Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
А.А. Леонтьев
Функциональная грамотность – это читательская грамотность, финансовая, математическая, естественно – научная, глобальные компетенции, креативное мышление.
Ученые утверждают, что креативное мышление помогает человечеству решить множествопроблем и добиться больших достижений. Учиться мыслить творчески нужно с раннего возраста, и вэтомпомогут интересныеигры,которыеувлекут детей.
ПреподавательстэнфордскогоуниверситетаДэнКлайнговорит,чтовкаждомчеловекенаходится большойзапас креативности, который поможетв любойситуациинайти подходящеерешение.Можнопредставитьзапаскреативаввидесундукассокровищами.Когдавозникаетпроблема, из заветного сундучка достается идея и воплощается в жизнь. К сожалению, многие людипо каким-то причинам открыть сундук и воспользоваться его содержимым. И когда нужно принятьнестандартноерешение,человекиспользуетпроверенныеспособыинеподходиткситуациитворчески. Чтобы побороть страхк чему-тоновому, оригинальному, нужно с детстваразвиватькреативноемышление. Ипомочь вэтомсмогутувлекательныеигры.
На уроках отводится на развитие основных компетенций функциональной грамотности. Но, к сожалению, анализ олимпиадных работ по литературному чтению показывает недостаточное развитие креативного мышления. На развитие креативного мышления у младших школьников очень хорошо влияет игровая деятельность. Функции игровой деятельности по развитию креативного мышления: развлекательная, коммуникативная, самореализационная, диагностическая, коррекционная. Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в
форме различных дидактических игр.
Для развития креативного мышления подходит программа Марии Буряк «Смысловое чтение» для 1-4 классов. Программа состоит из рабочих тетрадей-тренажеров. Тетради –тренажеры помогают овладению навыками смыслового чтения: осмысление чтения, извлечение основной и второстепенной информации, понимание текстов разного содержания и стиля.Тренажёры помогают детям учиться понимать прочитанное, развивают читательскую грамотность. Тетради содержат произведения В.Осеевой, Н.Сладкова, К.Ушинского, русские народные сказки и различные познавательные тексты известных писателей. Разнообразные задания к текстам позволяют развивать креативное мышление.
Технологии развития креативного мышления:
- кластер \ Например. выбрать подходящие слова для характеристики героев – создаем кластер героя.
- корзина идей / Например. в которую складываются все понятия, полученные на занятии;
- сопоставление понятий и лексических значений слов; Сопоставление иллюстраций и цитат из текста;
- прием ПМИ/ плюс, минус интересно/ +, -, интересно; Например. Прочитай предложения. Если согласен поставь + или -
- интеллектуальные игры: ребусы, кроссворды по данным текстам;/ Например. Разгадай и впиши слово, Разгадай и отметь определение, которое ему соответствует; разгадай ребусы и прочитай толкование слов.
- творческие задания/ Например. Поставь вопросы к предложениям; Придумай продолжение рассказа, сказки; Представь героя и нарисуй.
- Кейс –игры: Например. А как вы думаете девочки будут дружить в дальнейшем? \ по Осеевой; А как поступили бы вы?
Работа по тетрадям Марии Буряк позволяет развивать читательскую грамотность и в частности –креативное мышление. Во время библиотечных занятий ребята учатся понимать прочитанное, развивают воображение, предлагают свои идеи.
Список литературы:
Буряк Мария Смысловое чтение: рабочая тетрадь-тренажер: 1 класс. ФГОС НОО / Мария Буряк.-Изд.5-е.-Ростов н\Д:Феникс,2023.-62 с.:ил..-(Смысловое чтение).
Буряк Мария Смысловое чтение: рабочая тетрадь-тренажер: 2 класс. ФГОС НОО / Мария Буряк.-Изд.5-е.-Ростов н\Д:Феникс,2023.-62 с.:ил..-(Смысловое чтение).
Буряк Мария Смысловое чтение: рабочая тетрадь-тренажер: 3 класс. ФГОС НОО / Мария Буряк.-Изд.5-е.-Ростов н\Д:Феникс,2023.-62 с.:ил..-(Смысловое чтение).