Допущен. Учитель __________________/Абрамова А. А./
Оценка за конспект ________________/ ___________________./
Технологическая карта урока студента
Яковлевой Вероники Эдуардовны
ДАТА: 21. 04
Предмет: окружающий мир Класс: 2Б Учебник (УМК): «Школа России»
Тема урока: «Путешествие по Москве»
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 ч. А. А. Плешаков; презентация; проектор; колонка; раздаточный материал (рабочие листы, «микрофон»).
Цель урока: организация деятельности учащихся поформированию представления о Москве и её достопримечательностях.
Задачи урока:
Образовательная:формироватьпредставлениеучащихсяостолиценашейРодины-Москве;познакомить с историей основания, символикой и достопримечательностями города Москвы в процессе беседы; формировать понятие «плана-местности» в процессе работы с планом.
Развивающая:развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление,воображение) , интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ); развивать умения работать с текстом и картой.
воображение), интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация);
Воспитательная:воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому; содействовать воспитанию культуры поведения в общественных местах через беседу.
великим свершениям, его славному историческому прошлому.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы и приемы обучения | Формы учебного взаимо - действия (И, Ф, П, С) | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационныйэтап | Мотивация детей к работе на уроке, поднятие настроение детей. Подготовка к изучению новой темы | Словесный (беседа) Приём «Хорошее настроение» | Ф | - Добрый день, ребята. Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке окружающего мира. Давайте возьмемся за руки и улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и открытия нового. - Отлично. Присаживайтесь. - Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Сегодня мы с вами будем в роли путешественников. Ребята, а вы любите путешествовать? - Отлично. А для того, чтобы нам было легче и интереснее работать я предлагаю вам путешествовать в группах по 4 человека. И в процессе нашего путешествия вы будете записывать новую информацию на своих рабочих листах. | - Да. |
2.Постановка цели изадач урока | Подготовка к восприятию темы. Заинтересовать детей для изучения новой темы. Поставить цели и задачи совместно с детьми | Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (Карта) | Ф И | - Итак, на предыдущих уроках вы уже побывали в роли настоящих путешественников, научились читать географическую карту, ориентироваться по сторонам горизонта. А какую же страну вы начали исследовать? - Хорошо. Что же вы узнали о России? - Замечательно. Я вижу, что вы уже много знаете о нашей стране. А для того, чтобы познакомиться с ней ближе я предлагаю вам отправиться в новое путешествие. А куда же мы отправимся, вы узнаете, проследив маршрут моего движения по карте. Открываем учебники на с. 90, внимательно слушаем и передвигаемся по тому маршруту, который я буду называть. Итак, находим на карте Кавказские горы. Поставили на них пальчики и начинам наш маршрут. СКавказских гор я двигаюсь по Каспийскому морю на север. Попадаю на реку Волга. Плыву по Волге на север. Проплываю города: Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород. С Нижнего Новгорода плыву по реке Ока и попадаю…. - Куда же мы попали? - Верно. Сегодня мы с вами будем исследовать Москву. И тема нашего урока: «Путешествие по Москве». - Ребята, а что же вы уже знаете о г. Москва? Целеполагание. Постановка задач. - Но наше путешествие необычное, оно виртуальное. И нам нужен маршрутный лист. Рассмотрим его. Он будет нашим путеводителем. Мы совершим путешествие по 3-м станциям: историческая, символика, достопримечательности. В путь, друзья! | - Россию. Рассказывают, что узнали. - в Москву. Рассказывают, что знают о Москве Рассматривают маршрутный лист |
3.Поисково-исследовательскийэтап4.Практический этап | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала - Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (презентация) Практический (заполнение рабочих листов) Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (презентация) Практический (заполнение рабочих листов) Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (презентация, план местности) Практический (заполнение рабочих листов) Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (презентация) Практический (заполнение рабочих листов) Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (презентация) Практический (заполнение рабочих листов) | Ф Г Ф Г Ф Ф Г Ф Г Ф Г Ф | 1 станция – «Историческая». На этой станции мы с вами перенесемся в прошлое и узнаем Когда и кем основана Москва. Итак, слушаем внимательно, потому что потом я буду задавать вопросы. В глухом лесном краю, где протекало более пятидесяти рек и речушек, где могучие дубы отражались в глади прудов, возникла Москва. Никто не представлял тогда, что на лесистых холмах вырастут дома, что появится город, равного которому не будет на земле русской. Решил славный князь Юрий Долгорукий основать в лесу крепость. Понравился князю удобный для обороны холм, где сливалась узенькая речка Неглинная с