Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. Развитие личностного потенциала обучающихся на уроках математики на уровне основного общего образования

Развитие личностного потенциала обучающихся на уроках математики на уровне основного общего образования

0 подписчиков
Концепция личностного потенциала, выведенная Д.А. Леонтьевым, предлагает три цели практической работы по развитию личностного потенциала учащихся по любой дисциплине. Первая цель касается потенциала самоопределения. Задача – разработать средства и инструменты, помогающие человеку поддерживать свою самостоятельность, компетентность и способность делать выбор в конкретных ситуациях. Вторая цель – это потенциал достижения, то есть продуктивность достижения целей. Неудача оставляет субъекта в состоянии бессилия. Проблеме помощи в достижении целей посвящено большое количество специалистов в различных областях практики, особенно психологических тренингов, призванных повысить эффективность достижения. Третья цель работы, связанная с возможностью сохранять устойчивость в стрессовых ситуациях, — это резильентность. Поэтому я поставила задачу разработать три небольших трека, обучающих трем видам работы с личностью: трек выбора и самоопределения и трек устойчивости.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Развитие личностного потенциала обучающихся на уроках математики

на уровне основного общего образования

Концепция личностного потенциала, выведенная Д.А. Леонтьевым, предлагает три цели практической работы по развитию личностного потенциала учащихся по любой дисциплине. Первая цель касается потенциала самоопределения. Задача – разработать средства и инструменты, помогающие человеку поддерживать свою самостоятельность, компетентность и способность делать выбор в конкретных ситуациях. Вторая цель – это потенциал достижения, то есть продуктивность достижения целей. Неудача оставляет субъекта в состоянии бессилия. Проблеме помощи в достижении целей посвящено большое количество специалистов в различных областях практики, особенно психологических тренингов, призванных повысить эффективность достижения. Третья цель работы, связанная с возможностью сохранять устойчивость в стрессовых ситуациях, — эторезильентность. Поэтому я поставила задачу разработать три небольших трека, обучающих трем видам работы с личностью: трек выбора и самоопределения и трек устойчивости.

Потенциал выбора.

Существуют педагогические приёмы ситуаций свободного выбора учащихся на уроках математики:

• выбор учебного задания;

• выбор из задач разной трудности;

• выбор из двух заданий, где нужно выделить несколько способов решения задач и другие.

Перед изучением темы в 7 классе «Преобразование целого выражения вмногочлен» в ходе коллективной работы с учащимися на доске записываютсяприемы, с помощью которых преобразуются целые выражения в многочленстандартного вида:

  1. Приведениеподобныхчленов.

  2. Умножениеодночленанаодночлен.Сложениемногочленов.

  3. Вычитаниемногочленов.

  4. Умножениеодночленана многочлен.

  5. Умножениемногочленанамногочлен.

  6. Формулаквадратасуммыдвухвыражений.

  7. Формулаквадратаразностидвухвыражений.

  8. Формулапроизведениясуммыдвухвыраженийнаихразность.

На доске записаны выражения:

а)х23х5х29х1;

б)(х5х)(х42х3х25);

в)(а2х)(3в);

г)3х(52х1,5х2);

д)(3х5) (1,5х2х3);

е)(5вх2)(5вх2);

ж)(5а)2;

з)(82у)2;

и)3х2х42хх35х2х3;

к)(х5)22х3х2(х3)(х3)(2х3)2х(7х6)(3х)(х2).

Учащимся можно предложить выполнить задние по выбору:

1вариант–изнаборавыраженийвыбратьте,которыепреобразуютсявышеуказаннымиспособами;

2вариант–представитьвыражениеввидемногочленастандартноговидыспомощьюцепочкиприемов: 6-1,6-5-1,8-6-5-1,6-5-6-4-1,5-1,7-6-5-1,9-5-1.

3вариант– составитьцепочкуприемовдляпреобразованияданныхмногочленов.

