План-конспект урока по курсу ОДНКНР
Тема урока:«Любовь и уважение к Отечеству»
в 5 классе
Выполнила: Чернова Ольга Васильевна
учитель: истории, обществознания, ОДНК НР
МБОУ Егорлыкская СОШ №1
ст.Егорлыкская
2023 год
Тема урока:«Любовь и уважение к Отечеству»
Цель урока: создать условия, при которых учащиеся смогут продолжитьформирование чувства патриотизма, ценностного отношения к Отечеству.
Задачи:
- обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России; - углубить и расширить представления у обучающихся в понятиях: служение и патриотизм;
- создать условия для развития представлений о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.
- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда;
- прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.
Ход урока
I. Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников!
2.Актуализация знаний учащихся:
Чтобы узнать тему нашего урока, соберите пословицы.
Соберите пословицы (работа в группах)
Родина – матушка, а хлеб – батюшка.
Родину мать умей защищать.
Родина – мать, чужбина - мачеха.
Дым Отечества светлее чужого огня.
– Ребята, о чём эти пословицы?
3.Сообщение темы урока (формулируют учащиеся).
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Тема нашего урока «Любовь и уважение к Отечеству».
- Найдите ключевые слова в теме урока. (Любовь, уважение, Отечество)
-Какая цель нашего урока?
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «родина»?
-Продолжите фразу «Родина – это для меня…..»
– Назовите синонимы к слову «родина».
- К. Д. Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…»
4. Изучение нового материала
На предыдущих уроках мы свами говорили о том, что наша страна всегда была многонациональна. Более 150 наций и народностей проживает на её территории. И на этих просторах живут люди не только разных национальностей. Кто-то исповедует иудаизм, пришедший к нам ещё в VII веке, в XVIII в нашей стране стал распространяться ислам, в 988 году на нашу землю пришло православие. В XVII веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой буддизм, Россия- многоконфессиональная страна.
1)Образ Родины.
- Наша Родина похожа на огромное дерево. Как вы думаете, какое?
- На мой взгляд, это могучий дуб, проживающий на земле несколько веков. Посмотрите на доску. Дерево - это образ нашей Родины. Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. У нас пока некрасивое дерево, без корней и листьев, но к концу урока мы его оживим.
- Возьмите конверт № 1 и выберете те понятия, которые вы бы отнесли к основным.
- (Слова: деньги, культура, история, традиции, безверие, религия, обряды, власть)
Дети выбирают, пишут на «корнях» и приклеивают (По 1 человеку от группы).
- Корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю, культуру, традиции, религию своих предков должен ….
(знать, уважать и любить…. )
- каждый из вас, так как именно человек является носителем исторической памяти. (Дети пишут на листочках слова: знание, уважение, любовь.)
Физминутка
Работа в группах
Выступление групп.
Задание на доске: вставить пропущенные слова в текст.
1 группа.
В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали---------------- .В 8 веке в городе Дербенте была построена первая мечеть, с которой началась история- ---------- в нашей стране. В ----- князь ------ крестил Русь- на нашу землю пришло ------- В 17 веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой ------- . С 18 века в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала складываться традиция светской этики. Так складывались духовные ------------- России.
- Какие духовные традиции есть в нашей стране? (Пишут на листочках)
(День Победы – 9 мая, День славянской письменности – 24 мая, Пасха – 5 мая, 12 июля- День святых Петра и Павла; 15 мая – Международный день семьи; 8 июля – День семьи, любви и верности)
2 группа.
Любовь – это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, на благо нашей Родины. Ещё Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель, говорил: «Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но нам какое дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы?»
На лучиках солнца дети пишут слова (к семье, к близким, к Родине, к природе, к животным, к малой родине)
- Что же объединяет всех людей, живущих в нашей стране? (Любовь.)
- Мы с вами говорили, что основа любой семьи ЛЮБОВЬ, что Бог – есть Любовь. Он дал нам заповеди, по которым мы должны жить. Господь говорил нам «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Что это значит?
– Молодцы, ребята! А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь?
Ответы учеников: искренней, настоящей, бескорыстной.
– Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?
-Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя.
– Как вы думаете, с чего начинается любовь к Родине.
- А как может проявляться любовь к Отечеству?
Ответы учеников: помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать Отечество, заботится о своих родных и близких.
3 группа.
Уважение - 1. Чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-л., чего-л. // Признание важности, значимости, ценности чего-л.; высокая оценка чего-л.
2. перен. разг.-сниж. Любовь, пристрастие к чему-л.
Значение слова Уважение по Ожегову:
Уважение - Почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
«Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, - не отдавай этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!» В.М.Шукшин.
Уважать Отечество – это беречь его традиции, знать историю Родины, помнить о прошлом, помогать окружающим, работать на благо России, добросовестно выполнять свою работу.
2. Понятие слов «Патриот», «Патриотизм».
- Как вы можете объяснить понятие ПАТРИОТИЗМ?
Задание на индивидуальных листах – дополни предложение
Человек, который любит свою Родину, любит свою историю, национальные
Из толкового словаря С.И.Ожегова
Патриот – человек одушевлённый патриотизмом.
Патриотизм – преданность и любовь к своему народу и готовность к любым подвигам во имя интересов своей Родины.
Любовь ко всему тому, что любили и защищали наши отцы и деды, наши предки - Основа патриотизма
- Считаете ли вы себя патриотом? Почему?
5. Закрепление материала урока.
Составление синквейна «Родина»
6. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Вы замечательно справились с заданиями, ваша работа сегодня на уроке говорит о том, что вы действительно любите свою родину и желаете ей добра, а значит, вас можно причислить к патриотам. (Выставление оценок, комментирование)
Учебник с. 62-63, определение понятий любовь, Отечество, Патриотизм. Подготовь стихотворение о Родине.