Муниципальное казённое учреждение «Управление образования»
Саткинского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей «Радуга»
Мастер-класс практикум
«Речедвигательные игры и упражнениядля детей дошкольного и младше школьного возраста»
Подготовил педагог высшей категории:
Кулешова К.О.
2023
Цель: познакомить участников с опытом использования упражнений, речевых игр, музыкальных игр с применением движений способствующих развитию речи у детей.
Задачи:
1. Представить участникам мастер-класса приемы развития речи у детей дошкольного и младше школьного возраста.
2. Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия студентов в играх, упражнения по развитию координации речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
3. Убедить участников в важности и целесообразности развития координации речи с движением у детей дошкольного и младше школьного возраста.
Форма проведения:практическое занятие.
Материально-техническая обеспечение: помещение для занятий, аудио и видео аппаратура, инструмент: синтезатор.
Продолжительность проведения мастер-класса: 45 минут.
Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетентности будущих педагогов и воспитателей по использованию координации речи с движением, работа над темпом и ритмом речиу детей дошкольного и младше школьного возраста.
Участники:студенты саткинского педагогического колледжа
Структура мастер-класса.
Организационная часть.
Основная часть.
Практическая часть.
Заключительный этап. Рефлексия.
Название этапа | Ход занятия |
Организационная часть | Приветствие участников мастер-класса. |
Основная часть | Тема нашего мастер-класса «Речедвигательные игры и упражнения для детей дошкольного и младше школьного возраста» Речь –это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающий человека от животных. Координация — это способность совершать точные и контролируемые движения за счет синхронной работы разных групп мышц. При организации работы с детьми дошкольного и младше школьного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи: - становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук; - развитие ориентировки в пространстве и собственном теле; -воспитание чувства ритма и темпа; -формирование слухового внимания, восприятия и памяти; - развитие физиологического и речевого дыхания; -активизация речевых процессов; -воспитание умения работать сообща. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Предлагаю вашему вниманию подбор игр на координацию речи с движением по различным лексическим темам. |
Практическая часть | Для начала выполним небольшую разминку
На слова песни«Топ-топ, топотушки, дружно пляшут все зверушки» «Пляшет ежик на пеньке» отпускают голову вниз, «Пляшет чижик на сучке» наклоняют голову назад, «Пляшет мышка возле норки, пляшет козочка на горке, пляшут рожки и хвосты. Что стоишь? Пляши и ты!» поворачиваем корпус вправо и влево, с раскрытыми руками поднимаем плечи вверх. Проигрыш песни, поднимаются на полупальцы и опускаемся на полную стопу в ритме музыки.
На слова песни «К нам зайчата прибежали, «Кулочками застучали,Улыбнулись все вокруг»,сжимаем ладони в кулаки и делаем перестук. На припев песни «Туки-тук туки-тук 3. «Вверх, вниз» Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, голосового модулирования. Методика проведения. Детям раздаются веревочки. Затем ученики повторяют за педагогом слова и движения: Вверх змея, вниз змея. И еще, еще разок. Попеременно обводят веревкой каждый палец — сверху, снизу (от указательного и обратно). А теперь наоборот, Вот змея назад ползет. Затем сворачивают веревочку в клубок, озвучивая свои движения. «Вот на улице мороз» Дидактические задачи: развитие тактильного восприятия, координации движений и речи. Методика проведения. Педагог произносит вместе с детьми: Вот на улице мороз! Руки на поясе. Ну-ка, все потрите нос! Трут кончик носа. Ни к чему нам бить баклуши, Грозят правым указательным пальцем. Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели! Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад. По коленкам постучали, Стучат ладонями по коленям. По плечам похлопали, Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам. Ножками затопали! Топают ногами. 4. «Листья» (координация речи с движением.) Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на цыпочках, руки в стороны) Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают) И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо-влево) Будто опять закружиться Хотят. (поднимаются, кружатся) «Дождик» (координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.) Капля раз, капля два. (прыжки на носках, руки на поясе) Очень медленно сперва. (4 прыжка) А потом, потом, потом Всё бегом, бегом. (8 прыжков) Мы зонты свои раскрыли, (руки развести в стороны) От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой) «Мячик мой» Друг весёлый, мячик мой, (4 прыжка, руки на поясе) Всюду, всюду он со мной. (по 2 взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу) Раз, два, три, четыре, пять. (5 прыжков, руки на поясе) Хорошо мячом играть. (вновь по 2 взмаха –«удара») «Мчится поезд» Чух-Чух! Чух-Чух! Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит. - Тороплюсь! – гудит. – Тороплюсь! Тороплюсь! Тороплюсь! (Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи впередистоящему. Первый ребёнок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза.) Важно помнить, что: Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения. При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее
|
Заключительный этап Рефлексия | На каждом занятии необходимо проводить рефлексию. Таким образом, педагог может узнать, что ребенку больше всего понравилось или запомнилось на занятии, его чувства и настроение с которым он уходит с вашего занятия. Можно использовать такие вопросы, например: - Какая игра или танец вам больше всего понравилась? Какое у вас настроение? А мне хочется узнать у вас, что больше всего вам запомнилось на мастер-классе и что вы будите применять в своей работе? Уважаемые коллеги, наше занятие закончилось. Творческих вам успехов! |
Список литературы
Голуб, М.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи [Текст]. / М. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М., 1993г.
Леокарди, Е.И. Дикция и орфеэпия [Текст]: сборник упражнений по сценической речи. / Е. И. Леокарди. – М.: Просвещение, 1967г.
Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков [Текст]. / И. И. Ермакова. – М., 1984г.