Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Химия
  3. Разработка открытого урока по теме "Реакции ионного обмена"

Разработка открытого урока по теме "Реакции ионного обмена"

Разработала материал открытого урока по химии на тему "Реакции ионного обмена". В данной разработке использую технологию дифференцированного подхода к обучающимся. На уроке после изучения нового теоретического материала я разбиваю класс на 3 группы, по их уровню знания. Каждая группа получает свое задание и выполняет его.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Химия

Категория

Химия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Утверждаю

Директор МБОУ Большеустинская ОШ

_________________Н.А. Шибаева

«Реакции ионного обмена» (9 класс)

Учитель:Селезнева Ольга Николаевна

Предмет:химия

Класс:9

Тема урока: Ионные уравнения

Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

Задачи:

  • способствовать систематизации понятийного аппарата: ион, растворы, электролиты и неэлектролиты, основные типы реакций в неорганической химии, обратимые реакции, условия протекания реакций ионного обмена до конца

  • способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять полные и сокращенные ионные уравнения;

  • способствовать формированию общеучебных умений:

а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать соли и химические реакции, классифицировать, делать выводы);

б) учебно-информационных (работать с текстом);

в) учебно–организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);

  • способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);

Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве

Ход урока

I. Организационный момент – 1 мин

 Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся, информация о цели и ходе урока, мотивация.

Фронтальная беседа (3 мин)

  • Что такое реакции обмена? (это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями).

  • Что такое ионы? (это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов)

  • На какие группы делятся ионы? (катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы)

  • Что такое электролитическая диссоциация? (процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении)

  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты (ионы водорода и ионы кислотного остатка)

  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? (ионы металла и ионы ОН-1 групп)

  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? (ионы металла и ионы кислотного остатка)

  • Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н+1, ОН-1, Ме+n, кислотный остаток-n)

  • Именно эти ионы находятся в таблице растворимости: (Работа с таблицей растворимости – определение растворимых и нерастворимых веществ)

II. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 15 мин.

Реакции обмена протекают между ионами, поэтому называются реакции ионного обмена. (Выводится определение слайд 2):

Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях:

  • если образуется осадок – нерастворимое вещество после реакции;

  • если выделяется газ;

  • если образуется вода.

В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми.

Разберем эти случаи поподробнее (случаи разбираются на слайдах и на доске, проводится фронтальная беседа: почему реакция идет, что и почему образуется, как определить образование осадка, газа, воды и т.п.):

1) Если образуется осадок (слайд 3):

а) CuSO4 + 2NaOH  Na2SO4 + Cu(OH)2

б) 2AgNO3 + CaCl2  Ca(NO3)2 + 2AgCl

в) Na2CO3 + Ca(NO3)2  2NaNO3 + CaCO3

г) BaCl2 + K2SO 2KCl + BaSO4

2) Если выделяется газ (слайд 4):

а) CaCO3 + 2HNO3  Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO)

б) Na2SO+ 2HCl  2NaCl + H2SO3 (H2O + SO)

в) CuS + 2HCl  CuCl2 + H2

3) Если образуется вода (слайд 5):

а) CuO + H2SO4  CuSO4 + H2O

б) Fe(OH)3 + 3HCl  FeCl3 + 3H2O

в) NaOH + HNO3   NaNO3 + H2O

4) Если НЕ образуются осадок, газ и вода, то реакции являются обратимыми (слайд 6):

Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях

а) 2NaNO3 + CaCl Ca(NO3)2 + 2NaCl

б) K3PO4 + 3NaCl  Na3PO4 + 3KCl

в)CuCl2 +Na2SO4  CuSO4 + 2NaCl

Ионные уравнения (слайды 7, 8, 9):

Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают:

  • нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);

  • оксиды;

  • воду;

  • газы.

