Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5лет посредством театрализованной деятельности.
Эмоциональный интеллект – это способность выражать и понимать свои собственные эмоции, эмоции других людей и уметь управлять ими. Психологи считают, что растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость. Родители рассказывают о своих переживаниях, своим примером демонстрируют, как себя вести в тех или иных ситуациях, показывают как контролировать свои эмоции. Очень многое зависит от обстановки в семье: чем благополучнее домашняя атмосфера, тем больше шансов вырастить эмоционально-уравновешенного человека.
В каком возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребёнка, алгоритм его формирования будет един – важно, чтобы знакомство с миром эмоций происходило постепенно, от простого к сложному. Необходимо наглядно показывать эмоциональные проявления при помощи различных игр и бесед. Учить распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение: противоположных по значению чувств ( печаль – радость, восторг - зависть, любовь – ненависть) и похожих по значению чувств ( грусть – скука, обида – злость, радость – восторг, злость – раздражение).
В дошкольном возрасте эмоциональная отзывчивость становится основой формирования эстетических чувств личности. Ребёнок в этом возрасте наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному и может передать свои чувства через театрализованную деятельность. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости и решением конфликтных ситуаций. Если не научить ребёнка грамотно общаться с детства, это проблема будет сопровождать его всю жизнь.
В совместной со сверстниками театрализованной игре детей объединяют общие переживания, они учатся действовать согласованно и подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива. С помощью театрализованной игры взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, развивает интерес и внимание к окружающему миру.
Как отмечал выдающийся психолог и педагог, основатель школы дифференциальной психологии, академик Б.М. Теплов: «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей».
Театрально – игровая деятельность способствует развитию:
- психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти);
- речи (монолог, диалог);
- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать. Играть какую-то роль).
Театрализованная деятельность – это возможность для ребёнка поиграть в сказку и погрузиться в неё. А как писал В.А. Сухомлинский: «Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу».