Н.Ю.Семёнова
Заместитель директора по УВР, учитель английского языка высшей категории ГБОУ СОШ № 96 Калининского района Санкт-Петербурга
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ, ВЕДУЩИХ ПРЕДШКОЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ В ДОУ и ГБОУ
В педагогической практике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в который психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того определенного уровня, который позволит ему перейти к систематическому школьному обучению. Система работы в дошкольном образовательном учреждении уже на протяжении более полутора веков является одной из базовых систем в самобытном развитии ребенка дошкольного возраста и подготовки его к обучению в школе. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, представлений и опыта ребенка, который способствует дальнейшему умственному, нравственному, эстетическому, трудовому, физическому развитию и становлению его личности.
Проблема подготовки к школе является актуальной и спорной на протяжении достаточно долгого периода времени. Огромное количество появляющихся образовательных программ, направленных на опережающее развитие ребенка вносят некую неопределенность в работу педагогов образовательных учреждений, задачей которых является развитие, воспитание и подготовка детей к обучению в школе.
Сегодня во многом ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, как показывает практика, безусловно, сужает и обедняет, а также тормозит психическое развитие ребенка. Уже со ступени дошкольного образования, благодаря стараниям некоторых родителей и педагогов, жизнь ребенка превращается в бесконечную погоню за знаниями, умениями и навыками, и делается это не в игре, о которой так много писали Ф.Фребель и К.Д. Ушинский, а посредством тетрадей на печатной основе.
Известный педагог и детский врач Я. Корчак настойчиво подчеркивал в своих педагогических трудах самоценность детства, как подлинного, а не предварительного этапа будущей жизни ребенка. Он писал о том, что ребенок не понимает для какого завтра ему учиться надо писать, считать и читать, как школьнику. Взрослые в погоне за престижем и общественным мнением, а иногда ради удовлетворения собственного эгоизма пренебрегают тем, что ребенок чувствует, что его радует, что его печалит, занимает на данный момент времени. Родители и педагоги разучились играть с детьми, несмотря на то, что сейчас выпускается огромное количество дидактических и развивающих пособий. Все это может приводит к тому, что у ребенка пропадает желание учиться еще до поступления в школу. И Ф.Фребель и К.Д. Ушинский и другие педагоги говорили о ценности каждого возрастного периода детства, о гармоничном, а не сверхраннем развитии. Так в чем же заключается подготовка ребенка к школе и что должен знать и уметь педагог, чтобы быть компетентным и грамотным в данном вопросе?
При построении развивающей программы подготовки детей к школе методологические принципы развития должны дополняться методологическими ориентирами. В качестве главных методологических ориентиров основной (примерной) развивающей дошкольной программы можно назвать следующие (по Н.И. Гуткиной)1:
в качестве основной цели ставить развитие ребенка, понимаемое как возможность самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, личностные, практические);
решать задачи развития ребенка средствами и способами, адекватными законам его физического и психического развития;
за результаты освоения программы принимать качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные), возникающие в виде новообразований к концу каждого школьного периода;
педагогам дошкольного образовательного учреждения следует исходить из положения о преемственности между дошкольным и начальным образованием, когда преемственность понимается, как создание в дошкольном образовании генетических предпосылок учебной деятельности (личностных и интеллектуальных), а не как формирование конкретных элементов учебной деятельности в ДОУ;
важно ориентироваться при подготовке детей к школе не на сумму усвоенных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на личностное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей;
необходимо в своей педагогической практике исходить из принципа создания равных условий развития детей дошкольного возраста для эффективной подготовки их к школе, вместо принципа «создания равных стартовых возможностей», которые по своему определению не могут быть равными. Создание равных условий развития означает, что все дошкольники будут иметь возможность получить обязательный минимум дошкольного образования, при этом следует опираться на возрастные закономерности развития детей дошкольного возраста;
педагогам важно помнить о том, что готовность к обучению возникает не на специальных учебных занятиях по освоению простейших школьных ЗУНов, а в результате полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, в соответствии с закономерностями его психического развития. В связи с этим готовность к школьному обучению возникает не ранее 7 лет. « Готовность к школьному обучению означает, что у ребенка появилась потребность заниматься учебной деятельностью как общественно-полезным видом деятельности. ...За счет появления ряда познавательных и социальных мотивов учения и, кроме этого, когда ребенок умеет произвольно регулировать свое поведение и деятельность в соответствии с поставленными перед ним задачами (учебными и дисциплинарными)»2. Как показывают исследования, такого уровня развития ребенок достигает не раньше 7 лет. Это связано, как с функциональным созреванием его нервной системы, так и с закономерностями психического и физического развития. О готовности к школьному обучению имеет смысл говорить после кризиса 7 лет, который Л.С.Выготский называл «кризисом потери посредственности»3. Существенной характеристикой этого кризиса является то, что в это время происходит интеллектуализация всех психических функций ребенка, т.е. функции становятся опосредованными и управляемыми. В результате исчезает детская непосредственность, и у ребенка возникает потребность занять в обществе людей новую социальную позицию, которая будет отражать его взросление;
Ориентация при подготовке к школе не на сумму усвоенных элементарных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на личностное развитие является проявлением одного из ведущих подходов педагогики и психологии — личностного подхода, который соответствует глобальному положению концепции Л.С.Выготского4 о том, что в основе развития лежит эволюция поведения и интересов ребенка, изменения структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.
