Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Кузоватовская детская школа искусств»
Методический доклад на тему:
Развитие коммуникативных качеств детей с помощью тренинга по актерскому мастерству
подготовила преподаватель
театрального отделения
Коткова Е.А.
р.п. Кузоватово
2024
Актерское мастерство – искусство, развивающее ребенка комплексом художественных средств. Здесь применяются художественное слово, наглядный образ, сценическая речь, пластика тела и многое другое. В данной научной статье нас будут интересовать способы, связанные именно с коммуникативностью. Материалом для данной статьи послужили научные исследования: Бурова А.Г., Маляровой И.О., Никитиной А.Б., Полищук В.А., Строева М. Н., их научные труды, а также опыт автора на собственных тренингах по актерскому мастерству и наблюдения на тренингах других специалистов.
Театр – вид искусства, специфика которого отражена в воплощении сценического действия, возникающего в процессе игры актеров на сцене перед зрителем, в результате которой осуществляется взаимовлияние, взаимосвязь между актером и зрителем. Необходимо отметить, что театральная постановка является уникальной и неповторимой, которая является не только художественным, но и социальным событием. К специфическим особенностям театрального искусства относятся также двойственное положение актера, смысл его деятельности одновременно жить и изображать, быть изображающим субъектом и изображенным объектом, самим собой и другим.
Знакомство с театральным искусством является неотъемлемой частью, способствующей развитию личности, которое заключается в освоении элементов актерского мастерства и постановке спектаклей. Театральное искусство всегда является основой для межличностного общения участников коллектива. В процессе творческой театральной деятельности участник коллектива знакомится с искусством, его законами и нормами, усваивает определенный объем знаний.
Организатор детского театра должен при помощи актерских тренингов раскрыть творческий потенциал учащегося, что, в свою очередь, будет способствовать личностному росту ребенка. Театральные тренинги учат эмоционально точному взаимодействию различных индивидуальностей.
В театральной педагогике существует много актерских тренингов, направленных на развитие внимания, воображения, фантазии, памяти, умения концентрироваться, а так же на снятие психологических зажимов и создание дружественной атмосферы в коллективе. Описания и упражнения можно найти в книгах К.С. Станиславского, М. А. Чехова, С. В. Гиппиуса.
Такие упражнения, как «Обруч», «Столкновение интересов», «Воздушный шар», «Штангист», «Будем знакомы», «Предмет - символ» («На что похоже?»), «Зеркало», «Печатная машинка», «Биография спичечного коробка», «Вещи на столе», «Одно из двух», «События в картине», «Метафоры», «Групповой рассказ», «Тень» и др., помогут ученикам, как раскрепоститься, усилить воображение и внимание, развить собственные навыки и умения, так и научиться работать в команде.
В тренингах по актерскому мастерству в первую очередь необходимо учитывать возраст обучаемых. Если у детей младшего школьного возраста первичные актерские навыки еще не ярко выражены, дети, как правило, способны выказывать лишь искренние эмоции, и не способны переживать надуманные ситуации, то у старшеклассников такие умения уже начинают проявляться. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого обучающегося и давать задания по способности.
Актерский тренинг, как правило, начинается с разминки, которой предшествует знакомство с обучаемыми. В отличие от взрослых, дети на тренингах более подвижны и склонны чаще отвлекаться от общей повествовательной и интерактивной канвы. Тренеру необходимо с первых минут вызвать к себе искренний интерес и поддерживать его на протяжении всего тренинга. Если же ответной реакции добиться не получится, то, безусловно, ни о каком развитии коммуникативных навыков говорить не придется. Поэтому знакомству и разминке необходимо уделять особое внимание. На этом этапе происходит то, что сейчас часто называют тимбилдингом – построением команды. Короткая разминка в виде актерского тимбилдинга способствует возникновению доверительных отношений между
воспитанниками (особенно, если до этого они были не знакомы), а так же уверенности в положительном отношении к тебе других участников тренинга. На этом этапе участники тренинга начинают общаться внутри группы, возникают первичные внутригрупповые коммуникации. Выделяются лидеры, появляются и отстающие. Тимбилдинг на тренинге актерского мастерства способствует развитию умения ребенка действовать в коллективе.
После командообразования следует информативная часть. Поскольку такая форма образовательного процесса, как тренинг подразумевает собой интерактивный способ взаимодействия, то информативная часть не должна быть слишком продолжительной. Оптимальным вариантом будет тот, при котором информативная часть будет разбита на тематические отрезки, в промежутках между которыми будут элементы интерактива. Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами. В данном случае в качестве субъектов выступают обучаемые на тренинге дети. Интерактив необходим в актерском тренинге, и способствует лучшему усвоению предлагаемого материала, и, как следствие, развитию коммуникативных навыков.
Тренинг по актерскому мастерству предполагает использование психолого-педагогических методик, среди которых: диагностики особенностей личности, диагностики самоопределения, исследования познавательной сферы личности в контексте профессиональной ориентации, диагностики типа личности в зависимости от способностей, желаний, увлечений, интересов, исследования особенностей восприятия испытуемым своих физических параметров и образа себя, для диагностики коммуникативных особенностей.
В тренинге по актерскому мастерству для развития коммуникативных качеств необходимо задействовать упражнения на дыхание и голос, работу над текстом, обучение нормам орфоэпии, дикцию, интонацию, выразительность, ораторское искусство, сочетание риторики и актерского
мастерства, концентрации сценического внимания, преодоление стеснительности. Все упражнения должны быть ненавязчивыми, вызывать у обучаемых искренний интерес, завлекать их внимание, и, как было сказано выше, должны быть составлены с учетом возраста и личных умений.
Применение тренинга в подготовке и воспитании молодых актёров любительских театров и самодеятельных театральных коллективов уже давно и прочно вошло в практику многих педагогов, однако зачастую тренинг носит узконаправленный характер, в том смысле, что упражнения используются только как способ собрать внимание участников, мобилизовать коллектив перед началом репетиции, «разогреть» актёров. А ведь практическая значимость тренинга в становлении творческой личности может быть гораздо шире.
Когда в 1905 году К.С. Станиславский создавал студию на Поварской, он руководствовался идеей совершенствования драматических форм и актёрской техники. Созданному им Художественному театру было только семь лет, а Станиславский уже понимал необходимость поиска способов «передавать сверхсознательное, возвышенное, благородное из жизни человеческого духа». Открывая студию, он говорил: «Художественный театр, с его натуральностью игры, не есть, конечно, последнее слово и не думает останавливаться на точке замерзания».
Выполнение упражнений по курсу актерского мастерства дает возможность развить у обучающихся качества, способствующие социализации личности в обществе: отсутствие стеснительности, развитие артистизма, а также повышение навыков выступлений на публике. Что в свою очередь, способствует развитию у ребенка навыков работы в коллективе, коммуникабельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1Буров А. Г. Учебно - воспитательная работа в самодеятельном театре: Методическое пособие. – М. : ВЛАДОС, 2011 – 458 с.
2Малярова И. О. Роль театрального искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения: Сборник статей. – М. : Академия, 2014. – 271 с
3Никитина А. Б Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред.- М. : ВЛАДОС, 2011. – 186 с.
4Полищук В. А. Актерский тренинг Михаила Чехова, сделавший звездами Мерилин Монро, Джека Николсона, Харви Кейтеля, Брэда Питта, Аль Пачино, Роберта де Ниро и еще 165 обладателей премии «Оскар»: учеб. пособие. М. : АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – 248 с.
5Строева М. Н. Режиссёрские искания Станиславского. Исп. и доп. «Даждь-Ъ» 2015. – 375 с.