Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Разработка урока по окружающему миру "Тема: Вода и ее свойства. Водоемы родного края. Состояние и охрана водных ресурсов.

Разработка урока по окружающему миру "Тема: Вода и ее свойства. Водоемы родного края. Состояние и охрана водных ресурсов.

На уроке закрепляем знания о воде (ее свойства и состояние); расширяем представление о взаимосвязях с другими объектами природы; воспитываем бережное отношение и любовь к воде и природе; рассматриваем причины загрязнения водоемов; знакомимся с мерами по охране водоемов от загрязнения.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Свободненская школа»

администрации Волновахского района

Тема: Вода и ее свойства. Водоемы родного края. Состояние и охрана водных ресурсов.

Цель: закрепить знания о воде (ее свойства и состояние); расширить представление о взаимосвязях с другими объектами природы; воспитать бережное отношение и любовь к воде и природе; рассмотреть причины загрязнения водоемов; ознакомиться с мерами по охране водоемов от загрязнения.

Планируемые результаты

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием;

- умение определять и различать свойства воды;

- рассказывать о загрязнении о загрязнении воды с помощью модели;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные:

-умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение высказывать предложения о том, почемунужно беречь воду;

- умение формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;

- организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

- развивать способность принимать и сохранять учебную задачу;

- различать способ и результат действия, выполнять учебные действия, вносить коррективы в действия.

Личностные:

- учебно-познавательный процесс к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: рисунки (Капитошки, капли дождя); потолок класса, украшенный облаками; нарисованное озеро; проектор; физическая карта; глобус; набор для опыта (тарелка, стеклянный сосуд с водой); сюжетные картинки воды, дождя, льда, снега; учебник; таблица "Круговорот воды в природе".

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала, усвоение новых знаний.

Ход урока

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Сл. №1, 2)

Вот звонок нам дал сигнал.

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!

Поэтическая минутка (Сл. №3)

Не знает усталости и на мгновение художница природа – мать,

И нас, людей, терпеливо учит красивое на земле оставлять.

Опрос и обсуждение поэтической минутки

– О чем эти строки стиха? (о природе).

– Вспомните, что такое природа? (Природой называют все, что окружает человека, кроме вещей, которые создал он сам).

– А вы любите природу? (Да, любим)

– Я тоже восхищаюсь ею и хочу, чтобы нашей любовью к природе прониклись все присутствующие на уроке.

1) Эпиграф урока (Сл. №4)

Люди будущего! Будьте бережливы!

У вас есть опыт тысячелетий!

Земля, вода, человек – это единое целое,

их невозможно делить!

2) Девиз урока: Чтобы иметь успех – надо хорошо работать!(Сл. №5)

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (Сл. №6)

Сегодня на уроке вы вспомните, что такое вода; какими свойствами она обладает; почему вода нужна людям, животным, растениям.

Мы обсудим состояние водоемов родного края, причины загрязнения водоемов и возможные меры по охране водных ресурсов.

ІІІ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Рассказ учителя (Сл. №7)

Вода – это настоящее чудо!

Как прожить без воды?

С ней мы всегда счастливы!

С ней у нас нет беды!

Учитель в образе «Воды»:

- Уважаемые дети, сегодня Вы станете участниками экспедиции по изучению водных ресурсов на планете Земля, и поэтому я выгляжу так. (звучит мелодия «воды»).

Монолог Воды:

– Люди, я вам нужна!

Мое состояние – жидкое, легкое, как дыхание, так и твердое.

Прекрасная капелька серебряная,

Кто не узнал меня? Знакомьтесь! Я – ВОДА.

Учитель Вода на глобусе показывает водные просторы нашей планеты.

– Итак, вы убедились, что большую часть Земли занимают океаны и моря. Они соединены между собой и образуют Мировой океан. Его делят на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.

Вода – обычное и простое вещество на планете Земля. Ежегодно 22.03 мир отмечает день водных ресурсов. Этот малоизвестный праздник был установлен Генеральной Ассамблеей ООН для того, чтобы напомнить всем людям о важности этого вещества. Кажется, ничего нового мы уже не узнаем о воде, однако она таит в себе еще миллионы загадок. Ученые каждый день открывают интересные и неизвестные факты о ней.

2. Познавательные и интересные факты о воде (Сл. №8)

Вода, безусловно, – основа всей жизни. Все живые существа состоят из воды: рыбы – на 75%, животные – на 75%, картофель – на 76%, медузы – на 99%, помидоры – на 96%, яблоки – на 85%. Даже человек, и тот, состоит из воды: у новорожденного в теле содержится 86%.

