Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.

В статье "Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС" раскрываются общие для всех обучающихся с ЗПР, выраженные в разной степени особенности в формировании высших психических функций (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера). Целью профессиональной деятельности учителя-дефектолога является выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий. В материале отражены особенности организации учебного процесса, даны примеры заданий на развитие внимания, заданий на развитие памяти, заданий на развитие воображения, заданий на развитие логического мышления.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Педагогическая мастерская

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.


Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с задержкой психического развития включает в себя личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Рассмотрим вариант развития познавательных процессов у детей с ОВЗ в случае учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения вусвоении учебных программ, обусловленные недостаточным развитием познавательныхспособностей,специфическимирасстройствамипсихологическогоразвития(школьныхнавыков,речиидр.),нарушениямиворганизациидеятельностии/илиповедения.

Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостаткивформированиивысшихпсихическихфункций(память,внимание,мышление,эмоционально-волеваясфера),замедленныйтемплибонеравномерноестановлениепознавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно частоу обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительноговосприятияипространственнойориентировки,умственнойработоспособностииэмоциональнойсферы. Целью профессиональной деятельности учителя-дефектолога является выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.

В процессе диагностического направления исследуются следующие особенности:

познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора школьников, развитие речи. Диагностика проводится в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в школу, и в конце года (итоговая).

По результатам первичной диагностики у обучающихся, как правило, выявляются следующие нарушения:

-нарушение умственной деятельности,

-нарушение познавательной сферы,

-низкое речевое развитие,

- нарушение пространственно-временных отношений.

По данным дефектологического обследования, для каждого обучающегося выбирается индивидуальный маршрут. Обучающиеся делятся на группы, подгруппы по ведущему нарушению, составляется план коррекционно-развивающих мероприятий.

Учитываются возрастные черты мышления обучающегося. В разных классах могутбытьиспользованыодниитежеметодикииупражнения,ноприэтомменяетсяуровеньих сложности.Универсальнойформойкоррекционныхзанятийявляетсяигра.

В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществляется следующим образом:

I. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, включающая следующие направления:

развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);

формирование пространственно-временных отношений;

формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;

развитие слухового восприятия и формирование произношения;

формирование ведущей деятельности возраста;

развитие умственной деятельности.

II. Групповая коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям:

развитие умственной деятельности;

развитие пространственных представлений;

формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи.

Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:

зрительного и слухового восприятия и узнавания;

основных мыслительных операций;

общей и мелкой моторики;

коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;

обогащение словаря.

Основные принципы организации работы с детьми с ОВЗ:
• максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, двигательного;
• широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
• опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
• стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Обучающий курс включает в себя систему тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для школьников.

Часть времени на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у школьников формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На групповых занятиях проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится рефлексия - самостоятельная проверка решения задач. Таким образом создаются условия для нормализации самооценки у всех детей. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

На занятиях используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Задания должны строиться таким образом, чтобы один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередовались в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Успешно зарекомендовал себя используемый в системе заданий н принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп: задания на развитие внимания, задания на развитие памяти, задания на развитие воображения, задания на развитие логического мышления.

К заданиям на развитие внимания относятся различные лабиринты и игры, направленные на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение таких заданий способствует формирова­нию умения целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, иногда возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

В занятия необходимо включать задания и упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание.

Примеры заданий:

«Мы ходили в зоопарк»

Цель: развитие слуховой памяти, речи.

Задание:

Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».

Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».

Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

«Послушай и повтори»

Цель:развитие слуховой памяти и умение воспроизводить названное.

Задание:

Ведущий читает вслух один раз следующие пары слов, которые вам

предстоит запомнить:

БУЛКА - МУКА

СЕСТРА - БРАТ

СВИТЕР - НИТКА

ПАПА - СЫН

ВАГОН - РЕЛЬСЫ

Запомнили? А теперь проверим: из каждой пары ведущий будет называть лишь первое слово, а второе произносите сами.

«Много слов»

Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.

Задание:

Ведущий называет слова, игроку необходимо повторить слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два, три и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза:

огонь;

дом, молоко;

конь, гриб, игла;

петух, солнце, асфальт, тетрадь;

крыша, пень, вода, свеча, школа;

карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

грузовик, камень, яблоки, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз.

В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в школе является развитие мышления. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

«Назови одним словом».

Учитель называет ряд слов, а подростки подбирают обобщающее понятие.

«Наборщик».

Задача подростков – составить из букв предложенных слов как можно большее количество других слов. Слова: головоломка, водопровод, вооружение, пластилин и др.

Например, ЧАСОВЩИК (час, сова, воск, часок, сачок и др.)

«Придумай загадку»

Из класса выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Класс должен эту загадку отгадать. Далее другой подросток придумывает загадку, и так далее.

«Изобретай».

Учащимся нужно из каждого слова взять последние слоги или любые другие и составить новое слово:

Мебель, ружье (бель-е)

Соломка, пора, мель (ка-ра-мель)

Лиса, бельмо, буклет (са-мо-лет)

Пуловер, пальто, билет (вер-то-лет)

Молоко, реле, лассо (ко-ле-со)

Смола, слеза, берет (ла-за-рет)

Пенопласт, вести, павлин (плас-ти-лин)

Пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)

Сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)

Косари, заморозки, летчик (са-мо-лет)

Мука, рагу, диван (ка-ра-ван)

Обруч, кара (руч-ка)

Олово, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)

Молоко, стекло, раскол (ко-ло-кол)

«Расшифруй»

Прочитай пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Запиши. Расставь знаки препинания в сложном предложении. Разбери по членам предложения.

Тфрхудф хчфефлохвфехкаф фкохрфмихт хлфенхь фпхорфтихт.

Развитие восприятия.

Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие речи.

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Развитие мелкой моторики.

Можно проводить с речевым сопровождением, в результате которого формируется чувство ритма.
Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:
- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;
- «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;
- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- «Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д.;
- Посчитай-ка» - сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;

Графическая работа с рисунком:
- проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;
- рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;
- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;
- обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;
- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;
- рисование по опорным точкам;
- дорисовывание изображений;
- простейшее рисование по клеткам;
- рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики и т.д.);
- письмо элементов букв.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития,индивидуальнаякоррекцияпознавательнойсферыобучающихся,направленнаяподготовкакусвоениюимиучебногоматериала.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В статье "Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС" раскрываются общие для всех обучающихся с ЗПР, выраженные в разной степени особенности в формировании высших психических функций (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера). Целью профессиональной деятельности учителя-дефектолога является выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий. В материале отражены особенности организации учебного процесса, даны примеры заданий на развитие внимания, заданий на развитие памяти, заданий на развитие воображения, заданий на развитие логического мышления.
0 ₽