В 2004 году были опубликованы Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста для построения непрерывного содержания дошкольного и начального образования. Содержание концепции напрямую связано с решением задач обеспечения стартовых возможностей детей дошкольного возраста. Акцентируется внимание на следующих принципах работы с детьми, в том числе в период подготовки к школе:
уход от школьного типа обучения;
использование цикличности и проектной организации содержания обучения;
широкое использование методов, активизирующих поисково-познавательную деятельность детей;
формирование детского сообщества и т.д.
На Всероссийском совещании по дошкольному образованию в апреле 2007 года подчеркивалось, что главным условием развития системы дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных кадров.В связи с этим необходимо:
обновлять содержание психолого-педагогической подготовки специалистов, с учетом изменений образовательных стандартов, с целью формирования потребностно-мотивационной сферы в развитии профессионального мышления педагога;
формировать профессиональную компетентность воспитателя, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации работы с детьми с учетом особенностей их развития;
обеспечить условия для творческого роста, повышения квалификации, аттестации педагогов.
Современная образовательная стратегия ориентирует работников дошкольного образования на освоение компетенций, востребованных современной практикой, для этого является необходимым и достаточным разработать технологии, направленные на изменение внутренней позиции воспитателя, его ценностно-смыслового определения, как необходимого условия принятия и развития новых педагогических идей.
Нормативные требования к профессиональной деятельности находят свое отражение в квалификационной характеристике воспитателя. В ее структуру входят: базовые педагогические и психологические знания, необходимые умения и навыки, чтобы действовать в разнообразных условиях педагогического процесса по отношению к детям разных возрастов, разных национальных особенностей, разной психики.
В качестве показателей готовности воспитателей дошкольных образовательных учреждений к развитию своей профессиональной компетентности выделяют:
высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности;
адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде;
способность выходить на надситуативный уровень в решении педагогических ситуации; к постановке вариативных и комплексных целей в профессионально-педагогической деятельности;
умение анализировать собственную педагогическую деятельность и готовность перестраивать ее на основе усвоения новой учебной и научной информации;
умение решать профессиональные педагогические задачи в процессе подготовки ребенка к школе не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации.
Только педагог, владеющий профессиональными компетенциями, не ставящий подготовку ребенка к школе главной задачей своей педагогической деятельности сможет осуществить на практике принцип уникальности и самоценности развития ребенка, который использует на практике разнообразные методы и технологии в работе с детьми, посредством которых у ребенка к 7 годам появится необходимый и достаточный уровень личностного, интеллектуального и физического развития для начала обучения в школе.
Список использованных источников
Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М., 1984. - Т. 4, - С. 247-256.
Гуткина Н.И. Методологические и психологические принципы построения основной (примерной) развивающей образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений. URL.: http//www.fpo.ru/doshko//gutkina/html.
Комплекс мер по развитию дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2007. № 1.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5, С. 3.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, от 31 мая 2007 года № 03-1213 « О проекте методических рекомендаций по отнесению образовательных учреждений к определенному виду».
Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование //Дошкольное воспитание. 2007. № 8. С.5.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Педагогические статьи 1862-1870 г.г. / сост. А.М. Еголин, Е.Н. Медынский, В.А. Струминский. - М.-Л.:Издательство Академии педагогических наук, 1948. - Т. 3.
Фребель Ф. Будем жить для наших детей / сост. Л.М. Валуева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
1Гуткина Н.И. Методологические и психологические принципы построения основной (примерной) развивающей образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений. URL.:http//www.fpo.ru/doshko//gutkina/html.
2Гуткина Н.И. Методологические и психологические принципы построения основной (примерной) развивающей образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений. URL.:http//www.fpo.ru/doshko//gutkina/html.
3Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М., 1984. - Т. 4, - С. 247-256.
4Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М., 1984. - Т. 4, - С. 247-256.