Обучение детей пению предполагает систематическое вокальное воспитание,включающееовладениевокально– техническиминавыками.
Работапоразвитиювокально–техническихнавыков представляетсобойнеотъемлемуючастьвсейработысучеником.Овладетьвокальныминавыкамивозможнотолькоприусловиисистематическоговокальноговоспитаниянаиндивидуальныхуроках.
Развитиевокально-техническихнавыковсвязаносважнымвопросомгигиены и режима голоса. От того, как будет развиваться голос ребенка и,особенноотрежимазанятий,зависиткачествоголоса.Направленностьработынасозданиетакихустановок-одинизглавныхмоментовворганизации всегоучебногопроцесса.
Восновеобученияпениюлежитправильнаявокально-техническаякультураисполнения.
Подсодержаниемобученияпениюмы понимаем систему основныхспецифическихзнанийи навыков-соблюдениеправилвпении:
затактныйзвукисполняетсялегкоитихо;
вмузыкальнойфразедолжнабытьоднаосновнаявершина,выделеннаяприпомощи динамикииакцентирования;
звукнаконцемузыкальнойфразытребуетсохраненияактивностипения(дажеприdiminuendo) до конца его длительности;
привыдерживаниидлиннойнотынеобходимоощущатьивнутреннеподчеркиватьначалоновойдоли, заключенной вней;
припениичетвертисточкой,какбыоттолкнувшисьотточки,исполнятьследующуюза нейкороткуюнотулегче,тише,но,не теряяактивности;
чембыстрее темп,темлегче,тишеи активнеедолженбытьзвук;
придвижениимелодиивверхиливосходящихсначаланижнийзвукнеобходимообличатьзасчетдинамикии атаки звука;
нельзясливатьдвагласных звука,стоящихнастыке слов;
недопустимо братьдыханиепосредислова(еслиононецепное);
прииспользованиицепногодыханияпослееговозобновленияотдельнымипевцамивливатьсявобщее звучание незаметно,безтолчка;
нельзяотделятьдыханиемподлежащиеотсказуемого;
вдохпообъемуискоростипроизводитьвхарактерепесниидр.
Развитиепевческогоголосадетейтесносвязаносформированиемопределенныхнавыков,лежащихвосновеслуховоговосприятия,умственных операцийивокальноговоспроизведения.
Навыки-этодействия,отдельныекомпоненты которых в результатеповторения сталиавтоматизированными.
ПоданнымА.В.Запорожца,А.А.Люблянской, выделяютсятриосновных этапа формирования навыка:
аналитический-овладенияэлементамидействия;
синтетический-образованиецелостнойструктурыдействия;
автоматизация-закреплениеисовершенствованиецелостнойструктуры.
Основныесвойствапевческого голоса:
звуковысотныйдиапазон;
динамическийдиапазоннаразличнойвысотеголоса;
тембр:богатствообертонами,качествовибрато,вокальнаяпозиция,полётностьизвонкость,плавностьрегистровыхпереходов,ровностьнаразличных гласных,степеньнапряженности;
качестводикции:разборчивость,осмысленность,грамотность.
Основныеслуховыенавыки:
слуховоевниманиеисамоконтроль;
вокально-слуховыепредставленияпевческогозвукаи способовегообразования.
Навыквыразительностидостигается засчет:
мимики,выражение глаз,жестовидвижений;
богатствотембровыхкрасокголоса;
динамическихоттенков,отточенностифразировки;
чистотыинтонации;
разборчивостииосмысленностидикции;
темпа,паузи цезур,имеющихсинтаксическое значение.
Формирование вокальных навыков единый педагогический процесс.
1.Опыттворческойдеятельностиучащегося.
Онпризванобеспечитьготовностьучащихсяксамостоятельномупоискурешенияновыхпроблем,предполагаетформированиетворческогомышления,котороепроявляетсявлюбомвидедеятельностичеловека,атакжезависитотспособов обучения.
2.Опытэмоционально-волевыхотношений.
Эмоционально-волевая воспитанность человека отражается в эмоционально-оценочном отношении его к миру, к собственной деятельности. Вокальноеискусство наиболее действенно влияет на развитие эмоциональной сферы.Положительнаянаправленностьвпроцессеобучениюпенияявляетсяусловиемусвоениязнанийи навыков.
Работанадпевческиминавыкамиестьтотстержень,вокругкоторогоразворачиваютсявсеостальныеэлементы учебнойработы.
К основным вокально-техническим навыкам относятся:
1.Певческоедыхание;
Звукообразование;
Артикуляция;
Слуховыенавыки;
5. Навыкиэмоциональнойвыразительностиисполнения.