Москвой-рекой, и повелел он поставить здесь «мал деревян град». Обнесли воины холм валом, забором, сделали ворота, выстроилидубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. А затем, когда построились, послал князь приглашение своему родственнику –князю Святославу: «Приходи ко мне, брате, в Москву!» А случилось это в 1147 года. Так впервые на страницах летописи появилось название – Москва. Вот в какую седую старину уходит история Москвы. На рубеже XIII – XIV веков московским князем стал Иван Калита. Похорошела при нём Москва! В XIV веке, при Дмитрии Донском, был построен новый Кремль – из белого камня. И Москва с этого времени стала называться Белокаменной. В XV веке, при князе Иване III, Москва стала столицей «всея Руси». В ознаменование этого события был построен новый Кремль, из красного кирпича, тот самый, что стоит и поныне. С первого летописного упоминания о Москве и стали считать её возраст, а князя Юрия Долгорукого по праву называют основателем Москвы. Сейчас Москва самый главный город нашей страны. В честь основания города князю Юрию Долгорукому установлен памятник. Это бронзовая скульптура, на которой изображен князь на коне. - Итак, ребята, что же интересного вы узнали из истории возникновения г. Москвы? Что вам запомнилось больше всего? - Замечательно. А кем и когда у нас был основан данный город? - Правильно. Молодцы. Запишите данную информацию на своих листах. - Вот мы с вами и прошли 1 станцию нашего путешествия и добрались до 2 станции «Символика». У каждой страны, у каждого города, есть свои символы. Какие символы вы знаете? - Верно. А знаете ли вы, что такое герб? - Герб – это отличительный, опознавательный знак государства или города. А знаете ли вы как выглядит герб г. Москвы? Кто на нём изображён? -Перед вами герб Москвы. Многие города нашей страны имеют свои гербы, но каждый из них неповторим. Внимательно рассмотрите герб Москвы. -Что изображено на гербе? На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец-покровитель Москвы. Герб города Москвы в виде щита темно-красного цвета с изображением Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на коне, поражающего золотым копьем черного Змея. - А как вы думаете, что означает каждый цвет на данном гербе? Красный цвет значит, что мы чтим память воинов, оставшихся на поле битвы. Черный дракон – силы зла. Серебряный и золотой цвет— успех, превосходство над противником. - Итак, кто же изображён у нас на гербе г. Москвы? - Правильно. Молодцы! Запишите на свой рабочий лист. - Ребята, посмотрите, мы свами уже добрались до последней, самой интересной станции нашего маршрута «Достопримечательности». А что же такое достопримечательность? Достопримечательность – это место или предмет, заслуживающие особого внимания. - Какие же достопримечательности в Москве вы уже знаете? - Так. Отлично. Создание проблемной ситуации Город Москва один из крупнейших городов нашей страны. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно тем людям, которые приехали в город впервые. Как вы думаете, что мы должны взять с собой, чтобы не заблудиться? - А что же такое план? - Верно. Давайте с вами посмотрим на план Москвы. -Что изображено на плане? - Посмотрите, как много интересных мест есть в этом городе. И сейчас я предлагаю вам отправиться на небольшую экскурсию по главным, особенным достопримечательностям данного города. Ваша задача внимательно слушать и заполнять свои рабочие листы. - И первое, куда мы с вами отправимся это Московский Кремль. Московский Кремль – это одно из красивейших сооружений, символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится вся Россия. - Чуть ближе с данной достопримечательностью мы с вами познакомимся на следующем уроке. Мы с вами проделали большой путь. Пора отдохнуть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Мы отдохнули. Продолжим нашу экскурсию и остановимся возле одной из башен Кремля….(бой Кремлёвских курантов). - Догадались? - Спасская башня Самая знаменитая, большая, красивая и стройная – Спасская башня. На этой башне находятся часы-куранты. Самое высокое сооружение Кремля – это Колокольня «Ивана Великого». В давние времена – это была главная дозорная башня. За десять верст можно услышать ее перезвон. В звоннице расположено более двадцати уникальных колоколов. - Далее, куда мы свами отправляемся это…? - Каждый день в Москву приезжает большое количество людей, по делам, в гости, в отпуск. И все они идут на Красную площадь. И мы с вами отправимся туда. Красная площадь – сердце Москвы. А почему ее назвали «красной»? Красная – значит самая красивая, самая любимая площадь страны. В древности она называлась Торгом, так как целый день здесь торговали московские и приезжие купцы. На этой площади проводились ярмарки, многолюдные праздники, торжества. Народ одевался в красивую, яркую одежду и площадь была яркой, праздничной, красивой и получила название красная. Сейчас на этой площади проходят торжественные концерты, военные парады…. - Конечно же в Москве много храмов. На Красной площади можно увидеть самый знаменитый храм Москвы - Покровский собор. Он построен в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного. Существует и еще одно, более известное имя у этого храма – Собор Василия