Благодаря описанной форме организации учебного процесса каждый учащийся проверяет себя и проверяет свои способности. От пассивного слушания и копирования на доске каждый ученик постепенно движется к самоорганизации. Но можно сделать вывод, что создание ситуации педагогически грамотного выбора – задача непростая.

Потенциал достижения.

Для того чтобы учащиеся эффективно достигали поставленных целей, необходимо создать на уроке успешную ситуацию - субъективное переживание удовлетворения, получаемое от процесса и результатов (полностью или частично) самостоятельно выполненной деятельности. Технически эта помощь оказывается посредством ряда операций, выполняемых в психологической атмосфере счастья и признания, которая создается вербальными (речевыми) и невербальными (пластика лица) средствами. Поощрительные слова и мягкий тон, мелодичность речи и правильное обращение, открытая поза и доброжелательная мимика в совокупности создают благоприятный психологический фон, помогающий детям справиться с поставленными перед ними задачами.

Технологические приемы создания ситуаций успеха.

ПРИЕМ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получится»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте о…»

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы…»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Умные дети быстро понимают, что то, что важно в школе, не соответствует тому, что требуется в реальной жизни, и адаптируются к существованию этого разрыва. Однако многие люди не могут адаптироваться. По мере того, как общество становится более сложным, детям становится все труднее понять связь между школой и жизнью, и ученикам часто не удается успешно адаптироваться к нашим неспокойным временам. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успешность образовательной деятельности. Успех – источник внутренней силы детей, генерирующий энергию для преодоления трудностей и желание учиться. Ребенок испытывает уверенность и внутреннее удовлетворение. Исходя из всего этого, можно сделать вывод: успех в школе – это успех в жизни завтра!

«Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Верно ли это? Школьная жизнь подсказывает, что чаще всего это именно так.

Потенциал жизнестойкости.

Условия жизни современных детей зачастую экстремальны и могут стимулировать развитие стресса. Такая социальная ситуация требует от детей максимально возможной адаптации. В связи с этим особенно важен вопрос развития жизнестойкости у школьников. Вопрос личной устойчивости имеет очень важное практическое значение. Жизнеспособность обеспечивает основу для внутренней гармонии, хорошего психического здоровья и высокой работоспособности. Жизненная сила – это определенный ресурс и потенциал, который можно использовать в зависимости от ситуации. Устойчивость состоит из трех компонентов: инклюзивность, контроль и принятие риска. Инклюзия дает вам возможность чувствовать себя важным и ценным, чтобы вы могли полноценно участвовать в решении жизненных проблем, несмотря на стресс и перемены.Контроль побуждает нас искать способы повлиять на результат стрессовых изменений, а не беспомощность и бездействие. Риск помогает человеку быть открытым к окружающей среде и обществу, учиться на положительном и отрицательном опыте, а не ожидать легкой и комфортной жизни. Чем более устойчив человек, тем больше он способен полностью осознавать трудности, а не избегать и отрицать их. Устойчивость – это структура отношений и навыков, которые делают изменения возможными.

Устойчивость напрямую связана с самостоятельностью ребенка; умением критически оценивать конкретные задачи и последующие жизненные ситуации; умением мудро задавать вопросы другим и самому себе; находить разные пути решения проблем и последующих ситуаций; эффективное, рациональное решение; анализ причин собственного поведения – почему я делаю так, а не как-то иначе? Удалось ли мне? Что можно улучшить? Перечисленные умения связаны, прежде всего, с формированием у учащихся самоконтроля (СК) и самооценки (СО) поведения. Из теории учебной деятельности (В.В. Давыдов): СК и СО – это непрерывное поведение самого обучающегося. Превращение учащегося в настоящий учебный субъект связано с овладением им действиями СК и СО и способностью выполнять эти действия самостоятельно. Видно, что существует тесная связь между развитием СК и СО поведения у школьников и формированием их жизнестойкости.

Приведем примеры заданий, способствующие развитию действий самоконтроля и самооценки, а, следовательно, формированию жизнестойкости в ходе работы с математическим содержанием.

  • Задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных.

Пример. Прочитай задачу и проверь предложенное решение.

Задача (6 кл.). Три землекопа выкопали траншею за 16 часов. Сколько землекопов понадобится, чтобы выкопать эту траншею за 8 часов.

Решение: 3 земл. – 16 часов

х земл. – 8 часов

Ответ: 1,5 землекопа.

Рассмотрение готовых решений ученика (правильных и неправильных) учит его ориентироваться не только на конечный результат, но главное на ход выполнения задания или задачи, обосновывать каждый шаг принятия решения, развивать критическое мышление; и т. д., способствует развитию СК и СО, тем самым влияя на формирование устойчивости математическими средствами.

  • Задания на нахождение рационального способа решения.

Развивать навыки и умения решать задачи разными способами, обучая учащихся выдвигать гипотезы, формулировать и проверять их, сравнивать решения и результаты, делать выводы.

Задачи решаются разными способами, и ученики сравнивают, чтобы выбрать лучший, самый простой или самый оригинальный. Выработка привычки искать другое решение позволяет убедить ребенка в том, что проблему можно решить иным способом, который хотя и не всегда короче, но иногда более надежен.

  • Задачи с лишними, недостающими или некорректными данными.

Решение таких задач побуждает учащихся критически оценивать ситуации, отслеживать и устанавливать глубокие внутренние связи между данными и желаемыми величинами. Эти задачи не допускают операций с шаблонами. По своему состоянию они близки к тому, что часто происходит на практике, когда из большого объема информации необходимо извлечь информацию, непосредственно имеющую отношение к изучаемой проблеме. Решение таких задач заставляет учащихся самостоятельно обнаруживать ненужную, недостающую или неверную информацию и находить способы изменения условий задачи, чтобы найти разумные ответы на поставленные вопросы. Эти задания развивают у детей глубину и критичность мышления, что необходимо для овладения поведением СК и СО и, следовательно, развития жизнестойкости.

При работе с некорректными задачами можно использовать задания типа: укажите лишнее данное в задаче и решите ее; дополните недостающими данными текст задачи и решите ее; исключите противоречивое данное и решите задачу.

Задачи с некорректными данными нацеливают ребенка на критическое осмысление данных решения и результата, их сопоставление, на постоянное внутреннее внимание, что является составной частью самоконтроля и самооценки.

Пример. Задача (6 кл.). Мама и Петя пошли в библиотеку и взяли 10 книг. Мама взяла в 3 раза больше книг, чем Петя. Сколько книг взял в библиотеке каждый?

  • Задания, допускающие нестандартные решения.

Использование таких заданий для формирования СК и СО не вызывает сомнений, т.к. они требуют от учащихся напряжения умственных сил, инициативы, проявления смекалки и сообразительности, самокритичности, неудовлетворенности решением задачи обычным (стандартным) способом. Такие умения воспитывают у ребенка потребность искать свои, оригинальные пути решения той или иной проблемы, не опускать руки, регулировать свою деятельность.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Концепция личностного потенциала, выведенная Д.А. Леонтьевым, предлагает три цели практической работы по развитию личностного потенциала учащихся по любой дисциплине. Первая цель касается потенциала самоопределения. Задача – разработать средства и инструменты, помогающие человеку поддерживать свою самостоятельность, компетентность и способность делать выбор в конкретных ситуациях. Вторая цель – это потенциал достижения, то есть продуктивность достижения целей. Неудача оставляет субъекта в состоянии бессилия. Проблеме помощи в достижении целей посвящено большое количество специалистов в различных областях практики, особенно психологических тренингов, призванных повысить эффективность достижения. Третья цель работы, связанная с возможностью сохранять устойчивость в стрессовых ситуациях, — это резильентность. Поэтому я поставила задачу разработать три небольших трека, обучающих трем видам работы с личностью: трек выбора и самоопределения и трек устойчивости.
0 ₽