Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Свободненская школа»
администрации Волновахского района
Тема: Вода и ее свойства. Водоемы родного края. Состояние и охрана водных ресурсов.
Цель: закрепить знания о воде (ее свойства и состояние); расширить представление о взаимосвязях с другими объектами природы; воспитать бережное отношение и любовь к воде и природе; рассмотреть причины загрязнения водоемов; ознакомиться с мерами по охране водоемов от загрязнения.
Планируемые результаты
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием;
- умение определять и различать свойства воды;
- рассказывать о загрязнении о загрязнении воды с помощью модели;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные:
-умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение высказывать предложения о том, почемунужно беречь воду;
- умение формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
- организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
- развивать способность принимать и сохранять учебную задачу;
- различать способ и результат действия, выполнять учебные действия, вносить коррективы в действия.
Личностные:
- учебно-познавательный процесс к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: рисунки (Капитошки, капли дождя); потолок класса, украшенный облаками; нарисованное озеро; проектор; физическая карта; глобус; набор для опыта (тарелка, стеклянный сосуд с водой); сюжетные картинки воды, дождя, льда, снега; учебник; таблица "Круговорот воды в природе".
Тип урока: повторение и закрепление изученного материала, усвоение новых знаний.
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Сл. №1, 2)
Вот звонок нам дал сигнал.
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
Поэтическая минутка (Сл. №3)
Не знает усталости и на мгновение художница природа – мать,
И нас, людей, терпеливо учит красивое на земле оставлять.
Опрос и обсуждение поэтической минутки
– О чем эти строки стиха? (о природе).
– Вспомните, что такое природа? (Природой называют все, что окружает человека, кроме вещей, которые создал он сам).
– А вы любите природу? (Да, любим)
– Я тоже восхищаюсь ею и хочу, чтобы нашей любовью к природе прониклись все присутствующие на уроке.
1) Эпиграф урока (Сл. №4)
Люди будущего! Будьте бережливы!
У вас есть опыт тысячелетий!
Земля, вода, человек – это единое целое,
их невозможно делить!
2) Девиз урока: Чтобы иметь успех – надо хорошо работать!(Сл. №5)
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (Сл. №6)
Сегодня на уроке вы вспомните, что такое вода; какими свойствами она обладает; почему вода нужна людям, животным, растениям.
Мы обсудим состояние водоемов родного края, причины загрязнения водоемов и возможные меры по охране водных ресурсов.
ІІІ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Рассказ учителя (Сл. №7)
Вода – это настоящее чудо!
Как прожить без воды?
С ней мы всегда счастливы!
С ней у нас нет беды!
Учитель в образе «Воды»:
- Уважаемые дети, сегодня Вы станете участниками экспедиции по изучению водных ресурсов на планете Земля, и поэтому я выгляжу так. (звучит мелодия «воды»).
Монолог Воды:
– Люди, я вам нужна!
Мое состояние – жидкое, легкое, как дыхание, так и твердое.
Прекрасная капелька серебряная,
Кто не узнал меня? Знакомьтесь! Я – ВОДА.
Учитель Вода на глобусе показывает водные просторы нашей планеты.
– Итак, вы убедились, что большую часть Земли занимают океаны и моря. Они соединены между собой и образуют Мировой океан. Его делят на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Вода – обычное и простое вещество на планете Земля. Ежегодно 22.03 мир отмечает день водных ресурсов. Этот малоизвестный праздник был установлен Генеральной Ассамблеей ООН для того, чтобы напомнить всем людям о важности этого вещества. Кажется, ничего нового мы уже не узнаем о воде, однако она таит в себе еще миллионы загадок. Ученые каждый день открывают интересные и неизвестные факты о ней.
2. Познавательные и интересные факты о воде (Сл. №8)
Вода, безусловно, – основа всей жизни. Все живые существа состоят из воды: рыбы – на 75%, животные – на 75%, картофель – на 76%, медузы – на 99%, помидоры – на 96%, яблоки – на 85%. Даже человек, и тот, состоит из воды: у новорожденного в теле содержится 86%.
Вода в морях и реках, в ледниках и на ветках деревьев, она дымится в воздухе. В течение всего года вода на землю попадает в виде осадков: дождя, града, росы, тумана, снега, снежинок, инея. (Сл. №9)
Без еды человек может прожить до 40 дней, а вот без воды – не больше пяти дней.
Давайте подытожим: для чего нужна вода?
