Раздел: Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Чердынцева Анна Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Ноябрьска
«Этапы развития изобразительных способностей ребенка дошкольного возраста»
Одна из важнейших педагогических задач безусловно является выявление творческих способностей у детей и правильное их развитие. Этому развитию способствует несколько факторов: возрастные и психофизические особенности ребенка, условия воспитания и др.
Обучение изобразительному искусству должно осуществляться педагогом планомерно и систематически. Только при таких условиях у ребенка могут развиться способности в большей мере и результат не заставит себя ждать. Если ребенок не будет заниматься изобразительной деятельности на постоянной основе, то его способности могут остаться в зачаточном состоянии. Ребенок не будет развиваться творчески, и развитие изобразительной деятельности не сдвинется с мертвой точки. Для ребенка очень важна ежедневная практика в рисовании, чтобы у него начались настоящие успехи в рисовании.
Необходимо обязательно учитывать возраст ребенка. Если обучение рисованию начать рано, например, с трехлетнего возраста, то как правило, требовать сложного построения сюжета нельзя. Развитие способностей изображения у ребенка в раннем возрасте зависит в первую очередь от наблюдательности окружающей среды, умение сравнивать и сопоставлять, выделять характерное для предмета или того или иного явления, анализировать и вычленять главное в сюжете. У ребенка еще рассеянное внимание, он постоянно отвлекается на те или иные предметы. Он быстро переключается с темы на тему и не может сфокусировать долгое время на чем то одном. Мышление ребенка не достигло еще необходимого уровня решения таких задач, которых может с легкостью решить ребенок более старшего возраста.
Как известно, дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития, такой феномен зависит от общего развития ребенка и его воспитания в семье. Если с ребенком часто занимаются взрослые, читают с ним книги, показывают различные познавательные мультфильмы, ходят на прогулку и обращают внимание на различные явления, то ребенка развивается пространственное мышление и интерес к окружающему миру.
Педагог не должен забывать, что есть и индивидуальный подход к каждому ребенку и все дети разные. Безусловно такой подход является одним из главных условий успешного воспитания и развития. Не все, что подходит одному ребенку, подходит другому. У каждого ребенка индивидуальные особенности восприятия информации. Поэтому педагог обязан быть готов к решениям таких задач. Одни дети быстро схватывают подачу педагогом учебного материала, другие – медленнее. Нужно лишь набраться терпения и все непременно получится.
С чего же начинается первый этап в развитии художественных способностей детей? А начинается он с того момента, когда ребенок взял в руки свой первый изобразительный материал, будь это карандаш, фломастер или мелок. Этот момент в жизни ребенка играет важную роль. Ребенок проходит знакомство со свойством материала, делает первые движения руки и пытается создать первые изобразительные формы. Ребенок берет в руки карандаш и рисует на листе свою первую загогулинку. Он рисует рядом еще одну, а потом еще одну завитушку и получается целая арт вселенная. Такой период первых попыток в рисовании очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.
Не все дети могут самостоятельно овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Конечно же ребенка необходимо направить. На уроке изобразительного искусства для детей раннего возраста, педагог должен увести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, и прийти к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Сначала ребенок может рисовать непроизвольно разные кружочки, а потом педагог постепенно подсказывает ему, что кружочек похож на мыльный пузырь, шарик, мячик и в конце концов солнышко. Таким образом, у ребенка со временем, появляется умение изображать предметы, передавая их свойство и характер. С опытом дети могут рисовать простейшие формы, сравнивать их с другими предметами. Не редко у детей возникают различные ассоциации с другими простейшими формами, дети могут сказать, что они напоминают им знакомые предметы.
В одном и том же рисунке ребенок может увидеть разные предметы и явления, так как у него в сознании при рисовании еще нет прочного устойчивого представления изображения. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней. Нарисовав обычный квадратик, ребенок может сказать, что это дом, окно или подарок.
Исходя из этого, ассоциации помогают перейти детям к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно. Ребенок опять пытается повторить этот рисунок, но получается другая форма и возникает другая ассоциация и появляются какие-то другие замыслы в изображении. Ребенок еще не способен нарисовать одну и ту же форму одинаково, продублировать ее снова и снова. Каждый раз получается новая форма.
Постепенно ребенок уже к ассоциированной форме добавляет другие формы, мелкие детали, так рисунок усовершенствуется, становится более сложным и интересным. Ребенок уже может по этому рисунку рассказать его происхождение и придумать какую то историю Если первые изображения очень просты и в них отсутствуют основные признаки предмета и детали, то это говорит о том, что ребенка еще не развито аналитическое мышление, не развита координация движений рук, отсутствуют навыки и четкость воссоздания зрительного образа.
В дальнейшем с возрастом и с накоплением детьми опыта овладения изобразительными умениями будет стоять перед ними другая задача. Дети должны научиться изображать особенности предметов, передавая основные признаки, например в изображении животных -изобразить отличия, черты характера, тела, размера, в изображении цветов — полевые, комнатные, различные формы листочков, соцветия, если это посуда, то цвет, форма и предназначение.
