Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Разработка урока по окружающему миру "Тема: Вода и ее свойства. Водоемы родного края. Состояние и охрана водных ресурсов.

Разработка урока по окружающему миру "Тема: Вода и ее свойства. Водоемы родного края. Состояние и охрана водных ресурсов.

На уроке закрепляем знания о воде (ее свойства и состояние); расширяем представление о взаимосвязях с другими объектами природы; воспитываем бережное отношение и любовь к воде и природе; рассматриваем причины загрязнения водоемов; знакомимся с мерами по охране водоемов от загрязнения.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Свободненская школа»

администрации Волновахского района

Тема: Вода и ее свойства. Водоемы родного края. Состояние и охрана водных ресурсов.

Цель: закрепить знания о воде (ее свойства и состояние); расширить представление о взаимосвязях с другими объектами природы; воспитать бережное отношение и любовь к воде и природе; рассмотреть причины загрязнения водоемов; ознакомиться с мерами по охране водоемов от загрязнения.

Планируемые результаты

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием;

- умение определять и различать свойства воды;

- рассказывать о загрязнении о загрязнении воды с помощью модели;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные:

-умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение высказывать предложения о том, почемунужно беречь воду;

- умение формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;

- организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

- развивать способность принимать и сохранять учебную задачу;

- различать способ и результат действия, выполнять учебные действия, вносить коррективы в действия.

Личностные:

- учебно-познавательный процесс к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: рисунки (Капитошки, капли дождя); потолок класса, украшенный облаками; нарисованное озеро; проектор; физическая карта; глобус; набор для опыта (тарелка, стеклянный сосуд с водой); сюжетные картинки воды, дождя, льда, снега; учебник; таблица "Круговорот воды в природе".

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала, усвоение новых знаний.

Ход урока

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Сл. №1, 2)

Вот звонок нам дал сигнал.

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!

Поэтическая минутка (Сл. №3)

Не знает усталости и на мгновение художница природа – мать,

И нас, людей, терпеливо учит красивое на земле оставлять.

Опрос и обсуждение поэтической минутки

– О чем эти строки стиха? (о природе).

– Вспомните, что такое природа? (Природой называют все, что окружает человека, кроме вещей, которые создал он сам).

– А вы любите природу? (Да, любим)

– Я тоже восхищаюсь ею и хочу, чтобы нашей любовью к природе прониклись все присутствующие на уроке.

1) Эпиграф урока (Сл. №4)

Люди будущего! Будьте бережливы!

У вас есть опыт тысячелетий!

Земля, вода, человек – это единое целое,

их невозможно делить!

2) Девиз урока: Чтобы иметь успех – надо хорошо работать!(Сл. №5)

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (Сл. №6)

Сегодня на уроке вы вспомните, что такое вода; какими свойствами она обладает; почему вода нужна людям, животным, растениям.

Мы обсудим состояние водоемов родного края, причины загрязнения водоемов и возможные меры по охране водных ресурсов.

ІІІ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Рассказ учителя (Сл. №7)

Вода – это настоящее чудо!

Как прожить без воды?

С ней мы всегда счастливы!

С ней у нас нет беды!

Учитель в образе «Воды»:

- Уважаемые дети, сегодня Вы станете участниками экспедиции по изучению водных ресурсов на планете Земля, и поэтому я выгляжу так. (звучит мелодия «воды»).

Монолог Воды:

– Люди, я вам нужна!

Мое состояние – жидкое, легкое, как дыхание, так и твердое.

Прекрасная капелька серебряная,

Кто не узнал меня? Знакомьтесь! Я – ВОДА.

Учитель Вода на глобусе показывает водные просторы нашей планеты.

– Итак, вы убедились, что большую часть Земли занимают океаны и моря. Они соединены между собой и образуют Мировой океан. Его делят на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.

Вода – обычное и простое вещество на планете Земля. Ежегодно 22.03 мир отмечает день водных ресурсов. Этот малоизвестный праздник был установлен Генеральной Ассамблеей ООН для того, чтобы напомнить всем людям о важности этого вещества. Кажется, ничего нового мы уже не узнаем о воде, однако она таит в себе еще миллионы загадок. Ученые каждый день открывают интересные и неизвестные факты о ней.

2. Познавательные и интересные факты о воде (Сл. №8)

Вода, безусловно, – основа всей жизни. Все живые существа состоят из воды: рыбы – на 75%, животные – на 75%, картофель – на 76%, медузы – на 99%, помидоры – на 96%, яблоки – на 85%. Даже человек, и тот, состоит из воды: у новорожденного в теле содержится 86%.