Вывод: вода есть в каждом живом организме. Вода – это основа жизни!
Физкультминутка – Игра «Ручеек» (Сл. №10)
3. Исследовательская деятельность.
Опыт 1. (Сл. №11)
― Посмотрите на воду в бутылке. Какой она формы? А если воду налить в стакан. Изменила ли вода свою форму?
Вывод: вода легко изменяет свою форму, легко приобретает форму сосуда.
Опыт 2. (Сл. №12)
― Понюхайте воду. Сделайте вывод. Добавляю уксус. Понюхайте. Сделайте вывод.
― Опустите карандаши в стаканы с водой. Виден ли карандаш? Сделайте вывод.
― Возьмите линейку, карандаш, воду без бутылочки. Вам удалось взять линейку? Карандаш? Воду? Почему не смогли взять воду?
Вывод: вода без запаха, но может его приобретать. Она прозрачна. Вода текучая.
Опыт 3. (Сл. №13)
― Добавьте в воду соль. Размешайте. Что произошло с солью? Сделайте вывод.
― Добавьте в воду сахар. Размешайте. Что произошло с сахаром? Сделайте вывод.
― Добавляю к воде несколько капель краски. Размешиваю. Что вышло?
Вывод: вода растворяет соль, сахар, приобретает окрас.
Опыт 4. (Сл. №14)
― В стакан с чистой водой положите мел. Размешайте ложечкой. Что произошло с мелом?
― Добавьте песок. Размешайте ложечкой. Какой стала вода? Наблюдайте дальше. Что произошло с песком?
― В стакан с чистой водой добавьте несколько капель масла. Что вы заметили?
Вывод: песок, мел, масло не растворяются в воде. Нерастворимые в воде вещества называются нерастворимыми.
IV. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Пруд или речка, у которой ты живешь. (беседа с учениками) (Сл. №15)
Учитель Вода: Нашесело образовалось очень давно. Ему насчитывается уже больше ста лет. Сейчас в селе два пруда, а когда-то их было три. Есть река, которая, к сожалению, превратилась в загрязненный ручеек.
1-яДевочка: От старожилов мы узнали, что когда-то эта красивая река называлась «Сухая Волноваха» (рассказ очевидца).
2-яДевочка: Издавна люди уважительно относились к рекам, озерам, колодцам, источникам. Берегли их, потому что хорошо знали, что вода – это жизнь на земле. Но в ежедневном ритме нашего настоящего мы по-другому стали смотреть на мир. Все брали от природы, «не дожидаясь милостей», а с отдачей не торопились. И вот пришло время, когда природа уже не может отдавать, а умоляет: «Человек! Защити, спаси меня от самой себя!».
Ученик
Есть вода – растут растения:
Лес, сады, обильные поля.
Это отлично для человека,
И радуется вся Земля.
Плавают в водичке дети,
Рыбы в воде живут.
Расцветают в лугу цветы,
И обильные дожди идут.
2. Работа в группах
Каждая группа получает свое задание и выполняет его
.1-я группа Выявите причины загрязнения воды. Как люди загрязняют воду.
Загрязненность водоемов. Как охранять воду от загрязнения? (Сл. №16)
На середину класса выходит «Водяной».
Инсценировка (выходят дети с масками разноцветных рыб).
ВОДЯНОЙ: Привет, позволь тебя спросить, почему ты такая красная?
КРАСНАЯ РЫБКА: Добрый день, Водяной! Беда у меня. На берегу нашей реки построили предприятие и провели 2 трубы. Одна забирает на предприятие чистую воду, а другая сливает в грязную реку. Вот и стала я от сточной воды красной.
(Выходит желтая рыбка).
ВОДЯННЫЙ: А ты почему такая желтая, как лимон?
ЖЕЛТАЯ РЫБКА: Проживала я на мели. Вдруг прошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток воды. Чего в нем только не было: минеральные удобрения, ядохимикаты, отходы. Пожелтела наша заводь.
ВОДЯНОЙ: А ты, подруга, почему такая фиолетовая, как баклажан?
ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА: Видели бы вы, какой на мне груз лежал: банки, стекло, сломанные деревья, даже колеса. От такого напряжения я и краснела, и зеленела, и синела... Вот и стала фиолетовой, с большим трудом выбралась из-под мусора.
КРАСНАЯ РЫБКА: Ой, посмотрите, девочки! А это кто еще?
ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА:Среди своих родственников я таких не видела.
