Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Химия
  3. Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока по химии. Тема : " Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина". Базовый уровень.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Химия

Категория

Химия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок Дата урока________________

Тема урока: Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Цели урока:

Образовательная:

  • рассмотреть строение молекул алкадиенов, виды изомерии, номенклатуру, физические и химические свойства, основные способы получения; познакомиться с натуральным и синтетическим каучуком, резиной.

  • изучить состав и химические свойства алкадиенов;

  • расширить и углубить знания о непредельных углеводородах, полимерах;

  • уметь составлять уравнения реакций, характеризующих способы получения и химические свойства алкадиенов;

  • сформировать представление о каучуках и резине;

  • формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать причинно-следственные связи, искать новые факты, объяснять причину этих изменений.

Развивающая:

  • умение определять по строению вещества его свойства, а по свойствам – строение;

  • развивать познавательную активность, умения наблюдать и рассуждать, делать выводы;

  • развивать у учащихся коммуникативные умения - высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение своего товарища.

Воспитательная:

  • продолжить формирование локальной химической картины мира;

  • содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей:

  • обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта;

  • истинность научных знаний и законов природы;

  • обеспечить нравственно эстетическое воспитание.

Формирование УУД:

Регулятивные: продолжить формирование умения:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока);

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- работать организованно, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

- продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Коммуникативные:

- выражать свои мысли и идеи;

-работать индивидуально и в паре;

-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач.

Познавательные:

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов, условия протекания химических реакций;

- сравнивать и выделять главное, делать обобщающие выводы;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- формирование познавательного интереса и интереса к химии как к науке;

-воспитание чувства само- и взаимоуважения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: 

  • общую формулу алкадиенов;

  • строение алкадиенов, их гомологический ряд,

  • виды изомерии,

  • особенности номенклатуры;

  • химические свойства и способы получения;

  • формулу каучука, резины, их свойства.

Уметь: 

  • учащиеся могут составлять электронные и структурные формулы молекул веществ на основе теории строения атома;

  • оперируют понятием изомерия;

  • составляют уравнения реакций; устанавливать причинно-следственные связи;

  • работать самостоятельно и в коллективе;

  • выделять главное, составлять схемы, алгоритмы ответов, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные: 

  • формирование умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, развитие у учащихся самостоятельности, внимательности;

  • умение организовывать индивидуальную работу и работу групповую.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок.

Виды деятельности: проблемный, личностно-ориентированный, частично-поисковый метод, тестирование.

Средства обучения: словесные, наглядные, самостоятельная работа, обобщающий, классификационный.

Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, учебник, презентация, образцы каучуков и изделий из них.

Учебник:Химия10 класс: базовый уровень/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.- М.: Просвещение, 2019. - 192с. 

Девиз урока: Познать истину – значит познать сущее.

Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри. (Н.А.Бердяев)

ХОД УРОКА

I. Организационный этап (1 мин)

II. Актуализация опорных знаний учащихся и постановка учебной проблемы (6 мин)

Беседа.

  • Какие углеводороды Вам известны?

  • Какие классы углеводородов Вы знаете?

  • Сравните строение алкенов и алкадиенов. Что между ними общего?

Постановка учебной проблемы. Целеполагание. Прием «Кластер» .

Посмотрите на экран (доску). Модель какого вещества представлена на нем? (Этилена)

Представителем какого класса углеводородов веществ является этилен? (алкены)

Какая связь в молекуле этилена? (двойная)

Как отмечается одна двойная связь (Ответ: суффиксом “-ен”)?

Посмотрите на модель другого вещества (бутадиен-1,3).

Чем отличается это вещество от этилена? ( имеет две двойные связи)

А какой приставкой обозначается число два? (ди)

Каким суффиксом отмечаются две двойные связи ( “–диен”.)

Тогда попробуйте назвать новый класс непредельных углеводородов?

Новый класс непредельных соединений: алкадиены.

Это и будет темой нашего урока.

А по какому плану мы будем изучать данный класс веществ?

Давайте составим наш план в виде кластера. На основе этого кластера поставьте цели нашего урока.

III. Изучение нового материала (открытие новых знаний)(17мин)

1)Определение алкадиенов.

Алкадиены - ациклические непредельные УВ, содержащие в молекуле две двойные связи между атомами углерода.

Итак мы возвращаемся к теме нашего урока.

– Какая общая формула у алкенов? (Ответ: СnH2n).

– А на сколько атомов водорода у алкадиенов меньше, чем у алкенов?( на 2)

Предложите общую формулу алкадиенов. (Ответ: CnH2n-2)

– Дайте определение алкадиенов, записав его в тетради, отметив то, что мы сказали.

Работа с учебником. Откройте учебник на стр. 56. Посмотрите на химические формулы веществ. Как отличаются эти вещества по расположению двойных связей? На какие три группы их можно разделить? Запишите данные вещества в три столбика.