1) Запишем молекулярное уравнение и уравняем его:

CuSO4 + 2NaOH  Na2SO4 + Cu(OH)2

(молекулярное уравнение)

2) Разложим на ионы все, что возможно и затем сократим одинаковые ионы в обоих частях уравнения:

Cu+2 + SO4-2 + 2Na+1 + 2OH-1  2Na+1 + SO4-2 + Cu(OH)2 

(полное ионное уравнение)

3) Запишем то, что получилось:

Cu+2 + 2OH-1   Cu(OH)2 

 (сокращенное ионное уравнение)

Другие примеры составления ионных уравнений (разбираются с пояснениями):

Пример 2.

CaCO3 + 2HNO3  Ca(NO3)2 + H2CO(H2O + CO2)

CaCO3 + 2H+1 + 2NO3-1  Ca+2 + 2NO3-1 + H2O + CO2

CaCO3 + 2H+1  Ca+2 + H2O + CO2 

Пример 3.

CuS + 2HCl  CuCl2 + H2S

CuS + 2H+1 + 2Cl-1  Cu+2 + 2Cl-1 + H2S

CuS + 2H+1  Cu+2 + H2S

Пример 4.

NaOH + HNO3  NaNO3 + H2O

Na+1 + OH-1 + H+1 + NO3-1  Na+1 + NO3-1 + H2O

OH-1 + H+1  H2O

Пример 5.

K3PO4 + 3NaCl  Na3PO4 + 3KCl

3K+1 + PO4-3 + 3Na+1 + 3Cl-1  3Na+1 + PO4-3 + 3K+1 + 3Cl-1

Вывод: сокращенного ионного уравнения нет, следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений

III. Закрепление изученного материала (20 мин)

Учащимся предлагается выполнить задания. Каждое задание предлагается на слайде и проверяется на следующем слайде (слайдах).

Задание 1 (Слайд 10)

Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным

Проверка задания 1 (слайды 11, 12).

1)NaOH + HCl  NaCl + H2O

Na+1 + OH-1 + H+1 + Cl-1  Na+1 + Cl-1 + H2O

OH-1 + H+1  H2O

2) MgCl2 + Na2SO3  MgSO3  + 2NaCl

Mg+2 + 2Cl-1 + 2Na+1 + SO3-2  MgSO + 2Na+1 +2Cl-1

Mg+2 + SO3-2  MgSO

3) K2SO3 + 2HNO3  2KNO+ H2O + SO

2K+1 + SO3-2 + 2H+1 + 2NO3-1  2K+1 + 2NO3-1 + H2O + SO

SO3-2 + 2H+1  H2O + SO

4) ZnSO4 + 2NaOH  Zn(OH) + Na2SO4

Zn+2 + SO4-2 + 2Na+1 + 2OH-1  2Na+1 + SO4-2 + Zn(OH)2 

Zn+2 + 2OH-1  Zn(OH)

5) Al(OH)3 + 3HNO3  Al(NO3)3 + 3H2O

Al(OH)3 + 3H+1 + 3NO3-1  Al+3 + 3NO3-1 + 3H2O

Al(OH)3 + 3H+1  Al+3 + 3H2O

6) CaCO3 + 2 HCl  CaCl2 + H2O + CO

CaCO3 + 2H+1 + 2Cl-1  Ca+2 + 2Cl-1 + H2O + CO

CaCO3 + 2H+1  Ca+2 + H2O + CO

Задание 2. (слайд 13):

Полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3 дети должны будут сделать дома)

Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

Проверка задания 2 (слайд 14):

СаСО3 + 2HCl  CaCl2 + H2O + CO

Задание 3 (слайд 15):

Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

Проверка задания 3 (слайд 16):

H2SO4 + Ba(OH)2  BaSO + 2H2O

Домашнее задание (слайд 21): Параграф 9, не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2, 3 решенным в классе, иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Разработала материал открытого урока по химии на тему "Реакции ионного обмена". В данной разработке использую технологию дифференцированного подхода к обучающимся. На уроке после изучения нового теоретического материала я разбиваю класс на 3 группы, по их уровню знания. Каждая группа получает свое задание и выполняет его.
0 ₽