Родительская гостиная «Игры на кухне»
для родителей детей дошкольного возраста
Цель: знакомство родителей с играми и упражнениями, направленными на коррекцию речевых нарушений у детей.
Задачи:
- сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка;
- привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном, развивающем и эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками;
-предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевых процессов ребенка, в условиях семьи.
Участники: родители, воспитатель,учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Оборудование: запись звуков, подносы, крупы в стаканчиках, фасоль, кукуруза, скорлупа, пластилин, стаканы с трубочками, воздушные шарики, картон, овощи, фрукты, ведро, спички, газета, крышки от бутылок, бумажные стаканчики разных цветов, пластиковые стаканчики (белого и красного цвета), фасоль, ложки, вилки, тарелки, палочки для мороженного, яблоки, апельсины.
Ход мероприятия
1. Приветствие.
- Добрый вечер, уважаемые родители. Очень приятно видеть вас сегодня здесь. Прежде чем начать наше мероприятие, предлагаю вам немного разогреться.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки, и потрите их немножко.
- Дружно хлопните раз пять (Хлопают в ладоши) 1,2,3,4,5
- Продолжайте потирать (потирают руки)
- Мой сосед такой хороший, я пожму ему ладоши (пожимают руки с одной стороны)
- И другой сосед хороший – и ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)
- Руки вверх поднять пора (поднимают руки вверх)
- Крикнем дружное: «Ура!» (машут руками)
А теперь прошу ответить дружно на вопросы громко «да» или «нет»:
Детей вы любите, да или нет? (Да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать,
Вы хотите что-то новое узнать? (Да)
Чтобы дух занятия (мастер-класса, мероприятия) нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (Да)
Тогда вас прошу нам во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать!
Учитель-логопед: Наша сегодняшняя тема-это игры на кухне.
Жизнь современного родителя перегружена работой, бытовыми обязанностями, зачастую родителям не хватает времени заниматься с детьми. Что же делать? Как же помочь ребенку развивать речь, мелкую моторику, слуховое восприятие в домашних условиях?
Конечно, с ребенком надо разговаривать.
Теперь встает вопрос, когда же это делать?
Обычно мама, придя домой, идет на кухню готовить. А что в это время делает ребенок? Идет за мамой. Это время и можно использовать для общения с ребенком, да и различных материалов для игр на кухне более чем достаточно.
2. Основная часть.
Учитель-логопед: Сегодня я хочу показать вам игры, в которые можно играть дома.
Игры на развитие мелкой моторики
Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков.
• Горох нужно пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так.
Сухой бассейн.
• Предложите ребенку сложить из подручного материала, например, фасоли и кукурузы, знакомую цифру или букву, или рисунок по основе.
• «Рисуем палочками» (спички, зубочистки и т.д), рисование на манке.
Предложите нарисовать картину зубочистками, спичками. Можно из спичек построить дом, выложить забор, тропинку.
• Делать аппликации крупой или кусочками скорлупы на пластилине.
• Нанизывать макароны на шнурок, делая бусы для мамы.
• «Лыжные гонки». Развиваем координацию пальчиков. Устраиваем лыжные гонки. Две пробки от пластиковых бутылок–лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог. Учим стихотворение. Например:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
• «Снежки» Накопилось много газет и журналов? Можно поиграть в снежки. Мнем газетные листы в комочки и бросаем в ведро, которое стоит на расстоянии, чем дальше, тем лучше. Развиваем меткость у ребенка.
• Игры с прищепками. Упражнения с речевым сопровождением. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
• Пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями):
- катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
- катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;
- поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
- упражнение с речевым сопровождением:
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Игры на развитие дыхания
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
• Наберем в миску воду, опустим туда кораблик, шарик и т. д. Делаем вдох носом, выдыхаем ртом, не надувая щек.
• В емкость наберем воду и дуем в трубочку (Буря в стакане), затем можно усложнить задание, и предложить ребенку дуть в кисель, чем гуще кисель, тем сложнее упражнение.
• Надуть шарик.
Игры на развитие слухового восприятия
Кухня – подходящее место и для развития слухового восприятия. Слуховое восприятие - основа для развития фонематического слуха, от уровня развития которого зависит в дальнейшем во многом успешное обучение в школе вашего ребенка.
• «Слушаем звуки»
Послушай и запомни звуки: размешать сахар в чашке, хлопнуть крышкой по кастрюле, прошуршать пакетиками со специями, погреметь горохом или манкой в стеклянной банке и т. д. Ребенок отгадывает, закрыв глаза или отвернувшись.
• «Повтори» Ребенок сидит на стульчике, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивает его по стакану, можно усложнить попросить ребенка закрыть глаза. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.
Математическая игра
• «Раскладываем и пересчитываем»
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество предметов.
Игра на развитие внимания
•«Чего не стало?»
Взрослый просит ребенка запомнить все предметы на столе (6-8) и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
Игры со стаканчикаминаразвитие координации движений
Инвентарь: стаканчики (5 шт.), палочки по количеству участников, каждому в две руки.
Ребенку необходимо наперегонки собрать стаканчики друг в друга при помощи палочек. Кто больше соберет, то победил.
Игра «Собери стаканчики по цветам» на развитие внимания, межполушарного взаимодействия, крупной моторики.
Инвентарь: 10-12 одноразовых стаканчиков двух цветов.
Ребенку необходимо одновременно двумя руками собрать стаканчики один в другой в соответствии с цветом (левой рукой собирать белые стаканчики, правой рукой красные)
3. Заключительная часть.
Завершаем матер-класс изготовлением игрушки «Капитошка».