Региональный компонент русского народного танца. Проблемы современного хореографического искусства и воспитание гражданина-патриота.
Процессы взаимодействия культур происходили всегда. Их можно рассматривать во времени — в историко-вертикальном движении и в пространстве — в геокультурной горизонтали. Но если в древности эти процессы происходили очень медленными темпами, то с течением исторического времени они постоянно ускоряются. И ныне в ситуации глобализации, так называемого VUKА-мира, скорость данных процессов чрезвычайно велика.
Современная ситуация в искусстве — драматическом, музыкальном и, в частности, хореографическом — является кризисной - наблюдается трансформация художественных ценностей, накопленных мировой культурой за тысячелетия. Высокое искусство вступает в опасное противоречие с потоком массовой культуры, охватившей практически все страны мира. Русская хореографическая культура издавна имела прочную базу национальных традиций, генетически связанных со своими исконными корнями народным искусством, фольклором во многих его направлениях, используя его художественные завоевания.
Однако сегодня мы сталкиваемся с тем, что мировая культура все более проникает в нашу жизнь, меняя наши представления о том, что такое искусство. Стили, техники, идеи из разных культур смешиваются и объединяются, создавая новые формы и выражения искусства. В это живописное перемешивание вовлекаются практически все культуры мира, и хореография здесь не исключение.
Современные хореографы и танцоры сталкиваются с необходимостью адаптироваться к новым реалиям, искать новые способы самовыражения и взаимодействия с другими культурами. Они вынуждены разрушать традиционные границы и стандарты, чтобы оставаться актуальными и интересными для зрителей, привыкших к бесконечному потоку информации и впечатлений.
Тем не менее, в этом хаосе мировой глобализации важно сохранить свою уникальность и культурное наследие. Русское хореографическое искусство, как и другие национальные традиции, имеет свою ценность и вклад в мировую культуру, и важно не потерять свою идентичность в этом многообразии культурных воздействий. Сохранение и развитие национальных хореографических традиций в условиях глобализации — это сложная и важная задача, которая требует творчества, открытости и глубокого понимания самой сути искусства.
Народное творчество, фольклор — подлинное, достоверное, создаваемое веками различными этносами человечества, сознательно или интуитивно стремилось осмыслить окружающий мир и себя в нем с позиций духовно-эстетического идеала. Оно обусловлено обращением к прошлому, истинному и благому, соединенному с чувством прекрасного, красоты. Как верно отмечает сущностные черты фольклора известный специалист в области народного творчества, профессиональный этномузыкант С. Власова: «...в основе фольклорных явлений всегда присутствует некая базовая мировоззренческая платформа (хотя она, конечно, и сама не остается неизменной, если брать большие исторические периоды), концентрирующая в себе позитивный исторический опыт, то, что принято еще называть “традицией”, “традиционной культурой”. Позитивной — это значит помогающей не просто выжить, но сохранить во всех жизненных и исторических перипетиях гармонию человека внутри себя и вовне — с обществом, природой. А через это — способствовать сбережению своего рода, народа, родины» [3, с. 4].
ДОП «Региональные особенности русского народного танца» направлена на развитие танцевальных способностей учащихся посредством обучения технике исполнения региональных русских народных танцев. Важными аспектами считает: изучение с учащимися жанров русских народных танцев по хореографической структуре и региональным особенностям, терминологии, познакомить с особенностями музыки и костюма в русском народном танце. В программе изучения - элементы русских народных танцев в соответствии с региональными особенностями Архангельской, Нижегородской, Саратовской, Владимирской, Курской, Брянской, Самарской, Волгоградской, Вологодской, Костромской, Московской и Смоленской областей.
В программе уделяется внимание истории возникновения различных форм и типов русского танца, изучается разнообразие композиционного рисунка, лексики, положений рук, характерные особенности танцев различных областей России, манере и характеру их исполнения.
Изучение народной хореографии позволяет показать, насколько глубоко понимали наши предки назначение танца, его влияние на:
- гедонистическую функцию (в физическом и эстетически окрашенном хореографическом движении человек получает физическое и эмоциональное удовольствие, радость);
- коммуникативную (объединяющая танцующих в единую художественно-творческую общность);
- преобразующую (через идейно-эстетическое воздействие, в процессе изучения эпохи возникновения);
- художественно-концептуальную (аналитическая, основанную на изучении реалий жизни);
- компенсаторную (позволяющая разрежать внутреннее напряжение (определение Морена Э.).
- воспитательную (формирующая чувства и мысли человека).
Все эти функции тесным образом перекликаются с современным описанием формирования человека в современном мире, отраженного в «матрешке» навыков XXI века – экзистенциальных, кросс-контекстных и контекстных/специализированных навыков.
В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение любого танца несет в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение. Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства — более зрелыми. Также танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Педагоги хореографии, обучая детей одному из самых любимых видов искусства - танцу, вносят свой неоценимый вклад в поликультурное воспитание. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения.
Нужно подчеркнуть, что для успешного освоения образовательной программы, реализации вышеперечисленных функций, а также развития творческих способностей учащихся важно использовать систему заданий, разработанную на весь период обучения. Особое внимание следует уделить использованию системы заданий, способствующей развитию творческих способностей учащихся на протяжении всего обучения. Эта система должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, основываться на уже изученном материале и прогрессировать от простых игровых заданий к более сложным и продолжительным, таким как импровизация, создание комбинаций движений или танцевальных этюдов в образе конкретного персонажа и т. д.
Такие задания развивают способности к импровизации, созданию танцев, более выразительному исполнению актерских задач и стремление к усовершенствованию техники танца.
Танец, как выражение духовного бытия, укорененное в мифологизированном сознании, символах традиционной культуры и этнокультурных процессах, проходит многослойную эволюцию, не имеющую окончательной точки, отражающую жизнь человеческого духа и даже обучение по отдельно взятой, упомянутой в данной статье программе способствует преобразованию, трансформации этих знаний, даже если это касается только учащихся нашей хореографической студии.
Литература
1. Афанасьева А. Б. Традиционный танцевальный фольклор современной
русской деревни (на материале Северо-Западной зоны РСФСР): дис. ...
канд. искусствоведения / А. Б. Афанасьева. — Л., 1984. — 302 с.
2. Афанасьева А. Б. Кадриль в крестьянском быту / А. Б. Афанасьева //
Народный танец. Проблемы изучения: сб. науч. тр. — СПб. : ВНИИ, 1991.
— С. 175-185.
3. Власова С. Нужен ли сегодня фольклор? / С. Власова // Литературная
Россия. — 2014. — № 24.
4. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Русский народный танец /
http://library.lgaki.info:404/2017/Заикин%20Н_Русский%20народный%20танец.pdf