Тема урока «Соединения железа».
Чтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс
Цель:на основе уже имеющихся знаний о металлах и железе в частности рассмотреть важнейшие соединения железа (II) и (III), качественные реакции на ионы железа.
Задачи:
Образовательная:продолжить формировать умения характеризовать элемент по его положению в периодической системе химических элементов, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металла, совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений,
Развивающая:продолжить развивать критическое мышление, навыков самостоятельности и способности к рефлексии, коммуникативные умения в ходе коллективной и парной работы, умения работать с химическими веществами, с текстом учебника, умения делать выводы.
Воспитательная: продолжить воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, убедить в необходимости привлечения средств химии к пониманию процессов, происходящих в окружающем мире.
Оборудование: компьютеры, мультимедийная доска, периодическая таблица Д. И. Менделеева, таблица растворимости веществ, ряд активности металлов.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы обучения: технологии критического мышления, нформационно–коммуникационная, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический; самостоятельная (тест), парная (лабораторная), групповая работы
Оборудование:минералы железа: магнитный, бурый и красные железняки, компьютеры, интерактивная доска.
Ход урока
Орг. момент.
Стадия вызова:«да-нет»
Порядок распределения электронов по энергетическим уровням в атоме железа - ) ) ) )
2 8 14 2
Железоs-элемент
С водой железо образует соединение со с.о. +2,+3
Железо – ковкий, пластичный, серебристо-белый металл, притягивается магнитом
Железо – металл средней активности
С хлором железо образует соединение со с.о. +2, с соляной кислотой – +3.
Поставить «да», если утверждение верно, «нет» если утверждение не верно.
Объявление темы, постановка целей урока. Ученики записывают тему урока в тетради.
Стадия осмысления:
Объяснение нового материала.
Соединения железа.
Задание: Рассмотреть образцы соединений железа, отметить основные их характеристики. (Использование наглядного материала – минералов, парная работа).
Ученики записывают в тетрадь формулы и названия соединений железа):
Fe3O4 – магнитный железняк
Fe2O3 – красный железняк (гематит)
2Fe2O3 * 3H2O – бурый железняк
FeS2 – железный колчедан
И делают Вывод:
1)Железо – второй по распространенности металл в земной коре.
Железо в природе находится в виде соединений –оксидов и сульфидов: руд и минералов, а самородное железо встречается очень редко. Природное химически чистое железо бывает только метеоритного происхождения.
Соединения железа (II) имеют ярко выраженный основный характер.
Соединения железа (III) – проявляют амфотерные свойства.
II. «Конструирование текста».(предварительно класс разделить на две группы) Слайд 1.
Задание: Из предложенных формул соединений составьте генетический ряд Fe+2(для первой группы) и генетический ряд Fe+3(для второй группы).
Fe(OH)3, Fe, Fe(OH)2, FeCI3, Fe2O3, FeCI2, FeO.
Ответы учеников записываются на доске.
Генетические ряды Fe+2, Fe+3.
Fe FeCI2Fe(OH)2 FeO
FeFeCI3Fe(OH)3Fe2O3
III. Качественные реакции на ионы железа (II), (III).
Учитель:Качественные реакции – реакции, с помощью которых распознаются различные вещества. Качественные реакции, как правило, протекают с каким - либо ярким внешним эффектом.
Показ видеосюжета качественных реакций на ионы железа Fe+2и Fe+3учителем.Слайд 2, 3.
Уравнения реакций записывают в тетрадь.
Затем проверка по слайдам на доске.
