Тема по самообразованию учителя физической культуры ,
«Реализация ВФСК ГТО в системе образования: проблемы и пути их решения ».
Цель: Повышение эффективности использования возможностей физической культуры и комплекса ГТО в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма.
Актуальность выбранной темы В условиях современного реформирования общества сложились системные предпосылки для критического ухудшения здоровья школьника. Неблагоприятная экологическая обстановка, низкий социально-экономический уровень многих семей привели к снижению защитно-приспособительных возможностей детского организма. Неудовлетворенность состоянием физического воспитания отмечается всеми, кто включен в этот процесс или имеет к нему отношение.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — это полноценная программная и нормативная основа физического воспитания, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО). Целью комплекса является повышение уровня физического воспитания и готовности людей к труду и обороне. Именно так будет закладываться фундамент для будущих достижений страны в спорте и обороне. А поэтому возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня является актуальным и принципиальным. Предполагается, что нормы нового «ГТО» будут сдавать и взрослые и дети, а начнут внедрение именно в систему общего образования. Таким образом, образовательная область физического воспитания на современном этапе призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии своих физических и психических качеств, в творческом использовании средств физической культуры и в самостоятельной организации здорового образа жизни. Одним из самых основных проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. В своей педагогической практике я формирую у учащихся мотивацию к учению, и потребность к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни. Приобретение данных знаний способствует изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая их стать сильными и хорошо физически развитыми. Для оценки уровня сформированности мотивации к урокам физической культуры использую такие методы: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование. Изучение мотивационной сферы к занятиям физкультурой выявляю через интерес и потребность, занятость в спортивных секциях, оценку уровня физической подготовленности Одно из условий формирования положительной мотивации является и внедрение в образовательный процесс сдачи норм (тестов) физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к Труду и Обороне», в котором принимают участие 90% учащихся в ведомых мною классах. Исключение составляют только освобожденные ученики после болезни и учащиеся специальной медицинской группы. 29% учащихся выполняют нормы ГТО на золотой значок, 53% - серебряный и на бронзовый – 8%. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Для эффективного использования информационно – коммуникационных технологий я применяю их на разных этапах урока. В начале изучения информационно - коммуникационные технологии применяю в подготовительной части урока; при закреплении или проверке знаний – в заключительной части урока и могу использовать также при проверке домашнего задания. Применяя на уроках физкультуры информационно - коммуникационные технологии, я облегчаю процесс обучения, так как закладываются основы техники специфических двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, низкий старт и т. д.). Я имею возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. При организации обучения систематически использую принцип индивидуализации, деятельностный подход, создаю на уроках ситуацию успеха, стимулирую достижения учащихся через мониторинг физической подготовленности, учитывая личностный прирост, что позволяет мне формировать активное и сознательное отношение к занятиям не только на уроках, но и во внеурочное время. Для овладения знаниями в области физической культуры и спорта, а также для развития творческих умений использую различные формы работы: домашнее задание, доклады, рефераты, презентации. Такая комплексная работа позволяет получить положительные результаты в урочной и внеурочной деятельности. Ежегодно мои ученики выступают на олимпиаде форума «Творчество и интеллект», где становятся победителями и призерами конкурса Фестиваль «Юные Интеллектуалы Среднего Урала». Активно использую в практике элементы диагностики и технологии самостоятельной деятельности. Для диагностики учащихся к тому или иному виду физкультурной и спортивной деятельности и выяснения затруднений при их обучении, я провожу индивидуальные и групповые беседы. Анализ полученной информации позволяет мне выявить причины затруднений и составить индивидуальные программы занятий. Также в своей практике часто использую метод круговой тренировки, что способствует развитию двигательных качеств, саморазвитию и самоорганизации учащихся. Для внедрения комплекса ГТО в образовательную организацию, как руководитель школьного методического объединения учителей физической культуры, оказываю организационно-методическую поддержку, которая содержит: • включение в программы учебного предмета «Физическая культура» внеучебные курсы деятельности по формированию у обучающихся компетенций, предусмотренных требованиями комплекса ГТО; • приобретены и используются необходимые учебно-методические пособия по внедрению норм ГТО в образовательный процесс, используются интернет - ресурсы; • для поддержки профессионального развития посещаются курсы повышения квалификации; • как руководитель районного методического объединения учителей физической культуры организую семинары по внедрению «ВФСК ГТО» в образовательный процесс через мастер-классы; • принимаю участие в различных конференциях разного уровня (регионального, Всероссийского и Международного уровней); Также в образовательных организациях осуществляется привлечение и подготовка обучающихся к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО через такие формы деятельности: • проводятся физкультурно-спортивные мероприятия, включающие тестирование комплекса ГТО (такие, как летние и зимние фестивали); • проводятся военно-патриотические праздники (игра «Зарница», «Ночная и Вечерняя тревога»); • проводятся мастер-классы («Мы готовы к ГТО?»), • ежегодно проводится Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди обучающихся образовательных организаций, которые сдав нормы (тесты) ГТО, получают удостоверение, после чего имеют дополнительные баллы при поступлении в высшие учебные заведения. Однако остаются нерешенными вопросы: 1) каковы механизмы мотивирования учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО; 2) как сопоставлять шкалу оценивания результатов сдачи норм ГТО (золотой, серебряный, бронзовый знак) с пятибалльной шкалой оценки физической подготовленности, принятой на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Заключение. Комплекс ГТО в образовательном процессе нацелен на повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения, всестороннее развитие личности, в том числе гражданско-патриотического воспитания. Таким образом, формирование мотивации к сдаче нормативов ГТО является актуальной проблемой и требует решения. Качественное решение данной проблемы возможно при участии всех участников образовательного процесса (учителя, родители, учащиеся).