Блаженного – выдающийся памятник русской архитектуры, выстроен из кирпича. Каждый его купол уникален. Самый старый - Успенский собор. В нем проходила коронация московских князей и русских царей. - А сейчас мы пройдемся по самым знаменитым местам Москвы. Но прежде чем мы туда отправимся, ребята, давайте повторим, как же мы должны вести себя в общественных местах? - Верно. А вы соблюдаете данные правила? - Отлично, тогда мы можем продолжить наше путешествие (Звучит классическая музыка) Большой театр - Мы возле “Большого Театра”, которому более 200 лет. В нём проходят выступления оперы и балета. Каждая новая постановка на его сцене является крупным событием в театральной жизни столицы. В труппе Большого театра - прославленные на весь мир певцы и артисты балета, в его оркестре лучшие музыканты, знаменитые художники готовят к спектаклям декорации. В Большом театре ставили первые оперы и балеты знаменитые русские композиторы, такие как Петр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка. Попасть в Большой театр нелегко. Но в настоящее время можно посмотреть онлайн-спектакли, посетить виртуальные экскурсии, на которые мы сможем с вами отправиться на других занятиях. Показываю картины Посмотрите на изображение. Где мы можем увидеть эти картины? Третьяковская галерея – это один из известнейших музеев Москвы. Павел Михайлович Третьяков собирал работы талантливых русских художников, а затем эту огромную бесценную коллекцию картин вместе с домом передал в дар Москве, народу. Здание галереи похоже на сказочный терем. Галерея была главной целью и смыслом жизни Павла Третьякова. Уже передав галерею городу, он по-прежнему заботился о ней, и пополнял новыми картинами, встречался с художниками. Последними словами его были - «берегите галерею». - И следующая достопримечательность, которая нас ожидает это…(картинка) -Цирк на Цветном бульваре - Старый Московский цирк на Цветном бульваре - это один из самых старых цирков в России. Был открыт более 100 лет назад. Первый директор цирка был Юрий Никулин. Сегодня Московский цирк Никулина на Цветном бульваре по-прежнему готов принять более 2 000 человек. Давайте рассмотрим, какой же он изнутри. - Ещё одно интересное место, куда мы с вами отправляемся это театр зверей им. В. Дурова. Это необычный дом, подобного которому в мире больше нет. Здесь царит мир и согласие между Человеком и Природой. Открыл этот «дом» Владимир Леонидович Дуров - знаменитый цирковой артист, клоун, дрессировщик, писатель, ученый. Это удивительное место в Москве, в котором актёрами выступают животные: бегемот, слон, пеликан, енот и многие другие. В театре есть музей и механический аттракцион с участием живых мышей. -Мы уже говорили о том, что в Москве около 4-тысяч улиц. Сейчас мы с вами вышли на самую оживленную улицу Арбат. Это не просто одна из самых оживлённых и старых улиц Москвы, это настоящий символ города. С ним связаны важные исторические и культурные события, поэтому посетить этот неповторимый уголок российской столицы стоит всем. - Ну вот, мы познакомились только с некоторыми достопримечательностями города Москвы. На самом деле их намного больше. Любоваться ими можно бесконечно. | Слушают Рассказывают, что нового и интересного узнали - князем Юрием Долгоруким в 1147 году - флаг, герб, гимн Предположения. Предположения Предположения Слушают Предположения - Георгий Победоносец Предположения - Красная площадь, Кремль - План, карту - Чертёж местности -Название улиц, достопримечательности и т. д Слушают Нет - Красная площадь Предположения Слушают - Спокойно, не шуметь, не бегать, не кричать, ничего не портить - Да Слушают - Третьяковская галерея - Цирк Слушают Слушают |
5. Рефлексивно – оценочный этап | Установление обратной связи. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельность, достижение поставленной цели. Оценка своих достижений | Словесный (беседа,) | Ф | - Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы посетили три станции и смогли узнать малую часть о нашей столице. Москва – сердце нашей Родины. Для россиян это не просто город: Москва – наше прошлое и будущее, наша память и мечта, наша жизнь. Это самый главный и большой город нашей страны, в нем находится правительство, центральное телевидение и радио, музеи, театры и памятники. Столицу нашей Родины - Москву можно открывать снова и снова… И сейчас я предлагаю вам проверить, какими же хорошими путешественниками вы сегодня были, что нового узнали. Для этого проведём с вами упражнение «Открытый микрофон». Слушаем внимательно правила: один из вас задаёт вопрос по нашему путешествию и передаёт свой микрофон тому, кому он адресует свой вопрос. Тот, кто отвечает на вопрос, также придумывает и задаёт свой вопрос и передаёт микрофон следующему. - Отлично. Молодцы. Я вижу, что вы все сегодня были очень внимательными на нашем путешествии, узнали для себя много нового и интересного. И теперь вы сможете поделиться своими знаниями со своими родителями, братьями, сёстрами и друзьями. А помогут вам в этом ваши рабочие листы путешественников, которые вы сегодня заполняли. - Ребята, вы большие молодцы. Мне очень понравилось с вами путешествовать. Спасибо за урок. | Слушают Задают друг другу вопросы по теме урока. |
10