Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.
Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с задержкой психического развития включает в себя личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Рассмотрим вариант развития познавательных процессов у детей с ОВЗ в случае учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения вусвоении учебных программ, обусловленные недостаточным развитием познавательныхспособностей,специфическимирасстройствамипсихологическогоразвития(школьныхнавыков,речиидр.),нарушениямиворганизациидеятельностии/илиповедения.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостаткивформированиивысшихпсихическихфункций(память,внимание,мышление,эмоционально-волеваясфера),замедленныйтемплибонеравномерноестановлениепознавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно частоу обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительноговосприятияипространственнойориентировки,умственнойработоспособностииэмоциональнойсферы. Целью профессиональной деятельности учителя-дефектолога является выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.
В процессе диагностического направления исследуются следующие особенности:
познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора школьников, развитие речи. Диагностика проводится в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в школу, и в конце года (итоговая).
По результатам первичной диагностики у обучающихся, как правило, выявляются следующие нарушения:
-нарушение умственной деятельности,
-нарушение познавательной сферы,
-низкое речевое развитие,
- нарушение пространственно-временных отношений.
По данным дефектологического обследования, для каждого обучающегося выбирается индивидуальный маршрут. Обучающиеся делятся на группы, подгруппы по ведущему нарушению, составляется план коррекционно-развивающих мероприятий.
Учитываются возрастные черты мышления обучающегося. В разных классах могутбытьиспользованыодниитежеметодикииупражнения,ноприэтомменяетсяуровеньих сложности.Универсальнойформойкоррекционныхзанятийявляетсяигра.
В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществляется следующим образом:
I. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, включающая следующие направления:
развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
формирование пространственно-временных отношений;
формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
развитие слухового восприятия и формирование произношения;
формирование ведущей деятельности возраста;
развитие умственной деятельности.
II. Групповая коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям:
развитие умственной деятельности;
развитие пространственных представлений;
формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи.
Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:
зрительного и слухового восприятия и узнавания;
основных мыслительных операций;
общей и мелкой моторики;
коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
обогащение словаря.
Основные принципы организации работы с детьми с ОВЗ:
• максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, двигательного;
• широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
• опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
• стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Обучающий курс включает в себя систему тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для школьников.
Часть времени на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у школьников формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На групповых занятиях проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится рефлексия - самостоятельная проверка решения задач. Таким образом создаются условия для нормализации самооценки у всех детей. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
На занятиях используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Задания должны строиться таким образом, чтобы один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередовались в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Успешно зарекомендовал себя используемый в системе заданий н принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп: задания на развитие внимания, задания на развитие памяти, задания на развитие воображения, задания на развитие логического мышления.
К заданиям на развитие внимания относятся различные лабиринты и игры, направленные на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение таких заданий способствует формированию умения целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, иногда возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
В занятия необходимо включать задания и упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.
Примеры заданий:
«Мы ходили в зоопарк»
Цель: развитие слуховой памяти, речи.
Задание:
Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».
Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».
Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.
«Послушай и повтори»
Цель:развитие слуховой памяти и умение воспроизводить названное.
Задание:
Ведущий читает вслух один раз следующие пары слов, которые вам
предстоит запомнить:
БУЛКА - МУКА
СЕСТРА - БРАТ
СВИТЕР - НИТКА
ПАПА - СЫН
ВАГОН - РЕЛЬСЫ
Запомнили? А теперь проверим: из каждой пары ведущий будет называть лишь первое слово, а второе произносите сами.
«Много слов»
Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.
Задание:
Ведущий называет слова, игроку необходимо повторить слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два, три и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза:
огонь;
дом, молоко;
конь, гриб, игла;
петух, солнце, асфальт, тетрадь;
крыша, пень, вода, свеча, школа;
карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;
гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
грузовик, камень, яблоки, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз.
В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в школе является развитие мышления. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
«Назови одним словом».
Учитель называет ряд слов, а подростки подбирают обобщающее понятие.
«Наборщик».
Задача подростков – составить из букв предложенных слов как можно большее количество других слов. Слова: головоломка, водопровод, вооружение, пластилин и др.
Например, ЧАСОВЩИК (час, сова, воск, часок, сачок и др.)
«Придумай загадку»
Из класса выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Класс должен эту загадку отгадать. Далее другой подросток придумывает загадку, и так далее.
«Изобретай».
Учащимся нужно из каждого слова взять последние слоги или любые другие и составить новое слово:
Мебель, ружье (бель-е)
Соломка, пора, мель (ка-ра-мель)
Лиса, бельмо, буклет (са-мо-лет)
Пуловер, пальто, билет (вер-то-лет)
Молоко, реле, лассо (ко-ле-со)
Смола, слеза, берет (ла-за-рет)
Пенопласт, вести, павлин (плас-ти-лин)
Пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)
Сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)
Косари, заморозки, летчик (са-мо-лет)
Мука, рагу, диван (ка-ра-ван)
Обруч, кара (руч-ка)
Олово, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)
Молоко, стекло, раскол (ко-ло-кол)
«Расшифруй»
Прочитай пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Запиши. Расставь знаки препинания в сложном предложении. Разбери по членам предложения.
Тфрхудф хчфефлохвфехкаф фкохрфмихт хлфенхь фпхорфтихт.
Развитие восприятия.
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие речи.
Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Развитие мелкой моторики.
Можно проводить с речевым сопровождением, в результате которого формируется чувство ритма.
Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:
- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;
- «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;
- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- «Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д.;
- Посчитай-ка» - сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;
Графическая работа с рисунком:
- проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;
- рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;
- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;
- обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;
- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;
- рисование по опорным точкам;
- дорисовывание изображений;
- простейшее рисование по клеткам;
- рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики и т.д.);
- письмо элементов букв.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития,индивидуальнаякоррекцияпознавательнойсферыобучающихся,направленнаяподготовкакусвоениюимиучебногоматериала.