На первых парах дети изображают свои рисунки с нарушениями пропорций. Когда ребенок рисует тот или иной объект, он пытается уместить в него все важные для него детали. Ребенок не может увести внимание на другие предметы, он увлекается только тем, что рисует в данный момент, и не связывает его с теми предметами, которые находятся рядом. Они как будто не существует. Сначала он нарисует полностью детально один предмет, а потом перейдет к прорисовке другого предмета. Так может оказаться, что цветок станет выше дома, или муха больше слона.
Если аналитическое мышление развито у детей, и они умеют видеть и сравнивать одну часть с другой, то тогда способны передавать правильные пропорции в рисунке. Обычно такие способности приходят с опытом если ребенок проходит систематически обучение рисованию. На урок рисования, педагог должен постоянно обращать внимание на пропорции предметов по соотношению друг с другом. Это делается ненавязчиво, в виде игры или наглядных пособий. Ведь как известно, в раннем возрасте мир ребенком лучше воспринимается через игру.
Бывает и такое что дети намеренно нарушают пропорции. Это происходит от того, что у ребенка возникает желание передать свое собственное отношение к образу. Педагог должен обязательно обратить на это внимание, так как это говорит о том, что у ребенка проявляются первые попытки к творчеству. У него есть свое мнение и видение того, как должен выглядеть тот или иной предмет в его представлении. Не редко получаются очень интересные решения. Ребенок может изобразить фантастическое животное или же у него появится интересные идеи в дизайне предметов, архитектуры или одежды. Такое нельзя упускать их виду. Фантазия ребенка — это целая вселенная идей и необходимо дать ему это пространство для воплощения. В данном случае это бумага и художественный материал.
Одна из наиболее сложных задач для детей в рисовании — это передача линейной и воздушной перспективы в рисунке.
Когда ребенок впервые сталкивается с задачей перспективы в рисунке, он не задумывается над расположением предметов на листе. Он размещает их на всем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности между предметами. Так, ребенок может одной линией обозначить землю, где будут располагаться, к примеру, дом, деревья, животные, а другой линией вверху листа обозначит небо, где рисуется солнце и часто оно будет обозначено в углу листа. На земле ребенок изобразит траву и песок, и все предметы на земле будут расставлены вряд. Каждый предмет ребенок изображает отдельно, понятия того, что предметы могут заслонять друг друга у ребенка еще нет. Он выстраивает их четко в одну линеечку.
Ближе к пяти годам дети начинают уже изображать на рисунке сразу много предметов. Если все предметы не помещаются на одной линией, ребенок их размещает выше линии земли. Создается впечатления что деревья и дома парят над горизонтом.
К шести годам ребенок способен передавать пространство уже по-другому. Он изображает сплошной длинной полосой землю и располагает предметы на ней в разном порядке, то они находятся ниже, то выше. Полоса неба и земли сливается на линии горизонта с землей. Это говорит о том, что в этом возрасте у ребенка уже формируется правильное представление о пространстве. Он четко понимает, что должно располагаться на земле, а что на небе.
Бывает и такое, что дети дают в своих рисунках обратную перспективу, то есть то, что дальше расположено от зрителя, рисуют на переднем плане маленьким размером, а ближние предметы рисует выше и крупнее. При изображении ряда предметов, уходящих постепенно вдаль, например, тропинка, они передают постепенное уменьшение или же вовсе не уменьшают. В раннем возрасте понятие о точке схода на линии горизонта очень сложно дается. Он не может нарисовать правильно например уходящие уличные фонари вдаль, он как правило их нарисует одинаковыми по размеру.
Если говорить о передаче цветовых отношений, то развитие таких способностей начинается с овладения самим цветом независимо от его связи с окраской предмета. У ребенка развивается чувства цвета, и первая его передача как правило начинается с раскрасок. Ребенок применяет яркие цвета предмета и иногда они даже совпадают с реальными. Ребенок еще не может передавать светотеневые отношения между предметами. Обычно все предметы изображаются локальными цветами, и передают цвета к предмету в буквальном смысле, как они его видят: красное яблоко, желтый лимон, синее озеро, а разве может быть иначе?
Что говорить о более старшем возрасте, ближе к семи лет, то в этом возрасте дети стремятся к реальной окраске с использованием различных оттенков. Дети могут уже из основных цветов добывать дополнительные. Так же имеют понятие о падающих тенях от предмета и соотношение цветов к друг другу.
Таким образом, мы можем смело сказать, что развитие изобразительных способностей проходит несколько этапов и развитие этих способностей тесно связаны с проблемой детского творчества.
Список использованных источников и литературы:
Еремеева, О. А. Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста: теоретический обзор / О. А. Еремеева, А. И. Сафеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 377-380.
Николкина Т. А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе. — М.: Учитель, 2019. — 467 c.
Озерова, В. П. Этапы развития способностей к изобразительной деятельности у дошкольников / В. П. Озерова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 147-150.
Шпикалова Т. Я. Уроки изобразительного искусства. М.: Просвещение, 2019. 256 с.
Начало формы
Конец формы