Вода в морях и реках, в ледниках и на ветках деревьев, она дымится в воздухе. В течение всего года вода на землю попадает в виде осадков: дождя, града, росы, тумана, снега, снежинок, инея. (Сл. №9)

Без еды человек может прожить до 40 дней, а вот без воды – не больше пяти дней.

Давайте подытожим: для чего нужна вода?

Вывод: вода есть в каждом живом организме. Вода – это основа жизни!

Физкультминутка – Игра «Ручеек» (Сл. №10)

3. Исследовательская деятельность.

Опыт 1. (Сл. №11)

― Посмотрите на воду в бутылке. Какой она формы? А если воду налить в стакан. Изменила ли вода свою форму?

Вывод: вода легко изменяет свою форму, легко приобретает форму сосуда.

Опыт 2. (Сл. №12)

― Понюхайте воду. Сделайте вывод. Добавляю уксус. Понюхайте. Сделайте вывод.

― Опустите карандаши в стаканы с водой. Виден ли карандаш? Сделайте вывод.

― Возьмите линейку, карандаш, воду без бутылочки. Вам удалось взять линейку? Карандаш? Воду? Почему не смогли взять воду?

Вывод: вода без запаха, но может его приобретать. Она прозрачна. Вода текучая.

Опыт 3. (Сл. №13)

― Добавьте в воду соль. Размешайте. Что произошло с солью? Сделайте вывод.

― Добавьте в воду сахар. Размешайте. Что произошло с сахаром? Сделайте вывод.

― Добавляю к воде несколько капель краски. Размешиваю. Что вышло?

Вывод: вода растворяет соль, сахар, приобретает окрас.

Опыт 4. (Сл. №14)

― В стакан с чистой водой положите мел. Размешайте ложечкой. Что произошло с мелом?

― Добавьте песок. Размешайте ложечкой. Какой стала вода? Наблюдайте дальше. Что произошло с песком?

― В стакан с чистой водой добавьте несколько капель масла. Что вы заметили?

Вывод: песок, мел, масло не растворяются в воде. Нерастворимые в воде вещества называются нерастворимыми.

IV. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

1. Пруд или речка, у которой ты живешь. (беседа с учениками) (Сл. №15)

Учитель Вода: Нашесело образовалось очень давно. Ему насчитывается уже больше ста лет. Сейчас в селе два пруда, а когда-то их было три. Есть река, которая, к сожалению, превратилась в загрязненный ручеек.

1-яДевочка: От старожилов мы узнали, что когда-то эта красивая река называлась «Сухая Волноваха» (рассказ очевидца).

2-яДевочка: Издавна люди уважительно относились к рекам, озерам, колодцам, источникам. Берегли их, потому что хорошо знали, что вода – это жизнь на земле. Но в ежедневном ритме нашего настоящего мы по-другому стали смотреть на мир. Все брали от природы, «не дожидаясь милостей», а с отдачей не торопились. И вот пришло время, когда природа уже не может отдавать, а умоляет: «Человек! Защити, спаси меня от самой себя!».

Ученик

Есть вода – растут растения:

Лес, сады, обильные поля.

Это отлично для человека,

И радуется вся Земля.

Плавают в водичке дети,

Рыбы в воде живут.

Расцветают в лугу цветы,

И обильные дожди идут.

2. Работа в группах

Каждая группа получает свое задание и выполняет его

.1-я группа Выявите причины загрязнения воды. Как люди загрязняют воду.

Загрязненность водоемов. Как охранять воду от загрязнения? (Сл. №16)

На середину класса выходит «Водяной».

Инсценировка (выходят дети с масками разноцветных рыб).

ВОДЯНОЙ: Привет, позволь тебя спросить, почему ты такая красная?

КРАСНАЯ РЫБКА: Добрый день, Водяной! Беда у меня. На берегу нашей реки построили предприятие и провели 2 трубы. Одна забирает на предприятие чистую воду, а другая сливает в грязную реку. Вот и стала я от сточной воды красной.

(Выходит желтая рыбка).

ВОДЯННЫЙ: А ты почему такая желтая, как лимон?

ЖЕЛТАЯ РЫБКА: Проживала я на мели. Вдруг прошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток воды. Чего в нем только не было: минеральные удобрения, ядохимикаты, отходы. Пожелтела наша заводь.

ВОДЯНОЙ: А ты, подруга, почему такая фиолетовая, как баклажан?

ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА: Видели бы вы, какой на мне груз лежал: банки, стекло, сломанные деревья, даже колеса. От такого напряжения я и краснела, и зеленела, и синела... Вот и стала фиолетовой, с большим трудом выбралась из-под мусора.

КРАСНАЯ РЫБКА: Ой, посмотрите, девочки! А это кто еще?

ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА:Среди своих родственников я таких не видела.

