РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ.
Синдром раннего детского аутизма ставит детей, имеющих такое нарушение развития, совершенно в особый ряд. Данная тема является актуальной, поскольку дети с синдромом раннего детского аутизма составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической и медицинской помощи, нарушения в социально-личностном развитии, и для разработки адекватных и своевременных лечебно-коррекционных мероприятий при РДА необходимо детальное изучение особенностей развития их познавательной сферы.
Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы. Такие дети ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности. В сфере восприятия у детей отмечается реакция на «новизну»,а многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовываются незначительно, и, вместе с тем, демонстрируют повышенную чувствительность к слабым раздражителям. Большое значение имеют для детей тактильные мышечные ощущения, идущие от собственного тела (раскачивание всем телом, совершение однообразных прыжков, кружение, пересыпание песок и т.д.).
У большинства детей наблюдается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний, поскольку именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего. Информация входит в сознание детей с аутизмом целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети данной категории хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки вплоть до целых рассказов, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние кожу.
Наиболее распространенным вариантом моторных стереотипов, встречающихся при аутизме, являются следующие: симметричное взмахивание обеими руками, локтями в максимальном темпе, легкие удары пальцами, раскачивание телом, потряхивание головой, или вращение и хлопки различных типов. "Многие аутисты живут, придерживаясь строгого распорядка и неизменяющихся ритуалов, они могут 10 раз входить и выходить из ванной прежде, чем зайти в нее с целью выполнения обычных процедур. Или, например, кружиться вокруг себя, прежде чем согласиться «одеться».
В содержании аутистических фантазий переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории, кинофильмы и радиопередачи, вымышленные и реальные события. Патологические фантазии детей отличаются повышенной яркостью и образностью. Нередко содержание фантазий может носить агрессивный оттенок.
Некоторые дети излишне сентиментальны, часто плачут при просмотре некоторых мультфильмов.
Конечно, рекомендация к посещению массовых детских садов и школ не означает, что в воспитательном и образовательном процессах не будут учитываться особенности этих детей. Для них составляется индивидуальный образовательный маршрут, пишется адаптированная образовательная программа (АОП), в которой раскрывается содержание коррекционных занятий. В педагогическом штате обязательно наличие логопеда, дефектолога и психолога, потому что основной подход в коррекционной работе комплексный.
Если говорить о познавательной сфере отдельно, то для концентрации внимания страдающего аутизмом ребенка могут быть использованы звуки, мелодии, блестящие предметы и т.д. Одним из эффективных средств развития познавательной деятельности у детей является дидактическая игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Игра ставит учащихся в условие поиска, следовательно дети стремятся быть находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, воля, характер. Необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей, в том числе и познавательных. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра дпет возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость.
Другим способом развития познавательной деятельности у детей с РАС, является использование технологии разноуровневого обучения, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, создающей комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающей их мышление, самостоятельность.
Технология разноуровневого обучения-это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все учащиеся овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий также способствует развитию познавательной активности детей с РАС. Успешность обучения детей с РАС, развитие их познавательных способностей во многом зависит от состояния их здоровья. Культивирование здорового образа жизни- приоритетная задача в программе модернизации российского образования.
Внедрение ИКТ при обучении детей с РАС прежде всего дает возможность улучшить качество обучения, помогают обеспечить совершенствование и активизацию учебного процесса, способствуют развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, тактильной памяти, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающтхся с РАС.
Адаптированные программы для детей с РАС подразумевают:
постепенное включение детей в процесс обучения;
создание специальных условий;
оказание психолого-педагогической поддержки семье;
формирование социальных и культурных ценностей;
охрана физического и психического здоровья ребёнка;
обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий;
максимальная интеграция воспитанников с РАС в общество.
Разработка такой программы значительно облегчает процесс обучения ребёнка с РАС, потому что при её составлении учитываются особенности развития таких детей, создаётся индивидуальная программа обучения. С аутичных воспитанников нельзя требовать того же быстрого усвоения материала, как с других, большую роль играет психологическая обстановка, т. к. для них очень важно чувствовать себя комфортно в новых условиях. АОП позволяют аутичным ребятам получать необходимые знания и интегрироваться в общество.