ЧЕРНАЯ РЫБКА (подходит к рыбкам): Не пугайтесь, мои дорогие подруги. Я такая же рыбка, как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, исчезла еда, на берегу лежат птицы и гибнут от нефти.
КРАСНАЯ РЫБКА: Что нам делать, как дальше жить?
2-я группаПочему воду нужно беречь?
ВОДЯНОЙ: Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. А особенно когда речь идет о воде. Ее ведь так много на планете. Но только 2% этого количества составляла пресная вода, пригодная для питья. Источники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.
(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и окрашивает). (Сл. №17, 18)
РЫБКА: На берегах водоемов строили фабрики, заводы, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду.
(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет сельскохозяйственных угодий и окрашивает часть озера краской).
РЫБКА: Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве.
(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки и окрашивает часть озера краской).
РЫБКА:Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты.
(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет танкера и окрашивает остальное озеро краской).
РЫБКА: Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, теряя все живое на много квадратных миль вокруг. И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается…
ВОДЯНОЙ: Так, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами – преступление против человечности. Мы должны задуматься, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться вашим будущим!
Вывод: Людям нужна только чистая, пресная вода, ее на планете мало, а человек загрязняет ее все больше и больше, поэтому воду нужно беречь!
3-я группа Докажите, что вода – источник жизни на планете. Какие мероприятия по охране водоемов вам известны?
Значение воды в жизни планеты (Сл. №19)
Вода повсюду:
1) в воздухе – в виде пара, облаков;
2) под землей – это источники, подземные озера;
3) на Северном и Южном полюсах вода в виде огромных скоплений льда и снега.
Вода входит в состав любого организма:
1) содержится во всех частях растений;
2) в теле животных составляет более половины массы;
3) входит в состав крови человека.
Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить звери, птицы, люди.
Вода – это дом водных животных и растений.
Вода – источник жизни на планете!
Охрана воды от загрязнений (Сл. №20)
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
1. Ответы на вопросы
Какие свойства воды вам знакомы?
-растворяет соль и сахар;
- не растворяет речной песок;
- безвкуса;
- течет;
- с легкостью принимает форму сосуда;
- не имеет запаха;
- прозрачная;
- бесцветная;
-может испаряться.
Почему вода – основа жизни? (Из воды состоит любое живое существо, его нужно беречь и рационально использовать. Вода - источник жизни на планете. Без воды существование живых существ невозможно.).
Как сберечь запасы воды? (Нужно не загрязнять водоемы. Вода нуждается в бережном отношении. Прежде всего это зависит от деятельности и отношения человека).
2. Работа по учебнику
Учащиеся работают по заданию учебника.
УПРАЖНЕНИЕ «Погода» (Сл. №21)
Ученик:
Инструкция по использованию воды (Сл. №22, 23)
Человек воду употребляет в пищу, готовит на ней блюдо. Ежедневно необходимо выпивать 2 литра воды.
Вода необходима для личной гигиены. На умывания нужно человеку до 10 литров, на купание в среднем до 190 литров.
С помощью воды мы убираем. В среднем на мытье посуды, полов, окон, стирки, полив комнатных цветов в сутки уходит до 180-200 литров.
Вода используется в сельском хозяйстве. Водой питаются растения, животные и птицы. Поливают сады, огороды.
При тушении пожаров. Вода в таких случаях используется для охлаждения и как изоляционная в пенном составе.
Вода используется как основной теплоноситель. Она применяется в теплосетях, теплотрассах.
В качестве льда воду применяют для охлаждения различных систем общепита, в медицинских целях.
Вода используется во многих видах спорта: плавание, водное поло, хоккей, фигурное катание.
Широко используется вода в области химии как растворитель и разбавитель многих веществ в промышленности (горнодобывающей, нефтяной).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
– Как вы понимаете высказывание «Вода-это жизнь»?
– Какие водоемы вы знаете? (Ручей, река, озеро, пруд, море, океан, канал, водохранилище).
– Какая деятельность человека приводит к загрязнению воды?
– Что загрязняет водоемы? С чем нужно бороться(в водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты).
– Как каждый из нас загрязняет воду?
– Почему воду необходимо беречь и охранять?
– Что делает человек для охраны и очищения воды?
– Что может сделать каждый из нас?
– Какие ученые следят за состоянием водоемов?(гидрологи и экологи).
- Сформулируйте собственные предложения по охране воды.
VII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подобрать пословицы и поговорки о воде.