Вода в морях и реках, в ледниках и на ветках деревьев, она дымится в воздухе. В течение всего года вода на землю попадает в виде осадков: дождя, града, росы, тумана, снега, снежинок, инея. (Сл. №9)

Без еды человек может прожить до 40 дней, а вот без воды – не больше пяти дней.

Давайте подытожим: для чего нужна вода?

Вывод: вода есть в каждом живом организме. Вода – это основа жизни!

Физкультминутка – Игра «Ручеек» (Сл. №10)

3. Исследовательская деятельность.

Опыт 1. (Сл. №11)

― Посмотрите на воду в бутылке. Какой она формы? А если воду налить в стакан. Изменила ли вода свою форму?

Вывод: вода легко изменяет свою форму, легко приобретает форму сосуда.

Опыт 2. (Сл. №12)

― Понюхайте воду. Сделайте вывод. Добавляю уксус. Понюхайте. Сделайте вывод.

― Опустите карандаши в стаканы с водой. Виден ли карандаш? Сделайте вывод.

― Возьмите линейку, карандаш, воду без бутылочки. Вам удалось взять линейку? Карандаш? Воду? Почему не смогли взять воду?

Вывод: вода без запаха, но может его приобретать. Она прозрачна. Вода текучая.

Опыт 3. (Сл. №13)

― Добавьте в воду соль. Размешайте. Что произошло с солью? Сделайте вывод.

― Добавьте в воду сахар. Размешайте. Что произошло с сахаром? Сделайте вывод.

― Добавляю к воде несколько капель краски. Размешиваю. Что вышло?

Вывод: вода растворяет соль, сахар, приобретает окрас.

Опыт 4. (Сл. №14)

― В стакан с чистой водой положите мел. Размешайте ложечкой. Что произошло с мелом?

― Добавьте песок. Размешайте ложечкой. Какой стала вода? Наблюдайте дальше. Что произошло с песком?

― В стакан с чистой водой добавьте несколько капель масла. Что вы заметили?

Вывод: песок, мел, масло не растворяются в воде. Нерастворимые в воде вещества называются нерастворимыми.

IV. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

1. Пруд или речка, у которой ты живешь. (беседа с учениками) (Сл. №15)

Учитель Вода: Нашесело образовалось очень давно. Ему насчитывается уже больше ста лет. Сейчас в селе два пруда, а когда-то их было три. Есть река, которая, к сожалению, превратилась в загрязненный ручеек.

1-яДевочка: От старожилов мы узнали, что когда-то эта красивая река называлась «Сухая Волноваха» (рассказ очевидца).

2-яДевочка: Издавна люди уважительно относились к рекам, озерам, колодцам, источникам. Берегли их, потому что хорошо знали, что вода – это жизнь на земле. Но в ежедневном ритме нашего настоящего мы по-другому стали смотреть на мир. Все брали от природы, «не дожидаясь милостей», а с отдачей не торопились. И вот пришло время, когда природа уже не может отдавать, а умоляет: «Человек! Защити, спаси меня от самой себя!».

Ученик

Есть вода – растут растения:

Лес, сады, обильные поля.

Это отлично для человека,

И радуется вся Земля.

Плавают в водичке дети,

Рыбы в воде живут.

Расцветают в лугу цветы,

И обильные дожди идут.

2. Работа в группах

Каждая группа получает свое задание и выполняет его

.1-я группа Выявите причины загрязнения воды. Как люди загрязняют воду.

Загрязненность водоемов. Как охранять воду от загрязнения? (Сл. №16)

На середину класса выходит «Водяной».

Инсценировка (выходят дети с масками разноцветных рыб).

ВОДЯНОЙ: Привет, позволь тебя спросить, почему ты такая красная?

КРАСНАЯ РЫБКА: Добрый день, Водяной! Беда у меня. На берегу нашей реки построили предприятие и провели 2 трубы. Одна забирает на предприятие чистую воду, а другая сливает в грязную реку. Вот и стала я от сточной воды красной.

(Выходит желтая рыбка).

ВОДЯННЫЙ: А ты почему такая желтая, как лимон?

ЖЕЛТАЯ РЫБКА: Проживала я на мели. Вдруг прошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток воды. Чего в нем только не было: минеральные удобрения, ядохимикаты, отходы. Пожелтела наша заводь.

ВОДЯНОЙ: А ты, подруга, почему такая фиолетовая, как баклажан?

ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА: Видели бы вы, какой на мне груз лежал: банки, стекло, сломанные деревья, даже колеса. От такого напряжения я и краснела, и зеленела, и синела... Вот и стала фиолетовой, с большим трудом выбралась из-под мусора.

КРАСНАЯ РЫБКА: Ой, посмотрите, девочки! А это кто еще?

ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА:Среди своих родственников я таких не видела.

