Рекомендации для родителей
Лексическая тема: Перелётные птицы | |||
Словарь по теме |
|
|
|
Общие рекомендации по теме | 1. Побеседуйте с ребенком о птицах. Расскажите, что птицы – это животные, чьё тело покрыто перьями. У них есть туловище, шея, хвост, голова, на которой расположен клюв. Клювом птицы добывают пищу, строят жильё, защищаются от врагов и нападают. Нижние конечности птиц представлены ногами, а верхние – крыльями. Крылья многим птицам помогают летать, но не все птицы летают. Все птицы очень разные. Они могут отличаться друг от друга размерами, окрасом, способом питания и местом обитания. Детёныши птиц называются – птенцы и они появляются из яиц, которые откладывает птица. 2. Введите в лексикон ребёнка такие слова: части тела, перья, туловище, клюв, крылья; насекомоядные, водоплавающие, перелётные и др. 3. Также важно формировать знания о перелётных птицах. Рассказать, почему птицы улетают в тёплые края. Ребёнку рассказывают о причинах, по которым птицы улетают – им становится нечем питаться. Для насекомоядных птиц причина – это отсутствие насекомых, т.к. насекомые в холодное время года прячутся, водоплавающие – не могут находить себе пищу, т.к. водоёмы замерзают. 4. Рассмотрите картинки с перёлётными птицами. Расскажите об их условиях существования (где живут, чем питаются). Если будет возможность, посмотрите передачи о перелётных птицах. 5. Понаблюдайте за тем, как птицы готовятся к отлёту. Расскажите ребёнку о том, что путь в дальние края для птиц очень трудный и им нужно хорошо подготовиться к отлёту. 6. Потренируйтесь вместе с ребёнком составить простой рассказ о перелётной птице (пусть птицу ребёнок выберет сам). Пусть ребёнок попробует выступить в роли рассказчика. | ||
Примерные рассказы о перелётных птицах | Грач – это перелётная птица. Перья у грача чёрного цвета. Грач очень похож на ворону, но он больше по размеру. Грачи питаются на полях насекомыми. Л аист аист асточка – это перелётная птица. Она небольшая птичка. У неё вытянутое тело, узкие крылышки и узкий раздвоенный хвост. Ласточка питается насекомыми, которых ловит в полёте.Дикая утка – это перелётная птица. Это водоплавающая птица. Утки среднего размера. Окрас у уток неприметный, серо-буроватый с пятнышками. Питаются утки растениями и утка мелкими водными обитателями.Л лебедь аист ебедь – это перелётная птица. Это водоплавающая птица. Лебедь считается одной из самых красивых птиц. Это крупная птица. У лебедей белый окрас, но есть и чёрные лебеди. Питаются растениями и насекомыми, которых добывают в воде.аист А цапля ист – это перелётная птица. Они большого размера. У аиста длинные ноги. Аисты бывают чёрные и белые. Ноги и клюв у аиста красного цвета. Питаются они в основном лягушками, змеями и ящерицами, жуками.аист Ц цапля цапля ласточка аист гусь апля – это перелётная птица. Она большого размера. Цапли могут белыми или серыми. Они обитают возле водоёмов. Цапля может долгое время простоять на одном месте неподвижно. Они питаются лягушками и рыбой.Г грач лебедь усь – это перелётная птица. Это водоплавающая птица. По размеру они больше уток, но меньше лебедей. Сами они серого цвета. У них длинная шея, лапки красные с перепонками. Гуси питаются травкой на берегу. |
8. Предложите ребёнку разделить слова на слоги. Упражнение «Прохлопаем слова».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнения для развития лексико-грамматического строя речи | Упражнение «Один - много».
Упражнение «Каких птиц много на дереве?», «Каких птиц много на озере?». Примечание: ребёнок должен говорить полным предложением. Для упражнения желательно использовать наглядность.
Упражнение «Какой птицы не стало?». Примечание: для упражнения желательно использовать наглядность (картинка, на которой изображено несколько птиц).
«Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Упражнение «Скажи правильно» на использование глаголов в ед. и множ. числе.
Упражнение «Какая птица?». Подбор слов-признаков к названиям перелётных птиц.Желательно использовать картинки. Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая) Аист какой?-…(белый, большой, красивый) Грач какой?-…(чёрный, крупный) Гусь какой?-…(серый, большой) Лебедь какой?-…(белый, крупный, красивый) Утка какая?-…(пёстрая, небольшая) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнение на развитие зрительного восприятия. | Какие птицы тут спрятались? Какие из них перелётные? Раскрась грача и аиста. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика |
|