ЧЕРНАЯ РЫБКА (подходит к рыбкам): Не пугайтесь, мои дорогие подруги. Я такая же рыбка, как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, исчезла еда, на берегу лежат птицы и гибнут от нефти.

КРАСНАЯ РЫБКА: Что нам делать, как дальше жить?

2-я группаПочему воду нужно беречь?

ВОДЯНОЙ: Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. А особенно когда речь идет о воде. Ее ведь так много на планете. Но только 2% этого количества составляла пресная вода, пригодная для питья. Источники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и окрашивает). (Сл. №17, 18)

РЫБКА: На берегах водоемов строили фабрики, заводы, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет сельскохозяйственных угодий и окрашивает часть озера краской).

РЫБКА: Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки и окрашивает часть озера краской).

РЫБКА:Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет танкера и окрашивает остальное озеро краской).

РЫБКА: Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, теряя все живое на много квадратных миль вокруг. И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается

ВОДЯНОЙ: Так, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами – преступление против человечности. Мы должны задуматься, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться вашим будущим!

Вывод: Людям нужна только чистая, пресная вода, ее на планете мало, а человек загрязняет ее все больше и больше, поэтому воду нужно беречь!

3-я группа Докажите, что вода – источник жизни на планете. Какие мероприятия по охране водоемов вам известны?

Значение воды в жизни планеты (Сл. №19)

Вода повсюду:

1) в воздухе – в виде пара, облаков;

2) под землей – это источники, подземные озера;

3) на Северном и Южном полюсах вода в виде огромных скоплений льда и снега.

Вода входит в состав любого организма:

1) содержится во всех частях растений;

2) в теле животных составляет более половины массы;

3) входит в состав крови человека.

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить звери, птицы, люди.

Вода – это дом водных животных и растений.

Вода – источник жизни на планете!

Охрана воды от загрязнений (Сл. №20)

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

1. Ответы на вопросы

Какие свойства воды вам знакомы?

-растворяет соль и сахар;

- не растворяет речной песок;

- безвкуса;

- течет;

- с легкостью принимает форму сосуда;

- не имеет запаха;

- прозрачная;

- бесцветная;

-может испаряться.

Почему вода – основа жизни? (Из воды состоит любое живое существо, его нужно беречь и рационально использовать. Вода - источник жизни на планете. Без воды существование живых существ невозможно.).

Как сберечь запасы воды? (Нужно не загрязнять водоемы. Вода нуждается в бережном отношении. Прежде всего это зависит от деятельности и отношения человека).

2. Работа по учебнику

Учащиеся работают по заданию учебника.

УПРАЖНЕНИЕ «Погода» (Сл. №21)

Ученик:

Инструкция по использованию воды (Сл. №22, 23)

Человек воду употребляет в пищу, готовит на ней блюдо. Ежедневно необходимо выпивать 2 литра воды.

Вода необходима для личной гигиены. На умывания нужно человеку до 10 литров, на купание в среднем до 190 литров.

С помощью воды мы убираем. В среднем на мытье посуды, полов, окон, стирки, полив комнатных цветов в сутки уходит до 180-200 литров.

Вода используется в сельском хозяйстве. Водой питаются растения, животные и птицы. Поливают сады, огороды.

При тушении пожаров. Вода в таких случаях используется для охлаждения и как изоляционная в пенном составе.

Вода используется как основной теплоноситель. Она применяется в теплосетях, теплотрассах.

В качестве льда воду применяют для охлаждения различных систем общепита, в медицинских целях.

Вода используется во многих видах спорта: плавание, водное поло, хоккей, фигурное катание.

Широко используется вода в области химии как растворитель и разбавитель многих веществ в промышленности (горнодобывающей, нефтяной).

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

– Как вы понимаете высказывание «Вода-это жизнь»?

– Какие водоемы вы знаете? (Ручей, река, озеро, пруд, море, океан, канал, водохранилище).

– Какая деятельность человека приводит к загрязнению воды?

– Что загрязняет водоемы? С чем нужно бороться(в водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты).

– Как каждый из нас загрязняет воду?

– Почему воду необходимо беречь и охранять?

– Что делает человек для охраны и очищения воды?

– Что может сделать каждый из нас?

– Какие ученые следят за состоянием водоемов?(гидрологи и экологи).

- Сформулируйте собственные предложения по охране воды.

VII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать пословицы и поговорки о воде.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

На уроке закрепляем знания о воде (ее свойства и состояние); расширяем представление о взаимосвязях с другими объектами природы; воспитываем бережное отношение и любовь к воде и природе; рассматриваем причины загрязнения водоемов; знакомимся с мерами по охране водоемов от загрязнения.
0 ₽