ЧЕРНАЯ РЫБКА (подходит к рыбкам): Не пугайтесь, мои дорогие подруги. Я такая же рыбка, как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, исчезла еда, на берегу лежат птицы и гибнут от нефти.

КРАСНАЯ РЫБКА: Что нам делать, как дальше жить?

2-я группаПочему воду нужно беречь?

ВОДЯНОЙ: Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. А особенно когда речь идет о воде. Ее ведь так много на планете. Но только 2% этого количества составляла пресная вода, пригодная для питья. Источники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и окрашивает). (Сл. №17, 18)

РЫБКА: На берегах водоемов строили фабрики, заводы, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет сельскохозяйственных угодий и окрашивает часть озера краской).

РЫБКА: Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки и окрашивает часть озера краской).

РЫБКА:Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет танкера и окрашивает остальное озеро краской).

РЫБКА: Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, теряя все живое на много квадратных миль вокруг. И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается

ВОДЯНОЙ: Так, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами – преступление против человечности. Мы должны задуматься, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться вашим будущим!

Вывод: Людям нужна только чистая, пресная вода, ее на планете мало, а человек загрязняет ее все больше и больше, поэтому воду нужно беречь!

3-я группа Докажите, что вода – источник жизни на планете. Какие мероприятия по охране водоемов вам известны?

Значение воды в жизни планеты (Сл. №19)

Вода повсюду:

1) в воздухе – в виде пара, облаков;

2) под землей – это источники, подземные озера;

3) на Северном и Южном полюсах вода в виде огромных скоплений льда и снега.

Вода входит в состав любого организма:

1) содержится во всех частях растений;

2) в теле животных составляет более половины массы;

3) входит в состав крови человека.

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить звери, птицы, люди.

Вода – это дом водных животных и растений.

Вода – источник жизни на планете!

Охрана воды от загрязнений (Сл. №20)

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

1. Ответы на вопросы

Какие свойства воды вам знакомы?

-растворяет соль и сахар;

- не растворяет речной песок;

- безвкуса;

- течет;

- с легкостью принимает форму сосуда;

- не имеет запаха;

- прозрачная;

- бесцветная;

-может испаряться.

Почему вода – основа жизни? (Из воды состоит любое живое существо, его нужно беречь и рационально использовать. Вода - источник жизни на планете. Без воды существование живых существ невозможно.).

Как сберечь запасы воды? (Нужно не загрязнять водоемы. Вода нуждается в бережном отношении. Прежде всего это зависит от деятельности и отношения человека).

2. Работа по учебнику

Учащиеся работают по заданию учебника.

УПРАЖНЕНИЕ «Погода» (Сл. №21)

Ученик:

Инструкция по использованию воды (Сл. №22, 23)

Человек воду употребляет в пищу, готовит на ней блюдо. Ежедневно необходимо выпивать 2 литра воды.

Вода необходима для личной гигиены. На умывания нужно человеку до 10 литров, на купание в среднем до 190 литров.

С помощью воды мы убираем. В среднем на мытье посуды, полов, окон, стирки, полив комнатных цветов в сутки уходит до 180-200 литров.

Вода используется в сельском хозяйстве. Водой питаются растения, животные и птицы. Поливают сады, огороды.

При тушении пожаров. Вода в таких случаях используется для охлаждения и как изоляционная в пенном составе.

Вода используется как основной теплоноситель. Она применяется в теплосетях, теплотрассах.

В качестве льда воду применяют для охлаждения различных систем общепита, в медицинских целях.

Вода используется во многих видах спорта: плавание, водное поло, хоккей, фигурное катание.

Широко используется вода в области химии как растворитель и разбавитель многих веществ в промышленности (горнодобывающей, нефтяной).

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

– Как вы понимаете высказывание «Вода-это жизнь»?

– Какие водоемы вы знаете? (Ручей, река, озеро, пруд, море, океан, канал, водохранилище).

– Какая деятельность человека приводит к загрязнению воды?

– Что загрязняет водоемы? С чем нужно бороться(в водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты).

– Как каждый из нас загрязняет воду?

– Почему воду необходимо беречь и охранять?

– Что делает человек для охраны и очищения воды?

– Что может сделать каждый из нас?

– Какие ученые следят за состоянием водоемов?(гидрологи и экологи).

- Сформулируйте собственные предложения по охране воды.

VII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать пословицы и поговорки о воде.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

На уроке закрепляем знания о воде (ее свойства и состояние); расширяем представление о взаимосвязях с другими объектами природы; воспитываем бережное отношение и любовь к воде и природе; рассматриваем причины загрязнения водоемов; знакомимся с мерами по охране водоемов от загрязнения.
0 ₽