Развитие логического мышление на уроках в начальных классах
С переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт проблема развития логического мышления стала ещё более актуальна. Теперь на первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное и саморазвиваться. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: обще учебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общество нуждается в социально активной творческой личности, которая формируется в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития умственных способностей обучающихся в процессе обучения.
Моя педагогическая находка – это игры и задачи на логику, а также построение алгоритмом на уроках в начальных классах.
Об особенностях развития логического и алгометрического мышления у младших школьников, можно сказать следующее:
1) Что Логическое мышление у младших школьников проявляется в (сравнении, классификации, обобщении, совершаемых в различных формах суждения и умозаключения).
2) дети младшего школьного возраста определяют только лишь отличие, или только подобное и общее.
3) Школьникам 7-10 лет доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к обобщениям и выводам.
Формирование логического мышление происходит на основе школьных предметов и как правило на уроках математики. Только на уроках математике можно использовать: конструирование, математические игры, занимательные упражнения и т.д. Но особое место в данном ряду занимают логические задачи.
На своих уроках я постоянно использую логические разминки, приведу пример одной из них, так как считаю, что это и есть моя педагогическая находка.
На уроке я предлагаю детям решить логическую задачу в игровой форме. Дети готовят представление по заданной им задаче: делятся на команды, выбирают роли, которые будут играть; используется наглядный и раздаточный материал, маски, различные предметы, чтобы разыграть задачу. И что же происходит и зачем мы этот делаем? Чего я этим добилась?
Я задаю текст задачи, ребята эту задачу разыгрывают и сами приходят к решению этой задачи, находят ответ.
Мы получаем:
-интерес к выполнению задания;
-умение понимать и решать задачи (наглядным образом);
-активное развития логического и алгометрического мышления.
Проведены Ассоциативные игры, они развивают : образное мышление; память; логику; внимание; словарный запас.
На уроках решаем задачи с подвохом они способствуют развитию логического мышления. Задачи –шутки не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но и служат прекрасным средством воспитания.
Научила ребят решать текстовые ребусы, они помогают в развитии памяти, внимания, логического мышления, развивают мыслительную деятельность, концентрируют внимание. Учащимся очень понравилось задание на перестановку спичек, Когда ребенок выполняет задания со спичками, он: тренирует кратковременную память и воображение; учится применять нестандартные подходы к решению задач; развивает пространственное и логическое мышление. Также были очень много уроков на решение текстовых задач, тщательно разбирали каждую задачу и продумывали ход решения.
Задачи имеют образовательное, развивающее, воспитательное значение. Они развивают логическое и алгоритмическое мышление учащихся, являются основным средством развития пространственного воображения
Также применяю головоломки, задачи на смекалку, игры и многое другое.
Я считаю, что моей настоящей педагогической находкой является то, что я увидела как важно развивать у детей логическое мышление, нужно учить детей самостоятельному решению задач, главное, чтобы дети понимали задачи, а не просто решали подобные. Давать ребятам задания, которые помогут научить детей сравнивать понятия, находить сходства и различия предметов, анализировать, находить явные признаки и неявные.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6 г. Георгиевска:
Куимова Наталья Юрьевна.