Качественная реакция на ион Fe+2 Реактив – красная кровяная сольK3[Fe(CN)6] Результат воздействия – синий осадок (турнбулевой сини) K3[Fe(CN)6] + FeCI2= 2KCI + KFe[Fe(CN)6] 3K++ Fe2++ 2CI-+ [Fe(CN)6]3-→ KFe[Fe(CN)6] + 2K++ 2CI- K++ Fe2++ [Fe(CN)6]3-→ KFe[Fe(CN)6] |
Качественная реакция на ион Fe+3
1) Реактив – желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]
Результат воздействия – синий осадок (берлинской лазури)
K4[Fe(CN)6] + FeCI3 = 3KCI + KFe[Fe(CN)6]
4K+ + Fe3+ + 3CI- + [Fe(CN)6]4- → KFe[Fe(CN)6] + 3K+ + 3CI-
K+ + Fe3+ + [Fe(CN)6]4-→ KFe[Fe(CN)6]
2) Реактив – роданид натрия (аммония) NaNCS (NH4NCS)
Результат воздействия – интенсивно-красный цвет.
FeCI3 + NaNCS = [FeNCS]CI2 + NaCI
Fe3+ + NCS- = FeNCS2+
IV. Задание. Какие реакции соответствуют схеме Fe2+→ Fe3+Слайд 6.
1.FeCl2 + Cl2 = FeCl3
2.FeCl3 + NaOH = Fe(OH)3
3.Fe(OH)2 + O2 + H2O = Fe(OH)3
«Лови ошибку».
Учитель: Что неправильно записано в уравнениях?
Задание: Расставить коэффициенты в уравнениях 1 и 3 методом электронного баланса, определить окислитель и восстановитель в реакциях.
V. Лабораторная работа «виртуальная лаборатория» за компьютерами.
Работа в парах, записывают уравнения реакций и вывод.
Стадия рефлексии.
Выполнение теста с последующей взаимопроверкой и самооценкой (тест на отдельных карточках).
Вариант 1.
1.Какова электронная конфигурация атома железа?
А) 1s22s22p63s2Б) 1s22s22p63s23p63d64s2
В) 1s22s22p63s23p64S2Г) 1s22s22p63s23p63d54s2
2.С какими из веществ реагирует железо?
А) О2 Б) Na2O В) p-рH2SO4 Г) СО2
3.С какими из веществ реагирует FeO?
А) Н2О Б) HCI В) Na2O Г) SO3
4.Какое вещество образуются при взаимодействии Fe(OH)3 c HNO3?
А) Н2О Б) Fe(NO3)2 В) FeO Г) Fe(NO3)3
5. В чем растворяется Fe2O3?
А) Н2О Б) p-р NaOH В) p-р HCI Г) p-р NaCI
Вариант 2.
1.При взаимодействии, с какими веществами железо образует соединения со степенью окисления +2?
А) СI2 Б) S В) p-рHCI Г) HNO3
2. С какими из веществ реагирует Fe(OH)2?
А) О2 + Н2О Б) p-рNaCI В) p-рHCI Г) p-рNaOH
3.Какое вещество образуются при взаимодействии Fe(OH)3 и H2SO4?
А) Н2О Б) FeSO4 В) Fe2(SO4)3 Г) FeS
4.В чем растворяется Fe(OH)3?
А) Н2О Б) p-рHCI В) p-рKNO3 Г) p-р KOH
5.Соотнесите:
1) Fe3+ А) желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]
2) Fe2+Б) красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]
II.«Попс-формула». Слайд 7.
Задание: Написать вывод урока по образцу, закончив предложения:
Сегодня я понял(а), что …
Главным на уроке для меня было …
Больше всего мне запомнилось …
Ученики зачитывают свои выводы.
6.Выставление оценок.
7.Домашнее задание: § 14 (до конца), упражнение 2, 3, 7.
Используемая литература:
1. Горковенко М. Ю. Химия. 9 класс. Поурочные разработки к учебнику О. С. Габриеляна (М.: Дрофа); Л.С. Гузея и др. (М.: Дрофа); Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана [текст] / М. Ю. Горковенко. (М.: Просвещение). – М.: «ВАКО», 2004.
2. Интернет – ресурсы,
3. Мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриеляна.