть надо с удовольствием! Поэтому и для будничного приема пищи нужно правильно и красиво накрывать стол!
Догадались, чему будет посвящена наша обучающая игра? Хотите научиться правильно сервировать стол к обеду?
Ребята, а есть ли среди вас те, кто знает, как надо сервировать стол к обеду? Предлагаю выйти и накрыть стол.
(Ученики расставляют посуду и столовые приборы, комментируя свои действия)
Спасибо за работу. Вы уверены в правильности своих действий. Давайте вместе осваивать правила сервировки стола.
Обучающее занятие.
Приступаем к работе с чисто вымытыми руками. Это закон для всех: и для тех, кто готовит, и кто накрывает на стол, и кто собирается обедать.
Накрываем стол скатертью, которая должна быть безупречно чистой и отглаженной. Желательно, чтобы концы скатерти свисали равномерно со всех сторон стола примерно на 25-30 см, а углы скатерти должны закрывать ножки стола.
После этого расставляем тарелки. Рекомендуется их не только хорошо вымыть и протереть, но даже отполировать до блеска полотенцем или салфеткой.
Для обеда нужны три тарелки: для салата, для первого и второго блюда.
Сначала ставим тарелку для салата. Затем раскладываем столовые приборы.
Справа от тарелки для салата кладем суповую ложку и нож, слева – вилку. Перед тарелкой ставим стакан с компотом, рядом с ним кладем ложку. Она нужна для того, чтобы доставать фрукты из компота.
В центр стола ставим хлеб, солонку, салфетки.
Куда ставим суп и второе блюдо? (Ответы детей)
Первое блюдо подадим позднее, когда съедят салат.
Ребята, посмотрите. Сколько нужно тарелок для обеда. А почему нельзя обойтись одной тарелкой? (Ответы детей)
Верно, опять вспоминаем про принцип – Есть надо с удовольствием! Блюдо на несвежей тарелке выглядит неаппетитно.
Кроме того, может испортиться вкус блюда.
Итак, давайте повторим основные правила сервировки стола к обеду и запомним правильное расположение посуды и столовых приборов на обеденном столе.
Вниманию обучающихся предлагается мультимедийная презентация: http://prezentacii.com/detskie/7540 (прилагается на диске)
А теперь поиграем в игру «Накрываем стол». Ваша задача: накрыть стол правильно и быстро. (Игру можно провести в форме игрового соревнования, разделив участников на команды по 4-5 человек)
В это время проводится игра со зрителями.
Отгадайте загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Самовар
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я …
Фарфор
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник
Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница
Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
Термос
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
Ложка
Новая посуда,
А вся в дырках.
Решето
На головке пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
Чайник
Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
Тарелка
Сделана для жидкости,
а жидкость в ней не держится.
Воронка
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей
Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая.
Ложка
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
Нож
Вся макушка в дырках мелких –
Горечь-горькая в тарелках.
Перечница
Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
Половник
Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко.
Терка
Кто знает пословицы и поговорки, связанные с питанием?
Аппетит приходит во время еды
Если хороши щи, так другой пищи не ищи
Когда я ем, то глух и нем
Кто долго жует, тот долго живет
Хлеб всему голова
Хлеб, соль и вода — молодецкая еда
Настало время подвести итоги. Давайте проверим правильность выполненного задания.
Важный элемент сервировки стола – полотняные салфетки.. Во время приема пищи их кладут на колени. При сервировке стола, особенно праздничного, принято красиво складывать полотняные салфетки.
Предлагаем мастер-класс от педагогов. (Дети учатся красиво складывать салфетки)
Источники
http://www.medglav.com/
http://ejka.ru/blog/zagadki/301.html
http://prezentacii.com/detskie/7540
М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макееа «Две недели в лагере Здоровья» М. ОЛМА Медиа Групп, 2013г.
Инга Вольф. Современный этикет. – М.: “Кристина и Ко”, 1997.
Учебное пособие для учащихся ЗФМШ по курсу “Правила хорошего тона. Этикет” / Сост. Т.П.Старжевская. – М.: МИФИ, 1998.
Этикет от А до Я / Авт.-сост. Гусев И.Е. – Минск: Харвест, 1999