2)Классификацияалкадиенов (в зависимости от взаимного расположения двойных связей):

  • Кумулированные – двойные связи расположены рядом

– С = С = С – (неустойчивы)

  • Сопряженные – двойные связи расположены через одну простую

– С =С – С = С –

  • Изолированные – двойные связи расположены более чем через одну простую – С = С – С – С = С –

(по свойствам похожи на алкены)

3)Изомерия.Виды изомерии алкадиенов:

  • положение кратных связей:

СН2= СН– СН=СН–СН3 пентадиен – 1,3,

СН2= СН– СН2–СН= СН2 пентадиен – 1,4

  • изомерия углеродного скелета:

СН2= СН– СН2–СН= СН– СН3 гексадиен-1,4, 3-метилпентадиен-1,4

  • межклассовая:

СН2= СН– СН2–СН=СН–СН3 гексадиен-1,4,

СН3–СºС–СН2–СН2–СН3 гексин-2, циклогексен

  • пространственная изомерия

СН2= СН– СН =СН– СН3 пентадиен-1,3,

Работа в паре. Напишите изомеры состава С4Н6

4)Физические свойства (работа с учебником).

Низшие диены являются газами или жидкостями, высшие диены – твердыми веществами: бутадиен-1,3 является бесцветным газом (t кип. = -4,5 С0) с характерным запахом, изопрен – летучая жидкость (t кип. = 34,1 С0), обладает приятным запахом.

4)Химические свойства.

Алкадиены содержат две двойные связи. Какие реакции будут для них характерны?

Работа по вариантам. Взаимопроверка.

1 вариант – реакции присоединения.

2 вариант – реакция полимеризации.

Уравнение реакции.

Условия протекания.

Запись уравнений реакций

Применение реакций или её продуктов

Присоединение брома

Доказательство непредельного характера алкадиенов (исчезновение окраски бромной воды)

1 стадия

CH2 = CH - CH = CH2 + Br2 → CH2Br – СH = CH – CH2Br

2 стадия

CH2Br – СH = CH -CH2Br + Br2 → CH2Br – СHBr – CHBr – CH2Br.

Полимеризация бутадиена -1,3

nCH2=CH-CH=CH2 →

(-CH2-CH=CH-CH2-)n

Получение бутадиенового каучука

5. Применение синтетических каучуков

В качестве прочных эластичных материалов, диэлектриков, антикоррозионных и теплостойких покрытий, строительных материалов и др.

Учитель: Запишите реакцию присоединения бромоводорода, учитывая правило Марковникова.

Проверим себя

СН2= СН– СН =СН2 + HBr ® СН3 – СНBr– СН =СН2 3-бромбутен-1 (1,2 присоединение)

СН2= СН– СН =СН2 + HBr ® СН2 Br–СН= СН– СН3 1-бромбутен-2 (1,4 присоединение)

Физкультминутка (1 мин)
IV. Закрепление изученного материала (14 мин)

1. Решение задачи (групповая работа)

Определите массу бутадиена -1,3, который может быть получен по способу С.В.Лебедева из 150г 90%-ного этилового спирта, если выход продукта реакции 86%.

2CH3CH2OH  ®   CH2=CH–CH=CH2 + 2H2O + H2(600˚С, Al2O3, Cr2O3СН2)

2. Самостоятельная работа.

1. Запишите уравнение реакции получения изопренового каучука, если мономером для его получения является изоропрен (2-метилбутадиен-1,3).

2. Каучуки бывают природные (натуральные) и синтетические.

Учитель демонстрирует коллекции каучука, учащиеся отмечают в тетрадь свойства.

Природный каучук является липким, эластичным, резиноподобным материалом.

Синтетические каучуки обладают такими свойствами как: высокая износостойкость, устойчивость к многократным деформациям, высокая устойчивость к органическим растворителям.

Составьте схему «Применение каучука», используя материал учебника.

V. Домашнее задание(2 мин)

§ 5 читать, № 2,3,4 выполнить в тетрадях, § 4 повторить.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.(2 мин)

VI. Рефлексия (2 мин)

 Синквейн.

Алкадиены.

Кумулированные, сопряженные.

Присоединяют, обесцвечивают, полимеризуются.

Сырье для получения каучука.

Непредельный углеводород.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Воспитательный процесс в МБОУ «СШ №62» построен на постоянном участии обучающихся в разных массовых мероприятиях, что стимулирует интеллектуальное, нравственное, социальное и патриотическое развитие детей. Массовая работа расширяет кругозор детей, формирует чувство приобщения к жизни школы, города, страны. Ежегодно в нашей школе проводится «Фестиваль талантов».
0 ₽
В данной статье рассматриваются приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии в общеобразовательной школе. Концепция развития современного образования ориентирована на развитие личности и предполагает формирование естественнонаучной грамотности обучающихся. Грамотное применение приемов активизации познавательной деятельности школьников позволяет формировать высокие метапредметные результаты, с помощью которых повышается общая эффективность освоения образовательной программы по естествознанию на фоне высокой мотивационной потребности обучающихся и их интереса к учебному предмету.
0 ₽
Разработка урока по химии. Тема : " Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина". Базовый уровень.
0 ₽